Maison Margiela — значение логотипа бренда и белого цвета
Maison Margiela — что означает логотип бренда

Тайна логотипа Maison Margiela

Maison Margiela является не только знаменитым и коммерчески успешным брендом, но и одним из самых таинственных модных домов современности. Шлейфом анонимности компанию надарил ее основатель Мартин Маржела, который, как известно, выступал против всякого публичного внимания — многие непросвещенные любители бренда до сих пор даже не знают, как он выглядит.

Бельгийский дизайнер окончил Королевскую академию изящных искусств в Антверпене в 1980 году и своей выпускной коллекцией привлек внимание Жан-Поля Готье, который в последующие годы взял Маржелу на должность своего помощника. Восемь лет спустя, в 1988 году вместе с владелицей бутика Дженни Мейренс модельер основал Дом моды под своим именем. Дебютный показ бренда состоялся в Париже в 1989 году. Maison Martin Margiela быстро получил признание критиков и был отмечен первой премией ANDAM.

Что касается самого дизайнера, Мартин Маржела отказывался давать интервью и участвовать в съемках, что окутало бельгийского таланта и его марку завесой тайны. В 2009 году после двух успешных десятилетий Маржела покинул пост креативного директора компании, с тех пор сохранив отсутствие интереса к прессе и возвращению в модную индустрию. Тем не менее, его наследие продолжает жить благодаря дизайнерскому подходу, маркетинговым техникам и философии Maison Margiela.

Мартин Маржела - основатель Дома Maison Margiela
Мартин Маржела — бельгийский дизайнер, основатель бренда Maison Margiela

Идея анонимности послужила основой для коллекций, показов и маркетинга Модного дома: с самого начала в идентичность бренда было заложено ощущение невидимости. Всем знакомы минималистичные коды Maison Margiela — логотип с обведенными в круг цифрами, стежки на бирке и белый цвет. Но что они значат? Разбираемся вместе.

Что означают цифры на логотипе Maison Margiela

Отказавшись от традиционного брендинга, принятого в индустрии, Maison Margiela показал себя как «антибренд». Логотип Maison Margiela, подобно одноименному основателю бренда, мало что говорит о марке, представляя собой замысловатый набор цифр от 0 до 23. По словам Мартина Маржелы, такое лого является «провозглашением анонимности».

Сам Дом моды долгое время не особо распространялся о том, что обозначает каждое число, но модные эксперты расшифровали их значение. Позже бренд представил официальный «декодер» логотипа. 

Гид по коллекциям Maison Margiela
Гид по коллекциям Maison Margiela

Числа на этикетке относятся к различным коллекциям: соответствующий номер обведен кружком на бирке каждого предмета одежды — так на туфлях Maison Margiela будет обведено число 22. Несмотря на то, что числа указаны по порядку, бренд использует далеко не все из них: например, не существует коллекций, обозначенных числами 2, 5, 7 и 9, а также с 16 по 21. Но, возможно, они появятся в будущем.

0 — Maison Margiela Artisanal

Коллекция мужской и женской одежды «Artisanal» дебютировала с основанием самого бренда в 1988 году и стала отражением деконструктивного подхода Мартина Маржелы. В рамках этой коллекции бренд выпускает образы, переделанные из винтажных вещей, например, платья из перчаток и накидки из шляп.

Как рассказывали представители Модного дома, Maison Martin Margiela с самого начала функционирования собирает старые и новые предметы одежды и аксессуары по всему миру. В ателье компании эти вещи получают вторую жизнь, сохраняя при этом свою собственную историю. Каждая деталь образа переосмысливается вручную командой швей и дизайнеров бренда в Париже.


Читайте обзор на коллекцию Maison Margiela Artisanal Fall/Winter 2020


Сложность и специфичность каждого этапа такого творческого процесса трансформации ограничивают количество производимых предметов одежды. Это, а также малое количество материалов и кропотливая работа увеличивают расходы на производство, что объясняет, почему презентации коллекции «Artisanal» проходят во время кутюрной Недели моды в Париже. Несмотря на то, что Синдикат высокой моды добавил показы Maison Margiela в свое расписание, пока во главе марки находился Маржела, он настаивал на том, что эта коллекция не относится к высокой моде. Но в 2006 году бренд стал официальным членом Синдиката и в мае того же года представил свою первую кутюрную коллекцию «Artisanal».

Бирка на джинсах из линии Maison Margiela Artisanal
Бирка на джинсах из линии Maison Margiela Artisanal

Сегодня, когда пост креативного директора Дома занимает Джон Гальяно, коллекция включает в себя не только образы из винтажных айтемов, но и из новых тканей, созданных на заказ студией. Тем не менее, в одежде «Artisanal» по-прежнему ощущается уважение к истории и культуре переосмысления.

Помимо пришитой, тисненой или напечатанной бирки с цифрой 0, каждая вещь дополнена карточкой, в которой указаны коллекция, описание, цвета, тираж, размер и количество часов, ушедшее на ее создание. Мужские айтемы «Artisanal» обозначены обведенными числами 0 и 10 и обозначены как «0 10», «0-10» или «0/10», а женские обозначены только цифрой 0.

1 — Основная женская коллекция

«1» — это коллекция, в которой Maison Margiela выражает свою любовь к концептуальности, дизайну и самому процессу создания, к творчеству и авангарду. Первая коммерчески выпущенная коллекция (появилась в 1988) изначально выпускалась под названием «Line 1» и обозначалась пустой белой биркой без каких-либо знаков. В марте 2008 года Дом объявил о том, что теперь в одежде из этой коллекции будет использоваться обычная бирка с номерами 0-23 и обведенным числом «0».

3 — Парфюм

Парфюмерная вода Maison Margiela Untitled
Парфюмерная вода Maison Margiela Untitled

Третья линейка бренда — парфюмерная — была анонсирована в 2008 году и запущена в 2010 совместно с L’Oreal.

4 — Базовая женская коллекция

В рамках сезона Spring/Summer 2004 Maison Margiela представил линию базовых женских образов, больше ориентированных на женский вкус, чем на дизайнерский подход. По своей сути эта коллекция является основой женского гардероба от Модного дома

6 — ММ6

Бирка линии MM6
Бирка линии MM6 Maison Margiela

Шестая коллекция, запущенная в 1997 году, представляет собой диффузную линию одежды, обуви и аксессуаров. После ребрендинга в 2006 году линейка получила новое название, под которым она известна сегодня — MM6. Под этим суббрендом выпускаются айтемы с эстетикой, похожей на основные линии Maison Margiela, но по более низким ценам и большей ориентированностью на молодую аудиторию

8 — Очки

Линейка очков была впервые представлена на показе коллекции Maison Margiela Spring/Summer 2008.

10 — Основная мужская коллекция

Maison Margiela - логотип с числами от 0 до 23
Лейбл на одежде из линейки Maison Margiela 10

Эта коллекция является эквивалентом женской линейки «1». Она была запущена в октябре 1988 года в рамках сезона SS99.

11 — Аксессуары

Появившаяся в январе 2005 года коллекция «11» — это линейка мужских, женских и унисекс-аксессуаров: сумок, кожаных изделий, ремней и украшений.

12 — Ювелирные изделия

Линия ювелирных изделий была выпущена в 2008 году в сотрудничестве с Damiani Group.

13 — товары для дома и каталоги

Лампа из линии Maison Margiela 13
Лампа из линии Maison Margiela 13

С октября 1998 года Maison Margiela выпускает коллекцию предметов для дома.

14 — Базовая мужская коллекция

Это мужская альтернатива линейке «4», представляющая собой серию базовых предметов одежды. Коллекция «14» дебютировала в рамках сезона SS 2005.

Sartorial

Maison Margiela Sartorial
Вышивка на внутренней стороне изделия Maison Margiela Sartorial

Капсульная коллекция, выпускаемая как часть линии «14», появилась в рамках сезона FW 2008. В этой капсуле на одежде бренда впервые появилось его название, вышитое золотыми нитками. Суть коллекции заключается в возрождении забытых техник шитья и дизайна.

15 — Почтовые заказы

Недолго просуществовавшая коллекция товаров, заказываемых по почте, появилась в апреле 1999 года. В рамках линейки, созданной в партнерстве с компанией 3 Suisses, продукция продавалась через их каталоги во Франции и Бенилюксе.

22 — Обувь

В рамках линии «22» выходит сезонный ассортимент моделей обуви из коллекций «1» и «10». Первый релиз женской обуви состоялся в 1998 году, а десять лет спустя дополнился и предложениями для мужчин.


Краткая история обуви таби от Maison Margiela


Replica

С 1994 года Модный дом также выпускает в рамках линий 4 и 14 коллекцию «Replica», в которую входят кропотливо созданные реплики одежды и обуви из прошлого. Maison Margiela находит эти айтемы и воссоздает их, используя материалы и техники, наиболее близкие к первоисточнику. На бирке описывается оригинальная вещь и ее происхождение.

Такая продукция отражает идею вечной актуальности в дизайне: пожалуй, самым популярным релизом этой линейки является итерация Maison Margiela GAT — кроссовок немецкой армии, которые Мартин впервые увидел в Австрии в 90-х.

Почему лейбл Maison Margiela пришит на 4 стежка

Как мы уже поняли, многие отличительные черты Maison Margiela основаны на отказе от традиционных методов маркетинга и брендинга. Вместо того, чтобы использовать яркие логотипы, компания использует гораздо более сдержанный подход: бирка, прикрепляемая к вещи, пришивается на четыре белых стежка, которые видно с внешней стороны. Несмотря на то, что сегодня большинство людей считают стежки фактически логотипом Модного дома, позволяющим идентифицировать одежду бренда, на самом деле изначально они выполняли противоположную функцию. Четыре диагональных стежка использовались для того, чтобы бирку можно было легко снять, тем самым полностью избавившись от каких-либо индикаций бренда.

Бирка Maison Margiela пришита на четыре стежка
Бирка Maison Margiela, пришитая на четыре стежка

Сама бирка до того, как заполниться числами от 0 до 23 представляла собой простой белый прямоугольник ткани без каких-либо надписей. Теперь чаще всего компания использует пронумерованную этикетку, однако пустую бирку по-прежнему можно встретить на айтемах с показов.

Значение белого цвета для Maison Margiela

Сегодня с брендом наиболее ассоциируется белый цвет. Такой нейтральный оттенок был выбран из-за его анонимности, поскольку концептуально его можно обозначить как что-то неопределенное. Также сказалось отсутствие средств в первые годы существования Maison Margiela: для того, чтобы сделать одежду и декорации более оригинальными, Мартин Маржела покрывал их самой дешевой белой краской.

По словам самого Модного дома, белый — это нейтральный цвет, бинарная противоположность черному, чистый холст: «Белый — это показатель возможности выбора, выбора самовыражения, как нашего, так и тех, кто носит предлагаемую нами одежду».

Белый также используется в форме всей команды Maison Margiela, начиная от швей и заканчивая консультантами в магазинах. Каждый представитель марки носит либо удлиненную, либо короткую версию белого халата.

Maison Margiela - команда бренда в белых халатах
Вся команда Maison Margiela носит белые халаты

Как известно, сам Маржела никогда не делал акцент на себе, говоря о своей работе во множественном числе и всегда используя местоимение «мы». И по его задумке, такие халаты были еще одним символом принадлежности к Дому Margiela, а также «отказом от иерархии и отсылкой к ателье высокой моды прошлых лет», как отмечено самой компанией. Цитируя бренд: «Мы пытаемся заставить людей принять тот факт, что работа Maison Martin Margiela может существовать независимо от того, как выглядит дизайнер, что наша работа является исключительно предложением носить то, что нам нравится создавать, представлением того, как мы видим вещи в данный момент… Каждый выполняет свою роль в команде, но у каждого также есть голос внутри этой команды… Мы постоянно подчеркиваем, что наша работа — это сотрудничество команды, а не одного человека».

Подход Мартина Маржелы к дизайну и продвижению своей марки был поистине уникальным и помог выделить Maison Margiela среди других домов моды. Сегодня, спустя одиннадцать лет после ухода своего основателя, компания продолжает развивать его наследие, сосредотачиваясь на создаваемой одежде, а не на личности дизайнера.

Даже при склонности Гальяно к смелости и вычурности приверженность марки к ремеслу, креативным конструкциям и таинственности не исчезла. Влияние бренда как на мужскую, так и на женскую моду невозможно переоценить, и благодаря неуклонному стремлению сохранить главные принципы и коды Модного дома, можно быть уверенным в том, что Maison Margiela будет задавать направление развития модной индустрии еще долгие годы.

Мы помним: Показ Мартина Маржелы 1989 года, изменивший всё

МЫ В СОЦСЕТЯХ