Мы хотели бы сделать громкое заявление: самым важным в истории кроссовкам недавно исполнилось 35 лет, их дизайн не менялся вот уже 30 с лишним лет, а наибольшую популярность завоевала их чёрно-белая расцветка. Это кроссовки, которые спровоцировали настоящую техническую революцию в 80-х годах, культурную революцию в 90-х и породили понятие «ретро»-моделей. В 2000-х они получили всемирное признание, оказавшись в эпицентре модных трендов. После 2000 перевыпусков, и являясь одной из самых продаваемых моделей в истории, Nike Air Force 1, без сомнения, заслуживают звания культовых. Но что в них такого особенного?

купить nike air force 1 low

Чтобы разобраться в этом и по достоинству оценить их влияние на мир кроссовок, сперва следует вспомнить родоначальника современной спортивной обуви. И хотя витающая вокруг Тинкера Хетфилда и Серхио Лосано слава вполне заслужена, родословная спортивной обуви Nike начинается с Брюса Килгора, ответственного за Air Force, культовые Nike Sock Racer и поруганные (но не менее значимые) Air Jordan II. Как и большинство дизайнеров кроссовок Nike, Килгор в первую очередь был промышленным дизайнером. Он занимался дизайном кухонных приборов и автомобилей, успев поработать над формами Pontiac Fiero и Chrysler K-Car. Позже за обедом в Pizza Hut он получил приглашение в Blue Ribbon Sports, родительской компании Nike в 80-х годах. Вряд ли можно придумать более захватывающую историю для человека, создавшего самые популярные кроссовки всех времён.

Шарма этой истории добавляет тот факт, что Килгору предстояло работать над беговыми шиповками вместе с самым первым сотрудником Nike Джеффом Джонсоном. Обзаведясь заметками тренера Билла Бауэра и рентгеновскими снимками стоп спортсменов, Килгор и Джонсон создали серию Zoom, принёсших Карлу Льюису 4 золотые медали на Олимпийских играх 1984 года. Затем перед Килгором была поставлена задача создать баскетбольные кроссовки с камерой Air. Данная технология была впервые представлена в Nike Tailwind в 1979 году и стала настоящим хитом. Однако баскетбольное направление Nike испытывало сложности. Согласно Килгору, пришедшего в проект на смену другому дизайнеру: «Прототип был похож на маскота Michelin. Кроссовки были раздутые, с толстыми стенками, в баскетбол в которых особо не поиграешь».

Рекламный буклет «Оригинальная шестёрка» с участием Майкла Купера, Бобби Джонса, Мозеса Мэлоуна, Келвина Натта, Майкла Томпсона и Джамала Уилкса.

Рекламный буклет «Оригинальная шестёрка» с участием Майкла Купера, Бобби Джонса, Мозеса Мэлоуна, Келвина Натта, Майкла Томпсона и Джамала Уилкса.

Не удивительно, что присущий Килгору минимализм нашёл своё отражение в конструкции новых кроссовок. Или удивительно – ведь его направлял целый консультационный комитет Nike из биомехаников, тренеров, ортопедов и космических инженеров, чьей задачей была интеграция Air-камеры в кроссовки. Так или иначе, Nike Air Force 1 стали технологическим прорывов и заняли своё почётное место в баскетбольной линейке 80-х годов. Будучи вдохновлённым прогулочными ботинками Nike Approach, Килгор занизил пятку новых Air Force 1, чтобы вместе с необходимой поддержкой обеспечить и дополнительную гибкость. Nike Air Force 1 также стали одними из первых баскетбольных кроссовок с цельной литой подошвой, обеспечившей им долговечность. Специально для нужд баскетболистов был разработан круговой паттерн подошвы. По сравнению с вездесущим на тот момент ромбом (Chuck Taylor, к примеру) новый рисунок подошвы дал игрокам «центр вращения» и вместе с тем большую свободу движения, став в то время революционным ходом.

Получив от Инновационной лаборатории Nike в Эксетере первые прототипы Air Force 1, Килгор погрузил их в машину и поехал на встречу с баскетбольными командами колледжей, чтобы собрать отзывы о новых кроссовках. Одним из счастливых обладателей пробной пары стал Тинкер Хетфилд, чей гений, возможно, не проявил бы себя без Air Force 1, которые он получил, став в 1981 году штатным конструктором Nike. Его настолько впечатлили новые кроссовки, что он начал всерьёз интересоваться дизайном обуви. Кстати, удалённая из финальной версии стальная пластина в первом прототипе Nike Air Force 1 вдохновила Хетфилда на использование пластины из углеволокна в Jordan XI 1995 года. Она же стала предшественником технологии «возвратной энергии», ныне нашедшей своё место в профессиональных кроссовках.

Массовая модель Nike Air Force 1 была представлена в 1982 году. Но, как бы удивительно это ни звучало, в линейке отсутствовали ныне культовые чёрно-белая расцветка и фасон низкого профиля. Оригинальные Air Force 1 были высокими белого и нейтрально-серого цветов с отстёгивающимся фиксирующим ремнём и сеточной боковой панелью. Для рекламы, определившей дальнейшее будущее новых кроссовок, Nike привлекли шестерых звёзд НБА – Майкла Купера, Бобби Джонса, Мозеса Мэлоуна, Келвина Натта, Майкла Томпсона и Джамала Уилкса.

Кампания состояла из двух буклетов. В первом было написано о «Воздухе в коробке» и грядущей революции в баскетболе, хотя сами кроссовки при этом оставались за кадром. На втором же на асфальте и с самолётом за спиной красовалась та самая шестёрка в белых спортивных костюмах Nike и Air Force 1. Этот образ был реанимирован на 25-летие модели в 2007 году, но на этот раз уже с участием Леброна Джеймса, Стива Нэша, Пола Пирса, Рашида Уоллеса, Криса Пола, Коби Брайана и других под музыку Just Blazed и Джулза Сантаны.

Nike Air Force 1 Low

Air Force 1 Low

В 1983 году Nike представили Air Force 1 Low, призванные охватить более широкую аудиторию, нежели профессиональные Air Force 1 High. Вместе с Air Force 1 Low свет увидели индивидуальные модели для «Оригинальной шестёрки» в цветах команд, ставшие предшественниками будущих эксклюзивных моделей для игроков. В 1983 году представители трёх крупных ритейлеров кроссовок из Балтимора заметили зарождающийся тренд и поспешили в штаб-квартиру Nike в Портленде, чтобы поделиться радикальной идеей: Charley Rudo, Cinderella Shoes и впоследствии Downtown Locker Room захотели получить эксклюзивные модели Nike Air Force 1 для своих магазинов.

Гарольд Рудо, бывший в то время менеджером по закупкам в Charley Rudo, объяснил Скупу Джексону, что группа магазинов начала акцию под названием «Цвет месяца». Акция была настолько популярной, что куда бы он ни пошёл, его останавливали молодые люди с вопросом: «Каким будет следующий цвет?» «Это было просто улётно» – вспоминает он. Балтимор в мгновение Меккой одержимых кроссовками молодых людей Восточного побережья, регулярно посещающих Балтимор благодаря новой трассе «I-95», соединившей Нью-Йорк и Филадельфию с Балтимором.

Обладание последней моделью Air Force 1 стало почитаемым у «разводил» и наркодилеров Восточного побережья. Как пояснил Рудо годами позже: «Если у тебя были Air Force 1, то тебя считали чётким». «Три амиго», как прозвали указанные выше три балтиморских магазина, способствовали зарождению понятия коллабов и практике выпуска ограниченных серий. Без Air Force 1 и «Цвета месяца» мир кроссовок был бы совсем другим. Не лишним будет отметить, что Air Force 1 стали первой в истории «ретро»-моделью, которые на сегодня являются движущей финансовой силой индустрии кроссовок.

Во второй половине 1984 года Air Force 1 были сняты с продаж, следуя существовавшему в то время маркетинговому алгоритму: выпуск модели на рынок, год продаж, а затем снятие модели с производства с низкой вероятностью повторного появления. Однако поклонники кроссовок с Восточного побережья отчаянно хотели новые Air Force 1. Хотели настолько, что стали модифицировать свои старые пары, будучи вдохновлёнными акцией «Цвет месяца» и персональными моделями «Оригинальной шестёрки». В 1986 году Nike поддались давлению публики и вернули модель в продажу через ограниченную сеть ритейлеров Восточного побережья, следуя отточенному в Балтиморе в 1984 году принципу. Таким образом, Nike впервые в истории выпустили модель «ретро». Это было уникальное явление – вернуть в оборот старые кроссовки, в то время как на рынке существуют более совершенные альтернативы. Но было это не что иное, как признание как популярности Air Force 1, так и власти покупателей. В конце 80-х и начале 90-х модель отсутствовала в каталоге Nike, а её продажей занимались несколько магазинов в центре города, как признался The Washington Post представитель одного из магазинов Вашингтона.

В начале 90-х Nike избавились от сеточной боковой панели, заменив её кожей, что добавило фасону однородности. А чуть позже свет увидела одна из самых значимых в истории Air Force 1 вариаций – полностью белые Air Force 1 Low. Точный год выпуска остаётся загадкой. Однако журналист Гэри Уорнетт, копаясь в рэп-текстах 90-х годов, журнальных рекламах и накладных магазинов, проделал изумительную работу в своих попытках определить точный момент появления белых Air Force 1 Low. Кремовые Low с каучуковой подошвой появились в 91-ом, а полностью белые High стали ограниченной серией для Восточного побережья 1992 года выпуска. Согласно Уорнетту, инсайдеры Nike заявляют, что кроссовки дебютировали в 97-ом, но реклама в балтиморской Holabird Sports 94-го уже предлагала «полностью белые и полностью чёрные Low». Думаем, середина 90-х будет хорошим «средним арифметическим».

Что делает белые Air Force 1 Low такими особенными – это их влияние на культуру и общественную историю. Полностью белые Low незамедлительно нашли популярность у фанатов Air Force 1 по всему Восточному побережью, будучи удобной повседневной моделью и альтернативой цветастым Air Force 1 ограниченных серий, продаваемых в престижных магазинах центра города. Однако когда кроссовки стали слишком популярными, Nike начали ограничивать месячные поставки в магазины, а некоторые из них и вовсе лишились привилегии продавать заветную модель. Кстати, этот подход существует и по сей день: ритейлер не может просто взять и заказать лучшие кроссовки Nike – он должен заслужить это право, притом количество поставляемых пар жёстко отслеживается.

Nike Air Force 1 «Roc-A-Fella»

Air Force 1 «Roc-A-Fella»

Будучи популяризованными криминалитетом и наркодилерами в начале-середине 90-х и поставляемые в огромных объёмах, чёрно-белые Nike Air Force 1 фактически стали основными кроссовками Гарлема. Однако в конце 90-х Air Force 1 начали выходить за пределы неблагоприятных регионов вроде Гарлема, Балтимора и Филадельфии. Криминалитет, которому так нравились кроссовки – и как символ статуса и просто из-за удобства – от торговли наркотиками переметнулся к записи альбомов. Большой фанат кроссовок, легендарный Боббито Гарсия, в своём интервью The New York Times в 2007 году пояснил: «Air Force 1 тогда носила куча музыкантов с Восточного побережья – в том числе Jay-Z, добившийся мирового признания. Популярность кроссовок заметно повысил тот факт, что он надевал их во время выступлений».

К слову о роли кроссовок в хип-хоп-культуре и наркоторговле, Jay-Z упоминает их в песне «Can I Live II»: «for all my n****s with the all-white Air Force 1s and black guns» («посвящается всем братанам в белых Air Force 1 и с чёрными стволами»). Скорее всего, Nike не такой популярности хотели своим кроссовкам, но она приносила им прибыль, а потому они не хотели рвать связи с рэперами, лестно отзывающимися о модели. Гарлемская рэп-команда The Diplomats часто мелькали в чистеньких Nike Air Force 1, а Cam’ron даже упомянул их в треке «What’s Really Good» с альбома «Diplomatic Immunity». Его коллега по группе Джулз Сантана и вовсе позже написал музыку к упомянутой выше рекламе «Second Coming» («Второе пришествие»), приуроченной к 25-летию кроссовок.

В это же время Nelly вместе с St. Lunatics выпускают «Air Force Ones». Это была не просто ода Air Force всех фасонов и цветов, закрепляющая статус кроссовок – это был знак, что популярность модели вышла далеко за пределы Восточного побережья. Nelly также выразил набирающий популярность у фанатов Force тренд: «Now don’t nothing get the hype on first sight like, white-on-whites / Them three quarters them lows they all tight / The only problem they only good for one night / Cause once you scuff ‘em you fucked up your whole night» («Нет ничего хайповее белого на белом / Низкие, лёгкие, не по-детски чёткие / Жаль только, что живут недолго / Поцарапал – и настроение под сраку»). Nelly и St. Lunatics хвастались, что покупают Force по 2 пары сразу, а партнёр Jay-Z по Roc-A-Fella, Дейм Дэш, и вовсе проповедовал принцип «надел – выкинул». К середине 2000-ых пара Air Force 1 уже не считалась символом статуса – статусом было иметь пару новеньких Air Force 1 под рукой.

В середине «нулевых» Nike предприняло попытку сделать рэперов основной движущей силой популяризации кроссовок, предлагая рэперам и лейблам коллабы ограниченных серий. С помощью нью-йоркской сети магазинов Training Camp в 2004 году Nike выпустили столь любимые Jay-Z, Деймом Дэшем и Каримом «Biggs» Бёрком Air Force 1 белого цвета с чёрным логотипом «Roc-A-Fella» на пятке. В погоне за поддержанием актуальности 20-летней модели в 2004-ом свои Air Force 1 получил «The Black Album», а после этой чести были удостоены Fat Joe и его Terror Squad и Young Jeezy.

Nike Air Force 1 «Linen»

Air Force 1 «Linen»

В то время как в США крепли отношения хип-хопа и Air Force 1, кроссовки начали привлекать внимание публики по всему миру. Следуя принёсшей изначальную популярность в Балтиморе в 80-х годах стратегии, Nike в начале-середине «нулевых» запустили серию эксклюзивных азиатских и европейских моделей. Целью было не только создание базы поклонников за рубежом, но и нагнетание таинственной атмосферы вокруг кроссовок, повышая тем самым спрос на ограниченные линейки.

Этот принцип породил одни из самых легендарных Air Force 1 всех времён, среди которых культовые японские «Linen» («Лён»), «3M Snake» («Змеиная кожа») Air Force 1 Low, выпущенные в одном только в 2001 году. Позже появились приуроченные к 20-летию модели HTM Air Force 1 2002 года, которые рекламировались исключительно в японских журналах и попавшие на глаза американской публики лишь недели и даже месяцы спустя. В Европе же Nike обратился к крупным сетям магазинов вроде парижской Courir и лондонской JD Sports с предложением создать уникальные модели Air Force 1, которые впоследствии стали популярными у увлечённой баскетболом молодёжи Парижа и британской грайм-тусовки. 2000-ые стали настоящими праздниками для фанатов Air Force 1.

В это время в США Nike начал расширяться за пределы хип-хопа, привлекая внимание художников и брендов повседневной одежды с целью создания ограниченных серий кроссовок. Легенда граффити Stash, тату-художник Mister Cartoon с Восточного побережья и многие другие получили шанс выразить себя на Air Force 1. В это же самое время Nike и Sony решили отметить выпуск Play Station 3 суперограниченной серией Air Force 1 Low. Ко времени 25-летия кроссовок в 2007 году, Nike сделали модель одним из основных холстов для совместных проектов. Если тебе выпала честь создать свои Air Force 1, считай, что ты пришёл к успеху. Любопытно, что именно об этом говорил Гарольд Рудо (хотя и в другом контексте): если у тебя была возможность заполучить (или создать самостоятельно) эксклюзивную пару, ты считался «чётким».

Сказать, что Nike пошёл ва-банк, чтобы отметить 25-летие Force, значит не сказать ничего. Портлендский гигант выпустил песню «Classic» («Классика») с участием Ракима, Наса, KRS-One, Рика Рубена, DJ Premier и сотрудничавшего в то время с Nike Канье Уэста, которая впоследствии оказалась номинирована на Грэмми, а также упомянутый выше рекламный ролик «Second Coming» под музыку Just Blaze и Джулза Сантаны с участием звёзд НБА. Боббито Гарсия выпустил модель «Beef & Broccoli» («Говядина с брокколи») Air Force 1 High и Low. Возможно, самым главным событием в 2007 году стал выпуск Lux Masterpiece Pack с белыми Low из анакондовой кожи и коричневые Low из крокодиловой. Презентованные в различных вариациях рэперами в 2005 и 2006 годах, они стали первыми кроссовками Nike с ценником выше 1000 долларов. Эти модели стали не только кульминацией статуса Air Force 1 в криминальной и рэп-тусовках Восточного побережья, но также зачатком будущей репутации Nike как бренда, который заигрывает с высокой модой, не теряя своих спортивных корней.

Off-White x Nike Air Force 1

Off-White x Nike Air Force 1

 

Спустя десятилетие в жизненном цикле Air Force 1 мало что поменялось. Строго говоря, последние 10 лет стали зеркальным отражением предыдущих 25-ти. Увлечённые популярностью Air Force 1 в 2007 году, Nike слишком агрессивно продвигали заветный фасон в конце «нулевых», вызвав у покупателей пресыщение моделью. Нет, само собой, кроссовки продолжали продаваться, однако хайп вокруг них поутих, и коллекционеры стали посматривать в сторону других моделей (кто-то считает, что именно это привело к ажиотажу вокруг «ретро»-моделей Jordan в 2009-2012 годах). Nike Air Force 1 впали в спячку, традиционно сохранив популярность на Восточном побережье. Как сказал Боббито Гарсия The New York Times в 2007 году: «Новые поколения даже понятия не имеют, что вообще-то это были баскетбольные кроссовки прежде всего. А через 10-20 лет не будут даже помнить, что их носил что Jay-Z. Их будут носить, потому что это просто клёвые кроссовки».

В последние 5 лет в русле ностальгии по уличной культуре прошлых лет многие крупные игроки мира моды стали вновь интересоваться моделью. Так, в 2012 году Supreme выпустили 3 модели Nike Air Force 1, а в 2014-ом – Air Force 1 High «World Famous» («Всемирно известные»). Риккардо Тиши из Givenchy участвовал в возвращении в продажу модели в 2014 году, создав 3 красочные вариации 4-х разновидностей Air Force 1, которые впоследствии оказались на полках ритейлеров Nike высшего уровня. Их сотрудничество продолжается и по сей день. А совсем недавно Comme des Garçons обратили своё внимание на модель: сперва в рамках коллабах с Supreme, а затем сделав её частью собственной коллекции осень-зима 2017 года.

Вирджил Абло выпустил аж 3 версии Air Force 1: «Friends & Family» («Семья и друзья») чёрного цвета, которую носил персонал Off-White на Disign Miami; экслюзивную модель ComplexCon; а последняя – часть его легендарной линейки «The Ten» («Десятка»). Nike отвели Air Force 1 роль своего рода инкубатора для нового поколения дизайнеров, первым из которых стали Эрролсон Хью, создавший в 2015 году Nike х ACRONYM Lunar Force 1, фундаментально поменявшие восприятие фанатов о модели. Сэмюэл Росс из A-COLD-WALL* продемонстрировал схожий подход, заигрывая с Air Force 1 в своих недавних коллекциях. В попытке создать нечто новое в истории кроссовок публике был представлен выполненный в стилистике бренда техногенно-антиутопичный взгляд на фасон, содержащий типичные для Air Force 1 детали: ремень на лодыжке, пряжки на шнурках, монотонные расцветки.

Однако, Росс и Хью были скорее аномалией в ситуации, когда в преддверии 35-летия бренды из кожи вон лезли, чтобы получить возможность представить публике свою версию Air Force 1, лишний раз подтверждая сказанное ранее: эти кроссовки стали идеальным холстом для выражения творческого полёта мысли, а их дизайн вполне заслуженно можно назвать безупречным. Не существует другой модели, прошедшей сквозь столько поколений и социально-экономических перипетий, как Nike Air Force 1. От баскетбольных площадок нью-йоркских парков до улиц Балтимора, от лакированного пола НБА до подиумов – Air Force 1 любимы всеми. Они породили явление коллабов и понятие «ретро», спровоцировали коллекционирование кроссовок, а не их ношение (вспомним Nelly). Nike Air Force 1 стали символом статуса для подростков, спортсменов и гигантов индустрии развлечений. В 80-х Nike дали Air Force 1 слово, которое отозвалось в тысячах голосов покупателей, требовавший возвращения модели. 35 лет спустя кроссовки приобрели мировую известность, и мы считаем, что даже в далёком будущем Air Force 1 останутся величайшими в истории.

 

Источник: Grailed.com