На протяжении многих столетий солдаты нуждались в удобной и теплой одежде, что побуждало производителей создавать инновационные и функциональные разработки. Со временем многие элементы военной формы перекочевали в наш повседневный гардероб — например, ботинки дезерты или Dr. Martens. Милитари-корнями обладает и одна из самых культовых курток в истории — фиштейл-парка. В этой статье мы познакомимся с происхождением и эволюцией куртки M-51.
Что такое фиштейл-парка
Фиштейл-парка представляет собой разновидность классической парки. Эта теплая демисезонная куртка со съемным капюшоном имеет длину в три четверти от обычной парки, что облегчает движение.
Но по-настоящему уникальной фиштейл-парку делает необычный крой с удлиненной задней частью и раздвоенным краем, образующим фалды. Сегодня эта деталь играет исключительно эстетическую функцию, но изначально она была создана из практических соображений. На подоле присутствуют шнурки, с помощью которых можно обвязать каждую половину разрезанного подола вокруг бедер, чтобы куртка лучше удерживала тепло и дополнительно защищала от сильного ветра.
Название «фиштейл-парка» было придумано американскими солдатами, которым дизайн куртки напоминал рыбий хвост («fish tail»). Как и многие другие неофициальные прозвища, оно прижилось и превратилось в имя нарицательное.
M-1948 — появление «рыбьего хвоста»
Американская армия с давних пор использует парки в качестве верхней одежды для пилотов и солдат, проходящих службу в холодном климате, поскольку такие куртки удобно носить поверх их громоздкой униформы. Изначально для дополнительного тепла капюшоны были оторочены мехом. Практичную функцию выполняли и большие карманы, в которых можно было носить с собой продукты питания или боеприпасы.
Фиштейл-парки были изобретены во время Корейской войны (1950-1953). Стандартной паркой для холодной погоды в конце 1940-х годов была куртка N3-B или «куртка с капюшоном-трубой». Проблема с длинными куртками чуть выше колена заключалась в том, что солдаты не могли в них быстро и свободно передвигаться. К тому же в суровых климатических условиях Кореи требовались куртки, которые обеспечивали не сухость, а тепло, и поэтому было принято решение создать специальную одежду для американской пехоты, пребывающей на корейском полуострове.
Так была разработана парка с «рыбьим хвостом», фалды которой можно было обвязать вокруг ног, чтобы защититься от неожиданных порывов ветра. Конструкция куртки состояла из верхнего слоя, рассчитанного на морозы до -10 °C, и подкладки из шерсти, которая позволяла выдерживать низкие температуры до -50 °C.
Самой первой фиштейл-паркой был прототип M-1948, который представлял собой переход от парки M-43 к M-48, запущенной в широкое производство («М» в названии обозначает «military» — «военные силы», а число — год введения одежды в обмундирование). На сегодняшний день сохранилось лишь два экземпляра данных прототипов парки M-48.
Вслед за первоначальным прототипом появились модели EX-48-1 и EX-48-2. Куртка EX-48-1 известна как главный прототип M-48. Капюшон парки был отделан мехом росомахи, а внешняя оболочка была сшита из более тонкого поплинового материала, который позже использовался для массового производства курток M-51. Ключевыми элементами модели EX-48-1 являлись съемная подкладка на основе стекловолокна, а также характерный карман для карандашей или сигарет на левом рукаве.
В заводской версии парки M-48 использовался плотный хлопчатобумажный сатиновый материал, устойчивый к ветру, и подкладка из меха и атласа.
Изначально во время Корейской войны армия и морская пехота снабжались куртками M-47 (пальто по типу парки с ворсовой подкладкой) времен Второй мировой войны, немного улучшенной к 1950 году. Более усовершенствованная парка M-48 была доступна лишь нескольким армейским подразделениям, в то время как большинство всё еще носило старые модели.
М-51 — рождение легенды
Первое широкое производство парки «с рыбьим хвостом» пришлось на 1951 год, а потому куртка и получила название M-51. Американские военные, направлявшиеся в Корею, нуждались в большом количестве экипировки для холодной погоды, но страна просто не могла позволить себе массовое производство тяжелой, дорогой и высококачественной фиштейл-парки M-1948. Так парка M-51 стала более доступной версией М-48.
Первое поколение фиштейл-парок M-51 было изготовлено с использованием того же ветроустойчивого материала из тяжелого хлопчатобумажного сатина, что и M-48, а вместо подкладки из меха и атласа имело толстую, тяжелую подкладку из шерсти альпаки. Такой дизайн тоже оказался дорогостоящим в производстве, и в полевых условиях подкладку было трудно высушить после намокания.
Из-за этого во втором поколении M-51 на смену сатину в конструкции оболочки пришел более тонкий, легкий хлопчатобумажный поплин. Новые парки также отличались от M-48 тем, что в них не было кармана на рукаве, а подкладка из тяжелого мехового ворса и атласа была заменена на съемный подклад из мохера или альпаки.
Если M-48 состояла из двух частей, то M-51 представляла собой конструкцию из трех частей с внешней оболочкой, подкладкой и съемным капюшоном, отделанным мехом волка. Новый дизайн куртки позволял отдельным частям быстрее высыхать, что имело большое значение для солдат, сражающихся в столь холодных и суровых условиях. Еще одним заметным нововведением M-51 стали погоны с застежками на плечах, к которым можно было прикрепить головной убор или другие легкие предметы.
Парки M-51 второго поколения были запущены в производство в 1952 году и по сравнению с версиями первого поколения выпускались более массово. Позже производство М-51 продолжалось в американской зоне оккупации Германии вплоть до 1958 года. Немецкие модели M-51 можно отличить по написанию «Mohair Freeze» как «Mohair Frieze».
Еще одна партия парки M-51 был выпущена примерно в 1963 году по спецификациям Великобритании и Канады. После этого M-51 больше не производились. В 1965 году куртку вновь обновили, после чего появились фиштейл-парки M-65.
Популярность М-51
Парки M-51 оказались практичными и теплыми. Но в июле 1953 года необходимость в них пропала: Корейская война закончилась, и американцы вернулись на родину. Тем не менее, на этом история фиштейл-парки не закончилась. Неиспользованные куртки были проданы поставщикам по всему миру как излишки обмундирования, и большие количества надолго застряли в магазинах военной униформы.
Через несколько лет после войны M-51 вновь начали появляться на улицах, и на этот раз вовсе не в Америке, а в союзнической Великобритании. В начале 60-х годов в Лондоне начала формироваться новая субкультура под названием «моды». Сторонники движения одевались «с иголочки», увлекались музыкой и кино и разъезжали на мотороллерах.
В постоянно изменяющейся культуре модов фиштейл-парка оказалась одним из немногих постоянных элементов. Моды покупали военные куртки и кастомизировали их под себя с помощью значков и нашивок. Почему их выбор пал именно на M-51, достоверно неизвестно, но несложно предположить, что свою роль в этом сыграла как функциональность (теплые и относительно водонепроницаемые парки подходили для езды на скутерах, прекрасно защищали модные костюмы и к тому же совершенно не мялись), так и их относительная редкость (кроме модов такие куртки никто не носил, что делало их своеобразным модным заявлением).
В прессе начали появляться фотографии стильных молодых людей, катающихся в куртках с «рыбьим хвостом» на «Вестах» и «Ламбреттах». Со временем моды (а вместе с ними и фиштейл-парки) начали появляться повсюду, включая сериалы вроде «Отряда “Стиляги”», рассказывающего о юных аутсайдерах, завербованных в качестве детективов под прикрытием. После выхода фильма «Квадрофения» (1979), снятого по мотивам альбома группы The Who и посвященного субкультуре модов, парка закрепилась как настоящий культурный феномен. Знаменитый производитель мопедов Lambretta выпустил собственный вариант одежды, предназначенной специально для езды на мотороллере. Постепенно любовь к парке начала выходить за рамки субкультуры. Как и M-65 после войны во Вьетнаме, фиштейл-парка стала еще одним предметом повседневной одежды.
M-51 пережила новый всплеск популярности в 90-е, когда широкую популярность получил брит-поп и такие яркие представители жанра, как Лиам Галлахер, в те времена практически не расстававшийся с куртками с «рыбьим хвостом».
Фиштейл-парка в наши дни
Сегодня винтажные парки по-прежнему можно найти на рынке ресейла, но многие современные бренды создают собственные версии айтема.
White Mountaineering выпускал фиштейл-парки с использованием технологичных материалов GORE-TEX и Pertex Shield DV, а также в рамках коллаборации с Levi’s.
В 2009 году Nike представил собственный вариант M-51, добавив к классическому военному силуэту инновационный дизайн. Вместо тяжелого хлопчатобумажного материала бренд использовал мягкие полиэстеровые микроволокна, а также добавил перфорацию и вырезанные на лазерном станке карманы.
Обновленные версии курток, вдохновленных американскими M-51, продолжает производить Alpha Industries. Помимо собственных коллекций, компания также периодически сотрудничает над разработкой парок с другими брендами, например, Stüssy и Urban Outfitters.
Парки с «рыбьим хвостом» присутствуют в ассортименте премиальной итальянской марки Ten C. Ее фиштейл-парки изготовлены из микроволокнистой ткани, измельченной в Японии, а затем обработанной вручную в Италии. А капюшон оснащен внутренней рамкой из проволоки, что не дает проникать холодному воздуху во время носки.
Свой вариант парок также выпускает японский ретро-бренд Buzz Rickson’s. Куртки изготавливаются практически в полном соответствии с характеристиками оригинала 1951 года, дополненными съемной стеганой подкладкой, застежкой-молнией Crown и кулиской по нижнему краю.
В стандартной фиштейл-парке присутствуют такие элементы, как съемный капюшон, затягивающийся шнурок на талии и карманы с диагональной прорезью с клапанами. Сегодня куртки выпускаются не только в традиционном для армейской спецодежды оттенке хаки, но и в других расцветках, например, черной, малиновой, коричневой, синей или серой. Они могут быть легкими и теплыми, оснащаться инновационными технологиями и сочетаться как с кроссовками, так и с каблуками. Неизменным элементом остается главное — разрезанный посередине край, в современном гардеробе лишь отдающий дань уважения оригинальной конструкции легендарной модели. Не отказываются дизайнеры и от шнуровки на подоле. Теперь из-за отсутствия необходимости в экстремальной защите от ветра задние концы связывают вместе исключительно в декоративных целях.
История бомбера — как одежда скинхедов стала частью базового гардероба