Как одно из самых знаковых имен в модной индустрии, британский бренд Clarks заработал репутацию мирового производителя качественной и стильной обуви. Марка изготавливает свою продукцию, ориентируясь на двухвековое наследие, и гарантирует потребителям комфорт и долговечность. В частности, компания широко известна своими ботинками Desert Boot, характерными чертами которых являются высокое голенище, две пары отверстий для шнурков, верх из замши и креповая подошва. 

Обувь Clarks на протяжении многих лет влияла на развитие стиля различных культур и субкультур, включая битников, модов, рудбоев и рэперов. Предлагаем вам подробнее углубиться в богатую историю бренда Clarks.

Основание C&J Clark

Все началось с внезапной вспышки озарения. В 1821 году Сайрус Кларк вместе со своим двоюродным братом занялся производством кожи и шерсти. Спустя четыре года он открыл в родном городе Стрит магазин овчинных ковров, что стало первым шагом к созданию компании, позже известной как C&J Clark. 

В 1828 году к бизнесу Сайруса присоединился его младший брат Джеймс. Он заметил, что при изготовлении ковров скапливается много обрезков. Тогда в его голову пришла идея шить из этих остатков тапочки. Вскоре родилась первая обувь Clarks, получившая название Brown Petersburgh.

Clarks Brown Petersburgh

Clarks Brown Petersburgh

В Великобритании тапочки братьев Кларк имели огромный успех. К 1842 году их продажи достигли в среднем до 1000 пар в месяц. Поскольку продукция полностью изготавливалась вручную, C&J Clark нанял местных жителей, чтобы удовлетворить спрос на их тапочки. Рабочие брали материалы с кожевенного завода вместе с эскизами, относили все это домой и шили обувь. 

Дела шли настолько успешно, что в 1851 году братья Кларк получили две награды на Всемирной выставке, организованной принцем Альбертом для демонстрации достижений британской промышленности. Затем, в 1863 году, произошла катастрофа. Рецессия сильно ударила по бизнесу, и Кларкам понадобилась помощь. 

Они обратились за финансовой поддержкой к общине квакеров и сумели получить кредит. Однако это было сделано при определенных условиях: Джеймс и Сайрус должны были уйти в отставку, а Уильям — младший сын Джеймса — взять управление на себя. Наследник компании модернизировал производственный процесс, внедрив фабричную систему и инвестировав средства в швейную машину Singer — новаторскую разработку того времени.

Инновационная технология Hygienic range

Презентация инновационной технологии Hygienic range

Под руководством Уильямса кредит был полностью погашен, и C&J Clark продолжил двигаться вперед. В 1883 году компания выпустила силуэт с инновационной технологией Hygienic range, полностью повторяющей форму левой и правой стоп. До этого времени вся обувь была «прямой», и надевать один и тот же ботинок можно было на любую ногу.

В следующем тысячелетии Clarks рос и расширялся вместе с детьми Уильяма — Роджером, Джономи и Элис Кларк. В 1903 году бренд стал компанией с ограниченной ответственностью и увеличил использование механизированного производства, что позволило выпускать обувь быстрее, больше и на неизменно высоком уровне. Также была открыта целая сеть магазинов под названием Peter Lord, которое сохранилось вплоть до 1990 годов.

Несколько позже компания решила сосредоточиться на выпуске комфортной обуви не только для мужчин, но и для женщин, а в 1945 году появилась линейка для детей.

 Оригинальная реклама ботинок Clarks Desert Boot

Реклама ботинок Clarks Desert Boot, 1950-е годы

Во время Второй мировой войны британская промышленность принимала активное участие в военных действиях, и главный завод Clarks был перепрофилирован под производство торпед. Кроме того, бренд разработал уникальную деревянную подошву на шарнирах, чтобы продолжить снабжать страну обувью, даже когда кожа была труднодоступной.

В последующие десятилетия рост влияния внутри страны и за рубежом, внедрение новых материалов, таких как полиуретан, а также фирменных технологий, как, например, Active Air, помогли Clarks стать одной из самых известных обувных марок в мире.

Clarks Desert Boot

Clarks Desert Boot

Clarks Desert Boot

В 1950 году состоялся дебют культовых ботинок Clarks Desert Boot, которые уже на протяжении 70 лет не теряют своей актуальности. Обувь была разработана Натаном Кларком, правнуком основателя компании Джеймса. 

Натан был офицером корпуса королевской армии, отправленным в 1941 году в Бирму. Перед отъездом его брат Банкрофт поручил ему собрать информацию об обуви, которая могла бы пригодиться компании. Находясь за границей, Натан заметил простые сапоги чукка с креповой подошвой, которые носили солдаты, служившие в Северной Африке. Он выяснил, что высокие замшевые ботинки были изготовлены на базарах Каира.

Натан тут же отослал эскизы домой в надежде, что компания возьмется за производство. Однако Фондовый комитет отклонил эту идею, сославшись на то, что обувь «никогда не будет продаваться». 

В 1949 году, будучи уверенным в своей идее, Натан представил проект на Чикагской обувной выставке. Там его заметил редактор журнала Esquire, который в последствии напечатал статью о Desert Boot, подчеркнув универсальность обуви. Получив множество положительных отзывов, Натан вернулся в Англию и выпустил первую серию ботинок, которая продавалась исключительно в США.

Clarks Desert Boot были популярной обувью в поп-культуре в 1960-1970 годы. Их носили многие знаменитости, такие как Боб Дилан, Стив Маккуин, The Beatles.

Популярность среди субкультур

Помимо того, что Desert Boot проложили путь к коммерческому успеху компании, они также стали первыми ботинками Clarks, тесно связанными с различными субкультурами. 

Благодаря элегантному стилю и доступной цене ботинки стали основным продуктом нового класса людей — битников. Представители «разбитого поколения», такие как Джек Керуак, распространили Desert Boot по всей территории Соединенных Штатов. К 1960 годам обувь стала продаваться как «необычный повседневный предмет гардероба для интеллектуалов», что намекало на их вездесущность среди битников. 

Рудбои на Ямайке в Clarks Desert Trek

Рудбои на Ямайке в Clarks Desert Trek

Развивая линию субкультурной ассоциации, британские моды помогли Desert Boot прижиться и на родине Clarks. Поколение английской молодежи было известно своим современным и, по общему признанию, американским стилем одежды. Несмотря на то, что обувь подходит для унисекс-образов, она была особенно популярна среди мужчин, которые носили ее с военными парками, костюмами с узкими лацканами, тонкими галстуками, рубашками и шерстяными или кашемировыми джемперами.

Тем не менее влияние знаковых ботинок в этих странах является скромным по сравнению с Ямайкой. Звезды регги и дэнсхолла Dillinger, Trinity, Super Cat, Little John и бесчисленное множество других часто упоминали Clarks в своих песнях. Первоначально ассоциировавшийся с американизмом и британскостью Clarks быстро распространился среди рудбоев, став синонимом все более жестокой и незаконной культуры. Так, к 1967 году полиция начала проводить профилирование людей на основе их обуви, причем Desert Boot считались признаком преступной деятельности. 

Clarks Wallabee

В том же 1967 году Clarks представил еще один популярный силуэт — Wallabee с квадратным носком и ярко выраженной креповой подошвой. Дизайн модели был основан на мокасинах под названием Grashopper, выпущенных в 1964 году немецкой компанией Sioux.

Clarks Wallabee

Clarks Wallabee

К тому времени, когда в начале 1990 годов Clarks Wallabee были впервые замечены звездами хип-хоп-сцены, они уже успешно экспортировались по всему миру. В 1993 году нью-йоркская команда Wu-Tang Clan представила свой первый альбом «Enter the 36 Chambers», обозначив себя как одну из доминирующих сил жанра. По мере того, как их известность и слава росли, они утвердились как амбассадоры Clarks Wallabee во все еще зарождающемся мире хип-хопа. Члены группы носили их на сцене, фотографировались в них для обложек альбомов и разворотов журналов.

Канье Уэст в Clarks Wallabee

Канье Уэст в Clarks Wallabee

Еще одним знаменитым клиентом бренда является британский рэп-исполнитель MF Doom. В 2014 году он сотрудничал с Clarks, чтобы выпустить эксклюзивное совместное издание обуви. Канье Уэст также часто носил Wallabee до того, как стал амбассадором своей собственной линии Yeezy. В последнее время часто в этой обуви можно увидеть и Дрейка. 

Среди других культовых фигур, которые появлялись в Wallabee, можно также назвать Леброна Джеймса и ключевого персонажа сериала «Во все тяжкие» Уолтера Уайта.

Clarks сегодня

Компания часто сотрудничает с художниками, музыкантами и другими брендами для выпуска специальных версий своих моделей. KITH, Mickey Mouse, Supreme, OVO, BAPE — это лишь пара имен, составляющих широкий спектр кобрендовых проектов.

  • Wu Wear x Clarks Wallabee
    Wu Wear x Clarks Wallabee, 2019
  • Supreme x Clarks Weaver
    Supreme x Clarks Weaver, 2018
  • OVO x Clarks Desert Boot
    OVO x Clarks Desert Boot, 2017
  • Disney Mickey Mouse x Clarks Desert Boot
    Disney Mickey Mouse x Clarks Desert Boot, 2018
  • KITH x Clarks Wallabee
    KITH x Clarks Wallabee, 2018

Штаб-квартира Clarks по-прежнему находится там, где все началось — в маленьком городе Стрит в графстве Сомерсет. Однако с момента основания охват бренда расширился в геометрической прогрессии, и он уже насчитывает более 1000 фирменных магазинов по всему миру. 

Clarks продает около 50 миллионов пар обуви в год и активно сотрудничают с LWG (Leather Working Group) в продвижении устойчивых и экологических практик в кожевенной промышленности. Несмотря на подобные масштабы, на данный момент большая часть компании все еще принадлежит семье Кларк. 

Благодаря своим успешным и культовым силуэтам, таким как Desert Trek, Wallabee и Desert Boot, марка не только завоевала высокое уважение в обувной индустрии, но и закрепилась в поп-культуре. От солдат до школьников, от битников до рэперов, кларксы оставили свой след во многих сферах жизни и субкультурах.

Хотя Clarks — это бренд, пропитанный историей и наследием, он постоянно расширяет свой ассортимент разнообразными, инновационными продуктами, предлагая от ботинок Wellington до гибридной обуви и кроссовок. Так, например, их популярная линейка сникеров Trigenic сочетает традиционные материалы с современной конструкцией и силуэтами.

 


Тренд на «уродливую» обувь: как Birkenstock вернулся в моду