Во второй половине ХХ века в мире моды произошел огромный сдвиг. На протяжении многих десятилетий главенствующую роль в фэшн-индустрии занимали модные дома Парижа и Милана. Однако в начале 1970-х годов стали появляться прогрессивные, авангардные дизайнеры из Токио.
Поначалу реакция критиков на новаторские подходы модельеров была неоднозначной, но с течением времени мир моды был вынужден начать считаться с тем, насколько работы токийских дизайнеров опережают свое время. Более того, некоторые считают, что следующие двадцать лет конкуренты провели в попытках их догнать.
На ум сразу приходят имена двух дизайнеров: Йоджи Ямамото и основательницы COMME des GARÇONS Рей Кавакубо. Они оба являются величайшими представителями модной индустрии. Но есть еще один дизайнер, которого, несмотря на талант и влияние, оказанное им на моду, иногда упускают из виду, говоря о наследии японского дизайна 70-х, 80-х и 90-х годов. Речь идет об Иссее Мияке.
- Детство и юность Иссея Мияке
- Miyake Design Studio
- One Piece of Cloth
- Иссей Мияке и Стив Джобс
- Pleats Please/Homme Plisse
- Final Home
- Поздние проекты Иссея Мияке
- A-POC
- Сумка Bao Bao
- 132 5. Issey Miyake
- Проекты Мияке за пределами моды
- Что еще?
Иссей Мияке был одним из первых, кто вышел за рамки привычного дизайна одежды, полностью повторяющего формы тела. Своими проектами он разрушил стереотипы и преобразовал одежду до неузнаваемости. Как и у многих дизайнеров, у него был свой отличительный знак (вспомните полоски Жан-Поля Готье или горошек бренда COMME des GARÇONS) в виде складок, которые и по сей день часто пытаются копировать.
Детство и юность Иссея Мияке
Иссей Мияке родился 22 апреля 1938 года в японском городе Хиросима. Ему было 7 лет, когда в 1945 году в конце Второй мировой войны Военно-воздушные силы США сбросили на город атомную бомбу . В результате полученных травм Мияке имеет сильно выраженную хромоту. Его мать умерла от последствий радиационного облучения через три года после взрыва.

В 1964 году Мияке окончил Токийский университет искусств Тама по специальности «Графический дизайн». Свои первые шаги в модной индустрии он начинал делать в Givenchy и Guy Laroche в Париже и в Geoffrey Beene в Нью-Йорке.
Он заметил, как производство в Париже отличалось от Японии. В Париже производители текстиля несколько раз в год демонстрировали студиям ткани, доступные в этом сезоне, в то время как в Японии производители гораздо больше экспериментировали, чтобы составить конкуренцию на международном рынке. В результате Мияке решил вернуться в Японию и открыть свою собственную дизайн-студию.
Miyake Design Studio
Компания Miyake Design Studio (MDS) была основана в 1970 году и уже через год представила свою первую коллекцию в Нью-Йорке. Бренд выпустил линию женской одежды, вдохновленную смешением западного и японского стилей. После того, как внимание прессы привлекла одна из моделей, снявшая свою одежду во время показа, имя дизайнера распространилось повсюду.

Последующие годы стали временем быстрого подъема бренда Мияке. В 1973 году дизайнер перенес показы MDS в Париж, где они проходят до сих пор; в 1974 году он открыл свой первый флагманский магазин в Токио, а через год и в Париже; в 1976 году Мияке наряду с женской одеждой начал производство мужской, что в 1978 году превратилось в целую коллекцию.
One Piece of Cloth
Именно во время первых экспериментов в области моды Мияке увлекся философией, которая впоследствии легла в основу большей части его творческого процесса. Принцип «One Piece of Cloth» («Кусок ткани») основан на связи между телом человека и самой тканью, которая начиналась от создания одной нити и до готового предмета одежды.

Сотрудничая как с передовыми текстильными производителями, так и с традиционными мастерами, Мияке не только разработал новые ткани, созданные с применением современных технологий, но и возродил исторические технологии производства текстиля, применив их в современном мире. Его работы были настолько значительными, что в 1978 году была опубликована книга под названием Issey Miyake: East Meets West, ставшая первой в истории монографией, выпущенной при жизни дизайнера.
Иссей Мияке и Стив Джобс
Вокруг ушедшего генерального директора и соучредителя Apple Стива Джобса ходит много мифов и легенд, но кое-что в его жизни было неизменно — фирменный образ, состоящий из синих джинс Levi’s, серых кроссовок New Balance 992 и черной водолазки. Этот образ является еще одним показателем эксцентричного ума Стива Джобса, человека, который изобрел сенсорное управление для iPod благодаря своей ненависти к кнопкам.
Предположительно, в 80-х Джобс услышал о намерении Акио Мориты, который был на тот момент председателем Sony, предоставить каждому сотруднику компании новую униформу, разработанную Иссеем Мияке, и решил сделать то же самое для сотрудников Apple.

Идея провалилась. Совершенно неудивительно, что сотрудники компании, в которой работники для вдохновения принимали ЛСД, не разделяли менталитет более усердной и коллективно мыслящей рабочей силы японского бренда. Поэтому Джобс отступил, поручив Мияке разработать для него униформу.
Предположительно, Иссей Мияке изготовил для Джобса 100 черных водолазок, которые тот носил до самой смерти. Его образ стал настолько культовым, что Джобс, вероятно, первый человек, о котором вспоминают люди, когда говорят о Мияке.
Pleats Please/Homme Plisse
В конце 80-х — начале 90-х годов Мияке начал попытки создания плиссированной одежды, которая никогда бы не теряла свою текстуру. Замысел достиг высшей точки в 1993 году, когда дизайнер запустил Pleats Please, суббренд, практически полностью посвященный плиссированным предметам одежды.
Используя обработанный полиэстер, модельер создал одежду с зигзагообразными вертикальными складками, которые не теряли форму даже после долгого ношения и стирки в машинке.

Сначала дизайнер разрабатывал только женскую коллекцию, но, заметив, что примерно 10 процентов клиентов Pleats Please были мужчинами, Мияке расширил линейку, добавив к ней мужскую одежду и назвав ее Homme Plisse. Выпуск коллекций, не зависящих от времени года и включающих в себя как фирменные пиджаки и брюки, так и футболки и джемпера, продолжается и по сей день.
Final Home
В модной индустрии есть много известных имен, но они бы не добились такого успеха без сотрудничества друг с другом. Одной из самых значимых коллабораций Иссея Мияке является работа с дизайнером Косуке Цумура, присоединившимся к компании в 1984 году. В 1991 году Цумура под руководством Мияке запустил свой собственный бренд — Final Home.
Вдохновленный целым рядом дисциплин и концепций, таких как архитектура, выживание в экстремальных или постапокалиптических условиях, Цумура создал Final Home для изучения возможностей утилитарной одежды.
Ветровки с вертикальными карманами на молнии во всю длину заполнялись газетой или другим теплоизоляционным материалом, защищающим от холода. Цумура продемонстрировал практичность своей одежды, переночевав в ней на улице в 1993 году. Другие предметы одежды имели удобные съемные вставки на молнии, которые можно было адаптировать под разные условия в зависимости от потребностей владельца. На этикетке было свободное место, чтобы написать свое имя, пол, адрес и другую важную информацию.

Цумура, как и Мияке, своими работами стирал грань между дизайном и искусством. Иногда он сотрудничал с муниципальными учреждениями и музеями дизайна, где выставлялись его работы. Коллекция начала 90-х годов продемонстрировала, как бренд опережал свое время на несколько лет вперед. Влияние Цумуры можно заметить в работе многих популярных современных дизайнеров. В 1994 году Final Home отделился от Issey Miyake, но дизайнер продолжал поддерживать своего протеже. Final Home выпустил десятки релизов совместно с Иссеем Мияке.
Более поздние дизайнерские и исследовательские проекты Мияке
В 1994 году Мияке стал меньше участвовать в разработке модных проектов для своего бренда и занялся исследованием волокон, текстиля и методик проектирования. Дизайн мужской и женской коллекций был передан Наоки Такизаве. В 2007 году он основал свою собственную марку, которая все еще существует, а его место занял бывший мастер по текстилю Дай Фудзивара.
Одна из самых важных вещей, которую нужно знать о Мияке, заключается в том, что он называл себя не модным дизайнером, а просто дизайнером. Его исследования в области моды и текстиля были направлены скорее на проектирование одежды, нежели на сам стиль. Оставив руководство своей империей моды, он освободил время, чтобы продолжить исследования в более широких областях. Однако это не значит, что он покинул модную индустрию…
A-POC
Основываясь на своем увлечении концепцией «single piece of cloth», в 1999 году Мияке представил новый проект под названием A-POC — аббревиатура выражения «a piece of cloth», а также игра со словом «epoch», которое переводится как «эпоха». Линейка A-POC, созданная с использованием компьютерных технологий, является отражением своего названия — безупречная одежда, сшитая из одной нити.
Одежда коллекции A-POC эстетична, но, возможно, не совсем комфортна для ношения. Как результат, она больше служит экспонатом для художественных галерей и музеев, чем предметом личного гардероба. В 2005 году одно из ранних творений A-POC стало первым предметом одежды, который был внесен в хранилище Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке.

Однако это не означает, что влияние A-POC ограничено миром искусства и научными журналами. Начиная с 2003 года некоторые предметы одежды, созданные методом A-POC, были модернизированы и использованы в основных модных коллекциях Мияке, таких как Pleats Please, получив при этом название +A-POC.
Сумка Bao Bao
Вы уже знакомы с Bao Bao. Неважно, кто вы, откуда, где выросли — в любом случае, вы видели эту сумку раньше. Помните сумку, полностью состоящую из треугольников? Так вот, это она.
В 2000 году Мияке запустил суббренд Bao Bao Issey Miyake, в котором он выпускал сумки, чемоданы, кошельки и т.д. Первым творением была сумка Bao Bao, покрытая слоем мозаичных треугольных панелей из ПВХ, благодаря которым можно было изменить форму сумки, ее размер, а также использовать ее в разных целях.

Простая концепция Мияке вместила в себя функциональность и полезность классической сумки и превратила ее в настоящий объект искусства. С тех пор она стала фаворитом среди дизайнеров, архитекторов, художников, специалистов в области эстетики и всех тех, кто имеет отношение к современной классике.
В последние годы Мияке расширил концепцию, экспериментируя с формой и цветом узоров, но в оригинальном дизайне по-прежнему есть что-то завораживающее. Невозможно сосчитать, сколько раз был скопирован дизайн этой сумки, но никому еще не удалось приблизиться к оригиналу.
132 5. Issey Miyake
В Miyake Design Studio работает небольшая группа дизайнеров, известная как Reality Lab. В 2010 году в рамках исследовательских работ Reality Lab Мияке запустил 132 5. Это еще один концептуальный суббренд, который демонстрирует увлечение Мияке геометрией и радикальным дизайном одежды.

Название обозначает формулу: один (1) кусок ткани принимает трехмерную (3) форму, когда становится одеждой. Затем одежду можно сложить, и тогда она примет двумерную (2) форму. Последнее число показывает то, что при ношении трехмерная одежда превращается в нечто, что превосходит как пространство, так и время (3 + 1 + 1 = 5).
Фактически, это сводится к тому, что 132 5 в своем первоначальном виде выглядит как плоская геометрическая фигура, которая на человеке превращается в полноценный предмет гардероба. Для лучшего представления поищите какие-нибудь изображения в интернете, но даже после этого будет сложно понять, как они это сделали. Просто доверьтесь Мияке.
Дизайнерские проекты Мияке за пределами моды
Мияке занимал уверенную позицию в области моды и графического дизайна на протяжении всей своей карьеры. В 2010 году он стал соруководителем первого японского музея дизайна 2121 Design Sight, а его собственный фонд Miyake Issey Foundation контролирует общую деятельность музея.
В конце 80-х годов он работал над созданием фотобука в сотрудничестве с известным фотографом Ирвином Пенном, а в 1999 году журнал Time назвал его, наряду с Далай-ламой и Мао Цзэдуном, одним из самых влиятельных представителей азиатского народа 20-го века. Он создал костюмы для Франкфуртского балета, а также разработал официальную форму литовской команды для Олимпийских игр 1992 года. Он получил почетную докторскую степень от Лондонского Королевского колледжа искусств, а также орден Почетного легиона от французского правительства.

В последние годы Мияке направил свои модные проекты на решение многих актуальных социальных, культурных и экологических проблем современности. Многие из недавних творений его бренда сделаны из переработанного пластика и с применением экологически устойчивых методов. Они также долговечны, так как дизайнер понимает, что привычки современного человека постоянно меняются. Кроме того, он видел, как в последние годы разрушаются и переоцениваются традиционные представления о гендере, поэтому всё большая часть его продукции стала выпускаться в стиле унисекс. Это завершает историю, которая началась с женской линии Pleats Please, которая была настолько безупречно разработана, что мужская часть населения не смогла остаться в стороне.
Что еще?
Можно ли назвать эту статью полным руководством по истории жизни Иссея Мияке? Конечно, нет. Введите его имя в поисковую систему, и вы обнаружите, что, как и его одежда, сам Иссей Мияке — это история, в которой художественные выставки, дизайнерские презентации, архитектурные и скульптурные проекты, образовательные инициативы, технологические прорывы и длинный список протеже, студентов и учеников связаны между собой одной нитью. Чем больше вы ищите, тем больше находите, и тем глубже вам приходится копать, ведь чем дальше, тем сложнее.

А затем вы делаете шаг назад, просто разглядываете одежду и удивляетесь тому, как годы экспериментов с тканями, техникой, компьютерами, тепловыми прессами, древними методами изготовления бумаги, плетением бамбука, геометрией, архитектурой и десятком других дисциплин свелись к созданию чего-то столь же простого, как черная футболка, украшенная десятками замысловатых маленьких складок. Это, собственно, и есть Иссей Мияке.
Источник: Highsnobiety.com