История кроссовок Nike Air Jordan 1 многогранна и наполнена сложными деталями. Каждый год легенда о парне, прославившем Air Jordan 1, становится все более фантастической. И раз уж сникер-культура продолжает процветать, превращаясь в многомиллиардный мировой феномен, не будет лишним вспомнить историю о том, как довольно простые кроссовки из красно-бело-черной кожи оказали огромное влияние на баскетбол, современный маркетинг и моду.

Майкл Джордан и «Чикаго Буллз»

На драфте НБА в 1984 году «Чикаго Буллз» выбрали под третьим номером Майкла Джордана. Сэма Боуи (из команды «Портленд Трейл Блейзерс») и Хакима Оладжьювона (из «Хьюстон Рокетс») выбрали раньше Джордана, преимущественно из-за того, что в те времена команды отдавали центровым больший приоритет, чем защитникам. А издание The New York Times упомянуло Джордана лишь в самом конце своего репортажа о драфте. 

Хотя тогда Джордан и не был фаворитом драфта, «Буллз» были уверены в его способностях настолько, чтобы подписать с ним семилетний договор на шесть миллионов долларов — на тот момент в истории лиги это стало третьим по величине контрактом новичка после Ральфа Сэмпсона и Оладжьювона.

Слева направо: Ральф Сэмпсон, Хаким Оладжьювон и Майкл Джордан
Слева направо: Ральф Сэмпсон, Хаким Оладжьювон и Майкл Джордан

Сотрудничество Майкла Джордана с Nike

На фоне переговоров о контракте с «Буллз» Nike работал над собственной сделкой с Джорданом. В переговорах участвовало несколько ключевых фигур. Это запутанная и спорная история, но по словам Сонни Ваккаро — агента по маркетингу, который устраивал сделки между тренерами по студенческому баскетболу и Nike — ему удалось убедить директора по маркетингу спортивного бренда, Роба Штрассера, в том, что во что бы то ни стало нужно подписать контракт с Джорданом.

В деле также участвовали дизайнер кроссовок Nike Питер Мур, который придумал дизайн Air Jordan 1 и лого «Wings» (модель Nike Dunk тоже появилась благодаря ему), Дональд Делл, который являлся президентом компании в области спортивного менеджмента ProServ, и Дэвид Фальк — агент Майкла, который работал на ProServ и вел переговоры о сделке с Nike.

В прошлом Делл был профессиональным игроком в теннис, а в те времена теннисисты «продавались» гораздо лучше, чем звезды баскетбола. Глава ProServ смог добиться успешного маркетинга таких теннисистов, как Артур Эш и Стэн Смит, и его новой целью было так же раскрутить Джордана.

Майкл Джордан и Дин Смит — история Air Jordan 1
Майкл Джордан и Дин Смит объявляют о намерении Джордана принять участие в драфте NBA на пресс-конференции, 1984 год. Дин Смит — легендарный тренер университета Северной Каролины.

Переговорный процесс был далеко не легким, поскольку Фальк предъявлял серьезные требования к любым брендам, которые хотели сотрудничать с юным феноменом. Джордану нравился adidas, и он надеялся на подписание контракта с немецким брендом, но спортивный гигант находился в нестабильном состоянии после смерти основателя компании Ади Дасслера в 1978 году и попросту упустил Джордана.

Тут же был замешан Converse, так как Джордан уже носил кроссовки бостонского бренда на протяжении всего обучения в колледже из-за сделки Дина Смита, тренера Северной Каролины (выше он изображен на пресс-конференции вместе с Джорданом) с компанией. Converse был готов рекламировать Джордана наряду со своими другими звездами, Ларри Бёрдом и Мэджиком Джонсоном, но не предлагал ничего нового с точки зрения дизайна обуви.

Майкл Джордан в Converse на Олимпийских играх-1984
Майкл Джордан в Converse на Олимпийских играх-1984

К Nike у Джордана не было совершенно никакого интереса, и его пришлось практически тащить на презентацию в Бивертон, штат Орегон. Но у Nike был самый масштабный и смелый план, который выделял Джордана из толпы других звезд лиги. Джордан отдавал предпочтение adidas, потому что их кроссовки были ниже, чем у Nike. Поэтому Nike предложил ему совершенно новую обувь, специально созданную под его нужды. В конструкции кроссовок даже учли разный размер его стоп (левая — 13 размера, а правая — 13,5).

В 80-х сникер-сделки были совсем не такими, как сегодня. В те времена у крупных игроков не было большой славы, а у компаний по производству кроссовок еще не было таких астрономических бюджетов. Именно Ваккаро подсказал Штрассеру и Nike, чтобы те предложили Джордану пятилетний контракт на 500 000 долларов в год, что должно было затмить предыдущую величайшую спонсорскую сделку.

История Air Jordan

Ознакомившись с презентацией и предложением от Nike, Фальк связался с Converse и adidas, чтобы узнать, что они могут предложить в ответ. Изначально Converse предлагал Джордану 100 000 долларов в год. Роланд Лазенби писал в биографии спортсмена «Майкл Джордан. Его Воздушество»: «Джордан даже обратился к своему знакомому, работавшему в Converse, рассказав ему, что компании “всего лишь нужно подобраться ближе” к предложению Nike. Но ни adidas, ни Converse не были готовы предложить ничего и близко стоящего с тем, что для Майкла Джордана подготовил Сонни Ваккаро». 

Так и состоялась сделка с Nike, кроссовки перешли в стадию разработки и стали называться Air Jordan (другим вариантом названия, которое так никогда и не увидело свет, было «Prime Time»). Помимо полученных за пять лет 2,5 миллионов долларов, Джордану также полагался процент с продаж каждой пары кроссовок Air Jordan (изначально $65). Только за первые два месяца продажи Nike Air Jordan составили 70 миллионов долларов.

Перед началом своего дебютного сезона Джордан сказал: «Знаю, все глаза прикованы ко мне. Некоторые вещи, которые я вытворяю, удивляют даже меня самого. Это не всегда что-то запланированное. Иногда это просто случается».

На самом деле в самом начале игрового сезона 1984-1985 Джордан не носил Air Jordan 1 — его фирменная модель появилась в продаже лишь весной 1985 года. Вместо них он надевал другие версии Nike Air Ship, баскетбольные кроссовки за $35, по своему виду напоминавшие Air Jordan 1.

 

С самого начала взяв установку на выход за рамки привычного, 18 октября 1984 года Джордан надел на предсезонный матч с «Нью-Йорк Никс» красно-черные Air Ship. Кроссовки, нарушающие правило лиги о «единообразии экипировки», по которому игроки должны носить обувь, совпадающую по расцветке как с униформой, так и с кроссовками других игроков команды, не очень-то понравились Дэвиду Стерну — комиссару НБА — и лига послала Штрассеру письмо, указывающее на то, что «ношение красно-черных баскетбольных кроссовок Nike» запрещается. Как гласит легенда, каждый раз, когда Джордан появлялся на корте в кроссовках, не соответствующих цветовой палитре команды, ему выписывали штраф на 5 000 долларов, а Nike эти штрафы оплачивал.

Руководство «Буллз» было обеспокоено посылом, который стоял за решением Джордана, выделяющим его из команды своими цветовым предпочтениями. Неужели он считал себя лучше других? В те времена баскетболисты НБА носили преимущественно белые пары кроссовок, дополненные еще одним цветом, который соответствовал майкам команды. Это была командная игра, и все понимали, что кроссовки на корте не должны слишком бросаться в глаза.

У самого Джордана тоже были сомнения относительно цветового сочетания своей новой пары. «Я не могу носить эти кроссовки — это дьявольские цвета», — говорил он, имея в виду главных соперников своей команды в колледже.

«Майкл, если ты не заставишь “Чикаго Буллз” сменить свои официальные цвета на “Carolina Blue” (официальный оттенок Университета Северной Каролины), это будет твоей расцветкой», — ответил Штрассер.

Бывший сотрудник ProServ и коллекционер кроссовок Крис Арнольд рассказывает, что изначальный план Nike предполагал две ключевые расцветки Air Jordan: версия бело-черно-красных цветов (сейчас известная под названием «Black Toe»), надеваемая в домашних матчах, и черно-красная, носимая в выездных играх (которая теперь называется «Bred»).

Вместе с фотографом Чаком Куном Майкл устроил в Чикаго двухдневную съемку с обеими расцветками, но на тот момент на кроссовках еще не было классического логотипа «Wings». На его месте красовалась простая надпись «Air Jordan». На этой фотосессии Джордан повторил позу, в которой в 1984 году его запечатлел Якоб Рентмистер для журнала LIFE. Новое фото, позже превращенное в графическое изображение силуэта, стало культовым лого «Jumpman».

Как только логотип «Wings» был окончательно доработан, его напечатали на кроссовках, которые Джордан должен был носить в НБА. «Jumpman» появился на Air Jordan 3 лишь в 1988 году. Единственной моделью Air Jordan, на которой присутствовали как свуш, так и логотип Jordan «Wings», были Air Jordan 1 (до релиза Air Jordan 31, вышедших в 2016 году).

Арнольд вспоминает, что из-за угрозы штрафа Nike адаптировался под правила НБА и представил альтернативную расцветку. Сейчас эта модель называется «Chicago». 17 ноября 1984 года в матче против «Филадельфии Севенти Сиксерс» Джордан впервые появился на корте в Air Jordan 1. На протяжении всего сезона он продолжал чередовать пары Air Jordan 1 и Air Ship.

В феврале 1985 года Джордан рискнул и надел черно-красную пару Air Jordan 1 на конкурс по броскам сверху на Матче звезд НБА. Такой поступок сошел Майклу с рук, поскольку это соревнование не являлось официальной игрой НБА. Но после того, как управление комиссаров НБА увидело эти кроссовки, 25 февраля 1985 года оно прислало Nike еще одно письмо с напоминанием о том, что Джордану нельзя носить черно-красную расцветку. Nike сложил из этих писем с запретами настоящую легенду, усилив ажиотаж вокруг Air Jordan и даже выпустив по этому поводу рекламу (однако «забыв» упомянуть о том, что всё началось с Air Ship).

Как известно, в 1986 году Джордан также сказал Дэвиду Леттерману, что черно-красную расцветку запретили, потому что «в ней не было белого цвета». Джордан даже ответил на шутку Леттермана о том, что кроссовки запретили за их уродство, словами: «Да, я с тобой согласен — они некрасивые».

Как бы то ни было, скандал с «запретом» предоставил маркетинговому отделу Nike возможность продвигать обувь в качестве символа неповиновения, благодаря чему продажи кроссовок взлетели до небес.

 

В сезоне 1985-86 Майкл продолжил носить Air Jordan 1, но в третьем матче сезона сломал ногу и из-за этого пропустил 64 игры. Когда в марте того же сезона Джордан вернулся в игру, Nike снабдил его невыпущенными Air Jordan 1 с ремешками для поддержки лодыжки.

В целом, Nike вообще много работал над поддержкой и амортизацией в Air Jordan 1, в том числе соединив Air Jordan 1 и мидсоль Air Jordan 2 (кроссовки, которые прозвали Air Jordan 1.5, в 2015 году наконец-то поступили в продажу) и Air Jordan 1 с мидсолью Nike Dunk.

Было выпущено как минимум 23 версии оригинальных Air Jordan 1, но достоверно подтвердить, сколько из них в конечном счете увидели свет, невозможно. Среди них были низкие Jordan, Jordan с расцветками в стиле металлик, детские Jordan и даже парусиновая модель под названием AJKO.


Пара Nike Air Jordan 1 «Chicago», в которой Майкл Джордан выходил на корт в своем первом сезоне 1984-85 годов, была продана за 560 000 долларов.


Некоторые модели продавались только за пределами Америки, некоторые — в отдельных регионах США. В число других популярных расцветок, помимо «Bred»/«Banned», «Chicago» и «Black Toe», вошли черно-синие «Royal», черно-серые «Shadow» и бело-голубые «UNC».

Ретро-версии Air Jordan 1 начали выпускаться только в 1995 году, когда в продажу вернулись расцветки «Chicago» и «Bred». Сникер-тренды уже перешли на более технические модели, и никакого ретро-сегмента в те времена на рынке еще не существовало. Повторный релиз обернулся полнейшим провалом, и, по слухам, цену на кроссовки даже пришлось спускать до 20 долларов (с изначальных 80).

Jordan Brand снова решил испытать свою удачу в 2001 году, на этот раз выпустив модель с обновленной формой голенища. С тех пор интерес к силуэту стремительно возрос, что привело к появлению бесчисленных расцветок и вариаций Air Jordan 1, что сделало их одними из самых популярных кроссовок в истории.

Купить Air Jordan 1 на сайте Nike

История пары запечатлена во множестве книг, наиболее известной из которых является 500-страничное издание Джея Лоуренса «Энциклопедия Air Jordan», чье производство было финансировано через Kickstarter. Престижные японские журналы вроде Nike Chronicle и Air Jordan Origin тоже уже на протяжении многих лет вносят существенный вклад в информирование о выдающихся релизах.

Благодаря своему статусу в качестве первых релизов Air Jordan 1, появлению на корте и масштабу известности, которые они получили с помощью рекламы, телевидения и СМИ в целом, расцветки «Bred», «Black Toe» и «Chicago» по-прежнему остаются самыми значимыми моделями бренда. Они всегда будут считаться священным Граалем сникер-сообщества, вечно сохраняя за собой не только ассоциацию со стритвиром и модой, но и, конечно, с самим Его Воздушеством — худощавым защитником из Северной Каролины, который смог превратиться из одаренного новичка НБА в одного из величайших спортсменов всех времен.

6 главных документальных фильмов о Майкле Джордане

Майкл Джордан в Nike Air Jordan 1 — история кроссовок
  • Michael Jordan: Come Fly With Me, 1989 год

  • Michael Jordan’s Playground, 1990 год

  • Michael Jordan: Above & Beyond, 1996 год

  • Michael Jordan to the Max, 2000 год

  • Unbanned: The Legend of Air Jordan 1, 2018 год

  • The Last Dance, 2020 год

 

Источник: Highsnobiety.com