Точность, строгость и претенциозность — такими словами стоит охарактеризовать бренд Jil Sander, фундаментом которого является философия пуризма. Корни говорят за себя: немецкая эстетика, в которой воспитывалась основательница модного дома — собственно, Жиль Сандерформировала характер дизайнера в рамках перфекционизма и ясности в каждой детали.

 


Модельер стоит в одном ряду с приверженцами феминистического направления — Коко Шанель, Ив Сен-Лораном и Дианой фон Фюрстенберг. Несмотря на то, что Сандер не способствовала запуску первого женского брючного костюма или расширению размерной сетки до 52 размера, она творила под эгидой реализации возможностей женщины через одежду, которую они носят. Изучаем историю бренда, который, по мнению Мадонны, совершенно недемократичен, но прост и лаконичен.

Жиль Сандер — основательница модного дома Jil Sander

Жиль Сандер — основательница немецкого модного дома Jil Sander

Своему появлению на модной арене торговая марка обязана стараниям основательницы дома — Жиль Сандер. Она родилась 27 ноября 1943 года в небольшом городе Вессельбурен, находящемся недалеко от Гамбурга. Основам дизайна будущий модельер начала обучаться в государственной школе текстильной промышленности города Крефельд. В дальнейшем, в рамках международной программы по обмену студентами, Жиль набрасывала вариации одежды в стенах Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Закончив профессиональное образование, она начала свою карьеру на родине, с должности редактора отдела мода в журнале Petra и Constanze. Но в 1967 году она устала видеть себя в качестве наёмного сотрудника, ей хотелось свободы: она продала свой автомобиль Volkswagen Kafer, взяла кредит в Dresdner Bank в размере двухсот тысяч марок и открыла в Гамбурге бутик под своим именем. До продажи собственных коллекций было ещё далеко, поэтому в начале собственного бизнеса Жиль продавала в магазине одежду от Sonia Rykiel и Thierry Mugler.

Жиль Сандер — не такая, как все

Отправной точкой к выпуску одежды на основе личных эскизов стал 1973 год — именно тогда была выпущена первая коллекция женской одежды с логотипом Jil Sander. Гамбургский показ, состоящий из брючных костюмов, рубашек и пальто в нейтральной цветовой гамме, не вызвал восхищения среди женщин и критиков. Во-первых, коллекция была представлена не на Неделе моды, что значительно сузило круг заинтересованной общественности. Во-вторых, ставка на минимализм в 70-е годы прошлого столетия была неактуальна: в ту пору дизайнеры отдавали предпочтение красочным комбинациям в духе популярного в ту пору сериала «Династия». В-третьих, ценовая политика бренда придерживалась эстетики роскоши: в 1970-е, когда мода агитировала демократичные джинсы, это было неуместно.

Несмотря на эти обстоятельства, Сандер не изменила себе и акцентировала внимание на носибельности, а не красоте выпускаемых изделий — она фокусировалась на качестве ткани и удобстве нарядов. Помимо этого, марка продолжила гнуть свою феминистическую линию: в отличие от популярных дизайнеров, Жиль пошла по пути минимализма по той причине, что по её мнению, женщины должна одеваться для себя, а не для мужчины.

Спустя два года, в 1975 году, Жиль дебютировала на Парижской неделе моды, но и второй показ закончился неудачно, поэтому выдержанный стиль Jil Sander продолжил ждать своего часа. Только через пару лет многослойный стиль, впервые представленный Жиль на Неделе моды, заставил публику обратить внимание на немецкого дизайнера. К слову, именно она и является основоположником популярного сегодня своим удобством стиля.

Жиль Сандер — краткая история немецкого бренда Jil Sander

Жиль Сандер

В следующем году Сандер занялась расширением ассортимента бренда. Так, помимо выпуска женской одежды Жиль, первая из немецких модельеров, стала производить косметику и парфюмированную воду. Ввиду небольшого бюджета, Сандер лично выступила лицом женского аромата. Помимо этого, она «убила второго зайца»: представив себя в качестве рекламы, Сандер предоставила аудитории гарант качества производимой ей продукции. Позднее, благодаря материальной поддержке компании Lancaster, бренд Jil Sander был представлен на страницах модных журналов в формате широкомасштабной рекламы. Таким образом, было положено начало формированию благоприятного образа торговой марки в глазах потенциальных покупателей.

Jil Sander — долгожданное признание и выход на новый уровень

Наконец, наступили 90-е годы — лакомое время для Жиль. Минимализм стал модным хитом на показах в рамках недель моды, и эстетика немецкого бренда была оценена по достоинству. Именно тогда onion look от Jil Sander — луковичный стиль, в нынешней интерпретации называющийся многослойным, вызвал настоящий ажиотаж среди деловых дам. Плащи, костюмы из твидовой и брючной ткани в традиционной интерпретации «без ничего лишнего» быстро заполонили гардеробы уверенных в себе женщин.

Вместе с признанием на подиуме бренд Jil Sander получил уважение по поводу того, что этот Модный дом стал первым среди тех, чьи акции были проданы Франфуртской бирже. Случилось это в 1989 году. С притоком финансов Сандер занялась популяризацией своей марки на азиатском и североамериканском рынке. В 1993 году был открыт бутик Жиль Сандер в Париже, общая площадь которого укладывалась в четыре этажа. В 1994 году бренд прочно обосновался в Италии, где на месте шоурума Jil Sander образовалась штаб-квартира торговой марки. Через год открылось отделение компании в Нью-Йорке и Чикаго.

Кризис прошлых лет окончательно подошёл к своему завершению после запуска первой мужской коллекции бренда 1997 года. Показ был выдержан в классической мужской гамме — чёрные костюмы для деловых встреч, классические укороченные пальто без лишних деталей и брюки в тёмную клетку. Вишенкой на торте коллекции стал акцент на лёгкие, дышащие ткани, которые приятно льнут к телу.

Jil Sander x Puma, 1998

Jil Sander x Puma, 1998

В 1998 году была осуществлена коллаборация со спортивным брендом Puma: совместными усилиями произошёл запуск коллекции кроссовок. Уже через год Жиль снова занимается продажей акций своей компании: на этот раз 214 миллионов немецких марок были переданы во владение Prada Group. Причины решения Сандер очевидны. Во-первых, многое упиралось в материальную составляющую — компания нуждалась в покровителях. Во-вторых, человеческий фактор сыграл свою роль: накопившаяся усталость за борьбу за место под модным солнцем дала о себе знать. Вести бизнес в одиночку было уже невозможно.

Подводным камнем оказалось то, что после передачи акций Сандер должна была отказаться от всех своих регалий и остаться в качестве креативного директора бренда. Поначалу дела велись в мирном русле, но за четыре месяца Жиль так и не смогла сойтись во взглядах с главой Prada Group, Патрицио Бертелли. Итог — в январе 2000 года основательница модного дома Jil Sander оставила своё детище. Однако на этом вклад немецкого дизайнера не закончился.

Ирония дальнейшего развития: уходи, но останься

С уходом главного идейного вдохновителя в финансовом аспекте бренд потерпел неудачи. Так, по сообщениям Jil Sander Group компания понесла убытки в размере 9 миллионов долларов, а через два года эта сумма увеличилась почти в три раза. Марка держалась на плаву только благодаря выпуску спортивной одежды. Коллекция Весна/Лето 2003 года, представленная на Неделе моды в Милане, была вдохновлена именно активным образом жизни: стоит выделить футболки с надписями «Wild Heart», «Sweet Angel», ассиметричные юбки и белые рубашки.

В этом же году Жиль вернулась к обязанностям креативного директора бренда: между Бертелли и Сандер произошло перемирие. Согласно официальным данным, дизайнер подписала контракт на шесть лет, а также получила акционную долю. Новую коллекцию дизайнер представила в привычном для своего вкуса духе минимализма. Правда, на этот раз она решила поэкспериментировать с цветовым содержанием: появилось несколько работ в ярких тонах — белые куртки с голубыми полосами, платья цвета щербета и элементы с цветочными принтами или пайетками.

Jil Sander Fall/Winter 2013 Ready-to-Wear

Jil Sander Fall/Winter 2013 Ready-to-Wear

Однако место дизайнера Сандер вновь освободила, и в 2003 году её место занял Раф Симонс. Под его руководством бренд заиграл по-новому: строгие линии разбавились цветами неона, появились спортивные и футуристичные детали. Помимо этого, бельгиец расширил тендецию на яркие цвета, которые начала Жиль: он строго следовал актуальному направлению колор-блокинг — сочетание цветов монохромных оттенков. Но, пожалуй, его самой громкой идеей, воплощённой в реальность, стала спортивная шапка с вуалью в коллекции 2012 года. Этот год и стал его последним в качестве креативного директора Jil Sander Group: после увольнения Джона Гальяно Симонс занял место в доме Dior.

Вместе с тем, Жиль Сандер было предложено вновь взять управление компанией в свои руки, и 68-летняя немка снова дала положительный ответ. В период с февраля 2012 по октябрь 2013 года Сандер выпустила три коллекции после чего, в силу возраста, покинула свой пост.

Jil Sander сегодня

После ухода основательницы бразды правления брендом были переданы в руки итальянского дизайнера Родольфо Пальялунга, но его коллекция сезона Осень/Зима 2017 оказалась прощальной. На протяжении трёх лет работы с Jil Sander модельер продолжил эстетику прошлых лет — строгие линии, многослойные фасоны и яркие монохромные образы оставались в центре показов Модного дома.

После Пальялунга креативными директорами стал дуэт мужа и жены — Люси и Люка Мейер. Их видение дальнейшего развития бренда обусловлено воспоминаниями из детства: их жизни в горах, катаниях на лыжах и сноуборде. В последних коллекциях можно заметить одежду свободного кроя в классических для Дома цветах — чёрном и белом. Одежда, созданная под руководством новых вдохновителей, представляет что-то среднее между былой эстетикой минималистичной роскоши от Жиль и технологичными элементами. Изюминкой последних показов бренда стали сланцы на высокой подошве и вышивка с силуэтом обнажённой девушки.

Креативные директора Jil Sander — Люси и Люк Мейер

Креативные директора Jil Sander — Люси и Люк Мейер

Можно сказать, что бренд Jil Sander прошёл нелёгкий путь: он долго оставался непонятым, предлагая простоту и лаконичность линий в десятилетие демократичной и вычурной одежды. Несмотря на низкие отклики среди публики, Жиль Сандер продолжала концентрироваться исключительно на дизайне и качестве своей одежды, а не на бизнес-составляющей. Так ей наконец удалось подняться через тернии к звёздам: она дождалась своего часа в эпоху 90-х и поставила свой бренд на ноги.

Текст: Александра Фёдорова