Colette — история культового модного бутика в Париже | МЦ
Colette - история культового модного бутика в Париже

Ода культовому парижскому бутику Colette

Париж, улица Сент-Оноре, 213 — каждому европейскому моднику знаком этот адрес. Именно здесь на протяжении двадцати лет находился один из самых знаменитых фэшн-бутиков Парижа под названием Colette. Оригинальный концепт-стор впервые открыл свои двери в 1997 году, быстро став Меккой для всех желающих приобрести самую стильную и уникальную одежду.

Французская компания, в ассортимент которой входили как коллекции известных домов моды, так и продукция начинающих дизайнеров, позиционировала себя как модный бутик для нового поколения. Colette был одним из первых магазинов, в котором наряду с линейками люксовых брендов можно было найти оригинальные модели сникер-брендов вроде Nike и adidas. Со временем бутик значительно расширил количество представленных марок и установил с брендами тесные отношения, вылившиеся в ряд запоминающихся коллабораций.

В 2017 году, через несколько месяцев после 20-й годовщины с открытия магазина его основательницы неожиданно объявили о закрытии концепт-стора. Несмотря на то, что с того момента прошло уже 5 лет, о культовом парижском бутике по-прежнему говорят. Чем же Colette так запомнился модной индустрии? Разбираемся вместе.

Открытие парижского бутика

Название бутика вдохновлено именем его основательницы, Колетт Руссо, которая открыла магазин в 1997 году. Позже ее дочь Сара Андельман взяла на себя большую часть обязанностей и стала креативным директором и менеджером по закупкам компании.

Один из самых больших поклонников Colette, Карл Лагерфельд отзывался о дуэте так: «Невозможно представить кого-то из них по одиночке. Именно такой осмос между матерью и дочерью превращает Colette в Colette». Другой друг бутика, звукорежиссер Мишель Гобер, который успел создать 18 музыкальных сборников специально для парижского магазина, называл Колетт и Сару «идеальным слиянием умов»: «Для обеих женщин любопытство — неотъемлемая черта характера, а еще они любят делиться своими открытиями. Они не просчитывают что-либо заранее, всё дело в инстинкте».

Colette - история модного бутика - Колетт Руссо и Сара Андельман
Колетт Руссо (слева) и Сара Андельман (справа)

Действительно, маркетингового плана у Colette никогда не было. Руссо продала свой магазин одежды в районе Сентье ради того, чтобы начать семейный бизнес со своей дочерью, открыв бутик прямо под своей квартирой. Четыре голые стены и отсутствие каких-либо контактов с престижными брендами не помешали дуэту воплотить в жизнь свою яркую идею, разрушающую границы между модой и другими сферами.

«Решающим моментом было то, что Сентье был далек от мира Сары, да и бизнес менялся», — вспоминала Руссо в интервью The New York Times. — «Я больше не могла делать всё так, как мне хотелось, но при этом у нас была возможность путешествовать и покупать вещи в разных уголках мира. Потом мы переехали, и рядом появилось это пространство. Каждый раз, проходя мимо, мы говорили о том, во что мы могли бы его превратить. Все это произошло очень спонтанно».

К открытию магазина витрины украсили яркими синими бабочками, порхающими в стеклянном коробе — этот символический жест повторят 20 лет спустя, в день закрытия.

«Со временем я смирилась с тем, что мама открыла Colette для меня», — говорит Андельман. — «В то время она хотела работать поменьше, но в итоге ей пришлось работать гораздо больше». Как объясняет дочь Коллетт, в основе концепции бутика лежало желание собрать в одном месте стильную и уникальную продукцию из разных городов мира. «Когда мы открывались, нашим девизом было “стиль, дизайн, искусство и еда”», — рассказывала она. — И до самого конца идея заключалась в том, чтобы собрать воедино всё, что нам нравилось во всех возможных областях».

Colette - история модного бутика
Фасад Colette в 1999 году

Отказ от правил в сочетании с любовью к стритвиру и японским дизайнерам (Comme des Garçons был одним из первых брендов, появившихся в ассортименте Colette) с самого начала определяли путь развития бутика. Уникальным элементом бизнеса являлось то, что вся продукция отбиралась и закупалась самой Андельман. Будучи единственным байером магазина, Сара не только задалась целью собрать самую многогранную коллекцию находок со всего мира, но и создала пространство, которое полюбилось и светской элите, и уличным модникам.

На витринах бутика, представляющего собой трехэтажное пространство площадью 8 тысяч квадратных футов, люксовые товары соседствовали с забавными сувенирами, книгами, журналами и электроникой. В 2001 году парижский бутик также начал выпускать музыкальные сборники (в дебютной компиляции присутствовали такие представители электронной музыкальной сцены, как Erik Satin, Charles Wilp и Peaches and Gonzales). 

Одной из мгновенно узнаваемых черт Colette стал его фирменный оттенок синего, Pantone 293C (или Colette Blue), который магазин использовал в своих интерьерах и оригинальных изделиях.

Несмотря на то, что в 2002 году управляющий магазином Милан Вукмирович покинул компанию, и эту роль пришлось взять на себя Саре, это не оказало негативного влияния на бизнес. Colette продолжал расти и завоевывать признание модной индустрии. Спустя три года издание Forbes назвало бутик «самым трендовым магазином в мире». Другой престижный журнал Esquire писал о Colette: «Это как Kith, Bergdorf Goodman и Opening Ceremony в одном флаконе».

Коллаборации Colette

В 2008 году Colette закрылся на полную реконструкцию, которой руководил японский архитектор Масами Катаяма. Вскоре после ремонта французский бутик открыл в Нью-Йорке совместный поп-ап-стор с американской маркой Gap. Магазин объединился с целым рядом партнеров для создания товаров ручной работы: так французский художник André разрисовал и подписал тренч черным маркером, а Олимпия ле Тан разукрасила джинсовую куртку. Другие дизайнеры представили свои версии базовых айтемов в фирменном сером оттенке Gap.

Еще одним коллаборатором Colette стал японский стритвир-бренд A Bathing Ape. Андельман посвятила BAPE отдельный корнер, в котором, помимо прочего, появилось несколько эксклюзивных футболок, включая футболку в честь 16-летия бутика, версии с Эйфелевой башней и Триумфальной аркой. В число совместных релизов партнеров также вошла верхняя одежда и книга об истории BAPE от издательства Rizzoli, представленная в уникальной расцветке в фирменном цвете бутика.

Colette x Hermes - коллаборация
Коллаборация Colette x Hermès

Первым крупным европейским домом моды, который объявил о сотрудничестве с бутиком, был Hermès. В 2010 году роскошный дом выпустил эксклюзивную коллекцию шелковых платков под названием «J’aime Mon Carré». Приуроченный к выходу коллекции лукбук был создан английским фотографом Мэттом Ирвином, который снял аксессуары в четырех городах — Нью-Йорке, Лондоне, Париже и Токио, а затем собрал снимки в фотокнигу.

В 2010-е годы коллаборации Colette уже имели не меньшую популярность, чем тщательно курируемый ассортимент бутика. Помимо случаев сотрудничества с крупными компаниями вроде поп-ап-стора Chanel на бывшей заправочной станции, разработки ограниченной коллекции платков с Hermès и временной передачи целого этажа под продукцию Balenciaga, Colette также выходил за границы модной индустрии, поддерживая проекты знаменитостей, включая JAY-Z, Канье Уэста и Drake.

В число партнеров Colette входили представители искусства, производители напитков и питания и даже рестораны фастфуда. Так одним из самых необычных коллабораций в истории магазина был совместный проект с американским гигантом фаст-фуда McDonald’s. Футболки, сумки, записные книжки и шарфы были украшены рекламной кампанией сети ресторанов, которая на тот момент только появилась в Европе. Маленькие эмодзи вроде поднятых вверх больших пальцев и символов музыкальных нот, были окрашены в фирменные красные и желтые цвета McDonald’s и расположены в форме бургеров, картошки фри и наборов Happy Meal.

К футбольному чемпионату ЕВРО-2016 Coca-Cola выпустил для магазина эксклюзивный тираж бутылок «Colette», преобразил фасад и интерьер бутика, а также нанял парижского арт-дилера Камеля Менноура в качестве куратора выставки, посвященной бывшему игроку сборной Франции Эрику Кантоне. 

Когда в 2016 году Apple выпустил Apple Watch, Colette, будучи единственным небрендовым продавцом смарт-часов в городе, за шесть дней продал 1292 штуки.

Как рассказывала сама Сара, такое внимание к коллаборациям объяснялось тесной работой с интересными художниками из самых разных областей, которых можно было объединить под крышей бутика. Говоря о своих любимых партнерствах, креативный директор магазина упоминала Hello Kitty x Playboy, adidas Stan Smith, Air Jordan 1, а также макаруны Pharrell x Ladurée и синий бургер Blend.

Мировая известность концепт-стора

Как мы уже знаем, главным проповедником покупок в Colette был Карл Лагерфельд. «Это единственный магазин, в который я хожу, потому что там есть вещи, которых нет больше ни у кого», — объяснял свою любовь к бутику модный дизайнер. — «Я покупаю там часы, телефоны, украшения — да вообще всё. Они изобрели формулу, которую не так-то просто скопировать, потому что Colette такой один, и Колетт с Сарой на 200 процентов включены в процесс работы бизнеса».

Но Лагерфельд был далеко не единственным знаменитым фанатом парижского бутика. В магазин приходили на шоппинг или различные общественные мероприятия и многие другие звезды, включая Рианну, Beyoncé, Фаррелла Уильямса, Drake и Кэти Перри.

К 15-летию с открытия бутика Колетт и Сара устроили в Саду Тюильри настоящий двухдневный карнавал, открытый для посещения каждому жителю и гостю французской столицы. Желающие получили возможность побывать на мастер-классах с участием парфюмеров Фрэнсиса Кукджяна и Альберто Морильяса, поучаствовать в турнире по пинг-понгу и в кондитерском конкурсе с Пьером Эрме и Себастьеном Годаром, пройти обучение съемке на Polaroid, покататься на скейтборде или приобрести кастомизированные футболки, разрисованные граффити-художниками.

В 2013 году общий позитивный фон развития Colette, переживающего стабильный подъем продаж и растущую международную популярность, омрачило намерение Эди Слимана судиться с бутиком. Дизайнер, на тот момент занимавший пост креативного директора Saint Laurent, обвинил магазин в издевательстве над модным домом. Причиной скандала стали футболки Colette со слоганом: «Ain’t Laurent Without Yves» («Без “Ива” это не “Лоран”»), появившиеся в продаже после того, как Слиман решил убрать из названия бренда имя его основателя. Saint Laurent отказался поставлять в парижский бутик свои коллекции и потребовал, чтобы весь тираж футболок был снят с продажи. 

«Ссора» между французским брендом и концепт-стором продолжалась до тех пор, пока пост художественного руководителя не занял Энтони Ваккарелло. В 2017 году после нового назначения Colette вновь стал продавать продукцию Saint Laurent, начав с дебютной женской коллекции Ваккарелло для бренда.

История Colette - Скандал с Saint Laurent
Футболка Colette, возмутившая Эди Слимана

Еще одной печальной страницей в истории бутика оказалось вооруженное ограбление, произошедшее в 2014 году. Двое мужчин в масках ворвались в магазин прямо перед открытием. Грабители заставили шестерых сотрудников и охранника лечь на пол, а затем забрали товары общей стоимостью в 600 тысяч евро и скрылись на мотороллере с поддельными номерами. К счастью, никто не пострадал, но преступников так и не поймали.

Парижский магазин называли храмом «всего классного», местом, в котором высокая мода легко соседствовала с яркой уличной одеждой. И он стал одним из первых пространств, которое сочетало в своей концепции и то, и другое. В дополнение к большому разнообразию товаров бутик также проводил концерты, автограф-сессии, панельные дискуссии и другие общественные мероприятия, привлекавшие сотни посетителей. На цокольном этаже располагался ресторан Water Bar с десятками видов напитков со всего мира, выше находился книжный магазин, а на третьем этаже — галерея произведений искусства.

Андельман была одним из тех кураторов, кто раньше всех замечал перспективных дизайнеров и включал в свой ассортимент коллекции новых брендов, впоследствии становившихся громкими именами в модной индустрии. В свое время именно в Colette можно было впервые увидеть бирки таких брендов, как Jeremy Scott, Raf Simons, Christopher Kane, sacai, Rodarte, Simone Rocha, Olympia le Tan и Proenza Schouler.

История Colette - инсталляция The Beach на 20-летие бутика
Инсталляция «The Beach» в честь 20-летия Colette

Успехи Colette измерялись не только престижной репутацией и громкими коллаборациями, но и непрерывным коммерческим ростом: в 2016 году выручка компании составила 31 миллион долларов. К тому моменту бутик также открыл интернет-магазин, и четверть от доходов поступала от онлайн-продаж.

Последний год работы и закрытие Colette

21 марта 2017 года Colette устроил большую вечеринку в честь своего 20-летия. Бутик объединился с нью-йоркской студией дизайна Snarkitecture для воссоздания в Париже интерактивного проекта «The Beach». Инсталляция, которую расположили на территории Музея декоративного искусства, находившегося неподалеку от концепт-стора, представляла собой огромный бассейн с 300 тысячами пластиковых шариков из переработанного пластика. Посетители могли «поплавать» в бассейне на надувных лодках или отдохнуть на шезлонгах под пляжными зонтиками.

Магазин также выпустил 20 коллабораций с дружественными брендами и представил юбилейную музыкальную компиляцию из 20 треков, созданную музыкальным продюсером и диджеем Педро Винтером и выпущенную ограниченным тиражом в 1000 экземпляров.

Летом того же года Colette неожиданно объявил о предстоящем закрытии. «В жизни Колетт Руссо настал тот момент, когда она хотела бы проводить время не спеша. А Colette не может существовать без Колетт», — говорилось в пресс-релизе компании. — «Все хорошее когда-нибудь заканчивается, и после двадцати замечательных лет 20 декабря этого года Colette закроет свои двери».

Команда Colette на закрытии магазина в 2017 году
Команда Colette на закрытии магазина в 2017 году

Комментируя внезапную новость, Сара Андельман сказала, что семья решила закрыть, а не продавать бизнес: «Мы относились к нему как к своему дитя. Если бы кто-то другой управлял им, это было бы совсем не то».

Закрытие Colette не прошло незамеченным: модные издания называли это событие «концом эпохи», а Beyoncé позже делала отсылку к нему в совместной песне с JAY-Z, «Apeshit». При этом до самого последнего дня работы Colette не переставал радовать своих покупателей уникальным ассортиментом и эксклюзивными коллаборациями.

На ежегодной конференции BoF Voices 2017 Андельман объявила о том, что следующим этапом ее карьеры будет создание консалтинговой компании. Проект под названием «Just An Idea» ориентирован на поддержку молодых дизайнеров и консультирование модных брендов.

Что касается культового здания на Сент-Оноре, после закрытия Colette в помещении открылся магазин Saint Laurent (бренд также стал последним коллаборатором бутика, открыв поп-ап-стор с брендированными полароидными камерами, БДСМ-пэдлами и мотороллером Vespa).

Фильм «Colette, Mon Amour»

В декабре 2020 года Colette объявил о выпуске документального фильма «Colette, Mon Amour», рассказывающего об истории и влиянии, которое бутик оказал на мир моды. Картина, снятая Хьюзом Лоусон-Боди, посвящена работе Колетт Руссо и ее дочери Сары Андельман, а также последним дням функционирования парижского магазина.

Сама Андельман говорила, что не знала о создании фильма. «Хьюз Лоусон-Боди связался с нами и спросил, может ли он поснимать последние дни работы Colette», — вспоминала она. — «У него ушел год на монтаж всех кадров, которые он сделал в магазине с клиентами, командой и партнерами. Он взял почти 100 интервью, а еще ради съемок он съездил в Японию и США».

Помимо основательниц концепт-стора, в «Colette, Mon Amour» также присутствуют известные модельеры и музыканты, включая Вирджила Абло, Канье Уэста и Фаррелла Уильямса, которые рассказывают о своих воспоминаниях и отношениях к бутику.

Премьера фильма состоялась 20 декабря 2020 года на сайте colettemonamour.com. В честь выхода документалки давний партнер и друг Colette Ронни Файг выпустил черные худи с принтом с названием фильма, а также открыл в KITH специальный поп-ап-стор.

Colette - история модного бутика - Colette x KITH
Худи Colette x KITH, приуроченные к выходу «Colette, Mon Amour»

Бутик Colette писал свою историю на протяжении 20 лет, и о нем продолжают говорить сегодня. Регулярно обновляемые витрины, публичные мероприятия и стремление к новизне неизменно поддерживали актуальность Colette и помогали распространению концептуальных магазинов. Эта модель привела к появлению множества других ритейлеров, предлагающих аналогичные возможности для продвижения молодых дизайнеров и современных брендов с помощью разнообразия продуктов. Несмотря на то, что парижский магазин навсегда закрыл свои двери, наследие и формула знаменитого трехэтажного пространства на улице Сент-Оноре будут продолжать влиять как на существующие, так и на будущие концептуальные магазины.

 

Где покупать брендовую одежду в России в 2022 году

МЫ В СОЦСЕТЯХ