«Человек должен быть либо произведением искусства, либо носить произведение искусства», — сказал знаменитый писатель Оскар Уайльд, который любил гулять в шелковых пестрых смокингах и галстуках. Поэтому то, что в одежде Уайльда и его друзей часто присутствовал орнамент пейсли, неудивительно. Однако удивительно то, как культовому мотиву удалось проделать такой долгий путь от персидских и индуистских национальных костюмов до принта на банданах и одежды на модных показах. В этой статье мы решили вспомнить богатую историю пейсли, но для начала определимся, что из себя представляет данный элемент.

Узор пейсли

Узор пейсли

Пейсли — это узор в виде капли со множеством мелких деталей и загнутым вверх концом. Он имеет и другие имена: «турецкий огурец», «слезы Аллаха», «индийский огурец», ботех или бута. Однако, несмотря на такое разнообразие, во всех культурах пейсли является символом жизни и плодородия.

Появление орнамента бута

Пейсли — очень древний узор, и отследить точную дату и место его появления практически невозможно. Тем не менее существует несколько вариантов происхождения орнамента. 

Согласно мнению, высказанному историком Сэмом Уиллисом в документальном фильме BBC о шелковом пути, одним из мест возникновения пейсли может являться иранский город Йезд. Именно там в конце 16 века началось изготовление традиционной ткани терме из шелковых и шерстяных ниток, которая часто украшается знаменитыми мотивами.

Ткань терме

Ткань терме

Другая распространенная теория гласит, что узор был придуман намного раньше в Персии во время правления империи Сасанидов, чья армия на протяжении веков держала римлян в страхе. Существовавшая на протяжении 224-651 годов нашей эры династия занимала территорию, где сейчас находятся Ирак и Иран. В крестьянской среде принт являлся символом плодородия, а со временем им стали украшать одежду знати.

Узор был назван персидским словом ботех, которое обозначает цветочный мотив, объединенный с силуэтом кипариса. Спустя столетия он стал известен как бута, что на санскрите означает «огонь». Такое же название носит степное кустарниковое растение, обладающее наркотическими свойствами. Именно его жгли в храмах во время зороастрийских ритуалов. Бута также является национальным символом Азербайджана, где, как известно, в давние времена процветала религия зороастризма. Мотив часто встречается на ярких тканых коврах и росписях произведений искусства. 

Пейсли также может быть адаптацией символа инь-ян, используемого в древней китайской медицине и философии. Еще распространена теория, что узор «огурцы» олицетворяет семена мангового дерева, бутоны хлопка, проросшие бобы или финиковую пальму — индийский символ плодородия. 

Чаша с узором пейсли по центру, первая половина 18 века

Чаша с узором пейсли по центру, первая половина 18 века

Бута, возможно, восходит и к кельтской традиции. На многих металлических предметах, обнаруженных при археологических раскопках в Британии, использовались сложные закрученные гравированные символы, похожие на пейсли.

Благодаря тому, что на Востоке торговые пути были хорошо развиты, ткани с этим принтом тут же распространились по Азии, Индии и Африке. Узор развивался главным образом в индийском штате Кашмир. Во время правления могольского императора Акбара (1556-1605) резко возросло производство платков. Плетеные пестрые шали носили в основном мужчины для своих церемоний. На них были изображены мотивы пейсли, но не в том виде, в котором мы знаем его сегодня — узор был представлен в виде изогнутого цветка с листьями и стеблем, корни которого имели сходство с китайской каллиграфией.

«Индийский огурец» из Кашмира (Шали из Кашмира)

С 1800 года Ост-Индская компания начала импорт шалей из Кашмира и Персии в Европу. По мере роста европейского спроса на тканые изделия импортные ткани становились непомерно дорогими, так что позволить их себе могли лишь обеспеченные аристократы. По слухам, Жозефина, первая жена Наполеона I, владела сотнями таких кашемировых платков. 

Кашемировый платок, вторая половина 19 века

Кашемировый платок, вторая половина 19 века

В Европе, в отличие от Индии, платки носили в основном женщины, а не мужчины. Они могли быть украшены изображениями людей на слонах, идущих мимо пальм, но среди ближневосточных клиентов широкой популярностью пользовалась изогнутая геометрическая форма «индийского огурца». Отчасти это объяснялось тем, что мусульмане не предпочитали носить одежду с узнаваемыми природными объектами.

Постепенно в Европе начали делать свои собственные, более дешевые версии популярной узорчатой ткани. В 1804 году во Франции появился первый программируемый ткацкий станок. Это изобретение увеличило скорость шитья в 25 раз, и шали с мотивом бута стали более массовым продуктом. 

Мода на пейсли

Шотландские ремесленники из небольшого города Пейсли стали лидерами в производстве европейских платков. Правда, они шили их не из кашемира, а из шерсти или шелка. Еще одним отличием была палитра цветов, которая значительно уступала аутентичному индийскому товару. 

Шали с узором пейсли стали незаменимым аксессуаром своего времени, символом статуса, который использовали для важных случаев. Динамичные переплетающиеся формы в экзотических цветовых сочетаниях привлекли широкий рынок и закрепили за собой название пейсли.

The Beatles и Махараши Махеш Йоги

The Beatles и Махараши Махеш Йоги

Вскоре принт начали печатать на хлопке, и он перестал быть роскошью. Теперь любой представитель рабочего класса мог позволить себе столь популярную раньше шаль с «огурцом». Это привело к снижению спроса на платки, и к 1860 году многие обанкротившиеся ткачи эмигрировали в Австралию и Канаду. 

Узор пейсли все еще носили в первой половине 20 века, но не как основной тренд.

Пейсли как главный атрибут хиппи

Только в конце 1960 годов пейсли вернулся к своей былой славе. Во время сексуальной революции принты на одежде стали более смелыми, а на место законодателей моды встала не аристократическая знать, а звезды рок-н-ролла. Случилось это благодаря группе The Beatles, которая привезла из своей поездки в Индию ее философию, музыку и, конечно же, ткани с принтом пейсли. Вдохновленный колоритом восточной страны Джон Леннон даже украсил свой Rolls-Royce культовым орнаментом. 

«Лето любви», 1967 год

«Лето любви», 1967 год

Экзотический мотив вернулся обратно в бутики и на страницы журналов. Он стал частью гардероба многих рок-икон того времени, таких как The Rolling Stones, Дэвид Боуи, The Small Faces и Prince, который назвал свою звукозаписывающую студию Paisley Park. Вслед за музыкантами тенденцию на «огуречный» узор подхватили и их фанаты.

Желтый Rolls-Royce Джона Леннона

Желтый Rolls-Royce Джона Леннона

Дизайн пейсли ассоциировался с бунтом. Он стал идеальным символом андрогинной гедонистической субкультуры хиппи. Во время «Лета любви», когда в Сан-Франциско собралось около 100 тысяч хиппи, пейсли помогал поддерживать дух мультикультурализма среди тех, кто выступал за поощрение пацифизма и отказ от потребительских ценностей.

«Огуречный» принт на банданах

В 1970 и 1980 годах такой аксессуар, как бандана, начал приобретать новое значение среди широкого круга субкультур. Появившиеся впервые в конце 17 века небольшие платки использовались в США политиками в качестве рекламных кампаний, были символом, связанным с солдатами, ковбоями и железнодорожниками. Теперь же они превратились в способ отличить своих от чужих, а основным их принтом стал возрожденный узор пейсли. Примечательно, что банданы и «огурцы» настолько породнились, что сегодня пейсли также часто называют bandana print.

Тупак Шакур в бандане с «огуречным» принтом

Некоторое время разноцветные платки с «огурцами», привязанные к петлям брюк, помогали гей-сообществам определить в толпе своих, а также заявить об определенных сексуальных предпочтениях. Байкеры прикрывали ими свои лица на дороге, одновременно помечая принадлежность к различным группам. Банданы также были популярны среди уличных банд. Это привело к тому, что их начали ассоциировать с преступностью.

В 1990 годах аксессуар стал излюбленным атрибутом хип-хоп-исполнителей. Рэпер Тупак Шакур был широко известен тем, что носил банданы с узором пейсли, завязывая их чуть выше лба. Однако со временем платки начали выходить за рамки субкультур, превращаясь в модное заявление и появляясь на улицах повсеместно. Более того, тканые изделия с орнаментом бута стали неугасаемым трендом среди японских брендов, например, таких как visvim и Yoshio Kubo.


Читайте также: история банданы в качестве модного аксессуара


Пейсли как визитная карточка Etro

Популярность узора укрепил итальянский Дом моды Etro. Джироламо Этро создал свой одноименный бренд Etro в 1968 году в Милане. Он был известным коллекционером произведений искусства — от древнеримских скульптур до художников 20 века. Основатель компании много путешествовал по миру в поисках экзотических сокровищ и в конце концов наткнулся на кашемировые шали с огуречным узором начала 19 века. Этро настолько вдохновился богатой историй орнамента, который, как он считал, символизирует дерево жизни, семенную пальму, что в 1981 году сделал принт пейсли фирменным знаком бренда Etro.

Знаменитый узор был на платках, сумках, чемоданах, галстуках. Акцент был сделан на использование роскошных материалов и необычных цветов. В 1988 году были запущены мужская и женская линии одежды, где лейтмотивом также становится фирменный орнамент. Вскоре появилась и коллекция ароматов с флаконами с гравировкой пейсли.

Сегодня марка, владеющая бутиками по всему миру, широко славится производством дорогих тканей — Marc Jacobs, Ralph Lauren, Clements Ribeiro и другие известные бренды выбирают роскошные принты Etro для своих коллекций. Именно итальянская марка впервые ввела в мир высокой моды мотив «индийского огурца», ставший неотъемлемой частью одежды в этническом стиле.

Пейсли сегодня

Сейчас яркий принт переживает новую волну популярности. Вот уже несколько сезонов орнамент не сходит с подиумов Недели моды. Свои инновационные интерпретации восточного символа уже продемонстрировали многие крупные марки, такие как Alexander McQueen, Max Mara, Paco Rabanne, Saint Laurent, Gucci, Celine. Этническими орнаментами они украшают платья, шелковые платки, юбки, блузки и блейзеры. 

Принт пейсли на шоу Saint Laurent, Fendi и Michael Kors

Принт пейсли на шоу Saint Laurent, Fendi и Michael Kors (слева направо)

Спортивные и уличные бренды также не обходят популярный тренд стороной. В 2016 году Фаррелл Уильямс разработал для adidas рюкзак и кроссовки Stan Smith Mid с узором пейсли. Двумя годами позднее поп-звезда Майли Сайрус совместно с Converse выпустила линейку одежды и кроссовок с дизайном бута. Supreme в сезоне FW19 представил свою коллекцию, в которую вошли две куртки синего и желтого цветов с контрастным восточным принтом.

Куртка Supreme FW19 – история узора пейсли

Куртка Supreme FW19

Существующее на данный момент многообразие цветовых решений и форм орнамента способно удовлетворить самые разные вкусовые предпочтения. Неудивительно, что ставший массовым явлением узор «турецкий огурец» можно встретить в гардеробе каждого — от поклонников стритвира до высокой моды.

 


Еще одним трендом последних лет является принт в виде полумесяца — предлагаем познакомиться с историей молодой французской марки Marine Serre