Сегодня существует целый ряд японских марок, известных своими интерпретациями одежды в западном стиле. Однако основы большинства из них либо глубоко укоренены в традициях собственной культуры, либо восходят к авангардному подходу к дизайну. И лишь у немногих компаний получается совмещать и то, и другое. Один из таких брендов — Kapital. Крошечный семейный бизнес, спрятанный в японской глубинке, производит всемирно востребованную одежду, которая раздвигает рамки привычных представлений о том, что такое деним.
Основание бренда Kapital
Прародителем известного бренда, коим Kapital является сегодня, было небольшое предприятие, посвященное воспроизводству американского денима. Основатель компании, Тошикийо Хирата, родился на острове Гото и вырос в японском городе Кобе. У него, как и у многих его предшественников, не было никакого опыта в дизайне и производстве. Вместо этого во время учебы в университете Тошикийо увлекся карате. И в 1980-х годах во время поездки в США в качестве инструктора по карате он познакомился с американскими джинсами и культурой винтажа.
Вернувшись в Японию, Тошикийо переехал в приморский район города Курасики, Кодзима, чтобы начать изучать тонкости производства джинсовой ткани. Изначально Хирата работал в компании, которая выпускала лишь копии американских джинс, однако вскоре ему это надоело. Поэтому в 1984 году он ушел оттуда, чтобы создать свою собственную фабрику по производству, которая совмещала бы в себе японское мастерство и творческое влияние других стран. В 1995 году Тошикийо открыл свой первый магазин джинсовой и винтажной одежды, а через год после этого у него появилась дебютная оригинальная линейка денима под названием «TH».
Сын основателя бренда, Киро, в детстве не планировал, что присоединится к семейному бизнесу: он хотел выбраться из Курасики. Поэтому в 19 лет он тоже отправился в США — однако в отличие от отца, он больше интересовался искусством, чем спортом. В Америке в Киро тоже пробудился интерес к винтажной одежде и дениму. После возвращения на родину он устроился работать в 45R, еще один высококлассный японский джинсовый бренд, но с несколько более традиционным подходом.
В 2002 году Киро ушел оттуда и присоединился к своему отцу — и так появился Kapital (название бренда происходит от английского слова capital («столица»), поскольку Кодзиму, в которой расположилась компания, часто называют джинсовой столицей Японии). У Тошикийо уже было достаточно опыта в репродукции американского денима, а Киро привнес в дело свою склонность к искусству и дизайну. Сочетание традиций и эксцентричных решений символизирует фундамент, на котором построен Kapital — отношения отца и сына. «Будучи коллегами уже более 10 лет, мы научились работать в дуэте, относясь друг к другу с доверием и пониманием», — сказал Киро в интервью изданию Sourcing Journal. — «Это всё равно что пользоваться палочками для еды: когда вы научитесь работать вместе, вы сможете делать очень сложные вещи».
Вместо того, чтобы просто производить качественную одежду с историческим уклоном, Киро создал целый ряд новых вещей, вдохновленных субкультурами, винтажной одеждой и зарубежными этническими традициями. Kapital делает акцент на каждом отдельно взятым мастере, стоящим за каждым изделием, а на фабрике Kountry, которая была основана в 2010 году в пригороде Кодзимы, одежда проходит окраску и обработку.
В числе поклонников Kapital успели засветиться такие звезды, как Фаррелл Уильямс и Джонни Депп, но растущая популярность за рубежом не изменила компанию изнутри. Продукцию Kapital можно найти в бутиках и онлайн-магазинах по всему миру, однако собственные точки продажи бренд открывает лишь в Японии. Компания владеет 17 магазинами, каждый из которых отличается отдельной концепцией, вдохновленной окружающей местностью. В некоторых перед входом нужно снять обувь, другие, подобно американским винтажным магазинам, завалены необычными вещами из архивов Kapital.
«В наших магазинах мы называем каждый этаж “сценой”. На нашей сцене каждый покупатель играет главную роль», — говорит Киро о структуре своих аутлетов. — «Мы хотим, чтобы сцена была готова к тому, чтобы исполнители главных ролей выражали на них лучшее в себе, и чтобы каждая постановка была пропитана радостью».
Каждый сезон Киро изучает новую область, регион или культуру, черпая из них вдохновение для очередной коллекции. Такая экспериментальная одежда предполагает не менее оригинальные лукбуки. Для их создания компания постоянно сотрудничает с бруклинским фотографом Эриком Кватеком, который снимает предложение нового сезона на необычных моделях в странных локациях. За последние 15 лет Кватек успел провести фотосессии бренда в таких местах, как Лапландия, Ямайка и Монголия. Сезонные лукбуки Kapital, выходящие два раза в год, считаются одними из самых интересных и запоминающихся во всей индустрии. Их названия не менее разнообразны, чем содержание: «Плохая опера», «Лазурная анархия», «Ковбои серфинга», «Хулиганский плющ». Выбирая для каждого сезона определенный жанр, Киро остается непредсказуемым, стараясь держаться подальше от шаблонного дизайна. В одном из интервью он объясняет: «Одной из наших творческих тем всегда были путешествия. Это нас многому научило, помогло увидеть новые идеи и внести нужные перемены. Я понял на собственном опыте, что путешествия могут менять жизни».
Kapital и Kapital Kountry
В сочетании традиций и экспериментов родилось предприятие Kapital Kountry. Суббренд, разделяющий свое название с фабрикой Kapital по окрашиванию тканей, появился в 2010 году. Если Kapital производит айтемы на стыке японских и американских культур, то основной концепцией Kountry является переосмысление уже существующих вещей бренда, наделяющее их еще большей оригинальностью и уникальностью.
Обрабатывая, окрашивая и деконструируя одежду, подразделение Kountry создает новое поколение продукции Kapital. Фирменными чертами суббренда являются такие элементы, как вышитые смайлы, пэчворк и видимые швы. Как объясняет Киро в интервью intelligence, в производстве линейки используются как традиционные, натуральные виды красителей, так и синтетические. «Kapital с уважением относится к чтению традиций, но в то же время с радостью бросает вызов устоявшимся нормам», — заявил он. По словам Киро, около 30 специалистов Kountry занимаются созданием «новых традиций» производства.
Традиции и техники
Несмотря на то, что японским покупателям компания продает одежду с 90-х годов, в последние годы к Kapital резко возрос международный интерес, в особенности проявляющийся в области линейки Century Denim. Смысл названия «Century Denim» («Деним на века») объясняется просто: конструкция джинс предполагает, что их будут носить сотню лет.
«Если вспомнить историю джинс, самым старым джинсам Levi’s около 100 лет», — говорит Киро. — «Джинсы появились в США, и мой отец прекрасно научился их воспроизводить. И я решил, что теперь пришла моя очередь создавать что-то новое, а не просто повторять то, что уже было сделано». Основой коллекций Kapital является японский деним индиго, часто настолько сильно состаренный, что кажется, будто одежда сшита из остатков старых вещей или найдена в секонд-хенде. Компания управляет несколькими производственными помещениями, где джинсовая ткань обрабатывается, стирается и подвергается намеренному износу для получения необходимого состояния.
С помощью японской техники вышивки под названием «сашико» (обычно используемой для ремонта и укрепления изделий), Kapital испещряет джинсы узорами цвета индиго. Деним представлен в двух расцветках — «какасибу» (традиционный японский краситель из хурмы) и «суми» (японский уголь) — и в целом разнообразии моделей. Благодаря такой вышивке ткань приобретает необычную текстуру, которая со временем изнашивается, делая каждую вещь уникальной.
Хотя Kapital приобрел известность благодаря использованию в своем производстве японских стандартов вроде «сашико», главной отличительной чертой бренда является то, как он переиначивает эти техники под себя. Например, при производстве денима Okabilly марка активно задействует в изготовлении японские заплатки — «боро», при этом часто заменяя традиционные джинсовые лоскуты на яркие нашивки с принтами. Среди визуальных символов марки можно встретить знаки пацифик, розы и листья конопли, но в более непривычном и неожиданном виде.
Еще один яркий элемент ассортимента Kapital — это банданы. Появившиеся в коллекциях бренда как дань увлечению Киро винтажными аксессуарами, банданы стали неотъемлемой составляющей сезонных предложений Kapital. (Младший Хирата настолько увлекается банданами, что открыл музей Elephant Brand Bandana Museum, число экспонатов которого превышает 250 бандан преимущественно из его личной коллекции). Помимо использования старых бандан в качестве тканей для новой одежды, Киро также производит собственные. В качестве отсылки к одному из первых брендов бандан, Elephant Brand, Киро использует в своей коллекции под названием Rat Brand брендинг в том же стиле, но вместо слона украшая изделия своим знаком китайского гороскопа — крысой.
«Для своего поколения я хочу вложить в банданы столько же энтузиазма, сколько мой отец вложил в джинсы», — признался Киро в интервью для Haven. — «В свое время отец освоил репродукцию американской одежды в рабочем стиле. С новым поколением наша работа эволюционирует из “рабочей” одежды в “одежду, символизирующую силу”».
Несмотря на то, что бренд использует в производстве японские традиции, ни Киро, ни Тошикийо не считают, что Kapital обладает ярко выраженным японским стилем. И хотя одежда разрабатывается и производится в Японии, Киро придерживается мнения о том, что приверженность бренда мастерству, индивидуальности и вниманию к деталям не является исключительно японской чертой.
Во многом этос бренда основан на признании сложных отношений между Японией и Америкой. Общая история этих наций, хорошо задокументированная в одежде, позволяет Киро вдохновляться совершенно разными точками соприкосновения культур. Например, это проявляется в таких айтемах Kapital, как куртка Ring Jacket и Mountain Parka: частично — американские военные куртки M-65, частично — японские рубашки в стиле кимоно, «нораги», они сочетают в себе японские традиции и американскую функциональность. Еще одной отсылкой к исторической и культурной связи между Японией и Америкой стала локация первого модного показа Kapital, прошедшего в 2015 году — Киро решил провести шоу в Хиросиме.
Kapital играет с главными составляющими типичной американы, переосмысливая их через собственную призму. В результате поклонники бренда получают преувеличенные, асимметричные и искаженные символы американской культуры, окунувшиеся в чаны с краской индиго, украшенные вышивкой сибори и заплатками боро.
***
За восемнадцать лет функционирования Kapital обрел известность как в родной Японии, так и за рубежом, став востребованным среди андеграундного и хайпбистского сообщества. Несмотря на возросшие масштабы производства, Тошикийо и Киро не спешат менять фокус на зарубежный рынок, продолжая ставить в приоритет медленное и стабильное развитие — «поддерживать климат, который сделает ствол их дерева жестким и гибким», как объясняет Хирата-младший, проводя аналогию с бамбуком. «Для нас самое главное — это понятие ”монодзукури” (“мастерство”). Сначала “монодзукури”, а уже затем завоевание рынка».