«Гусиная лапка» — история и вечная актуальность элегантного узора | МЦ
«Гусиная лапка» - история и вечная актуальность элегантного узора

Вечно актуальный и элегантный: история узора «Гусиная лапка»

Классический и универсальный узор «гусиная лапка» — это паттерн, который никогда не выходит из моды. Узор создается из пересечения вертикальных и горизонтальных нитей, традиционно черно-белых. Он может похвастаться не только множеством названий (в том числе «собачий клык» и «ломаная клетка»), но и интересной историей. Более того, «гусиная лапка» — это один из старейших известных ныне узоров. Несмотря на своё давнее существование, это стильный и яркий паттерн, который по-прежнему может сделать образ настоящим модным заявлением. Сегодня его используют как в одежде, так и в интерьере и декоре. Давайте вместе познакомимся с историей классического принта.

Появление «гусиных лапок»

Русское название «гусиная лапка» произошло от французского pied-de-poule — вот только французам узор напоминал не гусиные, а куриные лапки. В англоязычных странах распространено название «собачий клык», происходящее от сходства с острыми зубами собак (более мелкий паттерн, кстати, иногда называют «щенячьим клыком»). А в Польше паттерн называют словом «pepita», что происходит от испанского обозначения семян. 

«Гусиная лапка» является одним из древнейших узоров, известных человечеству. Самый первый пример использования похожего паттерна встречается на накидке Герума — предмете одежды, найденном в Швеции в 1920 году. Точное происхождение плаща не установлено, однако известно, что он использовался где-то между 360 и 100 годами до нашей эры.

Накидка Герума - история узора гусиная лапка
Накидка Герума, 360-100 до н.э.

«Прародитель» «гусиных лапок», пастушья клетка, принадлежит к семейству традиционных шотландских клетчатых тканей. В 1800-е годы узор был в основном распространен на юге Шотландии, недалеко от англосаксонской границы, благодаря чему на английском языке его также часто называют «пограничным тартаном» (border tartan). Как следует из названия, пастушья клетка — это сельский узор, первоначально используемый шотландскими пастухами. Согласно книге Джона Телфера Данбара «Костюмы Шотландии», пастухи носили одежду с этим паттерном с защитной целью, поскольку на расстоянии цвета рисунка сливались, и казалось, что силуэт находится дальше, чем на самом деле.

Наиболее узнаваемым предметом одежды с пастушьей клеткой является плед из начесной ткани, ставший популярным в 1820-е годы среди модных шотландцев, в том числе поэтов Вальтера Скотта, Роберта Бернса и Джеймса Хогга.

Шотландский пастух 1800-х годов - история узора гусиная лапка
Шотландский пастух 1800-х годов. Художник: Эдвин Ландсир

Пастушья клетка обычно отличается наличием одного цвета на белом фоне. Ученые полагают, что гусиная лапка, скорее всего, произошла именно от этого узора. Еще одним ответвлением от простого паттерна является похожая «охотничья клетка» (Gun Club Check) — стоит упомянуть о различиях между двумя видами клетки. Несмотря на то, что в исследовательском сообществе нет точного согласия относительно того, какой из узоров появился первым, общеизвестно, что они оба родом с севера Шотландии.

«Охотничья клетка» была типичной для определенного региона в Западном нагорье. Большинство источников утверждают, что известное нам сегодня название было дано узору гораздо позже, после того, как в 1874 году американский оружейный клуб стал украшать охотничьей клеткой свои куртки и пальто. Тонкая разноцветная клетка оказалась довольно хорошим камуфляжем и помогала замаскироваться охотникам на природе. Первоначально в палитру охотничьей клетки входило четыре цвета — черный, темно-оранжевый, золотой и зеленый — что было данью уважения оттенкам ландшафта Шотландского нагорья. Однако в наши дни можно встретить паттерн и в двух тонах, чаще всего в коричнево-синих. Линии в охотничьей клетке ровные и довольно широкие, и на ткани можно рассмотреть диагональный рисунок из саржи. Гусиную лапку же от других похожих видов узоров можно отличить по зазубренным краям, которые образованы касательными линиями саржи, расходящимися по сторонам квадратов.

В 1920-е годы шотландские кланы присвоили пастушью клетку себе. И хотя кланы враждебно относились к чужакам, носящим одежду с их узорами, «гусиная лапка «оставалась нейтральным выбором. Паттерн не был официально зарегистрирован ни одним кланом. Поэтому считается, что ломаная клетка была популярна среди людей, которые не участвовали в клановых войнах.

Отличие между гусиной лапкой и охотничьей клеткой
Охотничья клетка (слева) и гусиная лапка (справа)

Термин «собачий клык» (houndstooth) был придуман гораздо позже: первое упоминание словосочетания встречается в 1925 году в австралийской газете. А в словаре Уэбстера и вовсе говорится о том, что впервые понятие использовалось только в 1936 году.

По прошествии многих веков «гусиная лапка» утратила свою утилитарную функцию и обрела популярность среди высшего класса, стремящегося обновить свой имидж. Паттерн стал классикой среди портных с улицы Сэвил Роу, создающих одежду для досуга для своих клиентов. В те времена, как известно, спортом называли охоту и другие виды активного отдыха, и многие куртки «норфолк» производились из ткани с рисунком гусиных лапок. Этому примеру последовали многие компании, выпускающие одежду Ready-to-Wear, например, Brooks Brothers, начав создавать изделия с тем же паттерном.

«Гусиная лапка» в моде

Несмотря на то, что узор существовал уже более века, популярность в мире моды пришла к нему лишь в 1920-х, когда светское общество начало использовать его в качестве символа статуса. Всемирную известность pied-de-poule принесла Коко Шанель, которая в двадцатые годы представила костюмы с классическим паттерном. Дизайнер даже называла «гусиную лапку» своим любимым узором. С тех пор рисунок начал ассоциироваться с роскошью и исключительной элегантностью.

Статья об узоре гусиная лапка в Vogue, январь 1934 года
Статья об узоре «гусиная лапка» в Vogue, январь 1934 года

В январе 1934 года монохромный узор появился в статье журнала Vogue под названием «Всё началось с Его Королевского Высочества». В издании говорилось о том, что Эдуард VIII часто носил «гусиную лапку», что способствовало повышению ее узнаваемости и популярности. Биограф герцогини Виндзорской Энн Себба также писала о том, что этот узор сыграл определенную роль в отношениях тогда еще замужней Уоллис Симпсон и принца Уэльского. После того, как муж Симпсон восхитился твидовым пальто Эдуарда VIII в «гусиную лапку», королевский портной подарил ему такое же. «Позже это породило насмешку о том, что Эрнест Симпсон был человеком, который продал свою жену за кусок ткани», — отмечалось в книге «Та женщина: жизнь Уоллис Симпсон, герцогини Виндзорской».

Одним из первых модельеров, включившим «гусиную лапку» в свои творения, также стал Кристиан Диор. Дизайнер представил паттерн в своей культовой коллекции «New Look» 1948 года, а еще через два года использовал его в дизайне флакона и упаковки духов Miss Dior. Двухцветный рисунок подчеркивал дуализм «женщины Диор». Впоследствии бренд широко использовал «собачий клык» в ассортименте своей продукции на протяжении многих лет и продолжает выпускать изделия с паттерном и по сей день.

Эльза Скиапарелли тоже отдавала предпочтение элегантному паттерну, впервые использовав его в конструкции твидового жакета из коллекции Fall/Winter 1936. Позже модные дома вместо того, чтобы ткать узор, как это делали британцы, перешли на печать характерных форм на готовой ткани.

В 60-е мода на «гусиную лапку» дошла до американских дизайнеров. Одним из них был Джеффри Бин, сочетавший узор с кружевом на своих платьях для светских дам. Бин также отказался от традиционно черно-белой расцветки, представив более красочные варианты с лавандовым, темно-серым и зеленым оттенками, а также сочетание карамельного с черным. Переосмысление классического рисунка открыло перед будущими поколениями модельеров бесконечные возможности для его использования в дизайне.

Популярность ломаной клетки

Заметным использованием «гусиной лапки» в поп-культуре стало появление узора в серии фильмов о Шерлоке Холмсе, вышедших в период с 1939 по 1946 годы. Актер Бэзил Рэтбоун, сыгравший роль гениального сыщика, появился на экране в шляпе охотника за оленями, украшенной классическим паттерном. Позже из-за популярной ассоциации шапки с Холмсом она стала стереотипным головным убором для детективов, особенно часто используемым в мультфильмах, комиксах наряду с комическими пьесами и фильмами.

В 1949 году «гусиная лапка» вновь появилась на экране — на этот раз в виде халата с крупным узором, в который была одета Кэтрин Хэпберн в романтической комедии «Ребро Адама».

Отсылки к паттерну содержатся и в знаменитой книге Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи», выпущенной в 1951 году. Холден говорит о своей куртке с «гусиной лапкой» в конце 4 главы, а также в начале 6 главы, когда рассказывает о Стрэдлейтере, вернувшемся со свидания с Джейн. В оригинале Холден упоминает о том, что тот поблагодарил его за одолженную куртку.

В 1969 году узор «собачий клык» даже украсил автомобиль: Porsche выпустил модель 911 с контрастными черно-белыми сиденьями.

Еще одним видным поклонником узора был знаменитый тренер американской футбольной команды Университета Алабамы Пол «Медведь» Брайант. Примерно в 1965 году он стал известен тем, что постоянно появлялся на играх в панаме в «гусиную лапку». Благодаря этому узор, особенно в черно-белой расцветке, на региональном уровне начал ассоциироваться с Университетом Алабамы. Учебное заведение даже попыталось зарегистрировать паттерн в сочетании с другими символами учреждения и футбольной команды как торговую марку, однако ему это не удалось. Апелляционный совет по товарным знакам пришел к выводу, что «гусиная лапка» является известным рисунком, доступным широкой публике, который использовался третьими лицами для продажи поклонникам Алабамы.

Тренер Пол «Медведь» Брайант в панаме с гусиной лапкой
Тренер Пол «Медведь» Брайант в панаме в «гусиную лапку»

К концу XX века паттерн существовал уже в разнообразных вариантах в спортивной, зимней и формальной одежде, сохраняя при этом налет элегантности и шика, как это было, например, на показе Oscar de la Renta Осень/Зима 1992.

«Гусиная лапка» сегодня

«Собачий клык» прошел довольно долгий путь с момента своего зарождения в повседневном гардеробе шотландских пастухов. Дизайнеры со всего мира не раз переосмысляли традиционную мозаику, играя с ее расцветками и масштабом. В костюмах в «гусиную лапку» в свете появлялись иконы стиля самых разных поколений, начиная от Джеки Кеннеди и заканчивая Леди Гагой. И никогда еще классический узор не был столь популярен, как с приходом нового тысячелетия.

Осенью 2003 года японский дизайнер Йоджи Ямамото представил целую коллекцию в ломаную клетку — от фирменных oversize-пальто с длинной бахромой и строгих костюмов до шифоновых бальных платьев. В сезоне Осень/Зима 2005 образы с «гусиной лапкой» появились на подиумах Louis Vuitton и Moschino.

Alexander McQueen широко использовал узор в самых разных вариациях в коллекции Осень/Зима 2009 под названием «Horn of Plenty». Паттерн украсил наряды как в классическом виде, ставшем оммажем твидовым костюмам Christian Dior, так и в стилизованном варианте на основе работ Маурица Корнелиса Эшера, которые соединялись с дизайном «гусиной лапки» на красно-черных платьях. В том же году Маккуин выпустил с тем же паттерном лимитированную коллекцию кресла-яйца, первоначально созданного для бутиков бренда в Нью-Йорке и Лондоне.

Гусиная лапка в моде - Yohji Yamamoto FW 2003, Alexander McQueen FW 2009, Moschino FW 2005
Слева направо: Yohji Yamamoto Fall/Winter 2003, Alexander McQueen Fall/Winter 2009, Moschino Fall/Winter 2005

Начиная примерно с 2010 года, практически все крупные модные дома включили в свои коллекции узор «собачьего клыка», преимущественно в классическом черно-белом варианте, благодаря чему он стал постоянным трендом на холодное время года как на подиумах, так и в ассортименте масс-маркета: ломаная клетка в крупном и мелком размере украсила пальто, платья, костюмы и юбки таких брендов, как Balmain, Moncler, Michael Kors, Tommy Hilfiger, Stella McCartney, Off-White и JW Anderson. 

Свою роль в неугасающей популярности паттерна также продолжают играть кинематограф и стриминговые платформы. Так зрителям недавно вышедшего сериала «Эмили в Париже» запомнилось сразу два образа героини Лили Коллинз в «гусиную лапку»: красно-белое двубортное пальто и джинсовый костюм из куртки и мини-юбки бело-розового цвета. А о любви британской королевской семьи к классическому узору напоминает шоу «Корона». «Собачий клык» остается неизменным фаворитом представителей монархии, начиная от королевы и заканчивая принцессой Дианой.

Но в современном мире элегантный паттерн полюбился и другим иконам стиля — королевам поп-культуры, в том числе Дженнифер Лопес и Cardi B. В клипе к песне «WAP», вышедшем в прошлом году, актриса и танцовщица Normani не только с ног до головы одета в виниловый костюм в «гусиную лапку», но и окружена тем же принтом на полу и стенах. Через неделю после того, как композиция установила рекорд по количеству прослушиваний, Майли Сайрус выпустила музыкальное видео «Midnight Sky». Для этого трека исполнительница выбрала мужской костюм в «гусиную лапку» с кристаллами от Richard Quinn, ранее представленный в коллекции Осень/Зима 2019.

Позже Beyoncé появилась в клипе «Brown Skin Girl» из своего фильма «Black is King» в платье с глубоким вырезом и длинным струящимся шлейфом от модельера Сары Диуф. Певица надела комбинезон и куртку в мелкую ломаную клетку от David Koma в первую неделю 2021 года, а совсем недавно, в июне, опубликовала в инстаграме еще один образ с макро-паттерном от того же дизайнера, придя в нем на матч «Бруклин Нетс» — «Милуоки Бакс».

В сезоне Осень/Зима  2021 паттерн представлен в преувеличенном масштабе — примеры классического черно-белого узора можно увидеть на показах Richard Quinn и Dolce & Gabbana. Nina Ricci и Moschino предлагают обратить внимание на зеленые образы с «собачьим клыком»: в сочетании с черным в первом случае и с белым — во втором. Stella McCartney соединила классические пальто со стритвиром и диско-эстетикой, дополнив верхнюю одежду в «гусиную лапку» нейлоновыми спортивными и расклешенными брюками. А в коллекции Comme des Garçons Homme Plus можно выбрать что-то более повседневное (но при этом не менее стильное).

Сегодня ломаная клетка со скромным происхождением стала узором, обожаемым международной модной публикой. Выйдя за рамки формальных костюмов и верхней одежды, «гусиная лапка» нашла применение в дизайне обуви, головных уборов, аксессуаров и даже предметов интерьера.


Познакомьтесь с богатой историей еще одного древнего узора — пейсли


МЫ В СОЦСЕТЯХ