Джованни Фабрис из Darkdron, Вирджил Абло и Сэмюэл Росс о важности «Антверпенской шестёрки».

2016 год был ознаменован настоящим торнадо, пронесшемуся по индустрии моды – философия «увидел-купил», тусовка креативных директоров, провальные показы и полемика вокруг Vetements.

Одной из главных тенденций последних лет стало появление новых брендов, заставивших культовые дома моды попотеть. Всё больше брендов участвует в преобразовании модной парадигмы, проповедуя новый, более художественный подход к одежде, бросая вызов существующим формам и назначению и создавая нечто уникальное и захватывающее.

Антверпен – город, несправедливо лишённый должного внимания и, как правило, остающийся на задворках Недели моды, основными героями которой являются Париж, Нью-Йорк и Милан. И хотя город славится рядом престижных академий искусства и моды, одержимая модой публика редко про него вспоминает. Такие дизайнеры, как Маржела, Раф Симонс и Крис ван Аш, знакомые большинству из нас, стали настоящими первопроходцами, однако современные тенденции, фасоны и тренды уходят корнями далеко в прошлое – к «Антверпенской шестёрке».

«Мне кажется, «Антверпенская шестёрка» – хороший пример хорошей и оригинальной моды», – заявляет Джованни Фабрис из Darkdron.

Не всё сегодня крутится вокруг яркости и пышности: молодые бренды вроде Vetements, OFF-WHITE, Alyx, Y-Project, Fear of God и Cottweiler продают свои вещи по соседству с культовыми домами моды по цене чуть выше средней, сосредотачиваясь на преобразовании привычных форм и фасонов в новые элементы одежды, оставаясь при этом модными и популярными. Семюэль Росс из A-Cold-Wall говорит: «Мой главный замысел – создать новую грань восприятия, новый аспект модного нарратива, не высасывая что-то из пальца и не перегружая образы, а следуя своему чутью, принимая решения, которые мне кажутся правильными, вплоть до последних минут перед показом. Это касается всего: презентаций, инсталляций, коллекций, поиска материалов и ожиданий публики – я хочу вернуть чувство благоговения перед дизайнерами, которое витало во времена «Антверпенской шестёрки».

антверпенская шестерка

«Антверпенская шестёрка» – группа дизайнеров-авангардистов, в которую входили Дрис ван Нотен, Анн Демельмейстер, Дирк ван Саен, Вальтер ван Бейрендонк, Дирк Биккембергс и Марина Йи. Все они были выпускниками 1980 года Антверпенской академии искусств и заслужили признание после своего первого показа в Лондоне, когда ещё никто не знал произношения их имён. Дизайнеры были учениками известной Линды Лоппа, ныне декана института Polimoda. «Подвижки последних лет мне кажутся любопытными, но поверхностными. Они основаны на образах неких виртуальных людей и лишены внимания к способностям современного поколения. Мне кажется, это одна из причин существующей неразберихи, что считать хорошей модой, а что плохой», – считает Фабрис.

Говорят, история повторяется, и современный подход к массовой одежде находит общие черты с Антверпеном и «Антверпенской шестёркой» в частности. Японские дизайнеры увлекались деконструкцией задолго до того, как шестеро талантливых студентов получили свои дипломы. Однако эволюция радикального авангардного дизайна и деконструирования в европейской моде начинается с «Антверпенской шестёрки». Нельзя не заметить сходство работ современных дизайнеров с аппликациями Маржелы, стилем «стрит-гот» Анны Демельмейстер, подходом Дриса ван Нотена к цвету и абстрактному крою, 3D-принтам и раздутым пропорциям Дирка ван Саена, спортивному взгляду Дирка Биккембергса на массовую одежду и экстремальному увлечению Вальтера ван Бейрендонка цветом, поп-артом и деконструкцией маскулинности. «Дрис стал настоящим вдохновением, которое я откопал, когда изучал кройку, пытаясь соединить столь традиционное ремесло с личным опытом через конкретные фасоны и выбор материалов. Его первая коллекция объединяла парусный спорт и шитьё, моя же – связь промышленных материалов и шитья», – делится Росс.

Это была группа настоящих радикальных инноваторов, самостоятельно занимающихся продажами, дизайном и производством вещей, что до боли напоминает принципы работы современных брендов, использующих Инстаграм, площади крупных магазинов и ручное производство принтов. «Я вижу наши общие с ними черты, которые доминируют сегодня в мире. Честно говоря, об «Антверпенской шестёрке» мне не известно ничего, кроме факта их существования. Но само это существование уже говорит о том, что современное дизайнерское возрождение имеет своих предшественников», – признаётся Вирджил Абло из OFF-WHITE.

Об «Антверпенской шестёрке» мне не известно ничего, кроме факта их существования. Но само это существование уже говорит о том, что современное дизайнерское возрождение имеет своих предшественников», – Вирджил Абло.

Почти каждый сезон появляется новый бренд, приковывающий внимание публики и уличных фотографов, впоследствии оказываясь на передовой международных журналов. Бахрома, увеличенные плечи и перешив готовых моделей – явления не новые, и были люди, которые занимались этим задолго до этого. Эти люди – коллектив дизайнеров из Бельгии. «Сегодня группа «6+1» считается ведущим креативным классом, новой креативной волной, так сказать. Потому что, во-первых, невозможно игнорировать новое, более радикальное поколение, провоцирующее сдвиг в мире моды, являясь образцом для подражания. В конце концов, когда идея подкрепляется способностями, творческие коллективы должны двигать индустрию вперёд. А во-вторых, они заявляют, что этот сдвиг крайне важен. Ведь помимо очевидных талантов дизайнеров, как правило, именно так новые идеи попадают в поле зрения публики. Одно дело талант, и другое – уметь его преподать. И «6+1» это удалось», – говорит Росс.

об антверпенской шестерке

Группа бельгийских дизайнеров изменила европейскую моду и оказала серьёзное влияние на мировую. Раф Симонс, Мартин Маржела, Оливье Тейскенс, Крис ван Аш и новый креативный директор Saint Laurent Энтони Ваккарелло – все они бельгийские дизайнеры, самостоятельно сделавшие себе имя, не полагаясь на место своего происхождения. Текущие перемены в модном климате отразились в работах самых актуальных брендов, крупных и не очень. «Как бы иронично ни звучало, но задача творцов – творить, а вешать ярлыки – задача критиков. На всех интервью я прошу журналистов выделять ключевые моменты, сразу придумать заголовок и упоминать имена тех, кто двигает моду вперёд», – говорит Абло.

По сей день Антверпен находится на передовой авангардного дизайна, оставляя свой след на подиумах от Нью-Йорка до Стокгольма, а сегодняшние бренды, создавая современную массовую одежду, готовы пойти на риск, сами участвуют в цепи продаж и производстве своих вещей, за что стоит поблагодарить «Антверпенскую шестёрку». «Тесные творческие группы до сих пор существуют, хотя сегодня меньше жёстких правил и атмосфера как никогда благодатная для всех желающих в них войти. Однако вместе наряду с такими малыми коллективами существуют и целые межнациональные когорты единомышленников – и это ещё один серьёзный сдвиг», – говорит Росс.

a cold wall

Как ни крути, нет ничего нового под солнцем, и всё является прямой копией чего-то или отсылкой к нему. Задав в 80-х годах новые стандарты творчества, шестеро бельгийских дизайнеров протоптали тропинку для интереснейших и популярнейших авангардных брендов современности вроде OFF-WHITE, Darkdron и A-Cold-Wall, а их экспериментальный подход к моде, выбору материалов, технике и маркетингу обрёл новую жизнь.

 

Источник: Hypebeast.com