Символы мира — история и присутствие в моде | МЦ
Символы мира в моде

Символы мира и их присутствие в моде

За прошедшие века представители разных культур, религий и социально-политических инициатив придумали целое множество символов, олицетворяющих стремление к миру и гармонии. История насчитывает огромное количество подобных примеров: оливковую ветвь, голубя, белый мак, жест «виктория» и самый известный из них — знак пацифик. В разное время к ним обращались политические лидеры, оппозиционные движения или деятели культуры — в том числе дизайнеры одежды. Мы рассмотрим происхождение некоторых символов мира и их присутствие на модных подиумах.

Оливковая ветвь

Символы мира в моде - оливковая ветвь
Золотая монета Великобритании «Карл I» 1644 года

Использование оливковой ветви в качестве символа мира и прекращения конфликтов восходит к Древней Греции, где ее дарили победителям Олимпийских игр и надевали на голову невестам. Древние греки верили, что оливковые ветви символизируют изобилие и отгоняют злых духов. Греческая богиня Афина подарила оливковое дерево жителям Афин, которые в знак благодарности назвали город в ее честь. Также оливковая ветвь была одним из атрибутов греческой богини мира Эйрин. В римской мифологии ту же роль выполняла богиня Пакс, которая изображалась на римских имперских монетах с оливковой ветвью. Римский поэт Вергилий использовал оливковую ветвь как символ мира в своем эпическом произведении «Энеида». Позже поэты XVII века тоже наделяли оливковую ветвь «мирным» символизмом.

На золотой монете Великобритании «Карл I» 1644 года монарх изображался с мечом и оливковой ветвью, а на английских монетах XVIII века была отчеканена девушка, в одной руке сжимающая копье, а в другой — оливковую ветвь. Такие образы говорили об одновременном миролюбии и готовности постоять за себя. Еще один знаменитый исторический случай, в котором фигурировал древний символ мира— это «Петиция оливковой ветви», которую в июле 1775 года Второй континентальный конгресс американских колоний направил королю Георгу III в надежде избежать полномасштабной войны с Великобританией. Однако английский правитель отказался от протянутой «оливковой ветви» и в результате потерял американские колонии.

В моде оливковая ветвь часто используется в связке с другим символом мира, голубем, о котором мы подробнее поговорим ниже. Но иногда отдельное внимание уделяется лишь оливе. Так, целую коллекцию оливковым деревьям, их ветвям и плодам посвятил израильско-палестинский бренд ADISH, назвав презентацию сезона Fall/Winter 2022 «Слезы оливковой ветви». Узоры оливковых ветвей также украшают платья из ассортимента Marni, Brunello Cucinelli и Borgo de Nor.

Голубь

Символы мира в моде - голубь мира Пикассо
«Голубка Пикассо»

Голубь на протяжении тысячелетий был символом мира и невинности во многих культурах. В древнегреческой мифологии он обозначал любовь и обновление жизни, а в древней Японии голубь, несущий меч, сигнализировал о конце войны. В раннем христианстве голубь олицетворял Святой Дух, спускающийся с небес во время крещения. Согласно Библии, после Всемирного потопа Ной выпустил голубя с ковчега, а тот вернулся с масличным листом, что свидетельствовало о возвращении жизни на земле. Поэтому голубь стал символом примирения бога с человеком. 

Если изначально голубь олицетворял субъективное, личное состояние умиротворения, покоя души, то к концу второго века он уже начал также обозначать социальный и политический мир, «мир народов». Голубь появляется и в иудео-христианской иконографии — часто с веточкой в клюве.

Символом мирного движения времен холодной войны стал голубь Пабло Пикассо. Его литография «La Colombe» («Голубка») — реалистичное изображение голубя без оливковой ветви — стала эмблемой Всемирного конгресса сторонников мира в Париже, прошедшего в апреле 1949 года. На конгрессе 1950 года в Шеффилде художник рассказал, что рисовать голубей его научил отец. Тогда же Пикассо заявил: «Я выступаю за жизнь и против смерти, я выступаю за мир и против войны». Позже символикой конгресса стала более минималистичная и линейная версия голубя, теперь уже летящего с оливковой ветвью в клюве. Голубь также стал символом движения за мир и идеалов Коммунистической партии, членом которой был Пикассо.

В моде мотив голубей часто использовал Ив Сен-Лоран. В 80-е годы дизайнер выпустил под своим брендом несколько вариаций платков с голубями, держащими в клюве этикетку «Yves Saint Laurent», а в сезоне Spring/Summer 1988 представил кутюрную коллекцию с белыми голубями, словно удерживающими платья на моделях. Их силуэты были вдохновлены картиной Жоржа Брака «Птицы».

Вивьен Вествуд использовала символ голубя в украшениях, заменяя оливковую ветвь на логотип своего бренда. Свитер с голубем мира вошел в коллекцию Raf Simons Fall/Winter 2015. Классический символ голубя с оливковой ветвью, похожий на «Голубку», появился в коллекции Alexis Mabille Fall/Winter 2017: черные образы украсили кружевные, вышитые и отделанные золотом птицы.

Прямой отсылкой к работе Пикассо стал финальный наряд на показе Moschino Spring/Summer 2020. Джереми Скотт разработал целую коллекцию, посвященную творчеству художника, и в последнем образе обратился к «Голубке». Джиджи Хадид вышла на подиум в белом платье с огромным бантом и силуэтами белых голубей, украшенными пайетками.

Жест «Виктория»

Символы мира в моде - жест Виктория - Уинстон Черчилль
Уинстон Черчилль

Жест «Виктория» знаком всем (указательный и средний палец руки направлены вверх в виде латинской буквы «V»). Сегодня его чаще всего показывают на фотографиях, но в свое время он стал известен в качестве символа победы и мира. Простой жест был предложен бывшим министром юстиции Бельгии и директором бельгийского вещания на BBC Виктором де Лавеле и активно продвигался ведущим BBC Дугласом Ричи. Поскольку «V» является первой буквой французского, английского и нидерландского слов, обозначающих победу («victoire», «victory» и «vrijheid»), жест начали использовать бойцы сопротивления на оккупированных немцами территориях во время Второй мировой войны. Его также одобрил премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, используя жест во время своих речей. Другой видный политический деятель, французский президент Шарль де Голль, любил демонстрировать знак «V» всем телом, вскидывая вверх обе руки, сжатые в кулаки. Позже, в 60-е годы «Виктория» полюбилась антивоенным активистам в США, выступавшим против войны во Вьетнаме.

На модных показах «Викторию» нередко показывают сами модели — как, например, на презентации Collection Bebe Fall/Winter 2007 или в лукбуке Balenciaga Fall/Winter 2021. Gucci выпускал коллекцию украшений с миниатюрными фигурками со знаком «V».

Louis Vuitton периодически использует жест в иллюстрации своего названия. Ким Джонс также включил нашивки с изображением «Виктории» в коллекцию Louis Vuitton Spring/Summer 2014. В сезоне Spring/Summer 2019 Вальтер Ван Бейрендонк использовал огромные принты с «Викторией» на футболках и кепках. Дизайнер задумался о встрече с пришельцами и таким образом решил продемонстрировать мирное отношение к ним.

Пацифик

Символы мира в моде - знак Пацифик
Протесты кампании за ядерное разоружение 1958 года

Знак пацифика был придуман для конкретной цели, но постепенно адаптировался, приобретя гораздо более широкое значение. Символ был разработан английским художником и активистом Джеральдом Холтомом, который нарисовал его в 1958 году для марша Комитета прямых действий против атомной войны. За основу идеи Холтом взял семафорную азбуку, выбрав сигналы для букв «N» и «D» (в качестве аббревиатуры английского словосочетания «Nuclear Disarmament» — «ядерное разоружение»). Так «N» передается с помощью двух флагов, под углом направленных вниз, а «D» — с помощью одного флага, направленного вверх, а другого вниз. Художник также вдохновлялся картиной Франсиско Гойи «Третье мая 1808 года в Мадриде», на которой один из крестьян стоит перед оккупационными войсками, вскинув руки вверх.

Кампания за ядерное разоружение выпустила серию керамических пуговиц с символом специально для демонстраций, но вскоре дизайн стал популярен во всем мире. Он также использовался противниками войны во Вьетнаме в 60-е годы и был переосмыслен как общий знак мира во всем мире. При этом пацифик не потерял своего первоначального значения: в 1980-е годы активисты использовали его на выступлениях против ядерной энергетики.

За свою долгую историю символика успела превратиться в международный антивоенный символ и начала применяться в качестве поддержки самых разных движений, начиная от борьбы за права меньшинств и заканчивая экологическими инициативами. Пацифик появлялся на американских марках, подвесках Tiffany и даже сигаретных пачках Lucky Strike.

Главным любителем «пацифика» в мире моды можно назвать бренд Moschino. В разные годы символ мира украшал майки, пальто, кардиганы, пиджаки и платья модного дома. Джереми Скотт, занимающий пост креативного директора Moschino с 2013 года и использующий знак и в коллекциях своего одноименного бренда, также не упустил возможности включить «пацифик» в коллаборацию Moschino x H&M.

Еще одна поклонница лозунгов и социально-политических символов, Мария Грация Кьюри, в коллекции Christian Dior Fall/Winter 2018 обратилась к парижским протестам 1968 года. Взяв за основу моду конца 60-х, дизайнер наполнила их слоганами и протестной символикой — в том числе и знаком «пацифика».


10 необычных протестов на модных показах

Бумажный журавлик

Символы мира в моде - бумажный журавлик - Садако Сасаки
Детский памятник мира в Хиросиме

Бумажный журавлик стал символом мира благодаря девочке, погибшей в результате взрыва атомной бомбы в 1945 году. Согласно истории, рассказанной в книге «Садако и тысяча бумажных журавликов», Садако Сасаки было 2 года, когда США сбросили на Хиросиму атомную бомбу. Через несколько лет из-за последствий облучения радиацией у нее развилась лейкемия. В начале 1955 года Садако госпитализировали, а в середине года новая соседка по палате рассказала ей японскую легенду, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавлей, может загадать желание, и оно обязательно сбудется. В книге говорится, что Садако успела сделать лишь 644 журавлика, прежде чем ее одолела слабость. Но по словам ее брата, Масахиро, девочка преодолела отметку в 1000 журавликов и продолжала складывать их практически до самой смерти. В 1955 году 12-летняя Садако Сасаки умерла.

Садако и ее бумажные журавлики стали символом борьбы с ядерной войной. В 1958 году в Парке Мира в Хиросиме поставили памятник Садако с журавликом в руке. Еще одна статуя Сасаки расположена в Сиэтле. В 2006 году в Хиросиме установили отдельный памятник бумажным журавликам.

Наиболее известным примером вдохновения бумажными журавлями являются костюмы австралийского бренда Bowie Wong. Дизайнер создал целую коллекцию, посвященную символу мира, в сезоне Spring/Summer 2011. Вонг также разработал 21 образ с оригами журавликами для Бала авангарда, проводимого фондом Cure Brain Cancer.

Сила цветов

«Сила цветов» («Flower Power») — это лозунг, которые в 60-е и 70-е годы использовался ненасильственно настроенными протестующими против Вьетнамской войны. В 1965 году американский поэт Аллен Гинзберг написал статью «Как провести митинг-спектакль», предложив активистам приносить на марш цветы и игрушки, чтобы снизить уровень страха и жестокости на акциях. В последующие годы такая тактика приобрела в США повсеместную распространенность. Наиболее известными символами метода «Силы цветов» стали снимки с похода на Пентагон (октябрь 1967 года): на одном из них участник марша вставляет гвоздики в направленные на протестующих винтовки полицейских, а на другом семнадцатилетняя девушка стоит с маргариткой перед вооруженными солдатами. Позже лозунг стал популярным среди всех представителей контркультуры, в особенности прижившись по отношению к хиппи.

В моде цветы являются одним из неиссякаемых источников вдохновения. Дизайнеры превращают платья в настоящие бутоны и букеты — как в коллекциях Alexander McQueen Fall/Winter 2021, Valentino Spring/Summer 2019 или Adam Selmfan Fall/Winter 2017. С цветами в руках по подиуму дефилировали модели коллекции Prabal Gurung Spring/Summer 2020 и Gucci Cruise 2019. Вирджил Абло вплел цветы в харнессы мужской коллекции Louis Vuitton Spring/Summer 2020. А британский дизайнер Юхан Ванг использовала цветы в коллекции Yuhan Wang Spring/Summer 2022 в качестве символа женской силы.

Флаг мира

Символы мира в моде - флаг мира

Для первого марша за мир, который состоялся в 1961 году в Италии, философ и активист Альдо Капитини сшил флаг из разноцветных полосок ткани, составляющих радугу. По замыслу Капитини, радуга должна была обозначать разнообразие и библейский символ примирения. Активист также вдохновлялся похожими разноцветными флагами, которые использовались на демонстрациях против ядерного оружия. Наиболее распространенным вариантом является флаг из семи полос, начинающийся с фиолетового и заканчивающийся красным цветом (в отличие от ЛГБТ-флага, где верхняя полоса окрашена в красный цвет), и нанесенного поверх слова «PACE» (с итальянского — «мир»). Отличительной чертой флага также является наличие бирюзового цвета.

Новая волна популярности флагов «PACE» пришлась на 2002 год, когда Италия активно выступала против вторжения США в Ирак. В результате кампании «Мир с каждого балкона», когда противники войны вывешивали флаги на своих домах, «PACE» получил мировую известность и распространился за пределы страны. Антивоенно настроенные граждане других государств начали использовать собственные версии флагов, переводя итальянское обозначение мира на свой язык.

Модельеры часто обращаются к радужным мотивам, и в некоторых случаях сознательно вдохновляются при этом флагом мира. Например, о многогранном значении радужной расцветки своих костюмов в сезоне Fall/Winter 2018 рассказал Марко де Винченцо. «Я помешан на цветах и радугах», — заявил основатель одноименного модного дома. — «Они обозначают не только ЛГБТК+ сообщество, но и являются символом мира, альбомом Мэрайи Кэри («Rainbow») и мифом о лепреконе, в котором говорится, что на конце радуги можно найти мешочек с золотом».

Белый мак

Символы мира в моде - белый мак

Цветение мака на могилах и полях сражений по всей Европе ознаменовало завершение Первой мировой войны. Благодаря усилиям Королевского Британского легиона в Великобритании распространилась акция памяти, в рамках которой англичане ежегодно 11 ноября прикалывают к груди красный мак в знак памяти павших солдат, а также составляют из красных соцветий похоронные венки. В 1933 году в преддверии Дня памяти антивоенная женская кооперативная гильдия начала продавать белые маки, символизирующие как почтение памяти, так и пацифизм. Идея белого мака заключается в памяти обо всех жертвах войны и надежде на конец всех войн, а белизна символизирует отсутствие кровопролития.

В 1934 году к распространению белых маков присоединился новообразованный Союз залога мира — крупнейшая британская пацифистская организация мира в межвоенные годы. Сторонники движения возлагали белые венки в качестве «залога мира, обещания о том, что война не должна повториться». В 1980 году Союз возродил этот символ в качестве способа почтить память жертв войны, не прославляя милитаризм.

На Неделях моды белые маки «расцветали» в коллекциях Dries Van Noten Fall/Winter 2017 и Prada Spring/Summer 2013. Принты с россыпью белых цветов также можно встретить в ассортименте Borgo de Nor, Paule Ka и Alexis.


История футболки как символа протеста

МЫ В СОЦСЕТЯХ