Никто не хочет, чтобы люди видели их запотевшие ноги во время бега. Это очень важная задача дизайна. Никто не хочет, чтобы их кроссовки разваливались. Еще одна деталь, которую нужно учитывать. Также бегунам важно — особенно тем, кто участвует в марафонах — чтобы их обувь обладала водоотталкивающими свойствами и не впитывала в себя воду, которая может попасть на них во время того, как спортсмены обливаются ею на пит-стопе в середине гонки. На это тоже стоит обращать внимание. Все это было частью пути к созданию Nike Air Zoom Spiridon Cage 2 — беговых кроссовок, дебютировавших в 2003 году и изначально предназначенных для японского рынка.
Стивен Смит — автор оригинальных Air Zoom Spiridon Cage 2
Силуэт, разработанный мэтром индустрии спортивной одежды Стивеном Смитом, вернулся в 2020 году. (Сейчас Смит занимает должность директора по дизайну в компании Yeezy, работая над последними моделями кроссовок Канье Уэста). Возвращение ретро-кроссовок было громким — Nike объединился со своим давним партнером Stussy для двух специальных выпусков. Также в них был замечен Трэвис Скотт.

«Японцам они очень понравились», — сказал Смит Complex, вспоминая их реакцию на обувь еще до того, как она попала на рынок. — «По первоначальным прогнозам было рассчитано продать 40 000 пар. Но как только мы показали их, люди просто сошли с ума. Тогда предполагаемый оборот увеличился до 80 000».
Однако позже Nike осознал, что уровень продаж может быть еще выше. Дэн Джонс, руководивший тогда беговым отделением, в котором работал Смит, вызвал дизайнера к себе в кабинет. Он уважал решение Смита создать обувь, максимально ориентированную под японский рынок, но хотел внести некоторые коррективы.
«Люди очень ждут этого релиза — не пойми меня неправильно», — вспоминал Смит разговор с Джонсом. — «Они действительно в восторге от этой обуви. И то, к чему мы сейчас стремимся — это сделать ее привлекательной для более широкой аудитории». Он хотел, чтобы кроссовки Смита не были стилизованы исключительно для японского потребителя. Его единственная просьба заключалась в том, чтобы добавить маленький кусочек резины в переднюю часть кроссовок, усилив дизайн для привлечения глобальной аудитории. После того, как Смит согласился, на торговом совещании Nike показал обновленную пару Spiridon ритейлерам и забронировал 800 000 пар по пред-заказу.

«Это было правильное решение», — говорит он теперь. — «И это оказалось правильной конструкцией».
Кроссовки, получившие название Air Zoom Spiridon — несмотря на то, что первые Spiridon были выпущены за несколько лет до этого (Nike тогда не особо заботился о том, чтобы нумеровать новые версии) — поступили в продажу в 2003 году по цене $100. На верхней части Смит использовал сетку для вентиляции, а для подошвы выбрал комбинацию материала Phylite и резины. Дизайнер оставил переднюю часть стопы относительно открытой, чтобы обувь была более гибкой. Он сказал, что цель сделать кроссовки приемлемыми во всем мире была достигнута. Когда он продал старые пары на eBay после того, как в 2010 году устроился на работу в adidas, большинство из них было отправлено в Бразилию, где техничная модель для бега стала фаворитом. Помимо того, что Spiridon были популярны в Японии, версия 2003 года нашла своих поклонников также и в Италии, Испании и Южной Америке.
Магди Фернандес, который раньше управлял магазином кроссовок в Лондоне под названием «Slammin Kicks», а теперь коллекционирует все редкие кроссовки через свой новый проект «Archive DNA», вспоминает, что в 2003 году сотрудники магазина «NikeTown London» носили Air Zoom Spiridon 2. Хотя эта была в основном беговая модель, она пользовалась популярностью и на улицах.
«Об этом никто не говорил, но я помню, как парни из моего района ходили в них, потому что они были почти как новые Air Max, которые никто раньше не видел», — рассказал Фернандес. — «Это всегда означало быть не таким, как все».
Вдохновение силуэтом Air Zoom Citizen
Хотя название Air Zoom Spiridon Cage 2 говорит о том, что кроссовки являются продолжением оригинального силуэта Air Zoom Spiridon 1997 года, по словам Смита, отчасти они были вдохновлены моделью Zoom Citizen. Citizen, выпущенные в 1999 году, имели видимую амортизацию Zoom, но она была слишком открытой и быстро разрушалась при сжатии. В Spiridon Cage 2 эта проблема была решена путем добавления своеобразной клетки из материала Pebax вокруг видимых блоков Zoom, что придало вид телефонного шнура, обернутого вокруг подошвы.
Название вызвало недоумение у Фернандеса, который возражал против того, чтобы Nike вновь вернул то, что первоначально было известно, как Air Zoom Spiridon 2, превратив это в Air Zoom Spiridon Cage 2.
«Приставка “Cage” была придумана позже, и Nike никогда не называлась так обувь раньше», — сказал он. — «Есть много других кроссовок с подобной клеткой поверх подушки Zoom, но ни у одних нет этого в названии. Это не так уж и серьезно, но больше всего раздражает, что оно напечатано на коробке». Помимо жалоб на терминологию Фернандес сказал, что переиздание стало правильным восстановлением оригинала.
Stussy x Nike Air Zoom Spiridon Cage 2
Обе коллаборационные пары имеют брендинг компании Stussy на носке. Одна из них сделана из оригинальных материалов, а другая дополнена панелями из парусины. Для Смита переиздание его моделей не в новинку — в 2018 году Nike вернул его дизайн Zoom Streak Spectrum Plus в рамках совместного с Supreme специального релиза. Однако дизайнер, который тесно связан с Nike, но не работал там в течение последних 10 лет, в планы выпустить в 2020 году обновленную версию Spiridon заранее посвящен не был.
Он одобрил вариант Stussy, сказав, что даже надел бы светлую пару. Также он ценит, что столь влиятельная личность, как Трэвис Скотт, носит обувь, которую он разработал почти 20 лет назад. Однако он хотел бы, чтобы во время проведения акций, связанных с релизом, были указаны ссылки на автора классического дизайна. В материалах Nike о новых кроссовках нет никаких упоминаний о Смите, так же, как и в пресс-релизе Stussy. Обе стороны отказались комментировать эту историю.
«Я бы просто хотел, чтобы они признали мою заслугу», — сказал Смит. Тем не менее, по его словам, он всегда надеялся, что Nike вернет эту обувь, и считает, что сейчас модели, которые он создал много лет назад, более актуальны, чем когда-либо.
«Я думаю, что в настоящее время его дизайны беговых кроссовок первой половины 2000-х годов находятся в тренде», — согласился Фернандес. — «Невозможно ошибиться, выбрав его обувь сегодня».
Источник: Complex.com
Перевод: mcmag.ru
Читайте также интервью Стивена Смита о работе с Канье Уэстом
Не забудьте ознакомиться с историей технологии Air Zoom