Многие фильмы и режиссёры, так или иначе повлиявшие на моду, сделали это, благодаря созданию уникальных миров. Уэс Андерсон, Баз Лурман и другие визуальные гении зачастую создают для своих фильмов целую линию мужской одежды, выдумывая порою собственный модный язык, в то время как другие картины притягивают своей простотой. Примером последнего является фильм Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». А один из представленных в фильме костюмов оказал поразительное влияние на мир моды.

«Заводной апельсин» – это размышление на тему преступления, насилия, сексуальности и молодёжной культуры, эпицентром и олицетворением которых является банда безумных садистов «Френды», перекочевавшая из романа Энтони Бёрджесса 1962 года в Кубриковскую адаптацию 1971-го. Главный герой фильма Алекс, которого играет Малкольм Макдауэлл, является лидером этой самой банды. Облачение «Френдов» незамысловатое, но запоминающееся: полностью белые костюмы в сопровождении чёрной шляпы-«котелка» и трости. Однако эта кажущаяся простота способна многое рассказать: они утончённы и опасны; мятежны и однообразны; порочны, но при этом шикарны. Они являются настолько яркой иллюстрацией нашего коллективного подсознательного Я, что вынуждены носить бандаж, чтобы обуздать его. Это же коллективное Я не лишено собственной элегантности, выражающейся в подтяжках, шляпах и тростях. Именно благодаря столь многозначной простоте внешнего вида «Френдов», что даже 50 лет спустя дизайнеры всего мира не перестают черпать вдохновение из этой культовой картины.

Алекс ДэЛардж (в центре, играет Малкольм Макдауэлл) с «Френдами» (Droogs)

Алекс ДеЛардж (в центре, играет Малкольм Макдауэлл) с «Френдами» (Droogs)

Шикарный образ «Френдов» не был случайностью. Любимый дизайнер Кубрика Милена Канонеро ещё до своей карьеры в киноиндустрии была всецело очарована модой того периода. Несмотря на свою разносторонность, свидетельством которой являются такие картины, как «Отель «Гранд Будапешт», «Тит» и «Барри Линдон», именно «Заводной апельсин» дал толчок дизайнерской карьере Канонеро, 43 фильма спустя остающийся одной из самых знаменитых её работ.

Для костюмов фильма Канонеро сознательно черпала вдохновение из уличного стиля Лондона 70-х годов. Носимые «Френдами» чёрные ботинки со стальным носком («bovver boots») уже давно ассоциировались со стильными хулиганами. Бывшие до этого популярными в 50-60-х годах «котелки», к 70-м уже приобрели ретро-оттенок. А подтяжки в то время были неизменным атрибутом британских скинхедов. (Следует отметить, что в тот период скинхеды не придерживались идеологии белого превосходства и являлись иконой стиля рабочей молодёжи.) Все эти тренды были умело сплетены Канонеро воедино.

Дэвид Боуи в образе Алекса ДэЛарджа во время знаменитой сцены с изнасилованием

Дэвид Боуи в образе Алекса ДеЛарджа во время знаменитой сцены с изнасилованием

После выхода фильма некоторые детали из образа «Френдов» только усилили своё влияние. «Заводной апельсин» спровоцировал в Лондоне целую волну подражателей под названием «Bovver Boys», одевающихся, как герои фильма. Этот образ стал настолько тесно ассоциироваться с уличным криминалом, что в 1974 году фильм оказался изъятым из проката, и долго время был доступен лишь в виде нелегальных копий на VHS-кассетах. Разумеется, это только добавило фильму таинственности.

Вскоре после распространения образа в Лондоне его подхватили известные музыканты. Так, Led Zeppelin и Дэвид Боуи вывели образ на мировой уровень. В ранних 70-х для своих выступлений Боуи даже создал целую коллекцию основанных на фильме костюмов.

Дань уважения Megadeth «Заводному апельсину»: маскот группы Вик Раттлхэд в образе Алекса ДэЛарджа

Дань уважения Megadeth «Заводному апельсину»: маскот группы Вик Раттлхэд в образе Алекса ДеЛарджа

Образ «Френдов» появился в самое удачное время, чтобы оставить после себя культурное наследие такого масштаба. С угасанием субкультуры «Bovver Boys», эстафету переняли панки. Британский профессор Эндрю Бисселл даже назвал «Заводной апельсин» явлением, «создавшим панк-движение». Множество панк-групп, таких, например, как The Ramones, Los Violadores и Scars, упоминали «Апельсин» в своих песнях. Сложно не увидеть в типичном образе панка отсылки к «Френдам» с их берцами и подтяжками. Даже носимый персонажами фильма бандаж можно было заметить на хардкор-концертах. Отрицать влияние «Заводного апельсина» на эстетику панка просто невозможно.

Одна из причин широкого влияния образа «Френдов» – это его поп-культурная привлекательность. Не одно десятилетие творческих людей привлекала юношеская, анархичная порочность персонажей. И хотя «Заводной апельсин» по достоинству считается культовой классикой, его влияние нашло успешное коммерческое выражение. Видеоклип группы Guns ‘N Roses на песню «Welcome to the Jungle» стал данью уважения картине Кубрика. Ещё один британский фильм о безбашенной молодёжи «На игле» также черпал вдохновение из «Заводного апельсина». Megadeth, к примеру, использовали тематику фильма в дизайне своих футболок. Мультсериал «Симпсоны» и журнал «Мэд» также использовали образ «Френдов», к тому времени надёжно укрепившийся в поп-культуре. И это лишь малая часть примеров, так или иначе попавших под влияние эстетики «Заводного апельсина». Сегодня же не будет ошибкой предположить, что это влияние настигло людей больше, чем посмотревших сам фильм.

Образы мужской коллекции Осень/Зима Жана-Поля Готье 2008 года в стиле заводного апельсина

Образы мужской коллекции Осень/Зима Жана-Поля Готье 2008 года

И хотя картина с самого своего выхода в прокат повлияла на множество дизайнеров и авторитетных персон мира моды, пожалуй, никто из них не оказался под таким впечатлением от неё, как Жан-Поль Готье, не раз на протяжении своей карьеры обращавшийся к образу «Френдов». В 1990 году он стал дизайнером для Blond Ambition World Tour Мадонны, точно подметив, что её сексуальный, утончённый и дерзкий антураж выигрышно сочетается с образом «Френдов». Мужская коллекция Готье осени 2008 года стала, пожалуй, самой запоминающейся модной отсылкой к «Заводному апельсину» за последние годы. Показ оказался настолько мощным, что спровоцировал интерес нового поколения к фильму. Сам Готье прямо признаёт влияние на свою работу фильма Кубрика. На одном из кинофестивалей он столкнулся с Малкольмом Макдауэллом и сказал ему: «Спасибо вам огромное, потому что фильм полностью изменил мой дизайн».

Коллекция Готье 2008 года, в свою очередь, спровоцировала новый виток дерзких образов на подиуме. Коллекции осень/зима 2009 года Александра Маккуина, весна/лето 2008-го Даниэля Авакиана на Сиднейской Неделе моды и весна/лето 2011 года Лими Фью – лишь небольшой перечень последовавших после показа Готье работ, вдохновлённых культовым фильмом.

В последние годы данный тренд нашёл своё место не только в модных показах, но и на улице, демонстрируя возрождение интереса к «Заводному апельсину» по всем фронтам индустрии моды. Коллекция KTZ осень/зима 2015-го стала элегантной комбинацией образа «Френдов» с крупными паттернами зимней уличной одежды. Весна/лето 2016 года испанского бренда Macson представляет собой переработанный для тёплого климата образ «Френда» хипстерского разлива. Коллекция весна/лето 2018-го от Undercover была явно спровоцирована эстетикой «Апельсина» в контексте их вымышленного музыкального лейбла «merch». И как можно забыть вдохновлённые «Френдами» модели Supreme аж 2003 года?

Влияние «Заводного апельсина» на поп-культуру в целом не ослабевает до сих пор. Леди Гага часто использует образы картины в своей музыке и сценическом стиле. Следы образа «Френдов» заметны в самых разных субкультурах – от японского харадзюку до европейской мужской моды самого премиального уровня. С ростом тех или иных субкультур этот образ так или иначе находит своё выражение, распробовавшие самую толику славы музыканты не медлят облачиться в заветные подтяжки и «котелок».

Роман Бёрджесса и фильм Кубрика всегда будут ассоциироваться с сексуальностью, утончённостью и безумством юношества. А потому совсем не удивительно, что образ «Френдов» раз за разом всплывает в культуре в том или ином виде. И хотя с годами вкусы могут кардинально меняться и каждое поколение имеет свои иконы стиля, оно отнюдь не создаёт свою молодёжную культуру с нуля, а перенимает символы, как правило, лишённые привязки к той или иной группе. И похоже, что, благодаря сплетению эротизма и опасности, сексуальности и насилия, образ «Френдов» стал одним из таких символов. И если позволить себе делать далеко идущие выводы на основании существующих трендов, то можно сказать, что мрачная и чувственная история «Френдов» только начинается.

Кадр из фильма «Заводной апельсин»

«Френды» в баре «Korova Milk»

 

Источник: Grailed.com