Балетки — история и возвращение тренда в 2022 году | МЦ
Балетки - история и возвращение тренда на удобную обувь

Элегантность и удобство: возвращение балеток

Помните балетки? Повседневную женскую обувь с очень низким каблуком (или вообще без него), которая была самой трендовой моделью нулевых? В последнее десятилетие легкие туфли, когда-то считавшиеся маст-хэвом каждой модницы, выпали из актуальной повестки. Но если вы думали, что они уже никогда не вернутся в моду, подумайте еще раз.

Современные тренды включают в себя как стремление к удобству, так и упор на женственность, а потому возвращение к обуви, представляющей собой идеальный союз обоих миров, было лишь вопросом времени. В этой статье мы вспоминаем историю балеток и разбираем новое восприятие тренда.

История появления балеток

Конечно, об истоках происхождении балеток догадаться несложно — они действительно пришли в мир моды из балета. Но за пределами сцены такую обувь начали повсеместно носить относительно недавно. Своими корнями балетки уходят в XVI век, когда мужчины носили похожую обувь под названием pompe. Французский термин, первое упоминание которого датируется 1665 годом, обозначал туфли на небольшом каблуке.

В средние века прототипы будущих балеток были популярны и среди мужчин, и среди женщин. На протяжении всей эпохи Возрождения модники и модницы носили туфли на плоской подошве с заостренным носком. Длина кончика обуви была показателем статуса — чем знатнее аристократ, тем длиннее был мысок туфли.

Всё изменилось после свадьбы будущей королевы Франции — Екатерины Медичи. Невеста потребовала, чтобы флорентийские мастера добавили к ее свадебным туфлям два сантиметра, чтобы казаться выше и еще больше выделяться на фоне других дворян. Это решение задало новую моду среди дворян, и после этого балетки на какое-то время потеряли свою актуальность.

Кстати, первыми каблуки начали носить мужчины — познакомьтесь с их историей в мужской моде

Что же касается обуви танцоров балета, даже она изначально не была совершенно плоской: раньше балет танцевали на каблуках. Первые танцевальные балетки (в варианте с каблуком) появились во Франции в 1680-х годах в балетной школе Королевской академии танца. В те времена красота была гораздо важнее функциональности, и балеринам приходилось мириться с неудобствами. От этого страдало и качество представлений: танцоры не могли выполнять прыжки и большую часть других технически сложных движений.

Такой стиль танцевальной обуви оставался для балета стандартом до конца 1720-х годов. Первой женщиной, которая перешла от туфель на каблуке к более плоскому силуэту, похожему на тапочки и ставшему прототипом пуантов, была французская артистка Мари Камарго. Ее балетки значительно облегчали выполнение движений. Новая танцевальная обувь быстро завоевала популярность среди балерин.

История балеток - туфли Жозефины Богарне
Туфли Жозефины Богарне

Атласные балетные туфли также были любимой обувью чрезвычайно популярной во Франции Жозефины Богарне. Балетки, которые жена Наполеона Бонапарта носила, перевязывая лентами щиколотки, быстро взяли на заметку придворные дамы, а затем мода распространилась и на союзные страны.

Другой причиной, которая после Французской революции повлияла на массовый переход к обуви без каблука, стала Мария-Антуанетта. По легенде, бывшая королева, приговоренная к смерти на гильотине, вышла на место казни в туфлях на высоком каблуке. После этого каблуки у многих француженок стали ассоциироваться с обезглавленной Антуанеттой, а потому они всё чаще предпочитали модели на плоской подошве. В моду вошла функциональная обувь – сандалии, ботинки и туфли без каблука.

Со сцены на улицу

В 1880-е годы сапожник Сальваторе Капецио приехал из Италии в Америку, чтобы открыть на Бродвее собственный магазин обуви. По стечению обстоятельств, ближайшим соседом Капецио оказалась Метрополитен-опера. Многие балерины стали постоянными клиентами предпринимателя, то и дело принося свои поношенные пары на починку. Проведя долгие часы за ремонтом балетных туфель, Капецио начал глубоко разбираться в их конструкции. Это навело его на мысль разработать собственную модель пуантов, которая была бы более удобной и прочной. Идея оказалась крайне успешной: обувь Капецио пользовалась настолько оглушительным успехом, что в 1910 году всемирно известная русская балерина Анна Павлова заказала у него по паре на каждого члена своей труппы.

Именно Сальваторе Капецио стал связующим звеном, который перенес балетки из танцевальной сферы в мир моды. В 1941 году на изобретение итальянца обратила внимание известный дизайнер Клэр Маккарделл, попросив его создать версию, которую можно было бы носить вне сцены. Несмотря на то, что модельер была в искреннем восторге от функциональности пуантов Капецио, ее желание сотрудничать было обусловлено не только творческим порывом, но и необходимостью. В феврале 41-го года американское правительство ввело ограничения на использование материалов для обуви, чтобы гарантировать военным постоянный запас кожи для производства и ремонта сапог (а учитывая, что во Второй мировой войне участвовало 16 миллионов американцев, запасы им требовались внушительные). Из-за этого у дизайнеров был ограниченный доступ к кожаным материалам, а дополнительные ограничения на использование химических веществ, используемых в процессе окрашивания, оставляли им еще меньше простора для творчества. Когда Маккарделл узнала, что новые ограничения не распространяются на балетные туфли, решение показалось ей очевидным.

Работая над заказом Клэр Маккарделл, Капецио добавил к классической танцевальной обуви жесткую подошву — так на свет и появились балетки в своем современном виде. Модельер также предложила использовать в дизайне свои собственные ткани, чтобы туфли идеально подходили под выпускаемую ею одежду. Введенные в коллекцию Маккарделл балетки вызвали положительный отклик у розничных компаний того времени вроде Lord & Taylor и Neiman Marcus и вскоре оказались в фаворитах модных критиков. В 1949 году Vogue даже поместил туфли Капецио на свою обложку.

Еще одним важным именем в истории балеток является Роза Репетто — мать знаменитого танцовщика Ролана Пети. В 1947 году Роза усовершенствовала обувь сына, сделав ее гораздо удобнее для ношения: Репетто использовала для верха тонкую кожу, нашивая ее на подошву, а затем выворачивая наизнанку.

История балеток - Ролан Пети в балетках Repetto
Ролан Пети в балетках Repetto

Благодаря такому дизайну балетки плотно обтягивали стопы, при этом не причиняя им неудобств. Постепенно дело Розы Репетто росло, и мать танцовщика открыла в Париже собственную мастерскую, специализирующуюся на профессиональной обуви и одежде для танцев. Вслед за Роланом в мастерскую потянулись и другие танцоры, желавшие получить свою пару, и Repetto стал любимым брендом балеток среди звезд Метрополитен-Оперы, а также местом, притягивавшим таких легенд, как Морис Бежар и Рудольф Нуреев.

Популярность балеток

В середине XX века ажиотаж вокруг новых туфель был колоссальным. В 1956 году популярная обувь привлекла внимание актрисы Брижит Бардо (кстати, в детстве она тоже занималась балетом). В то время Бардо снималась в фильме Роже Вадима «И Бог создал женщину» и для одного из своих сценических образов заказала красные балетки от Repetto. Описывая туфли, которые она хочет получить, актриса потребовала, чтобы обувь была изящной и легко надевалась, но в то же время была удобной для долгого ношения.

Результатом усилий Розы Репетто стали балетки с закругленным носом, небольшим бантом спереди и овальным вырезом, открывающим стопу. Для многих эта модель, которая получила название «Cendrillon» («Золушка»), по-прежнему остается самой классической версией балеток в истории. Роль Жюльетт в одночасье превратила Бардо в настоящую сенсацию и одну из самых влиятельных икон моды 60-х и 70-х годов. И, конечно, ее элегантные, но в то же время удобные туфли тоже стали хитом — как на экране, так и за его пределами. Обувь была запущена в массовое производство и очень хорошо продавалась.

В следующем году другая икона стиля, Одри Хепберн, появилась в черных балетках в фильме «Забавная мордашка». Так же, как и в случае с маленьким черным платьем, благодаря Хепберн балетки превратились в неотъемлемый элемент гардероба любой поклонницы моды. Отчасти именно из-за сохранившегося наследия Хепберн мы по-прежнему ассоциативно связываем балетки с французским шиком и считаем их чем-то изящным и элегантным.

Настоящей классикой стиля стали двухцветные балетки Chanel. Коко Шанель придумала первую фирменную модель бренда в 1957 году, добавив к бежевым туфлям контрастный черный нос, что визуально создавало иллюзию более стройной и высокой фигуры. Говорят, что дизайнера расстраивал внешний вид собственных ног, и именно это вдохновило ее на создание нежной и в то же время практичной обуви. С тех пор модный дом ежегодно выпускает новые итерации популярного силуэта.

В следующие десятилетия балетки претерпели мириады изменений, став базовым предметом гардероба многих женщин. И несмотря на то, что их дизайн довольно прост, балетки остаются фаворитом модных редакторов, стилистов и брендов, которые уже на протяжении стольких лет придумывают новые способы ношения и стайлинга обуви на плоской подошве.

Балетки как главная обувь 00-х

Настоящий пик популярности балеток пришелся на нулевые. В конце 2004 года модный критик Сара Мауэр посвятила обуви на плоской подошве статью в Vogue. Комментируя появление балеток на показе Альбера Эльбаза для Lanvin Spring/Summer 2005, она написала: «Это было элегантно, молодежно и современно, а также наглядно показало, как привлекательно, когда ты не слишком стараешься быть нарядной и сексуальной».

Будучи любимой обувью широких масс и представителей различных субкультур, идеальные балетки всегда отличались одной характерной чертой — возможностью вписаться в любой образ. Удобную обувь можно было встретить как на офисных совещаниях, так и на клубных вечеринках. И, как доказал Эльбаз, балетки выглядят уместно даже в вечерних нарядах.

Среди главных звездных поклонниц силуэта были актриса Сиенна Миллер, которая носила его с минималистичными нарядами, и супермодель Кейт Мосс, сочетавшая балетки с круглым мысом с узкими джинсами и плащами. Из гардероба другой модной иконы, Алексы Чанг, балетки не исчезают на протяжении последних двадцати лет. 

Благодаря влиянию звездного фактора, балетные туфли быстро превратились в стильный маст-хэв. Во второй половине 2000-х спрос на них стал еще больше, и во многом это объяснялось выходом сериала «Сплетница», к стилю персонажей которого стремилась молодежь. Одна из его главных героинь, Блэр Уолдорф, практически не появлялась на экране без туфель на плоской подошве. А в 2007 году в ноябрьском номере Vogue целая статья была посвящена тренду на балетки от Repetto. «Так что же в них такого особенного? Удобство? Да. Элегантность? И это тоже. Ностальгия? Если в детстве вы ходили в балетный кружок, то, наверное, и это», — писал автор, добавляя, — «Хорошая новость заключается в том, что Repetto повсюду (прямо как сланцы, только гораздо-гораздо изящнее)».

К тому моменту бренд Розы Репетто перешел в статус культового. На заре нового тысячелетия Repetto запустил множество дизайнерских коллабораций, включая проекты с бутиком Colette, а также брендами Issey Miyake, Comme de Garçons и Karl Lagerfeld. Сегодня компания не только продолжает чтить традиции, изготовляя фирменную обувь, но и выпускает коллекции одежды, вдохновленные грациозным стилем своих постоянных покупательниц.

На протяжении многих лет балетки оставались самой трендовой обувью сезона, пока в 2010-х на их место не пришли более массивные и смелые силуэты.

Возвращение туфель-балеток

Сейчас, после десятилетия изгнания с пьедестала на периферию модной индустрии, балетки вновь переживают возрождение. Предпосылок к этому было много: возвращение тренда на гламур нулевых, популярность сериалов «Бриджертон» и новой «Сплетницы» и связанные с ними стили одежды, а также усталость от массивной подошвы и вызванное пандемией стремление к комфорту.

Некоторые бренды вроде Chanel и Margaux оставались верны балеткам на протяжении всего этого времени, сделав силуэт частью своего фирменного стиля. В их коллекциях можно найти вечно актуальные итерации балетных туфель.

Балетки - история - Chanel
Классические балетки Chanel

Но в последнее время к некогда забытой обуви возвращаются и другие дизайнеры. Первым очевидным камбэком балеток на подиумы стала коллекция Celine Spring/Summer 2021, в которой они сочетались с прямыми джинсами и спортивными штанами. А уже весной этого года модный тренд заиграл в полную силу. Так коллекция Tory Burch стала данью уважения творчеству Клэр Маккарделл — и в том числе ее революционным балеткам. «Для нее гламур, удобство и потребности женщин играли одинаково важную роль», — отметила Тори Берч, говоря о дизайнере. — «Балетки отвечают всем этим характеристикам. Я с самого начала так считала». И действительно, когда Берч только основала свою марку в 2004 году, одним из ее первых хитов стали балетки Reva, названные так в честь ее матери.

Сегодня многие марки играют с пропорциями обуви на плоской подошве, предлагая покупателям обновленные силуэты. Ferragamo выпустил классическую модель с острым носом, а Maison Margiela переосмыслил под балетки свои фирменные таби. У Khaite балетки приобрели квадратный нос. В ассортименте Simone Rocha появились варианты с перекрестными ремешками и застежкой, отделанной жемчугом.

Новоявленная тенденция просочилась и в мужскую моду: еще в 2020 году menswear-версии балеток предложили такие бренды как Dries Van Noten, Jil Sander и Bode. А в сезоне Spring/Summer 2022 Молли Годдард выпустила низкие туфли с длинными завязками на лодыжках в размерной сетке не только для женщин, но и для мужчин.

Судя по всему, балетки не исчезнут из поля зрения и в зимнее время года. Трендсеттером сезона Fall/Winter 2022 стал бренд Miu Miu, на презентации которого вдохновленная балетом атласная обувь с нежной лентой была дополнена присборенными гольфами до колена. Настоящие мягкие пуанты и их вариации с крошечным каблучком вошли в коллекцию Rodarte. А любителям необычных силуэтов придутся по вкусу асимметричные балетки Jil Sander.

 

Цветные, с принтами и рваные — колготки снова в моде

МЫ В СОЦСЕТЯХ