«Драйв», фильм Николаса Виндинга Рефна, выпущенный в 2011 году, выглядит как кинематографическая версия чиллвейв-ремикса на какую-нибудь синти-поп песню из 80-х. Каждый аспект картины разбирает тропы и клише халтурных фильмов 80-х и наполняет их аурой созерцательного мастерства. Это также относится к розовым неоновым вывескам, эмбиент-саундтреку, тюнингованным ретро-автомобилям и знакомым стереотипам о мафии. Но нас, конечно, больше интересует одежда.

Образ Райана Гослинга в роли водителя полон винтажа, вплоть до его бомбера и перчаток. Но вместо яркой цветовой палитры, которую можно было бы ожидать от реального спидстера 70-х или 80-х, образ «Водителя» Гослинга представляет собой обновленный, модный взгляд на внешний вид гонщика, связанного с мафией.

Знаменитая куртка Гослинга в фильме "Драйв"

Знаменитая куртка Гослинга в фильме «Драйв»

Культовый образ, который создала Эрин Бенач, художник по костюмам, сразу же отсылает нас к эстетике конца 70-х – начала 80-х годов и в то же время пробуждает гораздо более глубокую ностальгию, добавляя отголоски других эпох, позволяющие создать вневременной образ.

Самой известной деталью гардероба из фильма стала белая атласная куртка с золотым скорпионом, вышитым на спине, которую носит герой Гослинга. Бенач с самого начала знала, что куртка станет важным элементом фильма, и поэтому ставила перед собой задачу создать нечто культовое. «Я прочитала сценарий и поняла, что нам нужно что-то знаковое – то, на что людям не надоест смотреть на протяжении всего фильма. Водитель [герой фильма] нечасто меняет одежду – наш фильм не об этом. Этот персонаж – это больше супергерой, чем человек. Но с другой стороны, мы хотели, чтобы люди считали его реальным человеком для того, чтобы они могли больше к нему привязаться», – сказала она в интервью GQ.

Хотя эта куртка ассоциируется с винтажным панковым образом, на самом деле ее дизайн был навеян корейскими и японскими сувенирными куртками послевоенного времени. Так получилось, что в то время Гослинг часто ходил в таком бомбере, который и запомнился Бенач. Куртка, которую он носил, была «в стиле 50-х и выглядела мешковатой». Бенач решила разработать свою интерпретацию этого бомбера, объединив различные модели из разных эпох, чтобы с точностью передать тот вид, который она себе представляла. За эту задачу отвечал Ричард Лим из High Society Tailors в Лос-Анджелесе, который в конечном итоге выпустил для фильма 27 одинаковых бомберов. «Нам казалось, что образ Водителя был очень аккуратным и рациональным, и мы не хотели, чтобы у него была какая-то слишком свободная одежда. Поэтому мы создавали каждую часть куртки отдельно, постепенно собирая ее воедино. Мы знали, что воротник должен подниматься, а вокруг запястий и пояса должна быть стопроцентная шерсть, а не эластичный нейлон. Нам хотелось, чтобы каждый элемент был идеален. Мы создали где-то 15-20 версий этой куртки, прежде чем всё получилось, как нужно. Мы переделывали ее до самого последнего момента – куртка была готова только где-то за час до съемок», – сказала Бенач изданию Grantland.

драйв 2011 Потертая хенли, первоначальный дизайн которой восходит к 1940-м годам

Потертая хенли, первоначальный дизайн которой восходит к 1940-м годам

В своих интервью Рефн называл множество источников вдохновения, на которые опирались при создании дизайна куртки, что обеспечило более глубокое понимание подхода Бенач. Так, вдохновением послужил экспериментальный фильм Кеннета Энгера «Восход Скорпиона» (1963), касающийся байкерской культуры, а также песня KISS «I Was Made For Loving You». Влияние KISS заключается исключительно в атмосфере песни – Рефн по какой-то причине счел, что этот трек перекликается с бомбером. «У Водителя должна была быть атласная куртка, похожая на его броню, и я думаю, что изображение скорпиона дает некое ощущение защиты. И почему-то мне кажется, что эта куртка прекрасно подходит к песне KISS. Я даже не могу объяснить, почему», – сказал Рефн в интервью Highsnobiety.

Помимо атмосферности у этой куртки также есть глубокий культурный и исторический смысл, который Рефн с Бенач попытались учесть. Эта разновидность бомберов, которая формально называется сувенирной курткой или «сукадзян», впервые появилась в Америке благодаря солдатам, вернувшимся домой после Тихоокеанского театра военных действий Второй Мировой войны. Куртки с вышитой цветущей вишней, тиграми и другими популярными японскими мотивами были в прямом смысле «сувениром» для солдат союзных войск. В 60-е годы в Японии вместе с американским стилем в одежде, получившим распространение после окончания американской оккупации 50-х, также набирали популярность и куртки сукадзян, выступающие символом контркультуры, сопротивляющейся западному влиянию. Когда армия США вернулась в Восточную Азию из-за корейского и вьетнамского конфликтов, курток сукадзян стало еще больше, и многие из них отправились домой вместе с американскими войсками. В 1975 году, после окончания войны во Вьетнаме, в США вернулись последние сувенирные куртки, включив в эстетику стиля отчетливую атмосферу 70-х – также, как это делается в фильме.

Винтажные солнцезащитные очки-авиаторы в черепаховой оправе, кожаные водительские перчатки Gaspar драйв 2011

Винтажные солнцезащитные очки-авиаторы в черепаховой оправе, кожаные водительские перчатки Gaspar

Хотя понятно, что звездой этого шоу является куртка, остальные детали образа Водителя имеют аналогичный стиль, относящийся к периоду 70-х и 80-х годов и вызывающий общее чувство ностальгии. Начиная от черепаховых авиаторов Ray Ban и заканчивая винтажными хлопчатобумажными хинли и кожаными перчатками, весь образ Гослинга избегает чувства покоя.

Ботинки Stacy Adams этот стиль только поддерживают. Хотя обувь Stacy Adams появилась еще в 1875 году и до сих пор пользуется успехом, пика в поп-культуре она достигла в конце 70-х – начале 80-х годов. Том Уэйтс упомянул бренд в своем альбоме «Nighthawks at the Diner», вышедшем в 1976 году, а Morris Day and the Time – в своем хите «The Walk» 1982 года.

Кожаные водительские перчатки, которые Гослинг носит в фильме, были выбраны по той же причине. Они были разработаны Gaspar, компанией из Лос-Анджелеса, известной тем, что ее перчатки согревали руки самой легендарной поп-звезды в истории: Майкла Джексона. Дороти Гаспар – производительница перчаток в третьем поколении. Эмигрировав из Венгрии, в 1985 году она открыла магазин перчаток в Голливуде и с тех пор обзавелась обширным списком знаменитых покупателей. Дизайн перчаток, использованных в «Драйве», был основан на модели, ставшей знаменитой благодаря иконе кинематографа, Стиву Маккуину. Здесь мы снова видим переплетение стиля 80-х и общей атмосферы ностальгии. И если Джексон играл важную роль в 80-х, то Маккуин остается вечным символом «мужественных» фильмов. «Меня очень вдохновлял Стив Маккуин. Он был водителем, а также культовым и очень сексуальным мужчиной. И на фотографиях, на которые я натыкалась во время своих поисков, он часто был в подобных перчатках с отверстиями на костяшках», – говорит Бенач.

Слева направо: мужская коллекция Valentino Весна/Лето 2016, мужская коллекция Louis Vuitton Весна/Лето 2016 и мужская коллекция Gucci Осень 2016

Слева направо: мужская коллекция Valentino Весна/Лето 2016, мужская коллекция Louis Vuitton Весна/Лето 2016 и мужская коллекция Gucci Осень 2016

Сразу после выхода «Драйва» специфичный стиль Водителя получил широкое распространение, несомненно, во многом благодаря образу Гослинга. В частности, большую популярность получила сувенирная куртка: свои вариации бомбера представили Louis Vuitton, Gucci и Valentino. Однако нельзя считать, что это полностью заслуга фильма. Несмотря на то, что по меркам инди-кино фильм оказался успешным, собрав 78 миллионов долларов с бюджетом в 15 миллионов, его нельзя было назвать культурным феноменом. Справедливее будет сказать, что в мужской одежде вечная ностальгия всегда пользуется популярностью, и то, что привело Рефна и Бенач к их дизайнерским решениям, в такой же степени оказало влияние и на дизайнеров.

Тем не менее, тренд на сувенирные куртки поддерживается немалым количеством покупателей, некоторые из которых даже стремятся купить точную копию куртки Гослинга из фильма. В 2014 году блог The Hundreds включил «Драйв» в список «10 фильмов, которые повлияли на современную уличную моду». В самом деле, свои варианты куртки, похожей на ту, что появилась в фильме, предложило множество брендов: Schott NYC, Saint Laurent, Our Legacy, Haider Ackermann и Paul Smith. К 2016 году одежда, вдохновленная эстетикой японской культуры, продавалась в каждом сегменте рынка мужской одежды, начиная от PacSun и заканчивая Valentino, и похожие куртки появились в магазинах по всей стране.

Насколько это заслуга «Драйва», точно неизвестно. Ясно однако то, что Рефну, Бенач и Гослингу удалось создать вневременной образ, который будет продолжать находить отклик в мире мужской моды еще долгие годы. Не случайно придумать более культовую деталь костюма, чем атласная белая куртка, так сложно.

«Драйв» 2011

Источник: Grailed.com