Краткая история Dr. Martens — Молодежный Центр

Краткая история Dr. Martens

Как это часто бывает с британскими брендами, Dr. Martens непременно связан с классом. В то время как многие марки начинали свой путь, обслуживая элиту, Dr. Martens всегда был символом пролетариата, даже когда их носили рок-звёзды на сценах и модели на подиумах. Будь они символом колоритных субкультур типа «гранж» или «панк» или же частью рабочей жизни «соли земли», привлекательность Dr. Martens всегда крутилась вокруг факта, что это ботинки простых людей и для простых людей.

История бренда Dr. Martens:

Griggs и основание Dr. Martens

История Dr. Martens началась в 1901 году в Нортгемптоншире, в Англии. Почти сразу бренд занял центральное место на рынке рабочей обуви Британии. Однако в то время компания носила имя Griggs, а культовым моделям Dr. Martens, ставшим частью поп-культуры, суждено было появиться только 50 лет спустя.

Прошедшие Мировые войны сильно изменили уклад Griggs, как это случилось с многими другими марками. В 1945 году 25-летний солдат Клаус Мертенс (Klaus Maertens) находился в госпитале послевоенного Мюнхена. В процессе залечивания сломанной ноги Мертенс для своих ботинок – вместо традиционной кожаной – создал воздушную подошву. Вооружившись прототипом и с помощью своего партнёра доктора Герберта Фюнка, Мертенс быстро обрёл успех. Спустя целое десятилетие продажи ботинок в первую очередь престарелым женщинам и размещения рекламы исключительно в обувных журналах, слава о его уникальном дизайне нашла новую аудиторию, в конце концов, дойдя до Англии, где семья Григгсов немедленно заинтересовалась обувью на воздушной подошве.

Доктор Клаус Мертенс (второй справа) рядом с R. Griggs & Co. LTD.
Доктор Клаус Мертенс (второй справа) рядом с R. Griggs & Co. LTD.

Griggs приобрели лицензию в конце 50-х, а сотрудничество Григгса и Мертенса дало миру модель Dr. Martens 1460. С тех самых пор эта модель заняла главное место в ассортименте компании. Оригинальный дизайн Мертенса с 8-ю отверстиями для шнурков был дополнен такими ставшими впоследствии культовыми элементами, как жёлтые швы, название бренда на пятке и двухцветный край ребристой подошвы. До 2003 года «1460-ые» производились исключительно в Британии. Сегодня же доля производимых в Британии пар сократилась до 1%. Ботинки создаются в стенах фабрики в Коббс Лейн и гордо носят знак «Сделано в Англии». Единственные изменения оригинального дизайна произошли лишь в 2016 году.

Dr. Martens как символ субкультур

Dr. Martens был рождён в эпоху социальных перемен, а сами ботинки стали символом контркультурных молодёжных течений. Будучи популярными в пролетарской среде (в то время они продавались британским рабочим за 2 фунта), вскоре они стали любимцами у скинхедов, завершая образ в сопровождении короткой стрижки, белой футболки и Levi’s. Внешний вид скинхеда стал ответом рабочего класса вычурным модам. При этом важно отметить, что скинхеды 60-х годов не проповедовали идеи расового превосходства, а были заняты вопросами в первую очередь классовыми. Более того, изначально скинхеды были мультикультурным движением, и место Dr. Martens в поп-культуре в то время было связано исключительно с классом.

Элтон Джон и его Dr. Martens в «Tommy».
Элтон Джон и его Dr. Martens в «Tommy».

С распространением образа скинхеда некоторые элемента оказались заимствованы и другими субкультурами. Пит Таунсенд из The Who стал первой рок-звездой, появившейся на сцене в этих ботинках. На вопрос, чем ему полюбились Dr. Martens, Таунсенд ответил: «Мне надоело рядиться, как новогодняя ёлка, во всякие длиннополые кафтаны, которые постоянно мешали моей игре, и я захотел чего-то более функционального». И хотя реплика Таунсенда касалась также и стиля модов, ботинки оказались популярными среди других субкультур. К слову, в том числе у самих модов. А в 1975 году Таунсенд обул Элтона Джона в пару огромных Dr. Martens для своей рок-оперы под названием «Tommy», выведя ботинки уже на мировую арену.

Панки в Dr. Martens, 1983 г.
Панки в Dr. Martens, 1983 г.

В 70-х Dr. Martens поистине доминировали в британской культуре. Довольно ироничен тот факт, что в тот же период ботинки, столь прочно ассоциировавшиеся с контркультурными элементами, стали частью униформы британской полиции. И хотя впоследствии моды и скинхеды распались на несколько различных субкультур вроде глэма, панка, 2 Tone и даже готов, все эти осколки всё же сохранили нечто общее – Dr. Martens.

Популярность в рок-культуре

Несмотря на то, что многие группы самых разных направлений и стилистик положили глаз на Dr. Martens, именно панк-группы вроде Sex Pistols и Clash сделали их одним из ключевых элементов своей эстетики. По сей день приверженцы жанра продолжают носить заветные Dr. Martens, ставшие частью панк-униформы наряду с булавками, кожаными «косухами» и штанами.

Оказавшись частью антуража панка, а затем и хардкора, мировая популярность бренда взмыла до небес. Даже сегодня везде, где эти жанры имеют хоть какое-то присутствие, можно найти Dr. Martens. Посещавшие Британию музыканты из США, особенно хардкор- и панк-команды, возвращались домой с Dr. Martens в багаже. Панк-рокеры Америки могли найти ботинки только в комиссионках или у путешествующих друзей. Лишь к 1984 году Dr. Martens начали продаваться в США, мгновенно став невероятно популярными в гранж-тусовке Сиэтла 90-х годов. К примеру, в них выступал Эдди Веддер, а Бриджит Фонда и Мэтт Диллон носили одну и ту же модель в инди-шедевре «Одиночки» 1992 года. Когда же Марк Джейкобс вывел гранж-эстетику на подиум для знаменитого показа Perry Ellis весны-лета 1993 года, он не забыл про Dr. Martens.

Скинхеды и Dr. Martens

Затрагивая культурное влияние и распространённость этих ботинок на субкультуры и музыкальные стили, важно обмолвиться о продолжительной связи имени бренда со скинхедами. В то время как скинхеды 60-х являлись мультикультурным движением, к 80-м они и их ботинки (в число которых по стечению социо-экономических факторов входили и Dr. Martens) начали однозначно ассоциироваться с неонацистскими идеями. Экономический упадок 70-80-х годов, вызванный политикой Маргарет Тетчер, привёл к росту в Британии белых националистических групп, завлекавших на свою сторону скинхедов из рабочего класса.

«На ступенях Эроса», фото Терри Спенсера. Скинхеды и хиппи на Пикадилли-стрит в 1969 году
«На ступенях Эроса», фото Терри Спенсера. Скинхеды и хиппи на Пикадилли-стрит в 1969 году

До сих пор Southern Poverty Law Center включает Dr. Martens в описание скинхедов-расистов, не уточняя, однако, что зачастую неонацисты носят белые или красные шнурки с «прямой» шнуровкой. Книга «Скинхеды. Путеводитель по субкультурам Америки» Тиффани Трэвис и Перри Хардера ещё глубже поясняют, какую функцию выполняют Dr. Martens в культуре скинхедов, включая предпочитаемые фасоны и цвета (к примеру, бордовый всегда был одним из самых популярных).

Коллаборации Dr. Martens

 

В «нулевых» вместе с упадком панка, хардкора и рок-музыки в целом продажи Dr. Martens также резко пошли на убыль. К счастью для бренда, как это часто бывает с именитыми марками США и Британии, различные дизайнеры захотели посотрудничать с британским долгожителем с намерением вдохнуть в ботинки новую жизнь. К примеру, коллаб с Рафом Симонсом стал сочетанием крайностей из блестящих позолоченных элементов с простыми, пролетарскими фасонами. Тем же годом Dr. Martens работали со Stussy над замшевыми моделями, удачно отвечающими существующим трендам. А коллаб 2012-го с Pendleton стал поистине олицетворением «наследия в квадрате».

Низкие ботинки Supreme x Dr. Martens «Sacred Heart» 1461
Низкие ботинки Supreme x Dr. Martens «Sacred Heart» 1461

И это всего лишь малая часть коллабов. Заглянув в архив совместных проектов Dr. Martens прошлого десятилетия, можно обнаружить самый широкий спектр мероприятий, включая работу с марками вроде Supreme (не раз сотрудничавший с британским брендом), Bape, Гоша Рубчинский, Off-White, Engineered Garments и Vetements.

Бренд сегодня

Под началом нового владельца, гиганта одежды Permira, Dr. Martens продолжили придерживаться своей уникальной идентичности и культовой репутации, открывая розничные магазины и, как и прежде, инвестируя в английское производство некоторых моделей.

До сих пор бренд не теряет популярности, хотя их статус за последние 25 лет сильно изменился: вспоминая замеченных в культовых ботинках Рианну и Фаррелла (по крайней мере на выпускной церемонии Нью-Йоркского университета) и учитывая относительно высокие продажи, можно сказать, что сегодня эти ботинки являются скорее модным выбором, нежели атрибутом классовой идентичности. Зачастую они используются, чтобы подчеркнуть уличность образа или в дополнение к образу «ретро», не являясь при этом повсеместным элементом молодёжной культуры. Кто знает, какую роль будут играть Dr. Martens в нынешних условиях угасания панка и победного шествия хип-хопа. Однако, несмотря на доминирование того или иного жанра, субкультры или тренда, одно остаётся абсолютно ясным: Dr. Martens непременно будут уверенно шагать на передовой. Будь ты пролетарием или членом высшего общества, невозможно отрицать характерность, влияние и мощь пары надёжных Dr. Martens.

 

Источник: Grailed.com

МЫ В СОЦСЕТЯХ