Одежда — это, прежде всего, внешнее проявление нашего внутреннего «я», инструмент, который мы используем для проекции нашей идентичности, убеждений или принадлежности. Однако нельзя отрицать, что модная индустрия так или иначе связана с политикой. Считается, что мода (и простая графическая футболка, в частности) представляет собой самую капиталистическую и либеральную свободу. Так, после терактов 11 сентября 2001 года президент Джордж Буш призвал американцев «ходить по магазинам», чтобы бросить вызов террористам. В свою очередь Анна Винтур запустила антитеррористическую кампанию «Мода для Америки: делайте покупки для выражения поддержки», утверждая в Vogue, что в такое трудное время мода была необходима.

Несмотря на то, что политическая активность, которая ведется через одежду, в последние недели стала вездесущей — протесты против жестокости полиции и системного расизма прокатились по Соединенным Штатам (и по всему миру) — это явление не является чем-то новым. Мода десятилетиями служила демонстративным инструментом, с помощью которого люди высказывали политические мнения и поддерживали движения.

Протестная футболка: 1940-1970-е годы

Вторая мировая война ознаменовала собой изменения в системе политической коммуникации.  Для распространения информации и поднятия морального духа стали использоваться короткие и броские лозунги. Неудивительно, что именно в послевоенные годы футболку впервые начали использовать для наглядных политических сообщений. В 1948 году кандидат в президенты от Республиканской партии Томас Дьюи воспользовался созвучностью своего имени со словом «dew» («dew it» как искаженное произношение фразы «do it») и новой тенденцией к простым лозунгам и украсил футболки надписью «Dew it with Dewey» («Сделай это вместе с Дьюи»). Томас проиграл выборы 48-го года Гарри Трумэну, что свидетельствует о том, что использование одежды в качестве средства политического послания не сразу закрепилось в качестве канона «лучших методов действия».

Футболка с надписью «Dew it with Dewey» — история футболки как символа протеста

Принт «Dew it with Dewey» на предвыборной футболке Томаса Дьюи, 1948 год

Но постепенно благодаря доступности футболки и ее более широкому распространению этот предмет одежды стал синонимом политической активности. В 1968 году студенты Гарварда носили антивоенные футболки во время сидячих забастовок в административных зданиях университета. Примерно в то же время члены и сторонники Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP) и Партии черных пантер (BPP) использовали простые футболки, чтобы как можно больше людей узнали об их существовании. В 1971 году BPP выпускала футболки с портретом заключенного в тюрьму председателя и основателя партии Бобби Сила.

Протестная футболка: 1980-2000-е годы

Одновременно с протестами в Америке по ту сторону Атлантического океана набирало обороты панк-движение. Дизайнер Вивьен Вествуд и музыкант Малкольм Макларен одними из первых воспользовались силой графической футболки. В отличие от США, где большинство проблем было связано с исключительно политической активностью, панк-движение Великобритании основывалось на общем социальном кризисе молодежи. Таким образом, футболки Вествуд и Макларена охватывали широкий спектр вопросов — от религии до фашизма. Одним из самых популярных дизайнов был перевернутый крест со свастикой под словом «DESTROY».

Футболка Vivienne Westwood «DESTROY» — история футболки как символа протеста

Футболка Vivienne Westwood «DESTROY»

Еще одним модельером, сделавшим большой вклад в популяризацию протеста через графическую одежду, была менее известная в модных кругах Кэтрин Хэмнетт. В 1984 году дизайнер встретилась с занимавшей в то время пост премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Для этого визита Хэмнетт надела футболку с надписью «58% против “Першинга”» — протест против того, чтобы Великобритания позволила Соединенным Штатам разместить баллистические ракеты «Першинг» на своей территории во время Холодной войны. Помимо этого, Кэтрин создала бесчисленное количество белых футболок с напечатанными на них жирным черным шрифтом лозунгами, включая «Выбери жизнь», «Спаси мир», «Нет ядерному оружию» и совсем недавний «Отменить Брексит».

Маргарет Тэтчер и Кэтрин Хэмнетт — история футболки как символа протеста

Маргарет Тэтчер и Кэтрин Хэмнетт, 1984 год

К середине-концу 80-х годов одежда стала популярным средством выражения политической позиции и активистской деятельности, сопровождающей все мероприятия, начиная от шествия за борьбу с голодом «Walk for Hunger» и заканчивая голосованием. Эта среда также привлекала таких художников, как Кит Харинг, который украшал футболки своими работами для пропаганды осведомленности о СПИДе.

Позже активистские и протестные футболки вышли за рамки национальных границ. Одним из наиболее ярких примеров является Африканский национальный конгресс, признанный многими союзниками Южной Африки террористической организацией. На протяжении 1980-х и 90-х годов в таких странах, как Великобритания, Канада и США, местные низовые организации, подобно Движению против апартеида, продавали футболки с логотипом конгресса, надписями, призывающими положить конец апартеиду в Южной Африке, и портретами заключенного Нельсона Манделы. Для жителей вышеупомянутых стран это стало способом выразить поддержку и внести свой вклад в развитие низовых организаций.

Футболка с призывом освободить Нельсона Манделу — история футболки как символа протеста

Футболка с призывом освободить Нельсона Манделу

Ношение футболки для выражения солидарности неплохо работает на ранних стадиях политического движения, но порой этого недостаточно. Если же одежду использовать и для сбора средств, то она становится еще более мощным инструментом в долгосрочных протестах. 

К 2000-м годам благотворительные организации и политические движения осознали тот факт, что футболки стоят недорого и их можно продавать по разумным ценам. Они также понимали, что это предмет, который носят все, и, следовательно, его будут покупать. Люди, которые ранее отказывались пожертвовать 50 долларов на дело, могли купить две футболки и принести организации ту же прибыль.

Активистская футболка и мерч как модное заявление

Maison Margiela был одним из первых модных брендов, который начал использовать свою одежду для сбора средств и повышения уровня осведомленности. В рамках коллекции Fall/Winter 1994 бренд выпустил футболки, доходы от продаж которых пошли в AIDES — французскую организацию по борьбе со СПИДом, ВИЧ и гепатитом. С тех пор предмет гардероба перевыпускался каждый год и стал одной из самых культовых вещей компании.

В 2001 году Supreme выпустил футболки, прибыль от которых была направлена на помощь после событий 11 сентября. Десять лет спустя, в 2011 году, нью-йоркская компания выпустила футболки, чтобы собрать средства для поддержки людей, пострадавших от землетрясения и цунами в Японии. В 2020 году Supreme объединил усилия с Такаси Мураками для помощи в борьбе с COVID-19. 

Архивная коллекция футболок Martin Margiela

Архивная коллекция благотворительных футболок Martin Margiela в пользу AIDES

В течение последних двух десятилетий стритвир-бренд был не одинок в своих благотворительных акциях. С 2004 года Nike и Jordan в партнерстве с фондом больницы ОСУ Доернбечер выпустили десятки кроссовок ограниченной серии, разработанных пациентами, и собрали более 25 миллионов долларов. Это не говоря уже о продолжающейся кампании Nike «Be True», в рамках которой производится одежда и кроссовки, включая футболки, выражающие поддержку сообществам ЛГБТК+. Начиная с 2006 года Marc Jacobs выпускал серию футболок с изображением различных знаменитостей, позирующих обнаженными, чтобы повысить осведомленность и собрать средства для лечения рака кожи. Missoni направил часть доходов со своей коллекции Fall/Winter 2017, в которой были представлены знаменитые розовые шапки с кошачьими ушами, в Американский союз защиты гражданских свобод (ACLU) и Агентство ООН по делам беженцев. Список может продолжаться и дальше.

  • Футболки Marc Jacobs «Protect the Skin You're In»
  • Футболки Marc Jacobs «Protect the Skin You're In»
    Футболки Marc Jacobs «Protect the Skin You're In»
  • Футболки Marc Jacobs «Protect the Skin You're In»
    Футболки Marc Jacobs «Protect the Skin You're In»

Конечно, средства, собранные через продажу политически заряженных предметов одежды, не всегда жертвуются благотворительным учреждениям или профильным организациям. В рамках своей первой коллекции женской одежды Spring/Summer 2017 для Дома моды Dior Мария Грация Кьюри выпустила футболки с надписью «Мы все должны быть феминистками» — цитата писательницы Чимаманды Нгози Адичи. Предмет гардероба был продан более чем за 700 долларов. Только после того, как Кьюри столкнулась с негативной реакцией за сотрудничество с феминистским движением, Dior объявил, что вырученные средства будут переданы в Фонд Клары Лайонел. Nike выпустил кроссовки в честь Дня Земли, но вместо того, чтобы пожертвовать выручку на решение экологических проблем, бренд использовал релиз как возможность демонстрации своего стремления к устойчивости.

Мерч как символ политической активности сегодня

Несмотря на осуждаемую спекуляцию товарами, в последние годы практика создания политического мерча приобрела такую популярность, что даже небольшие независимые бренды стали часто к ней прибегать. За последние несколько недель появилось бесчисленное количество примеров того, как мерч может служить мощным политическим инструментом. 

Футболка FOG, Union LA, NOAH, Off-White, Awake NY, Just Don, Denim Tears, Pyer Moss, Melody Ehsani

Благотворительная футболка Fear of God в пользу фонда Джанны Флойд

Brain Dead — относительно небольшой, развивающийся бренд, который, наряду с Blood Orange, собрал более 500 000 долларов для движения Black Lives Matter и Фонда свободы ЛГБТК. Марка Denim Tears выпустила футболку, направив доходы в лагерь Колина Каперника «Знай свои права», а также объединила усилия с Джерри Лоренцо — и несколькими другими известными брендами — для создания пары футболок в пользу Джанны Флойд.

То, что происходит сейчас, уходит корнями в долгую историю одежды как формы политического активизма. Однако, к сожалению, всегда есть люди, стремящиеся извлечь из этого собственную выгоду. Например, существует огромное количество тех, кто продает мерч Греты Тунберг в знак поддержки ее деятельности в области изменения климата без пожертвований организациям, реализующим эти изменения. Тем не менее одежда продолжает выполнять роль демократизированного инструмента, к которому каждый имеет доступ, и который может изменить мир к лучшему.

Источник: Grailed.com

 


Читайте также, как худи из одежды рабочих превратился в символ статуса