Кико Костадинов - переработка предназначения Mackintosh
Чудо Mackintosh – Кико Костадинов. Переработка незаметного предназначения

Чудо Mackintosh – Кико Костадинов. Переработка незаметного предназначения

Получив задание переродить столь авторитетную марку, что ее наиболее популярный предмет гардероба носит ее название, Кико Костадинов смог оправдать всеобщие ожидания. Теперь, будучи дизайнером премиальной линии Mackintosh 0001- 0004, он предлагает новое понимание простоты.

В первый же год после выпуска из Колледжа искусств и дизайна одежды имени Святого Мартина 27-летний болгарский дизайнер Кико Костадинов в ускоренном темпе использовал традиционные каналы по созданию собственной марки. Пропустив этап начальных лет становления и развития, он сразу же был поддержан престижной лондонской платформой для начинающих дизайнеров NEWGEN Menswear. Отвергая дизайнерское противостояние между эссенциализмом и украшением, его структурно-экспрессионистский подход напоминает Центр Помпиду Ричарда Роджерса и Рензо Пьяно – разрастающееся строение из стали с обнаженными внутренностями, выставленными напоказ. Это торжество высоких технологий, которое в качестве главного метода работы использует инверсию. С показом внутренней структуры изделия раскрывается его функция – а также его скрытая изящность. Кико Костадинов встретился с Эдвардом Падингтоном в Лондоне для того, чтобы поговорить о парадигмах построения собственного языка дизайна, обучаясь этому на собственной практике.

Ты говорил, что источником вдохновения для коллекций Mackintosh 0001 и 0002 было арте повера («бедное искусство»). Почему арте повера?

Причина, по которой я пытался создать для Mackintosh историю, используя отсылки к арте повера, заключается в том, что меня всегда привлекало это движение – как в моей собственной работе, так и потому, что я всё ещё находился в поиске отличительных черт своего творчества. Работа для Mackintosh мне показалась отличной возможностью исследовать вещи и художников, которые мне очень нравились. Позаимствовать оттуда некоторые принципы путем повторения материалов и используя более промышленный, а не какой-то цифровой или технологический подход. Подобные неровности всегда были для меня весьма интересны, поэтому мы попытались структурировать коллекции, основываясь на материалы. В рамках первой коллекции 0001 использовалась резина, которую я считаю материей Mackintosh. Они являются создателями синтеза резины и хлопка, и они разрабатывали и совершенствовали его на протяжении многих поколений. Также была задействована резиновая лента, которую используют в тесьме манжет для того, чтобы вещь сохраняла свою форму при ветреной погоде. Суть была в том, чтобы применить подобные детали, перенеся их на изделие и разместив определенным образом. Это не просто украшение или визуальная отсылка. Я должен убедиться, что для этого есть логические основания – я делаю резиновые вставки не просто для украшения.

Ты раскрываешь структуру.

Да, раскрываю структуру, подчеркивая ее. Чтобы сделать заднюю часть рукава или заднюю часть вещи крепче и устойчивее.

Похоже, суть арте повера заключается в том, чтобы действовать без ограничения традиционных методов и материалов. Мне кажется, всё это связано с важной ролью конструкции и производственных процессов в твоем дизайне. Ты можешь подробнее рассказать об этих процессах?

Мне кажется, всё это началось с помощи отцу после переезда в Лондон. Я всегда помогал ему со строительством, чтобы заработать побольше денег. Я проводил много времени с ним и его командой. Так я научился создавать и строить пространства, поэтому вполне естественно, что я обратился к сырьевым материалам и использовал в своей работе именно их. Там же я научился ответственному отношению к работе. Было четкое «Так, сегодня нам нужно сделать вот это» – мы не бездельничали. Это не было творческой работой, но она была конструктивной, с точными планами и сроками.

КИКО КОСТАДИНОВ интервью для SSENSE перевод Молодежный Центр

Также сейчас много говорят об «утилитарности» – это термин, которым слишком часто разбрасываются, из-за чего его смысл несколько теряется.

Это просто большой тренд, которому все следуют. Множество самопровозглашенных дизайнеров используют в своей работе «промышленные элементы», и поэтому это становится чем-то очень поверхностным. Однако можно вспомнить и таких дизайнеров, как Эррольсон [Хью], основатель бренда Acronym. Они очень хороши в своем деле, потому что их одежда выполняет определенную функцию – помогает оставаться сухим или улучшить показатели при езде на велосипеде или беге. Мои вещи в первую очередь относятся к моде. Я не опираюсь на производительность. Единственные производственные характеристики, которые меня волнуют, относятся к тому, что при носке этих вещей я думаю: «Что я ношу с собой большую часть времени? Для этого мне нужен карман, или пространство должно быть глубже, или здесь необходимо свободное место, куда поместится телефон». Это больше относится к повседневным функциям. Я стараюсь работать с кроем и конструкцией, в которых люди не будут сомневаться.

КИКО КОСТАДИНОВ интервью для SSENSE
Кико Костадинов одет в футболку Mackintosh 0001 и брюки Mackintosh 0001.

«СУТЬ В ТОМ, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ЧТО-ТО, НАДЕЛИВ ЭТО НЕЗАМЕТНОЙ ФУНКЦИЕЙ…»

Как и многие дизайнеры, которых ты называешь своими ориентирами, например, Йоджи Ямамото и Джун Такахаши, ты делаешь ставку на неуловимые, едва заметные отличия.

Как часто ты покупаешь что-то и открываешь для себя новое предназначение этой вещи только через неделю или даже через две? Мне кажется, такой вид покупок исчезает. Суть в том, чтобы создать что-то, наделив это незаметной функцией, потому что моя работа идет вразрез с тем, что я называю «плоским дизайном» – это цифровой процесс, в рамках которого ты отсылаешь образец, и потом он к тебе возвращается – что в наше время происходит довольно часто. Я стараюсь найти время на то, чтобы глубже подойти к выбору материалов и самого изделия.

Мне кажется, что то, каким видят меня и мою работу, во многом продиктовано тем, что я делал в Stüssy. Многие ожидали, что я буду продвигаться в этом графическом направлении. Но это не то, что мне нравится, и не то, чем мне хотелось бы заниматься. Поэтому то, что я делал далее, было по большей части попыткой вырваться из того стиля и попытаться найти собственный язык дизайна для своей линии. Mackintosh помогает мне развить его.

Слышал, у тебя огромная коллекция вещей да еще и архив.

У меня слишком много одежды. На следующей неделе я как раз впервые буду искать помещение под аренду.

Гардероб переполнен?

Да, моими собственными коллекциями и двумя коллекциями Mackintosh. А еще у меня есть огромный архив вещей известных дизайнеров и много одежды в рабочем и военном стиле. Ну, и другие странные вещи.

Когда ты начал коллекционировать одежду?

Может, пять-шесть лет назад. Ее довольно много накопилось.

И она задает направление тому, что создаешь ты?

Больше напоминает мне о том, что уже было кем-то создано, что уже существует, чтобы я этого не делал. Я считаю, что если мне кажется, что подобные брюки уже есть в моем гардеробе, возможно, нам их делать не стоит. Моя работа сейчас заключается не в том, чтобы заново сделать вещи, которые мне нравятся, а в том, чтобы создать одежду, которая сможет висеть рядом с этими вещами и составлять им конкуренцию.

КИКО КОСТАДИНОВ в интервью для SSENSE
Кико Костадинов одет в пиджак Mackintosh 0001.

Ты многому научился благодаря тому, что рос в Болгарии?

На самом деле из детства в Болгарии я мало что извлек. Я переехал [в Лондон], когда мне было около 15. Я совершенно не хотел здесь оставаться – хотелось вернуться домой и веселиться с друзьями, и чтобы родители отсюда отправляли мне деньги. Но всё вышло совсем не так, как я планировал. Я занимался каким-то базовым IT и как-то понял, что не хочу всю жизнь провести за компьютером, что, как ни иронично, я сейчас и делаю. В Болгарии я много играл в футбол, поэтому дядя присылал мне в Лондон новые комплекты Umbro с Lillywhites. Если ты носил Umbro или Nike, ты сразу считался крутым. Но проведя детство в Болгарии, я совсем не был подвержен влиянию этой культуры и искусства.

Но ведь это необязательно что-то плохое, так ведь? Иногда знания могут ограничивать.

Да. Думаю, благодаря этому я научился всему сам. Нужно гораздо больше напористости для того, чтобы делать что-то свое.

Твой отец занимался строительством, а мать работала уборщицей, верно?

Да, но теперь она работает на меня.

КИКО КОСТАДИНОВ интервью для SSENSE в плаще Mackintosh 0001
Кико Костадинов одет в плащ Mackintosh 0001.

Серьезно?

Она управляет моей студией. Она – тот человек, которому я полностью доверяю, и я хотел, чтобы она чаще была рядом. Мой лекальщик со времен учебы тоже работает на нас как фрилансер – ему около 70 лет.

Стареющая рабочая сила.

В 80-е он участвовал в создании первых пяти коллекций Vivienne Westwood. Он также работал с Малкольмом Маклареном – он разрабатывает образцы и шьет одежду с 17 лет. Он работал в 60-х, 70-х, 80-х – он через всё это сам прошел. Это человек старой закалки. Прелесть работы с ним и моей мамой в том, что они просто выполняют свою работу. У них нет раздутого самомнения. Однажды Рик Оуэнс очень интересно высказался по поводу того, почему у него нет стажеров – он хочет работать с людьми, которые знают своё дело.

Что тебя больше всего радует в работе с брендом с таким богатым наследием?

Мне нравится, что он построен вокруг продукта, который необходим для определенной цели. А еще меня поражает уровень производства. Когда мы пришли посмотреть на коллекцию, я был настроен весьма скептически, но подержав в руках вещи машинного производства и этот прорезиненный материал, я подумал: «С этим я определенно готов работать». Я увидел их потенциал и желание расширяться. До этого в качестве креативного директора бренда у них не было никого, похожего на меня. По сути, в прошлом они были лишь производителем. Они всё еще занимаются производством продукции для люксовых брендов, но теперь у них есть отличная возможность уделить больше внимания Mackintosh. Я хочу убедиться, что, оглядываясь назад, об этом будут говорить так же, как о Hermès или Margiela: «Вау, таким образом он действительно отвечал за дизайн, уважая при этом сам бренд».

Итальянский философ Стефано Бонага называл парадокс между творчеством и организационным процессом «жесточайшим, но необходимым конфликтом» – как ты находишь в этом баланс?

Моя собственная марка и Mackintosh находятся на одном уровне развития, поэтому мы перенимаем опыт друг друга. Даже учреждение компании, открытие счета – нужно сделать все эти мелкие вещи для того, чтобы иметь структуру. Я думаю, нужно пытаться вовлечь часть креативного процесса в структуру или правильно структурировать свои идеи. Это сложно. Но цель заключается в том, чтобы выстроить структуру, чтобы в дальнейшем у тебя была возможность быть более креативным.

Дата выхода интервью — сентябрь 2017

Источник: Ssense.com

 

Сегодня Кико Костадинов продолжает работать над премиальной линией для Mackintosh, выпустив также коллекции Mackintosh 0003, 0004.

МЫ В СОЦСЕТЯХ