Oakley — культовые спортивные очки и история бренда
Культовые модели спортивных очков Oakley и история бренда

Культовые очки Oakley

Сегодня бренд Oakley является, пожалуй, одним из самых известных производителей солнцезащитных очков и спортивной экипировки. В числе его преданных поклонников значатся знаменитости калибра Майкла Джордана и культовые киногерои вроде Блэйда и Итана Ханта. Но начиналась история Oakley с работы в гараже и скромного капитала в 300 долларов, а первым выпущенным продуктом были вовсе не очки, а рукоятки для мотоциклов.

Разбираемся, как изменилась траектория деятельности американской марки, и как ее основателю Джиму Джанарду удалось с помощью технологий и функциональности стать лидером индустрии спортивных очков.

История бренда Oakley

В 1975 году профессиональный мотокроссмен Джим Джанард решил основать собственную компанию. Свое название марка получила в честь собаки Джанарда — английского сеттера по кличке Оукли Энн. Общая сумма изначальных инвестиций Oakley составляла 300 долларов, а первым офисом бренда стал старый гараж Джима. Первым делом Джанард взялся за создание рукояток для руля кроссовых мотоциклов, которые он продавал прямо из кузова своего автомобиля на соревнованиях по мотокроссу. Его рукоятки Oakley Grip радикально отличались от того, к чему привыкли гонщики: сделанные из запатентованного Джанардом материала Unobtainium, они гораздо удобнее обхватывались рукой в перчатке, чем другие рукоятки. В настоящее время все заушники для очков Oakley делаются из того же материала.

История бренда Oakley 1

Затем Oakley начал расширять свой ассортимент, постепенно внедряя новую продукцию — номерные знаки, налокотники, защиту подбородка, а также спортивные очки, разработанные специально для мотоциклистов и BMX-гонщиков. В 1980 году Oakley выпустил модель защитных очков под названием O Frame с логотипом бренда на дужке. Пара мгновенно обрела популярность. Джанард продолжил развивать линейку очков, три года спустя включив в производство и другие виды спорта, которые требовали повышенной защиты глаз, такие как лыжи и велоспорт.

Первые солнцезащитные очки Oakley, Factory Pilot Eyeshade, вышедшие в 1984 году, выглядели очень спортивно и больше напоминали защитные очки. Но год спустя вслед за ними вышла производимая в Японии модель Oakley Frogskin, имеющая гораздо более повседневный вид.

Пока большинство велогонщиков предпочитало очки-авиаторы, американский спортсмен Грег Лемонд первым начал выступать в Eyeshade. Свою первую пару он приобрел самостоятельно, а затем связался с Джанардом, чтобы получить несколько дополнительных линз. 1986 стал ключевым годом для развития бренда: тогда Лемонд стал первым американцем, выигравшем велогонку «Тур де Франс». И сделал он это в солнцезащитных Oakley Eyeshade. С тех времен Oakley стали неотъемлемой частью культуры велоспорта. Так к 1987 году половина участников пелотона была в очках Eyeshade.

Грег Лемонд и Бернар Ино на велогонке Тур де Франс, 1986 год
Грег Лемонд и Бернар Ино на велогонке Тур де Франс, 1986 год

Благодаря привлеченному к бренду вниманию, совсем скоро Oakley начал раздавать свои очки лучшим представителям различных видов спорта — в том числе легендарному Майклу Джордану, который вскоре стал ярым фанатом марки. Другими знаменитостями, которых часто замечали в оправах Oakley, были основатель Nike Фил Найт, бейсболист Кел Рипкен, конькобежка Бонни Блэр и теннисист Андре Агасси.

Джанард взялся за разработку новых моделей солнцезащитных очков. Одними из них стали знаменитые Oakley Blade, которые отличались сменной охватывающей линзой, легко вставляющейся в минималистичную оправу из углеродного волокна. Вышедшие в 1989 году очки M-Frame стали любимой моделью профессиональных велогонщиков. А модники вроде Джорджа Хинкепи предпочитали Racing Jacket (по слухам, их у него было около 1000).

В 1995 году Oakley стала открытой компанией с ограниченной ответственностью. Джанард оставил себе 64,8% акций бренда (на тот момент общая стоимость компании оценивалась в 820 миллионов долларов). Одним из акционеров Oakley был Майкл Джордан, который приобрел долю в 2 миллиона долларов. Изначально он должен был стать консультантом компании, но затем оказался в совете директоров (в 2002 году баскетболист покинул Oakley).

Майкл Джордан в очках Oakley Mars
Майкл Джордан в очках Oakley Mars

В 2006 году Oakley приобрел производителя премиум-оптики Oliver Peoples Group. А год спустя всемирно известная итальянская компания Luxottica, владеющая такими брендами очков, как Ray-Ban, Prada и Vogue-Eyewear, объявила о покупке Oakley за 2,1 миллиард долларов. В день закрытия сделки акции американской марки были сняты с торгов.

Одним из важнейших событий в истории Oakley, которое помогло укрепить репутацию бренда, стала помощь чилийским шахтерам в 2010 году. В августе того года обвал породы в шахте Сан-Хосе привел к тому, что рабочие на 69 дней оказались замурованы под землей. В рамках подготовки к операции по спасению один из чилийских журналистов предложил обратиться за помощью к бренду Oakley. Привыкшим к темноте глазам шахтеров нельзя было сразу подвергаться столь яркому свету, а потому для их защиты компания предоставила 35 пар Oakley Radar со специальным покрытием (и логотипом «O» на дужке). По оценкам экспертов, такая рекламная кампания обошлась марке в 6300 долларов, взамен предоставив рекламное время, в денежном эквиваленте равное 41 миллиону долларов.

В настоящее время Oakley является одним из крупнейших производителей солнцезащитных и спортивных очков в мире. Бренд обеспечивает своими очками правоохранительные органы США, а также спонсирует членов американской олимпийской сборной. В 2014 году в честь тридцатилетия с начала производства своих спортивных очков компания запустила линейку Heritage Collection, в которую вошли культовые модели бренда, в том числе Eyeshade, Frogskin и Razor Blade.

Технологии Oakley

Большинство технологических разработок Oakley создается при участии спортсменов и в ходе множественных испытаний, в том числе в экстремальных условиях. Например, для проверки износостойкости и ударопрочности линз применяются промышленные тесты, состоящие из двух этапов. Сначала в очки стреляют металлическим шариком на высокой скорости, а затем — заостренной пикой из стали весом в 0,5 кг. Если линза трескается, разбивается или слетает, то она не проходит проверку и отправляется на доработку.

Oakley Plutonite

Технология Oakley Plutonite
Защита Plutonite от УФ лучей

Все сферические линзы Oakley производятся из запатентованного материала Plutonite. Это фирменный полимер, сделанный на основе углепластика, из которого получаются чистые, корректные и гибкие линзы. Еще одной технологией бренда является защита от ультрафиолетовых лучей, которая также достигается благодаря Plutonite. В отличие от других очков, пары Oakley не просто снижают воздействие ультрафиолета, а полностью его блокируют.

Oakley Polarized

Технология Oakley Polarized

Если большинство производителей для создания линз использует несколько слоев и фильтр-плёнку, Oakley внедряет поляризатор в полимер на уровне молекул, отливая линзы без клея и пресса. Так получаются кристально чистые поляризованные линзы Oakley Polarized (также называемые HDPolarized). А применяемая в очках Oakley технология High Definition Optics (HDO) обеспечивает отсутствие преломления изображения, благодаря чему сквозь линзу человек видит всё таким же, как и без нее, что снимает с глаз лишнее напряжение.

Oakley Iridium

Технология Oakley Iridium
Технология Oakley Iridium

Дополнительное покрытие Oakley Iridium позволяет сделать линзы более удобными для определенных погодных условий. Степень насыщенности и состав слоя из раскаленных оксидов металлов регулируют проникновение света от 9 до 92%. Различные оттенки покрытия разработаны не только для привлекательного внешнего вида, но и в функциональных целях — для уменьшения бликов и регулирования поглощения и пропускания света.

Oakley Switchlock

Технология Oakley SwitchLock
Технология замены линз Oakley SwitchLock

Благодаря технологии Oakley Switchlock, для замены линзы не нужно разбирать оправу. Запатентованная технология позволяет быстро адаптироваться к переменчивым световым условиям, с легкостью переходя с одной сменной линзы на другую.

Oakley Prizm

Технология Oakley Prism
Принцип работы линз Oakley Prism

Новейшая разработка бренда — линзы Oakley Prizm, которые обеспечивают оптимальное отображение картинки в определенных условиях освещения. С помощью многочисленных исследований в области цветопередачи, на которые у компании ушло более 10 лет, бренд разработал технические решения, усиливающие и ослабляющие цветовой спектр для улучшенной детализации, четкости и максимального комфорта глаз. Различные линзы Prizm созданы с расчетом на определенный вид спорта и его особенности.

Культовые модели Oakley

На сегодняшний день Oakley производит целый ряд продуктов, начиная от аксессуаров и заканчивая одеждой и обувью. Но их главным фокусом, конечно, остаются спортивные и солнцезащитные очки.

Oakley Eye Jacket

Очки Oakley Eye Jacket

Силуэт Eye Jacket был впервые выпущен в 1994 году, однако он по-прежнему выглядит так, как будто появился из будущего. Отчасти это объясняется тем, что его разработка пришлась на эпоху ретрофутуризма, отчасти — тем, что эти очки были одним из первых продуктов, произведенных с помощью 3D-печати.

Как гласит легенда, Джим Джанард стал вторым в истории покупателем 3D-принтера в мире (первый аппарат приобрело NASA). При проектировании Jacket Eye дизайнеры Oakley впервые полагались на систему автоматизированного проектирования. Они полностью отказались от прямых линий, придя к органическим геометрическим формам. Прежде чем Eye Jacket обрел свою финальную форму, команда изготовила около 150 прототипов. На дизайне также сказалось то, что в те времена бренд фокусировался исключительно на профессиональных защитных очках, не обращая внимания на сегмент повседневной оптики.

Майкл Джордан в очках Oakley Eye Jacket
Майкл Джордан в рекламной кампании Oakley Eye Jacket

В рекламной кампании модели снялся Майкл Джордан, и это в сочетании с необычным дизайном позволило очкам стать одними из самых популярных в ассортименте бренда. Они продвинули оптическую индустрию не только с точки зрения технологий, но и стиля.

Сейчас оригинальную модель из 1994 года можно найти лишь на рынке ресейла, но в 2019 году Oakley выпустил версию Eye Jacket Redux с обновленными линзами и технологией Prizm.

Oakley M Frame

Очки Oakley M2 Frame

Изначально выпущенные в 1989 году под названием Mumbo, M Frame уже давно закрепили за собой статус классической модели бренда. Несмотря на то, что с момента оригинального релиза форма оправы оставалась более или менее нетронутой, в целом очки претерпели много изменений. Из-за юридических трений с американской маркой одежды Mambo очки переименовали в M Frame. Со временем цветовой ряд оправ расширился, а также появились новые формы линз.

Оправы M Frame предполагают возможность легко менять линзы, мгновенно адаптируясь к любым условиям освещения. Существует две версии оправ модели (стандартная и более гибкая, цельная Pro M Frame), а также пять видов линз, подходящих к ним. Вслед за M Frame бренд выпустил M2 Frame и M2 XL с увеличенными линзами.

Очки Oakley M Frame на Уилл Смите в фильме Плохие Парни 2
Уилл Смит в очках Oakley M Frame в фильме «Плохие парни 2»

Эту модель носят не только легенды спорта вроде Тони Гвинна, Лэнса Армстронга и Наташи Бадманн, но и американские отряды SWAT. В фильме «S.W.A.T.: Спецназ города ангелов» это тоже отражено: Сэмюэл Л. Джексон в роли сержанта Дэна «Хондо» Харрельсона носит Oakley M Frame Hybrid S с линзами VR28. А другие члены отряда (сыгранные Колином Фарреллом, Мишель Родригес и LL Cool J) появляются в прозрачной версии M Frame. В кинематографе модель также можно заметить на Уилле Смите в серии фильмов «Плохие парни» и на Мэтте Деймоне в «Не брать живым».

Oakley Romeo

Очки Oakley Romeo

Очки Oakley Romeo, изначально известные как Oscar, были впервые представлены миру в 1996 году на тот момент еще в строящейся штаб-квартире компании на Футхилл-Ранч, штат Калифорния. Футуристичные солнечные очки были первой гипоаллергенной цельнометаллической оправой, созданной на 3D-принтере. Согласно легенде, на производство Romeo уходило 3 недели, более 27 различных машин, 425 тысяч ватт электричества при температуре в 1980 градусов, и в их создании участвовало 75 человек. Рекламируемые брендом как «революционное применение металлургического процесса и прорыв в структурной физике», очки действительно были для мира открытием: маленькая масса не мешала модели обладать невероятной прочностью. Для доказательства долговечности Romeo компания даже переехала пару танком.

Несмотря на то, что модель должна была выйти в ноябре 1996 года, в продаже очки появились в феврале 1997 года. И даже эти сроки были соблюдены лишь благодаря тому, что Джанард пообещал, что откажется от своего бонуса в 1 миллион долларов, если Oakley Romeo не выйдут «во втором месяце года». В последний день февраля бренд отправил по одной паре каждому из своих поставщиков.

Том Круз в очках Oakley Romeo в фильме Миссия невыполнима 2
Том Круз в очках Oakley Romeo в фильме «Миссия невыполнима 2»

У модели были свои недостатки. Металлическая оправа создавала точки напряжения стекла, из-за чего линзы разрушались. Некоторые критиковали, что очки были слишком большие для среднестатистической головы, другие — что ее было слишком тяжело долго носить. Несмотря на эти минусы, в 1998 году Romeo стали одними из самых продаваемых очков бренда.

К тому же, дизайн силуэта привлек внимание Голливуда. Одним из самых известных появлений Oakley Romeo на экране является «Миссия: невыполнима 2». Среди других фильмов, в которых мелькает пара, засветились «Блэйд 2», «Человек-паук» (2002) и «Святые из Бундока 2: День всех святых».

Oakley OverTheTop

Очки Oakley Overthetop

В ноябре 2000 года Oakley выпустил необычную модель под идеально подходящим названием OverTheTop (можно перевести как «перебор», так и как что-то «эксцентричное»).

Вместо дужек в дизайне использовалась цельная конструкция, которая огибала верхнюю часть черепа. Несмотря на малый вес, очки крепко держались на голове даже во время самых экстремальных гонок. С помощью этой конструкции бренд превратил профессиональные защитные очки в подобие головного убора, который должен был стать первым поколением оптики новой эпохи. Однако индустрия не стала двигаться в эту сторону, и 20 лет спустя после релиза OverTheTop по-прежнему остаются смелым и совершенно нетипичным силуэтом.

Flavor Flav в очках Oakley OverTheTop
Flavor Flav в очках Oakley OverTheTop

Одним из любителей OverTheTop является рэпер Flavor Flav, часто дополняющий яркими очками свои образы (прежде всего узнаваемые благодаря висящим на шее часам) на красных дорожках. Экстравагантная пара также засветилась в фильмах «Дети шпионов 3: Игра окончена», «Человек-паук» (2002) и «Блэйд 2».

Oakley Mars

Очки Oakley Mars

В 1997 году вышли Oakley Mars из коллекции X-Metal. Эти очки разрабатывались специально под нужды Майкла Джордана, на тот момент находившегося в составе совета директоров компании. В конструкции Mars впервые использовались уникальные петли, позже ставшие применяться и в других силуэтах. Оправа была сделана из титана — одного из самых сложных для работы металлов. Через год вышла кожаная версия с крупными стежками на оправе — Oakley Mars Leather Frame. Благодаря своему дизайну и ассоциации с известным спортсменом (Джордан активно рекламировал очки), модель вошла в число самых востребованных релизов в ассортименте бренда.

Брэд Питт в очках Oakley Mars в фильме Бойцовский Клуб
Брэд Питт в очках Oakley Mars в фильме «Бойцовский Клуб»

Оправа с кожаными вставками стала еще более популярной из-за ограниченного релиза: пары продавали лишь в течение года. Именно в кожаной версии Oakley Mars на экране предстают Брэд Питт в киноленте «Бойцовский клуб» и Гэри Синиз в фильме «Пришелец».

Oakley x Vetements

Очки Oakley x Vetements

В сезоне Spring/Summer 2019 Демна Гвасалия представил на Неделе моды в Париже коллаборацию Vetements с Oakley. В рамках сотрудничества были созданы две футуристические версии классических оправ из 90-х. Модели 200 и 400 представлены в нескольких оттенках линз, начиная от красного и желтого и заканчивая синим, неоново-зеленым и черным.

Радужно-градиентные очки на 100% состоят из пластика и украшены металлическими шипами. В версии 200 использовано по три коротких шипа с левой и правой стороны линз, когда как в модели 400 шипы покрывают всю нижнюю часть рамы очков. Брендинг Oakley присутствует на самих линзах и на дужке в виде логотипа «O». На переносицу обеих моделей лазером нанесен лого Vetements.

Oakley x Palace

Коллаборация Oakley x Palace

Впервые Oakley сотрудничал со скейт-брендом Palace в рамках сезона SS 2018. Бренды выпустили совместные солнцезащитные очки M Frame с зеркально-оранжевыми линзами, а также нейлоновый спортивный костюм «Thermonuclear Protection» в ретро-стиле.

Oakley x Palace Eye Jacket Redux
Очки Oakley x Palace Eye Jacket Redux

В следующем сезоне (FW 2018) марки вновь объединились для релиза коллаборационных пар Oakley Eye Jacket. Пары представлены в серой и черной расцветках с зеркальными синими или желтыми линзами. Вдоль переносицы проходит брендинг Palace.

Следующим проектом, в котором поучаствовал Oakley, стала капсульная коллекция Palace SS 2019 в честь открытия флагмана бренда в Лос-Анджелесе. Вдохновившись этим солнечным городом, марки создали ряд футболок с застежкой-молнией и гидрокостюмы с градиентными вставками. Выбор Palace вновь пал на модель Eye Jacket, на этот раз представленную в расцветке, переливающейся от желтого к розовому.

Oakley x Kith

Коллаборация Oakley x Kith

В марте 2018 года Ронни Файг выпустил коллаборацию «Utah» с пятью марками, среди которых была и Oakley. В честь релиза коллекции бренд снял видео «The Voyager», посвященное путешественнику, странствующему по незнакомой территории. Oakley создал для Kith очки Razor Blade, оснастив их прозрачной оправой и современной технологией Prizm.

Еще одной коллаборацией брендов стал сезон FW 2018. В создании коллекции «Aspen» снова поучаствовало множество брендов, в том числе и Oakley. Зимний ассортимент продукции прекрасно подходил к катанию на сноуборде. Вкладом Oakley стала модель Razor Blade, оснащенная линзами Prizm, а также защитные маски Flight Deck и хромированный шлем MOD5.

В конце 2019 года Kith представил коллекцию «Jackson», вдохновленную горнолыжным курортом Джексон Хоул. Релиз, «навеянный элегантной и экстремальной местностью», сочетал в себе функциональность и привлекательный внешний вид. Вместе с Oakley Файг выпустил шлемы MOD5 матового черного цвета с градиентными акцентами. В коллекцию также вошли две расцветки защитной маски Line Miner с совместным брендингом на ремешке и культовый силуэт Frogskin с зеркально-радужными линзами и технологией Prizm.

Oakley x Samuel Ross

Коллаборация Oakley by Samuel Ross

Основатель бренда A-COLD-WALL* Сэмюэл Росс тоже отличился несколькими коллаборациями с Oakley. Дебютная коллекция, Oakley by Samuel Ross Season 1, вышедшая в сентябре 2018 года, была посвящена истории технологий и инноваций бренда солнечных очков. В экспериментальную коллекцию вошла верхняя одежда с модульными панелями, индустриальными металлическими деталями и рефлективными материалами. Выделяющимися элементами стали oversize-дождевики, футуристичные футболки, прозрачные защитные очки и сумки через плечо.

Весной 2019 года коллабораторы выпустили вторую совместную коллекцию. Росс вновь взялся за архивы спортивной экипировки Oakley, представив переосмысленные версии ветровок, трансформируемые брюки, футболки и лонгсливы с карманами и молниями, рюкзаки и кепки. Фирменные модели Oakley Gascan и M2 дополнились футуристичными цветными линзами, подходящими к современному стилю коллекции.

Oakley by Samuel Ross Season 3
Oakley by Samuel Ross Season 3

В третьем сезоне сотрудничество Сэмюэла Росса и Oakley вновь сосредоточилось на утилитарности. В новой одежде и аксессуарах объединились прочные синтетические материалы и водонепроницаемые технологии. В коллекцию вошли удлиненные куртки, рюкзаки, которые также можно носить в качестве дорожных сумок, спортивные лонгсливы, водостойкие панамы и, конечно, инновационные очки.

Сейчас, в эпоху, когда главными иконами стиля стали «отцы из 90-х», неудивительно, что очки Oakley тоже вернулись в моду. Несмотря на то, что совсем недавно в тренде были узкие оправы в стиле «Матрицы», индустрия быстро перешла на гораздо более громоздкие формы. Начиная с сезона SS19, подобные модели можно увидеть на показах Heron Preston, Louis Vuitton, Opening Ceremony и Martin Margiela. Спустя полтора года тенденция на спортивные очки не перестает утихать, а звезды вроде Фаррелла Уильямса ее лишь поддерживают.

МЫ В СОЦСЕТЯХ