Мужские каблуки — история появления и место в современной моде
Мужские каблуки - история возникновения и современное место в моде

Каблуки в мужской моде

Несмотря на большой прогресс в сфере одежды, стирающей границы между гендерными рамками, обувь на каблуке остается одним из самых «традиционных» аксессуаров модной индустрии. Сегодня мужские каблуки чаще всего вызывают у людей удивление, недоверие или ряд других негативных эмоций.

Но так было не всегда. Впервые обувь на высоком каблуке появилась в X веке: в Персии ее носили члены кавалерии, чтобы ноги прочнее сидели в стременах. С тех пор культурное значение мужских каблуков не раз менялось: в разные периоды они символизировали высокий социальный статус, военную доблесть и утонченный вкус. Постепенно мужчины переключили свое внимание на другие детали гардероба и убедили себя в том, что обувь на высоком каблуке — это символ женственности. Но по сути, чем является выбор самых ярких представителей традиционной маскулинности — ковбойские сапоги — если не ботинками на каблуке? Женщины признали шпильки символом сексуальности сотни лет назад. Пришло время задуматься об этом и мужчинам.

Появление каблука в мужском гардеробе

Точное происхождение обуви на каблуке до сих пор неизвестно, но определенно ясно то, что она была изобретена не в Европе. Каблуки появились в западноевропейских странах лишь на рубеже XVII века, когда как на территории Ближнего Востока их носили еще за сотни лет до этого.

Исследования говорят о том, что использование первой обуви на каблуке тесно связано с верховой ездой. В X веке персидские воины первыми обнаружили, что благодаря каблукам их обувь лучше держится в стремени и обеспечивает их устойчивостью, необходимой для стрельбы из лука. Шесть столетий спустя трехсантиметровые каблуки стали для персидских всадников нормой как при езде на лошадях, так и в повседневной жизни. А поскольку владение лошадьми было признаком богатства, обувь на каблуке обзавелась соответствующей коннотацией.

Персидкая обувь для верховой езды, 17 век
Персидкая обувь для верховой езды, 17 век

В 1800-е годы персидские шахи направили делегации воинов для налаживания отношений с иностранными государствами — Россией, Испанией и Германией. Это в сочетании с появившимися на прилавках Европы книгами по «восточному костюму» и реальными образцами сапог на каблуке, привезенными путешественниками в качестве сувениров, привело к популяризации обуви. В моду пришла «персимания», и каблуки в качестве символа мужественности и военной доблести перекочевали в гардероб европейских аристократов. При этом каблуки были практичной деталью лишь при верховой езде — при ходьбе пешком они тонули в грязи. Чтобы исправить это, некоторые мужчины поверх них надевали отдельные калоши, похожие на сабо, или носили сапоги с удлиненной плоской подошвой. Шлепающий звук, производимый такой вытянутой подошвой при ударе о каблук, громко заявлял о том, что по улице идет человек в престижной обувке.

Красные каблуки: от символа власти до повода для насмешки

В XVII веке вся мода была выстроена вокруг ног мужчины: цветные облегающие чулки, бриджи и высокие каблуки помогали подчеркнуть стройные мужские икры и бедра. Это можно заметить и на портретах того времени: мужчины старались принять позу, которая гордо демонстрировала их ноги и обувь на каблуке.

Мужские каблуки - Людовик 14
За любовь к обуви на каблуке Людовика XIV прозвали «Королем каблуков»

Пожалуй, самым знаменитым носителем каблуков в истории был Людовик XIV — его даже прозвали «Королем каблуков». Едва дотягивая до пяти футов (его рост составлял 162 см), Король-солнце был весьма неравнодушен к четырехдюймовым каблукам, добавляющим ему 10 сантиметров роста. При его правлении высокие мужские каблуки стали показателем статуса: в 1670 году он издал указ, согласно которому носить каблуки имели право лишь дворяне. Каблуки были совершенно непрактичны для пеших прогулок, и именно в этом заключалась их суть: они говорили о том, что их владелец достаточно богат для того, чтобы передвигаться на карете. Не менее символичным был традиционно красный цвет каблуков, показывающий, что носящий их мужчина не пачкает свои туфли, ходя по грязи.

На протяжении XVIII века обувь становилась всё более гендерно-ориентированной: женские туфли были всё уже, каблуки — выше, а мужские — шире и массивнее. Различия между обувью двух полов отражали культурную озабоченность «надлежащим» поведением и одеждой мужчин и женщин. В эпоху Просвещения утверждалось, что только мужчины имеют рациональное мышление, и эта способность делает их достойными обладания политическими правами. Женщины же, напротив, представлялись как существа, от природы лишенные острого ума и неспособные к образованию и руководству. Мода была переосмыслена как нечто легкомысленное и женственное, и высокие каблуки, будучи ее неотъемлемым элементом, к 1730 году постепенно ушли из гардероба большинства мужчин.

Мужские каблуки - европейские сапоги 18 века
Сапоги нейтральных оттенков, совпадающие по цвету с панталонами, позволяли незаметно увеличить рост

Начиная с попыток Карла II упростить английскую моду в конце XVII века, мужская одежда постепенно превратилась в гораздо более сдержанную. Главной характеристикой внешнего вида стало однообразие: мужчины не должны были выделяться друг от друга, и это сделало каблуки еще более нежеланным атрибутом костюма. Во Франции общество захватила англомания, и в повседневную моду парижан вошла монотонная простота. Термин «красные каблуки» стал использоваться в качестве насмешки, а мужчины, чрезмерно интересующиеся модой, стали предаваться культурной критике.

Помимо того, что каблуки считались женоподобной деталью, в XVIII веке их также отвергали как оскорбление бога. Объяснялось это тем, что каблуки увеличивали рост искусственно, а значит шли вразрез с божественным замыслом.

В следующем столетии в мужском гардеробе появились панталоны, зрительно удлиняющие ноги за счет создания длинной стройной линии и расцветки в тон обуви. Эффект достигался с помощью тесьмы на крае штанины, которую можно было продеть под ступней, если панталоны надевались внутрь обуви, или под подошвой туфель на каблуке, если штанины надевались поверх обуви. Такая одежда была крайне популярна среди мужчин невысокого роста, поскольку она позволяла им носить каблуки без риска оказаться высмеянным.

Ковбойские и военные каблуки как символ маскулинности

К середине XIX века каблуки почти полностью пропали из мужской моды. Тем не менее, в некоторых условиях их ношение мужчинами всё же допускалось.

Так ботинки на каблуке стали центральным элементом образа героической мужественности. Пятисантиметровые каблуки военных ботинок считались высокими, но благодаря массивному силуэту и наборной кожаной конструкции их воспринимали как мужские.

Мужские каблуки - Джеймс Дин в ковбойских сапогах в фильме Гигант
Постер с Джеймсом Дином в ковбойских сапогах к фильму «Гигант»

Дикий Запад Северной Америки тоже оказался местом, в котором сапоги для верховой езды на каблуке по-прежнему оставались актуальными. Будучи современным воплощением персидской находки X века, ковбойские сапоги можно считать, пожалуй, самой маскулинной обувью современного мира. На исторических снимках можно заметить, что ковбои не только носили сапоги из практических целей, но и выбирали из широкого спектра дизайнов. Начиная от бульварных романов и заканчивая голливудскими вестернами, в XX веке ковбои в сапогах на каблуке символизировали неограниченную свободу, независимость и уверенность в себе.

«Павлинья революция»: ботинки The Beatles и андрогинная обувь Дэвида Боуи

В других сферах жизни каблуки вернулись в моду в середине 1960-х годов. В это время общество захватила «Павлинья революция», приверженцы которой отстаивали мужское право — и даже обязанность — одеваться более ярко в соответствии с естественным порядком, установленным в мире животных.

В авангарде «Павлиньей революции» выступала группа The Beatles. Их фирменный стиль включал в себя пышную стрижку moptop, облегающие костюмы и обувь, теперь уже часто называемую «ботинками-битлз». Это были типичные ботинки челси, популярные в мужском гардеробе с XIX века, с единственным исключением — подошву дополнял гораздо более высокий каблук, известный как «кубинский». Такое название скошенного каблука восходит к испаноговорящим культурам: часто его носили пастухи, всадники, а также танцоры фламенко. Легенда гласит, что в октябре 1961 года Джон Леннон и Пол Маккартни увидели в магазине ботинки челси, которые им понравились, и заказали четыре пары с кубинским каблуком, чтобы соответствовать своему новому публичному имиджу. В конечном счете именно The Beatles помогли популяризовать кубинский каблук среди молодежи 60-х и 70-х.

Мужские каблуки - The Beatles в ботинках-битлз на кубинском каблуке
The Beatles в ботинках челси с кубинским каблуком

В 1970-е годы мужской каблук достиг небывалых высот. Молодые люди начали щеголять в обуви на 7-сантиметровых каблуках на улицах и диско-вечеринках. Даже бизнесмены стали выбирать каблуки чуть выше обычных.

Несмотря на разговоры о том, что этот тренд позволил мужчинам выйти за гендерные рамки, на самом деле новые каблуки не были заимствованы из женского гардероба. Они представляли собой воплощение исторических каблуков в стиле Людовика XIV и подавались как способ повышения самооценки. При этом мужчины отдавали предпочтение обуви с отдельным каблуком, а не платформе, поскольку в истории западной моды она всегда считалась женским атрибутом.

Музыканты вроде Элтона Джона выходили на сцену в эпатажных костюмах и сверкающих туфлях на высоком каблуке. Ярчайшая звезда эпохи, Дэвид Боуи, активно раздвигал границы гендерной моды на протяжении всей своей карьеры. В его гардеробе присутствовали всевозможные каблуки, начиная от заоблачных шпилек и заканчивая ботинками на платформе. Альтер-эго Боуи — Зигги Стардаст, Измождённый Белый Герцог и Майор Том — вывели на первый план андрогинную эстетику. Каблуки, платья, макияж и сексуальная привлекательность помогали ему чувствовать себя «сверхчеловеком».

Еще одна легенда того периода, Принс, тоже любил высокие каблуки. В течение сорока лет они красной линией проходили через весь гардероб исполнителя, играя роль фундамента, на основе которого он создавал и видоизменял свой стиль. Принс носил обувь на каблуке так часто, что ходили слухи о том, что из-за них ему потребовалась операция на бедре. По словам музыканта, он носил ее не потому, что хотел казаться выше, а потому что «они нравились женщинам». И надевая ее так часто и беззастенчиво, не пытаясь спрятаться за кубинскими каблуками и нося их столь эффектно, он превратил мысль о мужчинах на каблуке из шутки в реалистичный вариант стиля. Женские каблуки всегда ассоциировались с сексуальностью, и у Принса получилось показать, что такую же функцию они могут выполнять и на мужчине.

К 1990-м годам каблуки, особенно в форме кубинского, стали символизировать особый вид грубой, рокерской эстетики. В подобной обуви, например, часто выступала глэм-метал-группа Mötley Crüe, которая хоть и называла в своих песнях «адом на высоких каблуках» («Hell on High Heels») женщин, но с тем же успехом могла говорить то же самое о себе. Беря с них пример, некоторые мужчины надевали на себя множество металлических украшений и необычную обувь, тем самым культивируя образ гипермаскулинного денди.

Mötley Crüe, 1985
Mötley Crüe, 1985 год

Тем не менее, в нулевые мужская мода вступила в новую эру, в которой каблуки оказались вне мейнстрим-культуры и вновь были оттеснены на периферию индустрии к агендерной и квир-эстетике.

Мужские каблуки сегодня

Стремление к высокому росту на протяжении всей истории человечества преследует мужскую половину общества, и если раньше добавить пару сантиметров (и при этом не акцентировать на этом внимание) было проблематично, то теперь подобных результатов можно добиться даже с помощью кроссовок с массивной мидсолью. Классикой жанра считаются и военные ботинки Dr. Martens, тяжелая подошва и репутация панк-символа которых позволяют определять их как синоним брутальности.

Каблуки тоже могут сыграть большую роль в этом деле, но для многих они по-прежнему остаются слишком тяжелым «следующим шагом». Сегодня для большинства мужчин даже пара сантиметров каблука формальных ботинок кажется крайне нежелательным фактором, который может поставить под сомнение их маскулинность.

Если когда-то мужские каблуки символизировали власть, достаток и мужественность, сегодня они, как правило, демонстрируют стремление размыть границы между гендерными нормами. Из-за современного статуса каблуков как женского атрибута появление мужчины в подобной обуви равноценно лицезрению чуда природы. Такой поступок мгновенно считывается как провокация, независимо от полноценного образа и каких-либо других условий. Так сможет ли каблук когда-то стать унисекс-аксессуаром?

Тенденции последних лет позволяют надеяться на это. Такие звезды, как Ленни Кравиц, Джейден Смит, Эзра Миллер, Lil Nas X и Сэм Смит, уже не раз демонстрировали свою готовность рискнуть, выходя в свет в обуви на каблуке. Но подобные выходки часто сопровождаются критикой неподготовленной аудитории. Например, в 2017 году Канье Уэст озадачил пользователей твиттера, на традиционном «пасхальном» фото семейства Кардашьян-Уэст снявшись в замшевых сапогах на скромном квадратном каблуке. Еще большим удивлением для юзеров стало то, что это не первый случай, когда рэпер включает в свои образы противоречивую деталь гардероба: ранее Канье появлялся в бархатных ботинках на каблуке на показе Givenchy Fall/Winter 2015.

Но, конечно, Уэст — лишь один из множества влиятельных мужчин современности, решивших окунуться в мир «высокой» обуви. В ботинках на каблуке папарацци запечатлевали Джастина Бибера. Регулярно в своих костюмах каблуки — будь то ковбойские сапоги или платформы от Rick Owens — использует и инфлюенсер Лука Саббат. Еще один любитель ботильонов от Рика Оуэнса, Марк Джейкобс, кажется, комфортно себя чувствует, регулярно прогуливаясь по Нью-Йорку на 12-сантиметровых каблуках.

Одним из главных борцов с токсичной маскулинностью и присущим ей непринятием всего «феминного» давно провозгласили Гарри Стайлса, уже обжившегося в ретро-стиле с каблуками а-ля Джими Хендрикс. Музыкант часто появляется на публике в разнообразной обуви от Gucci (что неудивительно, поскольку он является официальным лицом бренда) и даже в объявлении о своем мировом туре использовал крупное изображение своего сапога на каблуке.

Тренд на андрогинные образы и стиль «современного денди» становятся всё популярнее, а вместе с ними возвращается и тенденция на мужские каблуки. Во многом подобный сдвиг объясняется нынешним влиянием европейских брендов на всю систему моды, начиная от максимализма Gucci и заканчивая расслабленным стилем Balenciaga. Мужская обувь на каблуке есть и у того, и у другого Модного дома, но выглядят они совершенно по-разному: полусапоги Gucci в стиле XVIII века украшены золотой пряжкой и словом «Kitten» на 5-сантиметровом каблуке, а ботинки Balenciaga с каблуком пониже (4 сантиметра) отличаются несколько футуристичным видом, широким квадратным носом и выступающей подошвой.

В мире высокой моды обувь на каблуке появляется в целом море форм: как уже было отмечено, в коллекциях Rick Owens активно представлены высокие платформы, на презентации Saint Laurent FW 2015 Эди Слиман обул моделей в остроносые полусапоги на каблуке, в ассортименте Gareth Pugh присутствуют сапоги с кубинским каблуком, а Hood by Air не боится даже шпилек. Ботильоны (особенно на кубинском каблуке) нередко можно найти в ассортименте таких марок, как Random Identities, Lemaire, Dries Van Noten, Fendi и Balmain.

В сезоне FW 2020 одни из самых высоких каблуков появились на показе Christian Louboutin, продемонстрировавшего серию ботинок и лоферов. Вдохновленный Дэвидом Боуи Giuseppe Zanotti выпустил ботинки челси с каблуками из оргстекла. В первых рядах продвижения мужских каблуков оказался полюбившийся Билли Портеру Jimmy Choo, благодаря актеру не раз сверкавший на недавних красных дорожках. В лидеры выбился и бренд Maison Margiela со своими сапогами-таби на каблуке, которые пару лет назад начали выпускаться не только для женщин, но и для мужчин, намекая на то, что в будущем общество сможет наконец перестать делить обувь на каблуке по половой принадлежности.

***

Несмотря на все усилия дизайнеров, западная культура по-прежнему чрезвычайно чувствительно реагирует на мужчин, которые увеличивают свой рост искусственным путем. При этом ряд недавних исследований показал, что рост мужчины сказывается на его успехе: размере заработка, карьерном росте и привлекательности. К тому же, каблуки в гардеробе женщин давно признают инструментом женской власти. Тем не менее, в мире мужчин этой детали предстоит еще долгий путь до прочного обоснования в мейнстрим-культуре. А пока остается лишь наблюдать за теми, кто уже решился на рискованный фэшн-стейтмент, и вдохновляться их необычайной уверенностью, похожей на ту, что чувствовалась от Джейсона Момоа с плюшевой резинкой для волос на церемонии «Оскар» или от Kid Cudi, не постеснявшегося выступить в цветочном платье на SNL.

Текст: Лилия Насырова


Еще один вид обуви, в последние годы переживающий возрождение — это клоги: познакомьтесь с историей деревянных башмачков 


МЫ В СОЦСЕТЯХ