Martine Rose — это одноименная марка дизайнера из Лондона, выросшей на рейвах и регги-культуре 90-х. Начав с кредита в 1500 фунтов стерлингов, Мартин Роуз смогла построить влиятельный бренд, который теперь, спустя 13 лет со своего основания, наконец-то начал получать давно заслуженное признание. Теперь в число ее поклонников входят такие звезды, как A$AP Rocky, Рианна и Drake, а в списке коллабораций значатся Nike, Napapijri и Been Trill.

Мартин Роуз — основательница одноименного бренда

Мартин Роуз росла в большой ямайской семье, живущей на юге Лондона. Занятые родители — ее мать была медсестрой, а отец счетоводом — часто оставляли ее у бабушки в Тутинге. Несмотря на то, что у них в семье было всего три ребенка (у Роуз есть брат и сестра), модельер часто рассказывает о том, что у нее «целый миллиард кузенов». Именно они приобщили ее к клубной сцене и пробудили интерес к дизайнерским маркам. «Я была не из тех девочек, которые наряжают куколок и всё такое. Я начала увлекаться одеждой и модой благодаря музыке и танцевальной культуре», — рассказала она в интервью изданию ES Magazine. В беседе с The Guardian дизайнер упоминает: «Я помню, как смотрела, как мои братья и сестры собираются в клуб. Для меня всё началось с клубов. Я довольно рано начала ходить на тусовки, и уже тогда мне нравилось изучать то, что означают различные вещи».

Мартин Роуз в куртке Napa by Martine Rose для Interview Magazine

Мартин Роуз в куртке Napa by Martine Rose для Interview Magazine

Вечеринки действительно ворвались в жизнь Мартин Роуз рано: свое четырнадцатилетие она отметила в клубе Strawberry Sundae, который на тот момент был нелегальным. Она стала завсегдатаем таких заведений, как Plastic People и Notting Hill Arts Club, где ей удалось познакомиться с Skepta и Jamie XX. Разнообразие появлявшихся там людей захватило воображение Роуз. «Я помню, что очень хорошо осознавала, какие разные люди там собираются вместе. Это сложно объяснить, потому что это больше похоже на какое-то чувство, и именно так я разрабатываю дизайн одежды», — отметила она в интервью для Ssense. Это знакомство с различными субкультурами южного Лондона в будущем сильно отразится на эстетике бренда Martine Rose.

Но высокая мода тех времен ее вовсе не интересовала: «Мода казалась чем-то другим, далеким и довольно высокомерным», — считает она. — «Там была проведена четкая разграничительная черта, и меня это не особо интересовало. Казалось, что это совсем не мой мир».

И всё же после первого года обучения на скульптора в Колледже искусств Кембриджского университета Роуз сделала для себя новое открытие: мода может быть такой, какой она захочет. Тогда же она поступила на факультет дизайна одежды в Университет Миддлсекса (где позже она сама будет преподавать). Оказалось, что ее больше привлекает создание мужской одежды, потому что она сама так одевается. «Я делала женскую одежду, но это были девушки в мужской одежде, так что на самом деле это всегда было мужской одеждой», — вспоминает она.

Мартин Роуз для KALEIDOSCOPE Magazine

Мартин Роуз для KALEIDOSCOPE

В 2002 году после окончания университета она вместе со своей подругой Тамарой Ротштейн запустила линейку футболок под названием LMNOP. Три года спустя марка закрылась, а в 2007 году появился бренд Martine Rose.

Развивая собственную марку одежды, Роуз также является консультантом мужского отделения Balenciaga — Демна Гвасалия нанял ее на эту позицию в 2016 году. «Всё произошло через фотографа Олли Пирча», — рассказывает она об их знакомстве с дизайнером. — «Мы вместе работали, и он упомянул, что Демна хочет со мной познакомиться. Мы обменялись электронными письмами со взаимными восхищениями, и когда он получил пост в Balenciaga, он пригласил меня в Париж. Я даже не знала, что у Balenciaga была мужская одежда. Но это стало для меня бесценным опытом». Мартин уверена в том, что сама никогда бы не решилась пробоваться на такую работу или даже надеяться, что она может с ней справиться. «Так что я стала намного увереннее, поняв: “О, вау, я нашла отклик у аудитории даже за пределами Лондона”».

Медленный рост Martine Rose

Собственный проект Роуз начался с коллекции мужских рубашек — дизайнер решила, что, учитывая, что это неотъемлемая часть мужского гардероба, логично будет начать с них. Она получила заём в 1500 фунтов стерлингов от английской благотворительной организации The Prince’s Trust, поддерживающей молодых предпринимателей.

А в 2014 году Британский модный совет объявил Martine Rose одним из лауреатов спонсорской поддержки от программы NEWGEN MEN, посвященной начинающим маркам мужской одежды.

Martine Rose Fall Winter 2012

Martine Rose Fall/Winter 2012

В беседах с журналистами Роуз любит подчеркивать, что в начале карьеры у нее не было никакого четкого бизнес-плана. «Я попала в моду не потому что разбираюсь в бизнесе», — объясняет она. — «Я бы хотела сказать, что я знала, что всё получится, или что я была очень целенаправленной, но мне кажется, по больше части это был страх. Я так много вложила в это дело, что еще мне оставалось делать? Я никогда не искала работу. Мне не хватало уверенности в своем видении и навыках». Мартин Роуз придерживалась простой стратегии — начинать с малого и доводить выбранную категорию до совершенства, прежде чем переходить к чему-то новому.

Модельер также уверена в том, что отчасти она смогла добиться успеха благодаря возможности не торопиться и совершать ошибки без давления со стороны стремительно ускоряющейся индустрии и онлайн-аудитории. «Сегодня молодые дизайнеры сталкиваются с огромным давлением, а когда я только начинала, не было никакой коммерческой составляющей, поэтому ожидания были на очень низком уровне. Можно было всё делать тихо и спокойно ошибаться», — вспоминает она.

Martine Rose Spring Summer 2013

Martine Rose Spring/Summer 2013

Одна из характерных черт Роуз заключается в том, что она всегда работает по своим правилам: дизайнер не боится пропускать сезоны из-за беременности или скрупулезно отбирать партнеров для совместных проектов. С самой первой коллекции, выпущенной больше 10 лет назад, она всегда выступала против установленной системы. Martine Rose не подчиняется сезонному модному календарю и представляет свои коллекции в любое удобное для бренда время, иногда выбирая для презентации не традиционные показы, а лукбуки или короткометражные фильмы. А когда шоу всё-таки проходят, декорации и локации часто отличаются своей неконвенциональностью: однажды Мартин Роуз пригласила зрителей на настоящий рынок, а в другой раз устроила показ в зале скалодрома.

Несмотря на то, что сейчас это уже стало характерной чертой марки, изначально такие решения были продиктованы финансовыми соображениями. «Для начинающего бренда показ имеет невероятное значение, но я знала, что не хочу просто создать что-то и выставить в шоуруме. Даже если у меня не было денег, у меня была история, которую я могла рассказать — мне просто нужно было сообразить, как это сделать». Так в сезоне SS15 Роуз переживала настолько серьезные финансовые трудности, что смогла выставить на показ лишь один образ (чем сильно разозлила собравшихся на шоу модных критиков и журналистов).

Martine Rose Fall Winter 2013

Martine Rose Fall/Winter 2013

В последующие годы на марку обратило внимание около десятка крупных ритейлеров, но до финансовой стабильности было еще далеко. «Я всегда продавала ровно столько, сколько хватало на то, чтобы удержаться от признания поражения», — говорит Мартин Роуз.

После того, как Гвасалия пригласил ее стать консультантом мужских коллекций Balenciaga, всё изменилось. Новая должность международного уровня придала ей уверенность в себе, признание индустрии и стабильный приток денег. А в списке заказчиков появилось 140 новых имен.

Коллекции Martine Rose не направлены на определенный целевой рынок, и это помогает бренду привлекать довольно разномастную толпу поклонников. Несмотря на то, что марка прославилась как линейка мужской одежды, она всё больше наращивает женскую аудиторию. Ее ассортимент представляет собой повседневный гардероб, в который вплетены влияния субкультур 80-х и 90-х. Всё это складывается в люксовые интерпретации базовых вещей в стиле нормкора.

Martine Rose Spring/Summer 2018

Martine Rose Spring/Summer 2018

Роуз не боится добавлять в продукцию линии и такие предметы гардероба, как футболки и худи, что позволяет выходить на новых покупателей, не жертвуя при этом своей эстетикой. К 2016 году, когда мужская мода стала более открытой, ее расклешенные брюки, широкие джинсы, ироничные логотипы и яркие бомберы уже перестали казаться чем-то экстравагантным, а неотъемлемые элементы ее стиля — в том числе приспущенные плечи и преувеличенные силуэты — приобрели популярность на уровне всей индустрии и преобразили эстетику даже крупных домов моды. Роуз одной из первых выпустила на подиум моделей в велосипедках, куртках с огромными плечами и «уродливых» кроссовках.

Наполняя коллекцию повседневной одеждой с неожиданными акцентами, дизайнер вдохновляется обычными людьми, которые окружают ее в жизни. Результатом таких исследований становится стритвир в его исконном воплощении — правда, с роскошным «напылением».

Martine Rose Fall/Winter 2020

Martine Rose Fall/Winter 2020

В 2017 году Мартин Роуз попала в шорт-лист конкурса LVMH Prize, а также была номинирована на престижную премию для молодых дизайнеров ANDAM. Год спустя она вошла в число номинантов премии The Fashion Awards в категории «Лучший дизайнер мужской одежды».

Еще один интересный факт: почерк рукописного логотипа Martine Rose принадлежит совсем не дизайнеру. Более того, никто не знает, кому именно. «Я взяла его с какой-то винтажной вещи, которую кто-то подписал, а я нашла. Может, мне стоит говорить людям, что это у меня такой прекрасный почерк. Потому что сама я дерьмово пишу», — раскрыла она в одном из интервью.

Коллаборации Martine Rose

Мартин Роуз любит сотрудничать с другими брендами. Важными составляющими своих коллабораций она называет умение выбирать подходящих партнеров и «синергию между брендами». Модельер также не отрицает и финансовую выгоду таких проектов. «Это оказалось очень эффективным способом развития моего бизнеса», — заявила она изданию Vogue. — «Если всё сделать правильно, ты используешь возможности компании, которая гораздо известнее твоей, не только в плане финансов, но и с точки зрения возможности производства товаров и их охвата».

Martine Rose x Been Trill

В начале 2015 года, в преддверии сезона FW15, дизайнер решила вспомнить свои архивы в рамках новой коллаборации со стритвир-брендом Been Trill.

«Эта коллекция больше посвящена всем персонажам, которых я использовала ранее», — рассказала Мартин Роуз Dazed. — «Мне кажется, дизайнерам нужно научиться этой гармонии. Я считаю, наша работа состоит и в том, и в другом: помнить прошлое и в то же время пытаться передать его по-новому».

  • Martine Rose x Been Trill Fall-Winter 2015 1 MCMAG
  • Martine Rose x Been Trill Fall-Winter 2015 1 MCMAG
  • Martine Rose x Been Trill Fall-Winter 2015 1 MCMAG
  • Martine Rose x Been Trill Fall-Winter 2015 1 MCMAG

Несмотря на то, что в коллекции присутствовали фирменные черты стиля Martine Rose, на этот раз они были реализованы в более спортивном и элегантном стиле. Силуэты были более минималистичными, палитра — более приглушенной, а брендинг — менее заметным.

Она вспомнила о том, что познакомилась с руководством бренда через Кима Джонса. «Мы начали говорить о музыке, и оказалось, что мы вдохновляемся одними и теми же вещами. Мы отталкивались от краст-сцены, которая сильно повлияла на мою коллекцию FW14 — такой силуэт рейвера в толпе. Эта коллекция вызывает такие же чувства, но она более изысканная и очень спортивная».

  • Martine Rose x Been Trill Hiking Boots Black
  • Martine Rose x Been Trill Hiking Boots cream

В сентябре того же года Роуз вновь объединилась с Been Trill для создания совместной обуви. Результатом сотрудничества стали походные ботинки в двух расцветках — кремовой и черной. Мягкий кожаный верх дополнен металлическими люверсами, плоскими розовыми шнурками и белой подошвой из резины. Внутренняя часть конструкции тоже выполнена из кожи. В комплекте с ботинками идут съемные бежевые ремешки с металлическими деталями и брендингом «#Martine Rose#».

Martine Rose x Napapijri (Napa by Martine Rose)

Осенью 2017 года Мартин Роуз выпустила капсульную коллекцию с итальянским брендом Napapijri. В первой коллаборации под названием Napa by Martine Rose высокотехнологичные материалы Napapijri сочетались с ярким колор-блоком, преувеличенными силуэтами и стилем 90-х. Выдающимися элементами релиза стали анорак Skido и куртка Rainforest Jacket.

Дизайнер переосмыслила верхнюю одежду Napapijri, адаптировав ее под зимний гардероб городских модников. «Я очень рада возможности объединять, модифицировать и обновлять культовые вещи», — заявила Роуз. — «Я стремилась сохранить в коллекции узнаваемое ДНК Napapijri». По словам модельера, она вдохновлялась слиянием стритвира и высокой моды в 90-х, когда молодежь переделывала образы с модных показов под себя.

  • Martine Rose x Napapijril Fall-Winter 2019 5 MCMAG
  • Martine Rose x Napapijril Fall-Winter 2019 5 MCMAG
  • Martine Rose x Napapijril Fall-Winter 2019 5 MCMAG
  • Martine Rose x Napapijril Fall-Winter 2019 5 MCMAG
  • Martine Rose x Napapijril Fall-Winter 2019 5 MCMAG

Линейка Napa by Martine Rose стало долгосрочным сотрудничеством, которое продолжается до сих пор. Так главной темой коллекции FW19 стала DIY-эстетика, проявившая себя в таких элементах, как полоски, нарисованные вручную, и леопардовый принт, нанесенный в стиле граффити. Исследовав архивы Napapijri, Мартин Роуз напечатала на футболках изображения из старых каталогов марки и представила обновленную версию куртки Napapijri Epoch.

Martine Rose x Nike

В сентябре 2018 года стало известно, что Мартин Роуз выпустит совместную коллекцию одежды и обуви с Nike. В коллаборации оказалось смешано наследие английского и американского спортивных стилей. «Мы взялись за силуэт, основанный на английском спортивном костюме, который можно купить в JD Sports», — объяснила Роуз изданию Vogue. — «А затем мы создали кроссовки, вдохновленные стилем Nike Monarch, а это кроссовки, которые носят американские папаши». Она также отметила, что перед тем, как взяться за разработку дизайна, изучила пропорции тела спортсменов и то, как они изменяются в зависимости от вида деятельности. Коллекция наполнена не только разноцветными спортивными костюмами, но и футболками и майками-джерси с широкими рукавами.

  • Martine Rose x Nike 1 MCMAG
  • Martine Rose x Nike 1 MCMAG
  • Martine Rose x Nike 1 MCMAG
  • Martine Rose x Nike 1 MCMAG
  • Martine Rose x Nike 1 MCMAG

Также были выпущены кроссовки Nike Air Monarch IV х Martine Rose в трех расцветках: белой, черной и розовой. Для их дизайна NikeLab и Роуз исследовали отлитые формы стоп атлетов и обувные стельки, отказавшись от традиционных силуэтов и максимально выдвинув конструкцию верха над подошвой. «В Nike повели себя очень смело», — считает она.

Еще одним интересным решением стало то, что частично коллекция продавалась через сайт объявлений Craigslist. Кроссовки раздали нескольким жителям Лондона, с которыми и нужно было связаться для покупки пары. Релиз состоялся 12 января 2019 года. Цена модели составила $250.

 


 

За последние десять лет Martine Rose удалось превратиться из незаметного мужского бренда в прародителя образов, которые теперь распространились повсеместно. И несмотря на то, что название британской марки еще не стало именем нарицательным, во многом модная индустрия обязана именно ей.

 

Познакомьтесь более подробно с историей жизни и карьеры дизайнера Мартин Роуз