Отцовские кроссовки. Массивные кроссовки. Нормкор. Athleisure. Могут быть разногласия по поводу того, как это называть, но мало кто будет спорить с тем, что это самый горячий тренд конца 2017 — начала 2018 года. Популярным примером ироничного тренда стали Nike Air Monarch, и скоро выйдет их обновленная версия. Немецкий гигант adidas собирается представить Yung 1, а их партнерство с Рафом Симонсом, пожалуй, лучше всего запомнилось его работой над громоздкой моделью Ozweego. И конечно, при обсуждении этого тренда было бы упущением не упомянуть Balenciaga и их кроссовки Triple S, изменившие привычные представления о моде. Puma x Alexander McQueen

Но брендом, которому не уделялось достаточно внимания в рамках широкой дискуссии об этой эстетике, является Puma. Немецкий производитель спортивной одежды и обуви 28 апреля выпустил модель Thunder Spectra. И хотя было бы гораздо легче осудить бренд за выпуск очередного продукта для помешанных сникерхедов, но это оставило бы без внимания важную роль марки в происхождении тренда.

Puma разрабатывала собственную новаторскую обувь еще до массивных кроссовок, особенно когда это касалось высокой моды. Сотрудничество Puma и Alexander McQueen, которое продолжается уже более десяти лет, заложило основы для принятия тренда громоздких и концептуальных кроссовок. В то же время оно продвигало ироничное использование преувеличенных пропорций и расцветок, преподнося это как нечто большее, чем просто оплошность. Это также стало одной из первых коллабораций между модным брендом и маркой одежды и обуви для спорта. Но несмотря на это, бренд не получил должного признания за ведущую роль в нормализации моды на «роскошную спортивную одежду».

Концептуальное начало Puma x Alexander McQueenPuma x Alexander McQueen

Несмотря на то, что большинство наработок для Thunder Spectra были почерпнуты из недавних коллабораций McQ, суббренда Alexander McQueen, партнерство между Puma и британским дизайнером началось еще в 2005 году. Этот период вместе с коллаборацией Puma с японским дизайнером Михара Ясухиро ознаменовал собой первую попытку немецкого бренда приблизиться к миру модной обуви.

Их первая совместная коллекция Весна/Осень 2006 была вдохновлена человеческой анатомией, а среди представленных силуэтов были модели под названием Anatomical Vein (как низкие, так и высокие кроссовки) и My Left Foot. Для дизайна второй модели действительно использовался отпечаток левой ноги Александра МакКуина. С точки зрения дизайна первые коллекции Puma x McQueen, в том числе Весна/Лето 2006, можно охарактеризовать как нечто высокотехнологичное и футуристичное.

Говорят, что у МакКуина, который сам себя называл сникерхедом, имелось более 500 пар кроссовок. Он описывал это сотрудничество как союз его философии дизайна с техническими возможностями Puma, создающий «совершенно уникальную продукцию». Большая часть коллекции имела гладкий и обтекаемый вид, и акцент ставился на то, что это модные, но всё же спортивные кроссовки, а не обувь для занятия спортом, превратившаяся в модный тренд.

Разница в таких мелочах может показаться несущественной, но давайте взглянем на сами кроссовки. До 2009 года результатом коллабораций обычно становились роскошные версии классических кроссовок Puma для повседневной носки (не путать с разработкой совершенно новых концепций и силуэтов). Вставки телячьей кожи или волоса пони, деконструированный верх – МакКуин привносил в обувь для спорта моду и роскошь. Однако в 2009 году партнерство начало выпускать модели, заложившие основу для стиля «athleisure».

В коллекции Весна/Лето 2009 Puma и McQueen представили модель Ribcage Sport. Как можно догадаться по названию («ribcage» – реберная клетка), дизайнеры, как и в дебютной коллекции, вдохновлялись анатомией человека, но на этот раз силуэт уже был похож на типичную модель обуви для спорта. Сама форма выглядела спортивно, а не повседневно, и выбранная расцветка соответствовала традиционной палитре кроссовок для бега.

Силуэт вновь появился в коллекции Осень/Зима 2009, но уже с новыми резиновыми вставками, чувствительными к ультрафиолетовому излучению, благодаря чему появилась возможность выбрать яркие цвета для верха. Долгие годы модель Ribcage продолжала появляться в коллекциях Puma x McQueen с постоянным расширением палитры расцветок, которые всё дальше углублялись в яркую эстетику спортивной обуви.

Несмотря на то, что модель Ribcage Sport не нашла своего отражения в новинке коллабораторов, Thunder Spectra, и её нельзя отнести к «уродливому» тренду, она представила спортивную эстетику как нечто модное, а это уже было важным событием. Более того, сложно не увидеть сходства между Ribcage Sport и новой беговой моделью Balenciaga, кроссовками ASICS x Kiko Kostadinov или небрежно склеенными Fusion 2.0 Maison Margiela – всё это отсылки к обуви для спорта.

От Alexander McQueen до McQ

Puma x Alexander McQueen McQ

Было бы преувеличением сказать, что Puma и Alexander McQueen положили начало этому тренду почти за 10 лет до пика его популярности, но притязания дуэта на звание создателей одних из первых иронически нелепых кроссовок с каждой новой коллаборацией становились только сильнее. Несмотря на спортивную направленность Ribcage, полноценный выбор в поддержку обуви для спорта был сделан только в 2014 году, когда на смену одноименной марке покойного дизайнера в качестве партнера Puma пришла вторая линия Alexander McQueen – McQ.

В сотрудничестве с McQ, более молодежной и нишевой диффузной линией, спортивная идентичность Puma вышла на первый план. Яссин Саиди, руководитель направления lifestyle немецкого бренда рассказал Highsnobiety, что «отличием ранних коллабораций до 2014 года была спортивная сторона вопроса. Первые модели были такими кроссовками, которые должны соответствовать сезонной коллекции бренда». По словам Эндрю Роджерса из McQ, движущим фактором для сотрудничества Puma x McQ было желание «увеличить долю спортивного: обратиться к технологиям и спортивным силуэтам».

Удивительно то, что многие модели, выпущенные Puma x McQ, начиная с 2014 года, и сегодня соответствуют трендам на модном рынке. Самым известным продуктом их совместной работы стали кроссовки Tech Runner, как в низком, так и высоком варианте. Они послужили главным источником вдохновения для вышедшего в этом году силуэта Thunder Spectra. Да, кажется, что громоздкая подошва и сложный, многослойный верх дальновидно указывают на то, что в дальнейшем станет нормой в мире модных кроссовок. Но даже выбранные расцветки соответствовали тому, что выпускали в те времена adidas и Raf Simons – и тому, что остальные выпускают сейчас.

Хотя модель Ribcage из коллекции Весна/Лето 2009 хорошо смотрелась бы между кроссовками Balenciaga и Kiko Kostadinov, в те времена этот вид и эстетику у Puma и McQueen продвигал лишь один силуэт. Но начиная с 2014 года партнерство McQ с немецким брендом стало представлять более единый и последовательный набор моделей, которые дополняли Tech Runner и делали ставку на образы «спортивной моды». Богатство выбора этих моделей делает партнерство PUMA x McQ достойным признания в качестве одного из основоположников нынешнего тренда на массивные кроссовки.

Модели Run, Move и модификация Disc Blaze, созданные в сотрудничестве двух брендов, с точки зрения сочетания цветов и пропорций были похожи на Tech Runner. Кроссовки Move Lo были более многослойными и менее безупречными по сравнению с Tech Runner, но они особенно похожи на новую модель Balenciaga. Run были почти гибридом силуэтов Tech Runner и Move, а боковые вставки напоминали раннюю модель Ribcage. Кроссовки молочно-белой расцветки из коллекции Осень/Зима 2014 (которые выглядели просто грязными и поношенными) имеют сходство с огромным количеством силуэтов, и если бы их выпустили сейчас, они были бы нарасхват. Они выступили в качестве предшественника эстетики моделей Rhython от Gucci, Triple S от Balenciaga и Fusion 2.0 от Maison Margiela.

Неудачи и перспективы

Puma x Alexander McQueen

Несмотря на все похвалы, которыми было одарено сотрудничество Puma x McQueen, важно помнить о том, насколько ограниченным оказался коммерческий и культурный успех проекта. Несмотря на то, что это было одно из первых партнерств в стиле «мода встречается со спортом», и что оно продвигало брутальную обувь в одно время с Raf Simons и adidas, проект Puma не получил восторженные отзывы и широкое признание.

Такие модели, как Tech Runner Sandal и Faas, так и не стали популярными, несмотря на свой уникальный и передовой вид. В представленных в 2016 году сандалиях Tech Runner Sandal к силуэту применялся подход, аналогичный adidas x Raf Simons Ozweego II Replicant: оригинальную модель Tech Runner Hi дополнили несколькими вырезами. Но в отличие от Ozweego, они в итоге оказались на полках Wal-Mart. Что касается силуэта Faas TR, то в 2016 году он пользовался лишь незначительным успехом, но это было первой моделью модифицируемой обуви, и сочетание брутального и эксцентричного дизайна не отталкивало. Наоборот, это преподносили как особую эстетику.

Время появления модели Thunder Spectra и вольное использование в ней дизайнерских особенностей силуэтов McQ наводит на мысль о том, что компания Puma, застав развитие «уродливого» тренда и не получив признания за свой вклад в него годами ранее, захотела предложить какую-либо актуальную модель, не тратя много времени на разработку ее дизайна. Тем не менее, как уже говорилось ранее, выход Puma на арену массивного тренда не является навязанным или неаутентичным. Попытки Nike превратить модель Air Monarch в модные лайфстайл-кроссовки возмутили Канье Уэста, хотя насчет Spectra категоричный рэпер ничего не сказал. Вероятно, причина кроется в глубокой неприязни рэпера лично к Nike, но, возможно, он знает что-то и о наследии Puma и McQ, а также о том, что Air Monarch всегда были недорогими кроссовками начального уровня. Мы не можем сказать наверняка. Кроме того, когда дело доходит до «войны кроссовок», Puma всегда умудряется оставаться вне поля зрения (к счастью или к сожалению).

Если вы считаете, что показателем популярности и успеха являются цены на вторичном рынке, то эта модель может оказаться теми массивными кроссовками Puma, которые наконец станут прорывом, потому что их стоимость при перепродаже превышает $300. Но вне зависимости от цен на вторичном рынке, Thunder Spectra находилась в процессе своего становления более 10 лет и представляет собой то, что Puma и Alexander McQueen намеревались сделать почти 15 лет назад. Для истинных ценителей главным достижением Puma являются многолетние попытки бренда сделать обувь для спорта модной, а не наоборот.

 

Источник: Grailed.com