Если вы интересуетесь модой – будь то высокая мода, классическая мужская одежда или стритвир – то вы, несомненно, знакомы с концепцией о том, что всё циклично. Бренды неизбежно возвращаются к тому, что когда-то было успешным, а некоторые вещи и вовсе долгие годы остаются неизменными и повсеместно распространенными. В мире обуви – в частности кроссовок – изменения протекают еще медленнее, иногда продвигаясь буквально с черепашьей скоростью. Чашеобразные подошвы доминировали в индустрии десятилетиями, а подошвам из вулканизированной резины, предложенным Vans и Converse, отдавалось предпочтение более 50 лет. Но время от времени компании предлагают совершенно новые технологии. Чаще всего с точки зрения культурной ценности такие новшества остаются незамеченными, но иногда новаторские разработки, нацеленные на конкретные результаты, переворачивают индустрию с ног на голову и коренным образом изменяют дальнейший путь развития кроссовок. История технологии adidas Boost

После 1987 года, когда технология видимого воздуха в подошве Air Max совершила революцию в системе амортизации, другие производители кроссовок начали пытаться догнать Nike в области инноваций. В начале 2010-х конкуренты Nike пытались соперничать уже с недавно введенной технологией Flyknit. Однако в последние годы стритвир- и сникерхед комьюнити стало свидетелями изменений в гонке гигантов: теперь ситуацию кардинально меняли не Nike, а adidas, внедряя свою новую технологию амортизации Boost. Белые вспененные промежуточные подошвы теперь широко представлены на полках как премиум-ритейлеров, так и в бутиках стритвира, не говоря уже о спортивных магазинах. Как и большинство других культурно значимых кроссовок, корни разработки Boost восходят не к повседневным, а к спортивным кроссовкам.

Несмотря на то, что технология была выпущена adidas в 2013 году, свое начало Boost берет в 2007, в компании, которая называется совсем не adidas. Технология Boost была разработана крупнейшим производителем химической продукции, Badische Anilin & Soda-Fabrik (BASF). Изначально технология имела вид небольших белых гранул, которые компания назвала «энергосберегающими капсулами». Несмотря на впечатляющую амортизацию и высвобождающие энергию свойства, BASF не могли найти этой технологии практическое применение. Тогда в компании поняли, что отдельные гранулы можно слить вместе с помощью пара и получить более масштабные блоки с энергоотдачей. «Энергоотдача» – это модное словечко, часто используемое при описании обуви для бега, поэтому неудивительно, что BASF решили предложить технологию соотечественной немецкой компании adidas.

Среди элементов презентации было представлено то, что станет одной из самых важных вещей, когда-либо созданных с учетом технологии Boost: мяч. Белая сфера позволила BASF продемонстрировать возможности свойства энергоотдачи – ее прыгучесть, если говорить не особо научными терминами. Свойства продукта BASF превосходили стандартный этилвинилацетат (ЭВА), который долгое время использовался в производстве профессиональных кроссовок для бега, и, как поведал GQ директор adidas Global Running, Маттиас Эм, технология подтолкнула команду дизайнеров adidas к пониманию того, что «с этим материалом они смогут произвести революцию в беговой индустрии».

Находясь под глубоким впечатлением, немецкий производитель спортивной одежды подписал договор об исключительной лицензии с BASF на производство промежуточных подошв с использованием этой технологии. Сразу после того, как юридические формальности были улажены, в adidas быстро придумали, как усовершенствовать технологию, и к 2012 году бренд начал испытывать прототипы того, что позже станет Energy Boost.

adidas Pure Boost (2014) история adidas Boost

adidas Pure Boost (2014)

Несмотря на то, что большая часть внимания и славы Boost пришлась на использовании этой технологии в Ultra Boost, впервые adidas использовали ее в 2013 году, выпустив Energy Boost. Кроссовки Energy Boost определенно были предназначены для бега, но во время релиза модели и технологии на мероприятии в Нью-Йорке adidas сделали довольно смелое заявление: технология Boost будет использоваться при создании всего ассортимента продукции, начиная от кроссовок для бега и баскетбола до обуви для гольфа и повседневной носки.

И хотя вы, возможно, в 2013-2014 годах о Boost не слышали, но в индустрии технология постепенно пробивала себе дорогу; тем не менее, нельзя сказать, что ее распространенность достигала исполинских размеров. Первое большое событие для Boost в сегменте обуви для профессиональных спортсменов состоялось в сентябре 2014 года, когда Деннис Киметто пробежал Берлинский марафон в кроссовках adizero Adios Boost и пересек финишную черту, установив новый мировой рекорд – 2:02:57. Между тем применение технологии вышло за пределы сферы беговых кроссовок. Миру моды технология adidas Boost была представлена в рамках Y-3. В обуви из других спортивных сегментов – например, баскетбола – тоже начали применять упругий материал.

Хотя возможно, за изменение хода истории бренда (и самой технологии) ответственен вышеупомянутый мяч Boost, использованный BASF для презентации технологии adidas, серьезную основу для того, чтобы технология Boost зажгла индустрию, заложил выпуск Pure Boost в 2014 году. Кроссовки Pure Boost, как и Energy Boost до них, были профессиональными кроссовками, но теперь с оговоркой на то, что это был результат коллаборации дизайнеров Sport Performance, Originals и Y-3. Это означало, что, несмотря на то, что кроссовки выпускались в линейке adidas, а не более повседневной коллекции Originals, они по-прежнему обладали характеристиками, свойственными обуви Y-3, благодаря чему создание такого кроссовера и стало возможным. Но большим прорывом в Pure Boost было то, что промежуточная подошва кроссовок была полностью выполнена из фирменного материала Boost.

Pure Boost общепризнанно считаются одними из лучших кроссовок того года, при этом издание Complex ключевыми компонентами их привлекательности назвало их доступность в цене и наличии. Последнее относится к отсутствию большого ажиотажа вокруг adidas Boost в те времена: за релизами Pure Boost не собирались огромные очереди, и технология еще не оказывала большое влияние ни на работу adidas, ни на прибыль компании.

Однако косвенно благодаря Pure Boost произошло два важных события. Первым и, вероятно, самым важным было то, что эти кроссовки сыграли решающую роль в способности бренда извлечь выгоду из того, что Канье Уэст был амбассадором и коллаборатором бренда. Говорят, что непостоянный, но чрезвычайно влиятельный продюсер-тире-рэпер примерил Pure Boost и тут же был сражен наповал их удобством – так благодаря Pure Boost он в конечном счете настоял на включении технологии в свою коллекцию Yeezy. Он часто выступал в качестве рекламного щита материала, появляясь на людях то в Pure Boost, то в Energy Boost, после чего модели, которые он носил, мгновенно раскупались. Медленно, но верно adidas Boost превращалась в мощную силу.

adidas Ultra Boost 1.0 OG (2015) история adidas Boost

adidas Ultra Boost 1.0 OG (2015)

Затем в январе 2015 года adidas представили модель, следовавшую за Pure Boost – беговые кроссовки под названием Ultra Boost, которые, как и их предшественники, были оснащены полноценной подошвой Boost и рекламировались как «лучшие беговые кроссовки в истории». Акцент слогана был сделан на том, что это беговые кроссовки, тогда как Ultra Boost изначально были представлены как кроссовки для профессиональных спортсменов и рекламировались такими спортсменами adidas, как ямайский спринтер Йохан Блейк и испанский футболист Давид Вилья.

На протяжении первой половины 2015 года благодаря множеству коллабораций (в том числе с kolor, Стеллой Маккартни и Крисом Ван Ашем), новая модель пользовалась определенным успехом. Весной adidas представили и сделали доступной для предзаказа белую версию Ultra Boost Triple White.

17 мая 2015 года модель по-прежнему была доступна для предзаказа на сайте adidas. Большой релиз был намечен на 1 июня, что означало, что adidas планировали сделать кроссовки доступными для покупки всем желающим. В тот день Канье Уэст закрывал Billboard Music Awards своим выступлением с большим количеством цензуры и дыма, которые заставило многих поломать головы. В частности, сникерхеды пытались разглядеть белоснежные кроссовки Boost, в которые он был обут. Этими кроссовками оказались вышеупомянутые Ultra Boost Triple White, и буквально через несколько часов после выступления Канье возможность их предзаказа исчезла, и после релиза 1 июня их тоже быстро раскупили. Другие модели, например, Energy Boost ESM и Pure Boost благодаря Канье Уэсту тоже получили дополнительное внимание.

Модели Ultra Boost приходилось искать на вторичном рынке, и астрономические цены ресейла на кроссовки начали привлекать к ним всё больше внимания. Несмотря на то, что Ultra Boost находились в продаже уже полгода (и были оснащены технологией двухлетней давности), люди реагировали на них так, будто их релиз прошел только что. Контракт с Канье дал Ultra Boost и технологии, составляющей их основу, необходимое признание. Кроме того, в те времена эти кроссовки разительно отличались от всего, что было представлено на рынке. Они были максимально удобными и хорошо подходили под эстетику джоггеров и объемных спортивных штанов, которая в конце 2015 года просочилась в уличную моду.

Последующие Ultra Boost быстро раскупались почти вне зависимости от цвета и дизайна, что привело к тому, что adidas пришлось столкнуться с рядом дилемм. Технология adidas Boost должна была использоваться во всем спектре линеек – например, в продукции Originals и Y-3, которая в теории должна была предназначаться для магазинов повседневной и премиальной обуви – но у ритейлеров постоянно требовали (а те в свою очередь запрашивали у adidas) беговые модели кроссовок, такие как Ultra Boost и Energy Boost. Вкупе с ограниченными возможностями adidas в плане производства материала Boost (по слухам в те времена необходимым оборудованием обладала лишь одна фабрика бренда) и быстрым ростом популярности технологии, начавшемся в мае 2015 года, компания столкнулась с дефицитом: спрос на Boost превышал возможности поставок.

adidas решили угодить всем и расширить диапазон поставок беговых кроссовок, ранее доступных лишь специализированным спортивным магазинам. Модели появились в бутиках стритвира и повседневной одежды и обуви. Но учитывая ограниченные возможности в производстве Boost, количество кроссовок было распределено по сегментам, а затем по ритейлерам. В результате везде линейка adidas Boost была представлена крайне скудно. А что случается, когда в магазинах бывает очень мало востребованного товара? Он везде распродается, и разносится информация о том, насколько его количество ограничено, что приводит к созданию очередей и еще большему ажиотажу вокруг и так лимитированного продукта. Именно это и случилось с Ultra Boost в период с конца 2015 до середины 2017 года.

adidas Yeezy Boost Turtledove (2015) история adidas Boost

adidas Yeezy Boost Turtledove (2015)

Пока кроссовки Ultra Boost становились эталоном линии Boost, а также лидером на рынке стритвира, adidas начали расширять применение этой технологии, надеясь повторить успех Ultra Boost. В линейке Yeezys, разработанной Канье Уэстом, которая в 2015 году дебютировала с моделями 750 и 350, была представлена и технология Boost, что продемонстрировало, что материал пригоден для повседневной носки, а также увеличило культурное богатство Boost. В этом, видимо, в конце 2015 и в течение всего 2016 года и заключался план действий adidas, о чем свидетельствует релиз NMD – повседневных кроссовок, представленных в линейке adidas Originals.

Презентация первых NMD (которые позже стали называться NMD_R1) как и представление их предшественников Energy Boost и Ultra Boost, прошла на мероприятии в Нью-Йорке в декабре 2015 года. Но в отличие от других кроссовок Boost, которые создавались совместно со спортсменами и подавались как профессиональная спортивная обувь, модели, демонстрировавшие NMD, прошлись по подиуму в полностью закрытом одеянии с единственным акцентом на ноги, что отражало собой синтез истории adidas и неутолимую жажду инноваций. NMD наряду с Ultra Boost стали одними из первых средств продвижения технологии Boost.

adidas начали 2016 год с тремя франшизами, имевшими подошвы Boost: Ultra Boost, NMD и Yeezy. Частично успех Boost связывают с решением adidas с 2016 года открыть двери двух последних моделей для коллабораций, что позволило придумать что-то новое с технологией Boost как таким долгосрочным партнерам диффузных линий, как kolor, так и в одноразовых коллаборациях в рамках программы adidas Consortium, например с KITH или Sneakersnstuff. Еще одной ключевой составляющей успеха adidas с Boost было увеличение объемов производства линии Yeezy, за чем последовали более частые дропы и большее количество кроссовок в каждом дропе в 2016 и начале 2017 года. При цене в $250 (по крайней мере в розничных магазинах) производство 200 000 пар кроссовок дает хорошую прибыль. Конечно, Канье Уэст был не единственной знаменитостью, поддерживающей adidas Boost. В 2016 году Фаррелл Уильямс презентовал кроссовки HU NMD, которые демонстрировали новый подход к силуэту повседневной обуви и в то же время имели узнаваемый стиль носка и язычка модели. Эффект Канье-Фаррелла произвел трансформацию в эволюции adidas Boost, превратив технологию, предназначенную для профессионального спорта, в культурный феномен.

adidas x Pharrell Williams HU NMD Human Race, Yellow Version (2016) история adidas Boost

adidas x Pharrell Williams HU NMD Human Race, Yellow Version (2016)

2016 год также ознаменовал время, когда внешний вид Boost изменился: были представлены цветные промежуточные подошвы. До этого любые кроссовки с материалом Boost имели белоснежную промежуточную подошву, но летом 2016 года adidas выпустили модели Ultra Boost Uncaged, среди которых были представлены подошвы красного и черного цветов. И хотя это может показаться небольшой модификацией, но это свидетельствовало о том, что adidas решили не почивать на лаврах Boost, а стремились усовершенствовать технологию и расширить предложение. Но об этом поподробнее.

2017 год ознаменовал собой еще более широкий вывод adidas Boost на рынок, теперь с дополнительными производственными возможностями (однако компания до сих пор не могла угнаться за спросом). Это позволило adidas производить больше Ultra Boosts, NMDs и Yeezys, и в то же время оснастить технологией такие классические модели, как Superstar и Stan Smith, и расширить ее использование в других сегментах – в дизайне кроссовок для футбола, американского футбола, баскетбола и Y-3.

Благодаря невиданной популярности adidas Boost (назовите еще хотя бы одни кроссовки широкого выпуска, которые постоянно перепродаются по цене, в несколько раз превышающей розничную) и большей доступности, в 2017 году adidas начали укреплять свои позиции на рынке, немного потеснив Nike, и доходы бренда в Северной Америке начали расти.

Но популярность технологии adidas Boost в некотором смысле стала причиной ее падения на нескольких фронтах. Начнем с того, что, несмотря на увеличение мощности производства, возможности adidas в выпуске Boost до сих пор остаются ограниченными, и компания вынуждена искать альтернативы мягким белым подошвам. С конца 2016 года бренд начал анонсировать Futurecraft, что воспринимается большинством как предполагаемый преемник adidas Boost. Futurecraft – это своего рода всеобъемлющая концепция, основанная на применении новых технологий. На данный момент интерес вызывают два ее отдельных проекта. Первый проект – это 4D, представляющий из себя коллаборацию со стартапом Carbon для создания подошвы на 3D-принтере с помощью технологии «Digital Light Synthesis». Второй проект называется SPEEDFACTORY и заключается в автоматизированном производстве обуви и создании фабрик, обслуживающих страны, в которых они расположены.

В рамках SPEEDFACTORY Boost по-прежнему используется, но это означает, что клиенты премиум-класса больше не заинтересованы в обычных кроссовках adidas Boost. Вместо этого они ждут продукцию 4D или SPEEDFACTORY. В плане популярности Boost adidas делают себе только хуже, рекламируя скорое появление баскетбольных кроссовок Futurecraft – о чем рассказал вице-президент adidas Марк Дольче – и постепенно выпуская кроссовки 4D и SPEEDFACTORY в разных городах. Для Boost проблема заключается в том, что популярность технологии во многом основывалась на ее новизне и технологических инновациях. В 2018 году это не только не ново, 4D – это более продвинутый с технологической точки зрения подход, а с помощью SPEEDFACTORY в корне изменится вся концепция производства.

adidas Futurecraft 4D Ash Green (2018)

adidas Futurecraft 4D Ash Green (2018)

Источник: Grailed.com