Кристиан Диор, ставший создателем стиля «New Look», поздно раскрыл свою гениальность. Галеристу, ставшему дизайнером, потребовалось сорок лет на то, чтобы устроить свой показ, однако ему удалось покорить Париж с первого же мгновения.

Обходной путь, которым Кристиан Диор добирался до мира высокой моды Франции, был практически уникальным. По сути, первые 41 год его жизни можно считать периодом бродячего дилетантства — он постоянно находился на периферии моды и искусства, при этом не подавая никаких признаков того, что его первая коллекция, которая, казалось, появилась из неоткуда, окажется таким невероятным расцветом идеально сформированного модного заявления. Но, конечно, эта коллекция появилась неспроста.

Кристиан Диор до мирового признания

Кристиан Диор родился 21 января 1905 года в Нормандии в городе Гранвиль, где его семья жила комфортной буржуазной жизнью, поддерживаемой успешной компанией по производству удобрений. Как он сам писал много лет спустя, в детстве он жил в своем собственном маленьком мире, увлекаясь «всем, что было блестящим, затейливым, пышным или легкомысленным». Но больше всего он любил цветы и растения. Как и многие кутюрье, он обожал свою мать, и ее манера одеваться в стиле «Прекрасной эпохи» (Belle Époque) навсегда сохранилась в его воспоминаниях. Его отец, не понимая, что его неправильные действия могли испортить сыну карьеру или даже жизнь, хотел, чтобы Кристиан стал дипломатом. Его отправили учиться в Париж, однако продемонстрировав первые признаки того, что затем превратится в железную волю, Кристиан всё свое время проводил на кромке богемного творческого мира Жана Кокто, Макса Жакоба, Сальвадора Дали и, в особенности, Кристиана Берара — художника, который позже сыграет важную роль в успехе первой коллекции Dior.

Кристиан Диор - история жизни великого кутюрье

Кристиан Диор на показе мод во дворце, Бленхейм 1954г.

Но до этого было еще далеко — сначала необходимо было пройти через множество трудностей. Диор был интеллектуалом, легко погружавшимся во всё новое и авангардное, в том числе и политику: некоторое время он называл себя анархистом и даже посетил коммунистический Советский Союз, тоталитарный режим, бедность и отсутствие идеалистической социальной структуры которого его оттолкнули. Также он открыл художественную галерею, финансируемую его отцом с условием, что фамилия семьи в бизнесе использоваться не будет. В эту галерею часто заглядывали друзья и проводили там время, но никогда ничего не приобретали — не подозревая, что их присутствие может оттолкнуть потенциальных покупателей, слишком беспокоящихся о том, чтобы своим вмешательством не испортить им всё веселье.

Но всё это подошло к концу, когда началась Великая депрессия, разорившая его отца и заставившая Диора не только закрыть галерею, но и как можно скорее найти способ зарабатывать на жизнь, независимо от того, насколько ничтожной была работа. Несмотря на то, что Кристиан продал всё, что было выставлено в галерее — в том числе, Пикассо и Брака — он остался без квартиры и вынужден был ночевать на полу у друга (как это часто в 90-х в Лондоне делал и Джон Гальяно, затем перебравшийся в Париж и придумавший новый образ Dior). Трудный период в истории Кристиана Диора, в который тот жил в тяжелых условиях и питался нищенскими объедками, вылился в заболевание туберкулезом, для выздоровления после которого ему потребовался целый год.

Кристиан Диор - история жизни великого кутюрье

Кристиан Диор за работой в своей мастерской.

Любой человек, наблюдавший за ним в то время имел бы все основания сказать, что ничего из этого не выйдет. Однако Диор был настоящим бойцом. Через связи своего друга Берара — несмотря на то, что он был неряшливым и не особо порядочным, он был самым уважаемым и надежным человеком в мире парижской моды, а также одним из самых великих модных художников века — Диор начал продавать эскизы шляпок в газеты и журналы, и в конце концов его пригласили работать на швейцарского модельера Робера Пиге. Это было первым осторожным шагом Диора на пути к активному участию в модной индустрии, что в итоге привело к работе в Модном доме Люсьена Лелонга, который — будучи больше предпринимателем, чем дизайнером — нанимал молодые таланты для генерации новых идей, которые он затем воплощал в своих коллекциях. В Доме Лелонга Диор работал вместе с Пьером Бальменом.

Кристиан Диор меняет парижскую моду

В начале войны Диора призвали к участию в обязательных сельскохозяйственных работах, однако в 1942 году он вернулся в Париж для работы в сфере высокой моды, отказавшись от предложения Бальмена создать совместный бренд. Вместо этого он решил воспользоваться большим спросом на парижскую моду со стороны жен немецких офицеров и берлинской плутократии. Амбиции Диора, так долго находившиеся без дела, начали приносить свои плоды — это были идеи для бизнеса, навеянные триумфальным открытием Модного дома Balmain, прошедшего в 1945 году.

К концу войны заводы Марселя Буссака, миллионера и промышленника, известного также как «хлопковый король Франции», простаивали. Он планировал приобрести какой-нибудь Модный дом для того, чтобы обеспечить станки работой. Буссак предложил Диору возродить закрывшийся Дом Philippe et Gaston. Диор отказался, сказав, что не заинтересован в воскрешении компании из мертвых, однако он был бы рад открыть совершенно новый Дом моды под своим именем, как это успешно сделал Бальмен. Буссак дал свое согласие, выложил солидную сумму денег, и в 41 год Диор наконец-то начал свою истинную карьеру.

Кристиан Диор - история жизни великого кутюрье

Сделал он это стильно и уверенно, отражая в работе свою привилегированную юность и образование, которое он почерпнул из общения со многими известными современными художниками. Ему также удалось собрать управляющую команду из самых элегантных (и сильных) женщин во французской моде, пригласив в том числе Митцу Брикар, которая представляла собой саму сущность моды Парижа. Брикар до такой степени прекрасно понимала суть «правильных украшений», что в тех редких случаях, когда она покидала Париж, она всегда надевала свои «загородные украшения» — сапфиры. И она была единственной участницей сказочной команды невероятных женщин, которую Диор впускал в свое окружение.

Наследие великого кутюрье

Коллекция, которую 12 февраля 1947 года Диор представил взволнованной публике, тут же стала сенсацией, казавшись почти слишком совершенной для первого модного показа дизайнера. В те времена Париж был местом завистливых слухов, и за искренним восторгом, вызванным пышными юбками, тонкими талиями и объемными бедрами, стоял придирчивый вопрос: как человек с таким ничтожным опытом работы мог совершить такой переворот в стиле одежды, не похожий ни на что, представленное ранее, и каждый предмет гардероба превратить в столь уверенное модное заявление, подобное которому модная элита не видела уже много лет?

В 70-х, когда я жил в Италии, мне довелось познакомиться с пожилым человеком, который был не просто частью модной индустрии Парижа во время появления «нового облика», а человеком, знавшим ее подноготную, а также хорошим другом Берара и его романтического партнера Бориса Кохно. Он всегда утверждал — не умаляя при этом достижений Диора — что в корне идеи «нового облика» (New Look — выражение, которое, несмотря на популярный миф, почти наверняка придумала не главный редактор журнала Harper’s Bazaar Кармел Сноу) было три источника: во-первых, что, наверное, наиболее очевидно, это были детские воспоминания Диора об элегантных нарядах матери и ее подруг; за ними следовало влияние спектакля «Барретты с Уимпоул-стрит» — это была одна из последних пьес, показанных на сцене Парижа до наступления немецкой оккупации. Эта пьеса и ее костюмы на время войны запомнились своей восхитительной женственностью длинных платьев, украшенных шляпок и мягко драпированного бюста. Но, как настаивал мой друг, главным источником вдохновения был Берар и его эскизы, которые он делал, пока они с Диором до поздней ночи разговаривали о том, как должна выглядеть новая коллекция.
Правда это или ложь? Кто знает. Хоть старики забывчивы, но факт остается фактом: накануне показа Берар допоздна сидел в баре со своими приятелями, «по памяти» рисуя каждое платье из коллекции.

Кристиан Диор - история жизни великого кутюрье

Первый бутик Christian Dior, Париж 1953г.

Как бы там ни было, следующие 11 лет стали эпохальными временами для современной моды. В этот период Диор, без всякого сомнения, был величайшим кутюрье в мире. Но его наследие на этом не заканчивается. Он изменил мировые представления о моде — из загадочного увлечения эндогамного клана превратив ее в объект всеобщего интереса, даже мужчин. На мой взгляд, именно Диор, а не Шанель или Баленсиага, изобрел современную моду и то, как мы к ней относимся.

Доказательством этого служит не только его безупречная креативность, но и исключительная деловая уверенность, которая, несомненно, передалась ему от отца. Сейчас, когда коммерческая сторона Модного дома играет не менее, а то более важную роль, чем креативность, сложно себе представить, насколько революционным был его подход к бизнесу в те времена. Он придумал рекламу, которая стала образцом для следующих поколений: он открыл магазины в Нью-Йорке и Лондоне, писал для прессы личные заметки и вместе с Жаком Фатом (который мог бы быть его единственным конкурентом, если бы не умер молодым) первым по-настоящему понял коммерческую ценность американского рынка. Более того, в отличие от других, он распространил высокую моду по всему свету, добравшись до таких мест, как Кейптаун и Каракас, по пути собирая клиентов калибра Эвы Перон.

Во-многом успех Кристиана Диора определялся удачей — он определенно оказался нужным человеком в нужное время в нужном месте. Он вернул женщинам, за время войны изголодавшимся по гламуру и красоте, и то и другое. Он предоставил всем женщинам возможность быть модными. Диора почитали его современники, Бальмен и Баленсиага,  презирала Шанель (как и следовало ожидать, ее завистливая душа не могла вынести его успеха). Его копировали дизайнеры по всему миру.

Кристиан Диор - история жизни великого кутюрье

Кристиан Диор совершил революцию, снизив подол платья.

Кристиан Диор скончался во время отпуска на итальянском спа-курорте. Всему миру сообщили, что причиной смерти стал сердечный приступ, вызванный его вредными пищевыми привычками. Все знали, что он был гурманом и большим любителем сладкого.

В содержательной эпитафии Дианы Вриланд говорилось: «Бедный Кристиан, он умер из-за застолья». Как бы то ни было, компания, созданная Диором, по-прежнему наглядно демонстрирует, что у нее еще многое впереди, и похоже, она не исчезнет никогда. Личность Кристиана Диора и та основа, которую он заложил для своей компании, были и остаются настолько актуальными, что нет причин сомневаться в том, что пока в Париже есть высокая мода, Модный дом Dior тоже будет жить.

Источник: Businessoffashion.com

Длинный путь Кристобаля Баленсиаги от сына швеи до дизайнера по ссылке