«Я вам не мудборд!» Именно с таким заявлением выступила начинающий дизайнер Тра Ми Нгуен в июле этого года, обвинив Balenciaga в «краже, присвоении и получении прибыли» за счет ее проекта (и проектов других людей). В посте на своей странице в инстаграме Нгуен утверждала, что рекрутер Дома моды увидел ее работу, которая была включена в студенческую творческую выставку в Берлинском университете искусств, и запросил ее портфолио «под предлогом, что марка набирает стажеров». После этого, по словам модельера, Balenciaga опубликовал в своем инстаграм-аккаунте (с многомиллионной аудиторией) фотографию мопеда, покрытого различными предметами одежды — точно такой же в 2019 году она представила как часть своего дипломного проекта. В свою очередь роскошный бренд заявил, что изображение «не было основано на работе какого-либо дизайнера, а было вдохновлено тем, как уличные торговцы выставляют свой товар».

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Diet Prada ™ (@diet_prada)


Всего через несколько дней молодой дизайнер ювелирных украшений Никколо Паскуалетти обвинил Bottega Veneta в копировании его проектов в коллекции Resort 2021. Как говорит Паскуалетти, во время собеседования на работу в итальянский Модный дом он «без задней мысли» предоставил Bottega Veneta свое портфолио, где, среди всего прочего, были модели подвесок из веревок и камней, а спустя год бренд выпустил аналогичные украшения. 

Теперь вернемся на мгновение в 2017 год, когда подобная ситуация разворачивалась между студентом нью-йоркской Школы дизайна Парсонс Чжоу Тонгом и Viktor & Rolf. Тонг утверждал, что на шоу Viktor & Rolf Autumn/Winter 2017 были продемонстрированы вещи, имеющие поразительное сходство с его собственными проектами, которые он показывал парижскому Модному дому в надежде получить стажировку. 

Все эти примеры являются частью более широкой картины. Молодые дизайнеры по всему миру борются с крупными брендами, которые копируют их работы, вместо того, чтобы просто черпать вдохновение из различных источников, включая социальные сети. Отсюда возникает справедливый вопрос: «Могут ли вообще дизайнеры сделать что-либо, чтобы защитить себя и свои творения от плагиата?»

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от ??? ?? ?????? (@tra.my1)

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от ??? ?? ?????? (@tra.my1)

Как дизайнерам защитить свои работы от копирования? 

Быть молодым, независимым дизайнером в сегодняшней корпоративной индустрии моды, несомненно, трудно. Однако несмотря на кажущуюся бедственность ситуации, выход из нее все-таки есть. «Не так уж и много может сделать дизайнер, чтобы предотвратить копирование своих проектов», — поделилась с TFL специалист по интеллектуальной собственности Оливера Меденика. — «Единственное, что бы я посоветовала — это защитить изображение проекта в Бюро авторских прав или зафиксировать все эскизы в портфолио как коллекцию. Таким образом, будет доказательство того, что дизайн существовал еще до того, как было обнаружено нарушение — даже если это не готовая одежда или аксессуар». В конце концов, изображения, как правило, легче защитить с точки зрения авторского права, чем такие материальные вещи, как одежда, сумки и обувь.

Хотя этого, скорее всего, будет недостаточно для предотвращения нарушения (особенно в случае с более сильным оппонентом), Меденика отмечает, что такой подход является наиболее эффективным решением. Она не рассматривает «товарный знак в качестве варианта, поскольку это не только требует значительных затрат, но и просто не будет работать в большинстве обстоятельств». Регистрация может занять до двух лет, к концу которых актуальность творения, скорее всего, будет исчерпана.

Дизайнер Чжоу Тонга обвинил в плагиате Viktor & Rolf

Работа Чжоу Тонга / Показ коллекции Viktor & Rolf Fall/Winter 2017 / Кадр из фильма «Фрэнк» (слева направо)

Дизайнер, который проходит собеседование с брендом или представляет свои работы в рамках конкурса «может, конечно, потребовать подписания соглашения о неразглашении», чтобы предотвратить использование его проектов третьими лицами. Однако, как отметила Оливера, «маловероятно, что это сработает», особенно учитывая дисбаланс сил в таких сценариях.

Способы борьбы с плагиатом в Европе

В Европе, где расположены штаб-квартиры большинства крупнейших домов моды, также отсутствуют по-настоящему действенные варианты предотвращения копирования. Однако это не означает, что потерпевшие стороны не могут обратиться за помощью постфактум. 

«Модные дизайны могут быть включены в число трехмерных произведений прикладного искусства, которые в Европе можно защитить авторскими правами», — сказала TFL миланский адвокат Даниэла Делла Роза. — «Поэтому модельеры и компании, заинтересованные в подаче исков о нарушении авторских прав, должны заранее подготовиться, ведя учет документации о процессе создания, авторстве и праве собственности, включая сведения о передачах правового титула на свои проекты». 

Она также отметила, что эти записи будут иметь «первостепенное значение для успешного доказательства юридической силы предъявленных исков», уточнив, что они должны сопровождаться «эскизами, данными о дате и авторе с подписями или печатями; соглашениями с вовлеченными лицами (наемными работниками, самозанятыми дизайнерами); и любыми связанными с ними счет-фактурами и доказательствами проведения оплаты».

Также будет целесообразным «маркировать свои эскизы», указывая правообладателя, «прежде чем делиться ими» с другими, что в дальнейшем поможет подготовить почву для судебного иска в случае нарушения. 

Публичные обвинения в плагиате в социальных сетях

Отходя от методов борьбы с помощью закона, стоит отметить, что дизайнеры часто транслируют свои жалобы в социальных сетях, а не в суде. Сила социальных сетей, выраженная в форме группового пристыжения, способна запятнать репутацию бренда, обвиненного в плагиате. Риски существуют независимо от того, имеют ли претензии о «копировании» или «нарушении прав» обоснованность с юридической точки зрения. 

Walter Van Beirendonck обвинил в плагиате Louis Vuitton

Walter Van Beirendonck FW16 и FW18/ Louis Vuitton SS21 (слева направо)

Примечательно, что страх потенциального ущерба имиджу компании, способствует тому, что традиционно молчавшие крупные бренды и их креативные директора — от Louis Vuitton и Вирджила Абло, которые недавно были обвинены в копировании работ Вальтера Ван Бейрендонка, до Хлои Кардашьян и ее бренда Good American, которая привлекалась в качестве ответчика по иску о нарушении прав малоизвестного американского дизайнера Дестини Блю — начали опровергать заявления о плагиате, указывая на свои собственные предполагаемые источники вдохновения.

Однако и здесь не все так гладко. Культура онлайн-борьбы может стать новой формой протеста, но крупные корпорации все же иногда одерживают верх. Если кричать слишком громко, неопытный дизайнер может быть привлечен к суду за клевету.

Тем не менее публикация коллажа из двух фотографий является эффективным методом, поскольку она не выражает личного мнения, а скорее становится способом сравнения, показывающим факты без предвзятости. В инстаграме существует множество аккаунтов, таких как @dietprada, которые используют силу анонимности для демонстрации случаев прямого копирования.


История возникновения аккаунта Diet_Prada


Как отстоять свою интеллектуальную собственность в России?

Самый простой способ охраны интеллектуальной собственности — авторское право. В этом случае определяющим фактором является доказательство самого авторства. Для этого необходимо сохранять наброски, черновики, фото без фильтров и в оригинальном разрешении. Кроме того, нужно фиксировать сам момент создания произведения. Авторское право действует по умолчанию, без дополнительных усилий, на протяжении всей жизни и еще 70 лет после смерти автора. При таком режиме защищается только форма изделия. Достаточно внести изменения, и никто не сможет доказать факт плагиата без проведения судебной экспертизы.

Проекты также можно защитить патентом в формате промышленного образца, однако для этого они должны быть оригинальными. Такую экспертизу осуществляет национальное патентное ведомство, в России — Роспатент.

Главным преимуществом защиты дизайна в форме промышленного образца является факт того, что начинающие модельеры могут пресекать не только открытое копирование своего произведения или его элементов, но также и производство визуально схожих изделий — охраняется внешний вид продукта, в частности, его оригинальная форма, сочетание цветов, принты, линии, текстура и фактура материала.

Это говорит о том, что дизайнер, который использует в своей коллекции определенную вещь и подает заявку на ее регистрацию, может потребовать у конкурентов денежную компенсацию за использование аналогичного дизайна.

***

«Самая распространенная ошибка, которую совершают начинающие дизайнеры, создавая свой бренд — это думают, что все будут вести себя честно», — сказал i-D модный адвокат Хью Дэвлин. Мода — форма искусства, которая процветает на вдохновении и присвоении. В чем разница между влиянием другого модельера и прямым воровством его идей? С юридической точки зрения ответ не благоприятствует оригинальному творчеству. Без ресурсов практически невозможно бороться с крупной корпорацией или компанией.

Тем не менее, ситуация не так уж плоха, поскольку сегодня социальные платформы стали средством коммуникации для обмена идеями и проектами с более широкой международной аудиторией. Эта непосредственность, которая до последнего времени была недоступна, является основой для молодых дизайнеров, помогающей войти в отрасль с меньшими трудностями.

Источник: thefashionlaw.com