Последствия влияния фильма «Бойцовский Клуб» через 20 лет с момента появления Брэда Питта в роли Тайлера Дёрдена.

Вы не уникальны, неповторимая красота снежинки — это не про вас. Мебель массового производства… проблематична. И нигде никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя упоминать о «Бойцовском клубе».

 


 

Существует большое количество ключевых моментов романа Чака Паланика 1996 года и ее экранизации 1998 года Дэвида Финчера, которые до сих пор известны каждому. Однако ни один из них не оказал столь глубокого культурного влияния, как кубики Брэда Питта. «Во всём виноват Брэд Питт», — сказал как-то Чарли Ханнэм насчет того, что ему нужно привести себя в лучшую форму для съемок в «Тихоокеанском рубеже». — «После фильма «Бойцовский клуб» требования к тому, как мужчина должен выглядеть без футболки, поднялись до небес». И действительно, сцена, в которой Брэд Питт в роли Тайлера Дёрдена выступает предводителем настоящего подпольного бойцовского клуба, оказалась настолько сенсационной, что она навсегда задала планку идеальной фигуры для звезд кино и простых смертных, тем самым отодвигая невероятную работу художника по костюмам Майкла Каплана на второй план. Но с приближением 20-летия со дня выхода экранизации, вновь поднявшимися дискуссиями вокруг скрытых смыслов и демонстрации маскулинности мы задались вопросом, не можем ли мы почерпнуть из этого великого фильма нечто большее, чем просто советы по стилю.

Хотя модных советов там не мало. Во многих смыслах, «Бойцовский клуб» — это фильм об одежде, о политике одежды, об образе жизни и ценностях, которые ваш внешний вид демонстрирует. Например, мятые, неприметные костюм и галстук неизвестной марки, которые в начале фильма носит Эдвард Нортон в роли неназванного рассказчика, говорят о его «одноразовой» жизни, как он ее сам называет, о его жизни, огороженной правилами. Жизнь, побег от которой представляет собой радикальный человек эпохи до-существования-документов, Тайлер Дёрден — в кульминационной сцене представший в длинной шубе из искусственного меха и с бритой головой. И в этом может заключаться главное пророчество фильма — его представление о человеке, который придет на смену офисным сотрудникам, в качестве какого-то соседского парня-предпринимателя, одевающегося в стиле athleisure.

Versace Spring/Summer 2019

Versace Spring/Summer 2019

Тайлер со своими спортивными штанами, майками, пушистыми тапками и одеждой с крупными принтами и множеством логотипов прекрасно влился бы в компанию стритстайл-блогеров, которые постят свои образы сегодня. Ироничные принты, визуальные пародии на которые создал Каплан, напоминают модные шутки «для своих» от Vetements и их подражателей. Кстати, Versace, выпустившие коллекцию, которую The New York Times после выхода фильма окрестили названием «Fight Club», в рамках мужской коллекции Spring/Summer 2019 готовят множество графических футболок с принтами в стиле таблоидов, которые так любит Тайлер. Стоит также отметить особую преданность Тайлера, оказавшуюся дальновидной, к основе гардероба хайпбистов — лоферам Gucci. Даже его смешанный стиль — например, сочетание нейлоновых штанов на липучке с кожаной курткой — предугадывает современную этику комбинирования одежды.

Брэд Питт в «Бойцовском клубе», 1999.

«Мне кажется, что я выбирал одежду, которую сам хотел бы носить, будь я для нее достаточно крутым и дерзким», — рассказывает Майкл Каплан, один из самых знаменитых художников по костюмам Голливуда, который начал свою карьеру с создания культовых образов первого «Бегущего по лезвию», а теперь придумывает костюмы основной линии трилогии «Звездных войн». — «Я понял, как хорошо обыграть персонажа и его специфическую манеру одеваться. Мне хотелось, чтобы все вещи выглядели так, будто они из секонд-хенда — ведь у него не было денег — и они должны были быть яркими, чтобы контрастировать со скучными серо-бежевыми костюмами его альтер-эго.

«Яркие» — это мягко сказано. Образы Тайлера являются полной противоположностью повседневной униформы. Это и не униформа вовсе. Предметы его «гардероба» собраны случайным образом, совершенно бессистемно. В каждой сцене он выглядит так, словно надел то, что было под рукой: поношенная кроваво-красная кожаная куртка, яркие солнечные очки, спортивные штаны, армейские ботинки, футболки со смелыми принтами. «Я хотел использовать в образе Тайлера графические футболки из 1970-х со странными, нелепыми и ироничными рисунками», — говорит Каплан. — «Мне нравилась ирония мелькания футболок с принтами из 70-х перед камерой, и ткань с порнографичным фото-принтом, из которой я сделал надолго запомнившуюся всем майку Тайлера, даже стала причиной небольшого скандала с цензорами киностудии».

Но Каплан не встретил особого сопротивления в вопросе своих грандиозных образов со стороны руководства. На самом деле, скорее наоборот. «На начальных стадиях работы над дизайном я пришел к Дэвиду [Финчеру], который вообще-то совсем не любитель ярких цветов, чтобы обсудить внешний вид Тайлера», — рассказывает он. — «Я боялся, что он откажется от моей идеи нарядить его, как павлина, во что-нибудь яркое и эпатажное. Но, к счастью, он ответил: «С этим персонажем невозможно перестараться». Хотя однажды — по-моему, это была облегающая майка — я всё-таки это сделал».

Брэд Питт в «Бойцовском клубе», 1999.

Хотя и непреднамеренно, внешний вид Тайлера опережал свое время еще и в фасоне одежды. Его мешковатые штаны, тогда буквально кричавшие о том, что они из ушедших 90-х, отлично подходят к нынешнему стилю после того, как на смену опасно узко-скроенным брюкам из 2000-х вновь пришел фасон с более широкими штанинами. «Тогда спортивные штаны использовались из-за их устаревшего вида, их цвета и удобства», — говорит Каплан. — «Тайлер часто носил рабочие штаны, которые казались мне классными и удобными благодаря своей мешковатости. В сцене с утренним кофе Тайлер одет в халат с принтом чашек, это одна из любимых вещей Питта. А когда он поднимается по лестнице, на секунду в кадре мелькают и его тапочки с зайчиками. Честно говоря, я поверить не мог, что меня никто не остановил».

Brad Pitt Fight Club

Брэд Питт в «Бойцовском клубе», 1999.

Конечно, на самом деле его одевали не во что попало. Несмотря на то что казалось, будто одежду достали из самого темного угла секонд-хенда, многие вещи создавались таким образом специально, некоторые в нескольких экземплярах, порой больше трех, для того, чтобы пережить темп съемок. «Из-за большого количества драк, результатом которых были кровь и повреждения, вещи в нескольких экземплярах были просто необходимы», — говорит Каплан. — «Главная деталь гардероба Тайлера, красная кожаная куртка, была разработана и создана с нуля таким образом, чтобы она выглядела как вещь из комиссионки. Я выбрал кожу, расцветку (цвет запекшейся крови), мы покрасили эту кожу и сделали около пяти курток. Изначально они выглядели слишком хорошо, но я отправил их в отдел, занимавшийся состариванием вещей. Они сделали кожу изношенной и потрескавшейся. Я порвал подкладку и посадил на нее пятна. Взял молоток и прошелся по пуговицам, сломал парочку. Я даже приделал бирки из сэконд-хэнда, а потом их оторвал, любуясь крошечными следами их существования.

Слева направо: Брэд Питт с художником по костюмам Майклом Капланом во время съемок «Бойцовского клуба», примерно 1998 год. Актер в костюме. С Хеленой Бонем Картер.

Эти следы прожитых жизней и времени, в котором был снят фильм, проявляются во всём. И довольно интересно оглядываться на них сейчас. Мрачный, безлюдный даунтаун Лос-Анджелеса, продемонстрированный в фильме, теперь кажется немного пасторальным, словно некая воображаемая антиутопия из параллельной вселенной. Во всех этих полуразрушенных, малонаселенных частях Лос-Анджелеса сейчас уже кипит жизнь. И если город переживает своего рода бум в творческой индустрии, сложно не относиться к этому немного по-тайлеровски. Конечно, здорово, что мы можем круглые сутки носить спортивную одежду, работать из дома и в любой части города найти хороший кофе. Но разве подъем Uber и «цифровое кочевничество» Лос-Анджелеса не превратили город в коворкинг на природе, а «креативщиков», которые живут в нем — в очередное поколение белых воротничков, работающее в условиях свободного выгула? И сегодня, когда постоянное наличие связи грозит нам полной изоляцией, а мужчины продолжают искать некое искаженное чувство удовлетворения, которое можно найти в радикальном братстве, вновь начинают звучать предупреждающие сигналы фильма «Бойцовский клуб». Сам Паланик в недавно вышедшей статье The Guardian с некой досадой отметил, что фильм стал своеобразным призывом к объединению у мужчин, невольно соблюдающих целибат. — «Интересно, что сейчас подобным образом поступает группа людей, которая не может найти, с кем бы переспать», — сказал он. — «Это говорит о том, как мало у мужчин вариантов в плане метафор: лишь скудный набор образов».

Но, по крайней мере, мы последовали примеру Тайлера в плане его сенсационного стиля, даже если это просто еще один недостижимый идеал, к которому нас заставил стремиться Питт. «Главным залогом успеха здесь был Брэд Питт, выступавший музой и источником вдохновения для внешнего вида Тайлера», — говорит Каплан. — «Я не могу себе представить ни одного актера ни того времени, ни даже сейчас, который бы так идеально подошел к тем образам, которые создал я и которые мы создали вместе. Он был настоящим Тайлером Дёрденом».

Источник: MR.PORTER