Де Стейл — история авангардного направления | МЦ
Де Стейл что это такое

Что такое Де Стейл

Голландское движение Де Стейл, или De Stijl, что в переводе означает просто «стиль», возникло как реакция на кризис и стресс, вызванные Первой мировой войной. Его приверженцы стали первыми представителями абстрактной формы искусства, в которой все сводилось к геометрическим фигурам, асимметрии и трем основным цветам спектра — красному, синему и желтому. Это было стремление к утопическому миру, который был бы гармонично упорядочен.  

Ниже подробнее говорим об этом авангардном движении, объединяющем функционализм, идеализм и универсальный подход к живописи, архитектуре, скульптуре и дизайну. 

Что такое Де Стейл

Группа Де Стейл — творческое объединение художников, архитекторов, поэтов и скульпторов, зародившееся в Лейдене в 1917 году. Все они разделяли идеи неопластицизма, художественного направления, придуманного идеологом группы Питом Мондрианом. Участники группы выступали за чистую абстракцию и универсальность. Они упрощали визуальные композиции до прямых линий и прямоугольных форм и всем цветам предпочитали основные цвета, к которым в качестве дополнительных или фоновых могли добавить черный, белый и серый.

De Stijl формировался во время Первой мировой войны, когда голландцы занимали нейтральную позицию. Это означало, что голландские дизайнеры и художники были изолированы от международного мира искусства. В ответ художник Тео ван Дусбург создал новое движение, которое позволило голландскому искусству продолжать развиваться. 

Одновременно с появлением группы стал выходить и одноименный журнал, в котором публиковались теоретические работы участников Де Стейл. Первый выпуск вышел в октябре 1917 года. На обложке, разработанной художником Вильмошом Хусаром, была изображена абстрактная гравюра, состоящая из черных прямоугольников, над которыми квадратными прописными буквами было выведено «De Stijl». Внутренняя часть журнала не была тронута дизайнерами, так как тексты сдавались в типографию и набирались стандартным шрифтом.

Манифест Де Стейл
Манифест, принятый в 1918 году

Движение Де Стейл было вдохновлено неоплатонической философией и идеями, разработанными математиком М.Х.Й. Шенмекерсом. В своей работе «Новый образ мира» он писал: «Две фундаментальные и абсолютные крайности, которые формируют нашу планету, это — линия горизонтальной силы, а именно траектория движения Земли вокруг Солнца, и вертикальное и по сути пространственное движение лучей, исходящих из центра Солнца». Также Шенмекерс утверждал, что существует три основных цвета — желтый (движение луча), синий (небесный свод) и красный (соединение желтого и синего). На основе его учений Мондриан и сформировал художественную философию, известную как неопластицизм — новое пластическое искусство.

В 1918 году члены De Stijl опубликовали манифест, который призывал к равновесию между индивидуальным и всеобщим, а также к освобождению искусства от рамок традиции и от культа личности. Таким образом, это движение было «реформацией» искусства и культуры.

Основатели Де Стейл

Движение появилось благодаря сотрудничеству художников Тео ван Дусбурга и Пита Мондриана. Также большой вклад в развитие Де Стейл вложил нидерландский архитектор и дизайнер мебели Геррит Ритвельд, который присоединился к группе в 1918 году.

Тео ван Дусбург

Тео ван Дусбург родился в Утрехте в 1883 году под именем Кристиан Эмиль Мари Кюппер. Он был художником, писателем, поэтом и архитектором. Как писатель, он использовал псевдонимы И. К. Бонсе и Альдо Камини.

Тео ван Дусбург
Тео ван Дусбург

Тео ван Дусбург был лидером группы Де Стейл и выступал за упрощенную, геометрическую и редуктивную эстетику в изобразительном искусстве и утверждал, что живопись, дизайн и архитектура должны быть полностью интегрированы. Ван Дусбург создал множество абстрактных картин и проектировал здания, декорации, витражи, мебель и предметы домашнего обихода, которые олицетворяли эстетические теории Де Стейл и его личные идеи. Он написал множество эссе и трактатов о геометрической абстракции, издавал журналы и организовал выставки работ художников De Stijl и связанных с ними движений.

Пит Мондриан

Пит Мондриан родился в 1872 году в голландском городе Амерсфорт. С самого детства он был окружен искусством. Его отец, директор местной школы, был художником-любителем и давал уроки рисования своему сыну, а дядя Мондриана, Фриц Мондриан, был опытным художником, который учил своего племянника рисовать на более профессиональном уровне.

Пит Мондриан
Пит Мондриан

Пит выступал за чистую абстракцию и сокращенную палитру. Он сводил свои представления о мире к вертикальным и горизонтальным элементам, которые представляли две противоположные силы: положительную и отрицательную, динамичную и статичную, мужскую и женскую. Неопластицизм был его целью изобразить «абсолютную реальность». Это было сокращение всего, что считалось ненужным, например, таких элементов живописи, как субъективность или репрезентация, и других композиционных приемов. Мондриан верил, что его видение современного искусства преодолеет разделение культур и станет новым общим языком.

Геррит Томас Ритвельд

Третьей важной фигурой движения был Геррит Ритвельд. Он, как и Дусбург, родился в Утрехте в 1888 году. Дизайнер начал делать мебель в мастерской своего отца, когда ему было всего 11 лет, а в 1917 году открыл свой собственный мебельный магазин.

Геррит Томас Ритвельд
Геррит Ритвельд

Ритвельд разработал архитектурную часть художественного движения Де Стейл. Он спроектировал знаменитый дом Шредер и создал культовый «Красно-синий стул», дизайн и формы которого напоминали линии и цвета, встречающиеся на картинах этого абстрактного стиля. Ритвельд также разработал асимметричный стул «Берлин», состоящий из четырех широких досок и трех узких планок, расположенных друг к другу перпендикулярно.

Помимо перечисленных выше, к кругу Де Стейл также принадлежали художники Вильмош Хусар, Барт ван дер Лек, Илья Болотовский и Фридрих Фордемберге-Гильдеварт, архитекторы Ян Вилс, Роберт ван´т Хофф и Якобс Йоханнес Ауд, поэт Антони Кок, скульптор Жорж Вантонгерло и многие другие.

Дизайн и архитектура Де Стейл

На протяжении всего периода существования De Stijl его сторонники стремились к полной абстракции. Художники и архитекторы разрабатывали свой собственный визуальный язык, используя различные авангардные элементы, которые варьировались от геометрических фигур до пересекающихся плоскостей и прямых линий.

Большая часть работ Де Стейл воплощала утопическое видение, и осознание того, что это видение недостижимо, стало одним из факторов его упадка. Однако благодаря многим известным работам и участникам группы, внесшим вклад в развитие стиля, он сохраняет свою славу и признание и сегодня.

Искусство Де Стейл

Выполняя свою миссию по информированию людей о принципах De Stijl, в 1918 году Тео ван Дусбург создал образ пасущейся коровы с помощью тщательно скоординированного расположения разноцветных прямоугольников и квадратов на холсте. Данная картина является частью раннего знакомства художника с De Stijl и демонстрирует его страсть к зарождающемуся движению. Работа буквально демонстрирует значение слова «абстрагироваться», поскольку она упрощает и уменьшает изображенную вещь, превращая ее в основные геометрические структурные компоненты.

В 1920 году другой представитель Де Стейл Пит Мондриан представил миру одну из своих самых знаменитых работ под названием «Композиция с красным, синим и желтым». Художник изобразил большой красный квадрат, уравновешенный меньшими блоками желтого, синего, серого и белого вокруг него, а также толстыми черными горизонтальными и вертикальными линиями. Все это создало ритмы, которые приливают и отливают по поверхности холста, повторяя разнообразное течение современной жизни.

Еще одной выдающейся работой в стиле Де Стейл является «Композиция XV» Фридриха Фордемберге-Гильдеварта. Немецкий художник вел космополитическую карьеру, участвовал в художественных группах в разных странах, сохраняя при этом твердую приверженность абстрактному искусству. В своей картине, написанной в 1925 году, Фордемберге-Гильдеварт продемонстрировал многие из характерных черт De Stijl, включая прямые линии, четырехугольники и простые цвета. Это одно из самых ранних его произведений, которое является примером того, что он называл «абсолютным искусством», то есть искусством без содержания и объекта. Цвет, форма, контраст и пространство были единственными объектами.

Архитектура Де Стейл

Абстрактные качества неопластицизма были успешно перенесены в область архитектуры. Исключив орнаменты и руководствуясь идеей высокой функциональности пространства, архитекторы De Stijl создали новое видение архитектуры послевоенного времени. Как и в живописи, в архитектуре присутствовал поиск подлинного равновесия по отношению к вертикальным и горизонтальным полям.

Единственным домом, построенным полностью на принципах неопластицизма, является особняк Трюсс Шредер в Утрехте, созданный Герритом Ритвельдом совместно с хозяйкой. В нем использовался тот же принцип уменьшения объектов до их базовой геометрии, позволяющий обнаружить их основную форму.

Ритвельд спроектировал все здание, а также всю мебель и фурнитуру. Акцент на прямых линиях и ограниченная цветовая гамма создали визуальное единство интерьера и экстерьера. Фасад разбит на ряд плоскостей, которые кажутся подвешенными в пространстве. Различные помещения отделены друг от друга свободными раздвижными стенами, что позволяет владельцу менять планировку. Кроме того, в доме Шредер есть центральная лестница и большие окна, сводящие границы к минимуму. 

Следуя по стопам модернистских экспериментов, Роберт ван´т Хоф также внес значительный вклад в область жилой архитектуры. Его знаменитым творением в стиле De Stijl является вилла Хенни в Утрехте. Дом, построенный в период с 1915 по 1919 год, характеризуется геометрическими линиями экстерьера, плоской крышей и экспериментальным характером строительства, учитывая, что он был одним из первых, построенных полностью из железобетона.

Мебель Де Стейл

Как уже известно, Геррит Ритвельд занимался не только архитектурой зданий, но и проектировкой мебели. Свой знаменитый красно-синий стул, ставший одним из канонических произведений движения Де Стейл, он спроектировал в 1918 году. Ритвельд задумал его, как нечто, что будет играть с окружающим пространством и преобразует его.

Стулья в стиле Де стейл
Стулья «Берлин» (слева) и «Красно-синий стул» (справа) Геррита Ритвельда

Стул состоит из прямоугольных плоскостей и линий, которые взаимодействуют друг с другом, но при этом не пересекаются. Каждая деталь четко определена, как будто представляет собой отдельное произведение, которое просто случайно было использовано для изготовления мебели. Простая сборка, которую использовал Ритвельд, также была намеренной; он построил стул из стандартных материалов, доступных в то время, что отражает его цель — создать предмет мебели, который можно было бы производить массово. 

Стоит отметить, что свою цветовую гамму стул приобрел только в 1923 году, когда Ритвельд под влиянием картин Пита Мондриана покрасил его в красный, желтый, синий и черный. Своим творением Ритвельд отверг традиционное мнение о том, что предметы мебели должны быть мягкими и комфортными. На нижней стороне стула он оставил послание: «Когда я сижу, я хочу сидеть не так, как нравится моей сидящей плоти, а так, как сидел бы мой сидящий дух, если бы он сам создал для себя этот стул».

Шрифты Де Стейл

Из всех авангардных движений De Stijl оказал одно из самых непосредственных влияний на типографику. Принципы художественного направления были применены для формирования нового геометрического шрифта, представленного в 1919 году Тео ван Дусбургом.

Каждый символ был основан на квадрате, что делало некоторые из них, особенно буквы K, R и X, настолько нетрадиционными, что их едва можно было распознать. Однако это не помешало тому, чтобы специфический шрифт появился на плакатах, вывесках, детских книгах и сборниках сказок.

Шрифты Де Стейл
Шрифт, созданный Тео ван Дусбургом

В том же 1919 году Барт ван дер Лек разработал свой собственный дизайн алфавита, который использовал на рекламном плакате для фабрики салатного масла в Делфте. На этом плакате вместе с текстом была изображена фигура человека, состоящая из простых геометрических форм и основных цветов.

Рекламный плакат Барт ван дер Лека
Рекламный плакат Барт ван дер Лека (слева) и стенограмма, распространенная в Антверпене по случаю двух лекций Тео ван Дусбурга (справа)

Разногласия и распад группы

Примерно с 1921 по 1924 год Тео ван Дусбург оторвался от неопластицизма и начал развивать свой собственный стиль — элементаризм. Главным его отличием было использование диагональных линий, которые имели для художника символическое значение, связанное с движением. Ван Дусбург считал, что структура, основанная на динамике отношений между вертикалью и горизонталью в сознании наблюдателя, может быть усилена диагональю, которая, нарушая эту гармонию, на самом деле усиливает ее значение. Эта теория не была принята Питом Мондрианом, который счел ее ударом по концепции неопластицизма и вскоре после этого покинул группу.

Тео ван Дусбург
Тео ван Дусбург «Одновременная контркомпозиция»

Кроме того, ван Дусбург был вовлечен в другие художественные занятия, такие как дадаизм, частью которого он был какое-то время. Он редактировал журнал Mécano (приложение к журналу De Stijl) и выпускал стихи в стиле дада под псевдонимом И. К. Бонсе. Время от времени художник также читал лекции в школе Баухаус и сотрудничал с различными архитекторами, создавая множество динамичных произведений искусства. 

Все это привело к повсеместной раздробленности в группе и полному отсутствию сплоченности. Де Стейл был постепенно раздроблен теоретическими разногласиями и прекратил свое существование со смертью Тео ван Дусбурга в 1931 году.

Влияние группы Де Стейл

Ключевые идеи движения о чистой геометрической абстракции и взаимосвязи формы и функции внесли фундаментальный вклад в современное искусство, дизайн и архитектуру. Здания Ритвельда, например, вдохновили многих архитекторов 20 века, в том числе и Миса ван дер Роэ, одного из основателей и ведущего представителя «интернационального стиля».

Помимо архитектуры, идеи Де Стейл повлияли также на многих последующих дизайнеров, поэтов, музыкантов и художников, среди которых экспрессионисты Марк Ротко и Барнетт Ньюман, художники «жесткого» направления Фрэнк Стелла и Фредерик Хаммерсли, а также минималисты Дональд Джадд и Дэн Флавин.

Альбом рок-группы The White Stripes — оммаж группе Де Стейл
Альбом рок-группы The White Stripes — оммаж группе Де Стейл

В 2000 году солист рок-группы The White Stripes Джек Уайт, вдохновившись деятельностью участников De Stijl, посвятил голландскому движению альбом с одноименным названием. На его обложке Джек и Мэг Уайт стоят на фоне композиции из белых и красных прямоугольников и черных линий, напоминающих мебель Ритвельда и картины Мондриана.

Будучи ценителем искусства, французский модельер Ив Сен-Лоран включил картины Мондриана в свои творения. Впервые он узнал о Пите, когда прочитал книгу о жизни художника, которую ему подарила мать на Рождество. Ив Сен-Лоран даже сказал: «Мондриан — это чистота, и дальше в живописи идти нельзя. Шедевр двадцатого века — Мондриан».

Дизайнер выразил свою признательность художнику в осенней коллекции 1965 года, известной как «Mondrian». Вдохновленный геометрическими линиями и смелыми цветами, Сен-Лоран представил шесть коктейльных платьев, которые обозначили его культовый стиль и эпоху шестидесятых в целом. Каждое из платьев немного отличалось друг от друга, но всех их объединяла простая форма А-силуэта, отсутствие рукавов и длина до колен. С тех пор Мондриан еще не раз «цитировался» модными дизайнерами. 

Яркая эстетика его картин использовалась в 2008 году, когда компания Nike выпустила кроссовки SB Dunk Low с черными полосами и красно-желто-синими панелями. В том же году Raf Simons представил необычные ботинки, сочетающие в себе футуристический и ретро-стиль с цветовой гаммой, вдохновленной неопластическим художественным направлением. Еще один яркий пример влияния Мондриана на моду — коллекция Balmain Spring/Summer 2015, в которой появились платья, блузы и юбки с линейным принтом в основных цветах движения Де Стейл.

Де Стейл и все, за что он выступал, придали новый смысл живописи, дизайну, архитектуре и многим другим направлениям. Имея сильную теоретическую и созерцательную направленность, неопластицизм изменил то, как художники рассматривали искусство, взаимодействие и отношения с формой, цветом и композицией — как в двух, так и в трехмерном измерениях.

МЫ В СОЦСЕТЯХ