Клоги — история и возвращение в моду деревянных башмачков

Клоги — богатое прошлое и амбициозное будущее деревянных башмачков

Деревянные башмачки под разными названиями — клоги, сабо, нейшлаки, цокули — веками носят в разных странах по всему миру, и, несмотря на некоторые визуальные отличия, все они частично или полностью изготовлены из дерева. Хотя клоги иногда негативно ассоциируются с дешевой и «народной» обувью фермеров и рабочего класса, некоторые виды сабо сегодня считаются выбором настоящих модников, например, шведские траскор (обувь из кожи на деревянном каблучке) или японские гэта (деревянные сандалии на платформе с двумя брусочками). В число знаменитых башмачков также входят голландские кломпы (обувь из твердой древесины), английские клоги (обувь с деревянной подошвой и кожаным ремешком) и французские сабо (деревянные или кожаные башмачки на каблуке). 

За последние годы клоги неоднократно светились в коллекциях многих дизайнерских брендов и надежно прижились в модной индустрии. Разбираемся в богатой истории деревянных башмачков и их возвращении в современный гардероб.

История появления клогов

Наиболее известной и распространенной разновидностью башмаков считаются шведские клоги. Сегодня они являются символом культуры Швеции, олицетворяющим гордость нации. Прародителями клог были голландские кломпы: первые образцы, найденные в Нидерландах, датируются 1230-ми годами. А в 1570 году в Голландии появилась первая Гильдия изготовителей клогов.

Голландские кломпы появились в 13 веке
Голландские кломпы появились в 13 веке

Поиск исторических клогов затрудняется тем что отслужившие башмаки часто использовали в качестве дров для камина. Традиционно они изготовлялись полностью из дерева. Их было легко надевать, они были прочными и сохраняли ноги сухими. В те времена больше внимания уделялось внешнему виду, а не функциональности, и клоги считались утилитарной обувью для полевых условий, а не нарядным вариантом для торжественных случаев. Защитные свойства такой обуви сделали её популярными среди фермеров и шахтеров. И по сей день деревянные башмачки являются частью голландской культуры и повсеместно продаются в качестве традиционных сувениров.

Тем временем английские клоги немного отличались от шведских: у них тоже была деревянная подошва, но верх, как правило, был сделан из кожи. Клоги были особенно распространены во время промышленной революции, когда рабочие нуждались в обуви, которая была бы прочной и при этом дешевой.

С 1800-х по 1940-е танцы в сабо были очень популярны в Англии — в то время ими увлекался даже Чарли Чаплин. По некоторым теориям, танцы в деревянных башмачках появились из-за того, что рабочие таким образом проводили своё свободное время, выстукивая ритм деревянной подошвой на заводском полу. Они также были одной из причин, обусловивших возникновение современной чечетки.

Картина Генри Оссавы Таннера "Молодой производитель сабо" (1895)
Картина Генри Оссавы Таннера «Молодой производитель сабо» (1895)

В начале XX века деревянные башмаки также получили распространение в качестве символа анархии: их использовали в противостоянии бедных против богатых. Голландские профсоюзники останавливали работу на фабрике, бросаясь башмаками в механизмы станков. От названия французского «сабо» и произошло слово «саботаж»

Сабо как обувь хиппи

Лишь после Второй мировой войны сабо обрели еще одно предназначение и стали считаться модным заявлением. Клоги в своем нынешнем виде восходят к 1970-м годам — десятилетию, которое также подарило нам платья макси. Новые итерации обуви отличались кожаным верхом и преувеличенным каблуком — такой стиль пришелся по нраву приверженцам бохо-эстетики.

Большую роль в популяризации клогов сыграла шведская группа ABBA, в 1969 году выступившая на главном рок-фестивале «Вудсток». Позже коллектив даже выпустил собственную линейку клогов, а затем и песню «Träskofolket», название которой переводится как «Люди-клоги». Обувь быстро пришлась по нраву заядлым посетителям «Вудстока» — хиппи — и именно благодаря им со временем сабо вошли в повседневный гардероб.

Коллекция клогов от ABBA
Коллекция клогов от ABBA с логотипом группы

Вслед за ABBA башмачки примерили и другие музыканты, в том числе Стиви Никс, Фредди Меркьюри, Джони Митчелл, Кэрол Кинг и Карли Саймон, а также актрисы — Эва Мари Сейнт, Мелисса Гилберт и Жаклин Смит. К тому времени от оригинальных клогов сохранилась лишь толстая деревянная подошва, а верх стали изготавливать из кожи, текстиля или резины. К тому же появилось больше вариантов самой конструкции: к закрытым версиям добавились босоножки.

В 1970-е сабо носили и мужчины, и женщины, чаще всего сочетая их с джинсами клеш. Рукава с воланами, брюки с широкими штанинами и туфли на квадратной подошве стали символичным силуэтом тех времен.

Клоги Crocs

Наиболее известным актуальным воплощением клогов являются Crocs. Рост популярности самой спорной обуви современности, вызывающей восхищение у одних и отвращение у других, начался в 2018 году. Первые представители «уродливой» обуви, Crocs, были максимально далеки от моды. В сети даже появлялись блоги, посвященные ненависти к «кроксам» (к примеру, I Hate Crocs Dot Com).

В 2002 году Crocs были представлены на выставке Fort Lauderdale Boat Show как обувь для катания на лодках. Однако уже во время своего первого появления в индустрии клоги Crocs резко отличались от всего, что было на рынке нулевых. Среди легких сетчатых кроссовок, холщовых слипонов Vans и сандалий на платформе Steve Madden Crocs выделялись своей твердой конструкцией и особым вспененным материалом Croslite, идеально подходящим для поглощения ударов и правильного распределения веса стопы. Водонепроницаемость Croslite также предотвращала поглощение пота и застой воды, что сделало невозможным появление бактерий, запахов и даже износа, обычно обусловленных влагой.

Высокий потенциал «неоклогов» быстро оценили работники ресторанной и медицинской индустрии, в которых Crocs на сегодняшний день являются лидирующей обувью. Пока мода на роскошь приходила и уходила, «кроксы» продолжали покупать из-за их функциональности. Это помогло бренду удержаться на плаву во время и после кризиса 2008 года.

За последнее десятилетие отношение модной индустрии к Crocs сменилось от ненависти до любви, и сегодня появление клогов на подиумах модных показов уже никого не удивляет. Пионером партнерства с брендом в мире высокой моды стал Christopher Kane, в 2016 году представивший коллаборацию в рамках своего шоу Весна/Лето 2017. В роли джибитсов (фирменные украшения Crocs) выступили вставки с драгоценными камнями. «Пожалуй, нет обуви удобнее, чем кроксы», — заявил тогда Кристофер Кейн. — «Мне нравится, что они выглядят немного неуклюже и могут восприниматься некоторыми как что-то уродское. У них очень наивная и детская форма, что мне особенно нравится — то, как громоздко они выглядят на ноге». Позже дизайнер продолжил сотрудничество с брендом и выпустил еще несколько совместных коллекций, в том числе со страусиными перьями и меховыми вставками. Многих модников это не переубедило, но для Crocs такой шаг стал поворотным моментом.

В октябре 2017 года креативный директор Balenciaga Демна Гвасалия — король ироничной моды — тоже обратил свое внимание на спорную обувь. На презентации коллекции Весна/Лето 2018 появились неоновые Balenciaga x Crocs на высокой платформе с брендированными джибитсами, которые были распроданы еще до поступления в магазины. По счастливой случайности (или закономерности) несколько месяцев спустя в моду вошел тренд на массивную обувь. Тогда же популярности Crocs добавила пришедшая ностальгия по нулевым. Необычайный всплеск, который бренд переживал на этом этапе, был вызван распространением ироничной моды, отражением которой и была так называемая «уродливая эстетика».

Затем у компании начался плодотворный сезон коллабораций. В июне 2018 года Crocs объединился с брендом Alife, в декабре того же года вышли модели, подписанные Post Malone, а в январе появилась коллаборация с PLEASURES. Сложный для многих 2020 год тоже не сказался на продвижении бренда: за это время Crocs выпустил версии с KFC, Beams, Chaos Fishing Club, Grateful Dead, Bad Bunny и, наконец, с Джастином Бибером. «Наши клоги служат чистым холстом, который может отражать последние тренды и дискуссии», — считает вице-президент по глобальному продукту и маркетингу Crocs, Мишель Пул. — «Вот почему, как нам кажется, мы становимся всё более актуальными в стритвир-пространстве».

За 11 лет своего существования то, что, задумывалось как обувь для катания на лодке, стало настоящим культурным феноменом и даже затмило другой вид обуви, ранее считавшийся самым удобным в модной индустрии — классические Birkenstock.

Краткая история Birkenstock

Возвращение клогов сегодня

Клоги никогда не исчезали из моды полностью, но сейчас они переживают настоящее возрождение. Покупателям нравится возвращаться к заводной эпохе семидесятых, и сабо, как мы уже упоминали, являются одним из культовых символов того времени. В моду также вернулась функциональная рабочая одежда — комбинезоны, брюки карго, джинсовые куртки — и прочные клоги пришлись как нельзя кстати. Кроме того, в такие трудные времена откровенно роскошные айтемы могут выглядеть несколько неуместно, а потому сейчас более незаметные и доступные символы статуса привлекают покупателей гораздо больше.

Клоги в коллекциях Viktor & Rolf Fall/Winter 2007 и Chanel Spring/Summer 2010
Клоги в коллекциях Viktor & Rolf Fall/Winter 2007 (слева) и Chanel Spring/Summer 2010 (справа)

В сезоне Осень/Зима 2007 голландский бренд Viktor & Rolf обул своих моделей в деревянные клоги на высоком каблуке. Два года спустя массивные сабо с металлическими деталями вдоль подошвы украсили презентацию Chanel Весна/Лето 2010. В 2017 Dior запустил в продажу собственную версию клогов Diorquake с круглым носом, деревянной подошвой и металлическими акцентами. А три года спустя Эди Слиман включил клоги в коллекцию Celine Resort 2020.

За последние полгода клоги, кажется, засветились на ногах каждой второй знаменитости и инфлюенсера, так что игнорировать факт их подъема стало просто невозможно. Не осталась в стороне и высокая мода: во время Недель моды Весна/Лето 2021 сабо с открытой пяткой появились на показе Hermès, массивные платформы дополнили образы Molly Goddard, громоздкие клоги с кристаллами можно было заметить в коллекции Area, а вариант на высоком квадратном каблуке — у Louis Vuitton. Нашумевшим айтемом сезона также оказались минималистичные клоги Puddle Boot от Bottega Veneta, созданные из биоразлагаемого полимера.

Продолжение тренда пришло вместе с презентациями сезона Осень/Зима 2021. Черные и бежевые сабо на ремешке и с шипованными деталями появились в лукбуке Givenchy. Свои вариации на тему «неоклогов» также показали Veronica Beard (замшевые клоги на каблуке), Victor Glemaud (сабо с отделкой овчиной), Sandy Liang (кожаная итерация с меховой отделкой) и PH5 (преувеличенная конструкция в спортивном стиле).

И, судя по октябрьскому отчету аналитической шоппинг-платформы Lyst, в будущих сезонах клоги останутся с нами. «Клоги становятся главной удобно-“уродливой” обувью года», — говорится в релизе. — «Поисковые запросы с каждым месяцем увеличиваются на 27%». К тому же, пользователи не только ищут, но и покупают трендовые «башмачки»: так, согласно данным The New York Times, продажи Crocs выросли на 48%, в то время как уровень продаж другой обуви снизился на 20% по сравнению с 2019 годом.

По мере того, как эксперты выделяют всё больше трендов, определяющих моду этого необычного времени, становится понятно, что столь спорная обувь, как клоги, олицетворяет эту эпоху как нельзя лучше. Рост популярности клогов в целом и Crocs в частности демонстрирует такие модные тенденции, как направленность на индивидуализм, практичность и желание свободно выражать себя через свой стиль, не обращая внимание на мнение фэшн-критиков.


Ознакомьтесь с женскими и мужскими трендами сезона Весна/Лето 2021


 

МЫ В СОЦСЕТЯХ