Уже на протяжении нескольких десятилетий Афганистан живет в военных условиях: гражданская война, вмешательство Советского Союза, а затем — 20 лет присутствия войск НАТО. Одним из множества политических, экономических и культурных последствий такого террора оказался необычный феномен — афганские военные ковры. Такие визуально сложные ковры представляют собой союз многовекового мастерства и современных символов войны вроде танков и оружия.
Несмотря на то, что точное происхождение афганских военных ковров неизвестно, многие историки полагают, что традиция их изготовления восходит к середине XX века, после изобретения в 1947 году автомата Калашникова, также известного, как АК-47. Первые ковры начали появляться вскоре после введения войск СССР в Афганистан в 1979 году, когда миллионы афганцев стали переселяться в лагеря беженцев в Пакистане. На небольших и достаточно грубо созданных полотнах изображались вертолеты, танки и ружья.
Ковры, вдохновленные боевыми действиями, оказались востребованы среди советских войск, а затем, начиная с 2001 года и среди американских военных. Торговцы коврами и сувенирные лавки также начали продавать их работникам неправительственных организаций и западным чиновникам. Постепенно ковры попали на более массовые рынки, и сегодня их коллекционируют покупатели по всему миру.
Содержание ковров разнообразно, поскольку они изображают и документируют не только политические конфликты, военные вторжения и боевую технику, но и пейзажи страны, портреты национальных героев Афганистана и инженерные достижения. Некоторые военные ковры содержат элемент ностальгии — например, те, что изображают эмира Амануллу-хана («Портретный ковер», 1985), который правил Афганистаном в 1919-1929 годах. Высоко уважаемый за свои модернистские реформы, а также за победу над англичанами в третьей англо-афганской войне правитель стал популярным мотивом для творчества после государственного переворота 1973 года.
С годами дизайн ковров всё больше усложнялся. К рисункам добавлялись англоязычные слова, намеренно или случайно дополненные кириллицей, которая указывала на связь с Советским союзом. Позже, в период выполнения миссии НАТО на коврах стала изображаться новейшая военная техника, например, американские истребители F-16 Fighting Falcon. Мотивы ковров продолжают развиваться и меняться: так в 2014 году на полотнах впервые появились дроны.
После теракта 11 сентября 2001 года ткачи начали использовать готовые схемы с узорами, предоставленные торговцами ковров. Выбор изображений ясно давал понять, что в первую очередь афганские военные ковры нацелены на американский сувенирный рынок. Так, например, на одном из популярных дизайнов, посвященных терактам 11 сентября, указывалось, что ответственность несут не афганцы, а террористы из других стран. На других коврах изображалась карта Афганистана с рисунками и словами, свидетельствующими о дружеских отношениях с Америкой и осуждении талибов — на месте региона, ассоциирующегося с движением «Талибан» (признано террористической организацией и запрещено в РФ), написано слово «терроризм».
На многих коврах также указывается, что они были произведены в Шибаргане — городе на севере Афганистана, известном своими туркменскими ковроткачами. Слово «Sheberghan», написанное на английском языке, показывает потенциальным покупателям, что эти ковры действительно были привезены из Афганистана.
За последние 20 лет афганские военные ковры привлекли к себе значительный интерес. Журналы и крупные газеты публикуют о них статьи, писатели посвящают им книги, а художественные галереи проводят специальные выставки. При этом военные ковры обычно рассматриваются как отражение чувств ткачих, измученных войной и жестокостью и вынужденных включать эти мотивы в свои работы.
В 1960-х действительно произошел всплеск в производстве ковров, который повлек за собой увеличение количества мастеров по их созданию. Но это также привело к появлению новых посредников в этой сфере торговли, которые не преминули ухватиться за новую возможность для бизнеса. Несмотря на популярность афганских военных ковров, они составляют лишь 1% от всех ковров, производимых в Афганистане. Благодаря своей редкости они представляют особый интерес для коллекционеров и художественных кураторов.
В статьях и на выставках, посвященных подобным коврам, часто игнорируется тот факт, что не сами ткачи, а посредники и продавцы ковров, адаптируют изображаемые темы под переменчивые вкусы рынка. Именно они снабжают ткачей новыми узорами, цветовыми схемами и пряжей. В конечном счете, афганские военные ковры являются не аутентичным отражением жизненного опыта жителей страны, а сувениром для западного рынка. Дизайн современных афганских ковров, как правило, содержит набор символов, отражающих понимание войны со стороны: это АК-47, беспилотники и важные для американцев политические события. На коврах не представлены такие проблемы афганцев, как потеря дома и семьи, гибель близких, отсутствие безопасности, а также хорошо задокументированные психологические и медицинские последствия войны. Сегодня ковры, скорее, представляют собой изображение опыта военнослужащих.
Теперь же, когда НАТО вывело из Афганистана свои войска, и к власти вернулись талибы, в истории ковроткачества начинается новый период. Каким будет будущее и рынок афганских военных ковров, пока остается только гадать.
Символы мира и их присутствие в моде