Y-3 — история сотрудничества adidas и Йоджи Ямамото

Назад в будущее: анализ 15-летней истории Y-3

В 2003 году Йоджи Ямамото и adidas запустили проект-коллаб Y-3, по недавним опросам ставший и остающийся одним из самых передовых в мире. Задолго до того, как можно было даже вообразить, что Джуну Такахаши будет поручено создать очередную коллекцию с Nike и что дизайнеры вроде Рафа Симонса и Рика Оуэнса будут работать с adidas, задолго до появления даже разговоров о повседневной спортивной одежде, уже существовал Y-3. Ямамото и adidas сформировали привычный ныне формат переплетения высокой моды и спортивной одежды.

История бренда Y-3:

Основание бренда Y-3

Ко времени, когда Ямамото связался с adidas, его именная марка существовала уже 30 лет, а сам он давно превратился в легенду авангардной моды. По признанию самого Ямамото, его энтузиазм к моде стал угасать.

Как заявил он i-D в 2016 году: «Мода стала скучной. Мне казалось, я слишком отстранился от улицы. Я больше не видел людей, носящих мою одежду, и от это почувствовал себя одиноко. В то время нью-йоркские бизнесмены начали ходить на работу в костюмах и кроссовках. Мне это странное сочетание показалось удивительно зачаровывающим и поразительным явлением».

 

Образы из первой коллекции Y-3 весна-лето 2003 года
Образы из первой коллекции Y-3 весна-лето 2003 года

Но adidas был не единственным брендом, который приглянулся увлекшемуся спортивной одеждой Ямамото.

В своей беседе с Style.com (ныне Vogue Runway) в 2015-ом он сказал: «Я позвонил Nike. Они дали мне очень правильный ответ: «Спасибо, мистер Ямамото, но мы не собираемся заниматься высокой модой, нас интересует только спортивная одежда».

Тогда Ямамото обратился в adidas.

«Поначалу мы хотели позаимствовать у adidas несколько «полосатых» костюмов для моей коллекции осень-зима 2000-2001 годов, – поделился с Interview Magazine Ямамото в 2013 году. – В Японии эти «три полоски» были повсюду, а молодёжь не снимала их, даже когда ложилась спать».

В отличие от Nike, adidas незамедлительно ответили согласием. В те времена сотрудничество подобного рода было шоком для индустрии.

«Большую часть своей продолжительной и впечатляющей карьеры Йоджи Ямамото посвятил авангардному дизайну, став влиятельным, почитаемым и уважаемым его представителем, – написал Vogue после дебютной коллекции Y-3 . — При этом он никогда не имел большого коммерческого успеха».

«Я позвонил Nike. Они дали мне очень правильный ответ: «Спасибо, мистер Ямамото, но мы не собираемся заниматься высокой модой, нас интересует только спортивная одежда»

Образы из коллекции Y-3 осень-зима 2003 года
Образы из коллекции Y-3 осень-зима 2003 года

Первые коллекции adidas Y-3

adidas пришлось рискнуть. Однако, первые впечатления от коллекции оказались чрезвычайно положительными. На подиуме было представлено свыше 60 образов, олицетворяющих творческую интерпретацию Ямамото «полосатого» бренда.

Оверсайз-модели штанов и толстовок с капюшоном, парашютные костюмы, мантии и блейзеры были щедро усыпаны заветными полосками и новым логотипом Y-3. Типичная для Йоджи палитра из чёрного, белого и тёмно-синего цветов прекрасно сглаживала дерзость спортивного бренда. А когда яркие цветастые принты наряду с полосками оказались на шортах, пиджаках и платьях, кажущийся до этого хаос сыграл только на руку.

Вторая коллекция бренда сезона осень-зима 2003 года стала ещё увереннее. Мастерство Ямамото сочетать объём и пропорции нашли идеальное применение в типичных для холодного времени года парках и шарфах. Вопреки всем рациональным аргументам, сотрудничество Йоджи и adidas оказалось на удивление гармоничным.

Как объяснил директор дизайна обуви Y-3: «Есть определённое напряжение между Йоджи и adidas. Если будет слишком много adidas, ничего толкового не получится. Если будет слишком много Йоджи, то результат уже не отличается от его собственного бренда. Но когда две, казалось бы, несопоставимые вещи сплетаются воедино, рождается нечто новое».

С самого начала их взаимодействия Ямамото привлекало и подпитывало создание вещей в условиях неких свободных рамок, заданных спортивным гигантом:

«В то время мне поднадоело делать модную одежду. Но этот коллаб получился хоть и спортивным, но при этом элегантным. Было сложно, трудозатратно, но это и вдохновляло».

Образы из коллекции Y-3 осень-зима 2007 года
Образы из коллекции Y-3 осень-зима 2007 года

Коммерческий успех Y-3

К середине десятилетия Y-3 уверенно встал на ноги: продажи росли, а любовь Ямамото к театрализованным показам обеспечивала пристальное внимание публики от сезона к сезону. Коллекция осень-зима 2007 года, охарактеризованная легендарным модным автором Тимом Блэнксом как «нарастающая изысканность», была презентована на баскетбольной площадке Хантер Колледжа Нью-Йорка.

Коллекция стала иллюстрацией высот, которых способен достичь Y-3. Шарм и кич спортивных элементов, сочетаемых с почти мультяшной мягкостью повседневных моделей, мирно сосуществовали на вязанных костюмах и нейлоновых парках. За мотокуртками из потёртой кожи следовали гротескные рифлёные водолазки, идеального кроя бушлаты и толстовки с рукавами на резинке. С коммерческой точки зрения, коллекция стала своего рода Дэвид Бекхэмом индустрии моды, не лишённой, однако, классических черт работ Йоджи. Так, в коллекции присутствовал полосатый саронг в сопровождении зелёной военной жилетки, полосатые штаны ядовито-розового цвета и двубортные пиджаки.

Год спустя, в 2008-ом, Y-3 открыл свой первый магазин в Вест-Виллидж в Нью-Йорке. Яркий и восторженный отзыв New York Times на этот магазин вторил необычной понятности коллаба.

По словам Майка Альбо: «Собственная линейка одежды Йоджи Ямамото создавала ощущение, что ты слишком глуп, чтобы понять её. Но сотрудничество в рамках Y-3 задаёт дизайнеру здоровые рамки, обеспечивающие в итоге привлекательность для более широкой публики».

Даже сам Ямамото заявляет, что созданные adidas ограничения дали толчок его креативности. Так, в 2013 году он сказал:

«Если мне говорят «Йоджи, ты свободен, делай, что хочешь», я оказываюсь в ступоре».

Первая версия кроссовок Y-3, коллекция осень-зима 2013 года
Первая версия кроссовок Y-3, коллекция осень-зима 2013 года

 

Но не все сезоны Y-3 были удостоены тёплого приёма. «Необходимость доработки» стал главным критическим рефреном, время от времени сопровождающим неудачные коллекции, вышедшие за рамки оригинальной эстетики проекта. Ранние коллекции, в самом худшем своём исполнении, находились под слишком большим влиянием «нулевых», демонстрируя излишество, нежели здоровую ограниченность. Коллекция весны 2011 года совершенно ленивым образом использовала почти театральные рок-н-ролльные мотивы, забыв о спортивном шарме adidas. А ведь, как уже было сказано, сильная сторона Y-3 – это равновесие обеих сторон.

Несмотря на вполне справедливую критику, – проект Йоджи Ямамото вряд ли придётся по вкусу всем и каждому, – коммерческую успешность бренда невозможно отрицать.

Как написал Vogue в рамках рецензии на коллекцию Y-3 осень-зима 2017 года: «Само собой, бросается в глаза отточенная Y-3 формула, используемая ныне adidas и другими спортивными марками – скрестить известный во всём мире бренд с брендом, который на слуху только у модной публики. В итоге мы имеем бренд, одной ногой стоящий в мире высокой моды, а второй – на доступной и знакомой для всех территории спортивной одежды».

Кроссовки Y-3

Помимо повсеместности adidas своим успехом бренд обязан ещё одной вещи – кроссовкам. Y-3 выпустил множество кроссовок, как целиком оригинальных, так и вариаций классических фасонов adidas. Как выразился один автор, бренд не создал рынок дизайнерских кроссовок, но определённо стал его катализатором. Восхождение Y-3 удачно совпало с неумолимой экспансией культуры кроссовок. Обувь стала пропуском в мир Y-3 для людей, прежде никогда не слыхавших про Йоджи.

«Если мне говорят «Йоджи, ты свободен, делай, что хочешь», я оказываюсь в ступоре»

Даже в условиях, когда собственный бренд Ямамото переживал нелёгкие времена в период мирового экономического кризиса поздних 2000-х, Y-3 стойко перенёс финансовые удары, в первую очередь благодаря спросу на их дорогие кроссовки. В 2013 году, спустя 10 лет с момента своего появления, Y-3 выпустил ставшие самыми популярными и желанными кроссовки Qasa, впоследствии перевыпущенные в нескольких вариациях. Сотрудничество Ямамото и adidas началось с кроссовок и от них же будет зависеть его дальнейший успех.

Футуризм, минимализм и технологии

И хотя история бренда довольно короткая, а самому Ямамото уже далеко за 70, Y-3 продолжает движение вперёд. Эстетика бренда всегда отличалась футуристическими нотками. А в 2016 году он получил заказ на создание пилотных костюмов для Virgin Galactic. Так футуризм прошёл испытание практикой (Ямамото даже шутил, что для космоса он не годится, потому что там нельзя курить). В своей рецензии на первый американский магазин Y-3 New York Times отметили пару золотых кроссовок, «как будто созданных для прогулок на Марсе». Кто знает, быть может, в ближайшем будущем это станет реальностью.

https://www.youtube.com/watch?v=yGi1qz1zWrw

Второй десяток лет Y-3 оказался куда сильнее предыдущего. В 2012 году бренд поразил британскую публику тем, что не пришло в голову даже самим британцам: очевидным, но при этом изящным сочетанием «шотландки» и спорта.

В коллекции осень-зима 2015 года Y-3 презентовал один из самых утончённых и роскошных подходов к военной тематике, ставшей для многих брендов проходным местом последних лет. Парад богатых, однотонных пилотных костюмов и курток с минималистичной маркировкой, приправленной крупной вязкой и лёгкими незамысловатыми камуфляжными паттернами, явно навевали образы недалёкого будущего, в котором принадлежность того или иного человека к какому-либо классу ещё теснее связана с его внешним видом. Если собирательным образом сезона осень-зима 2015-го стал стильный поработитель, то коллекция весна-лето 2017 года оказалась триумфальным воспеванием молодёжного сопротивления, в равной степени готового как к погрому, так и к тусовке. Ямамото занимает мысль, с чем придётся столкнуться потребителям через 10-20 лет, и как они могут выглядеть максимально стильно на полях боевых действий.

Невнимательным читателям может показаться дурновкусием восхваление постоянства бренда и дизайнера, столь открытых к экспериментам и капризам творческого гения. И хотя каждая коллекция поражает разнообразием фасонов из необычных материалов с уникальными паттернами и деталями, почерк Ямамото никуда не делся. И первая, и последняя коллекции включают в себя комбинезоны (что несвойственно для adidas), парашютные костюмы и оверсайз-шорты. Готовность дуэта к чему-то новому оградили бренд от ловушки мимолётных трендов, дав каждой коллекции ощущение новизны и вместе с тем знакомого комфорта.

 

Возраст Ямамото провоцирует множество вопросов относительно его будущего в индустрии моды. Однако сам дизайнер никоим образом не демонстрирует желания сбавить обороты в своей работе и сотрудничестве с adidas. И вовсе не наивно полагать, что японский корифей ещё не раз нас удивит. Его сотрудничество со спортивным гигантом дало индустрии моды впечатляющий толчок, остановить который будет трудно. Как сказал сам Ямамото: «Смотря глазами в прошлое, спиной вперёд я иду в будущее». И кажется, что помешать этому движению может только сам мистер Ямамото.

Источник: Grailed.com

МЫ В СОЦСЕТЯХ