В 80-х и 90-х рынок кроссовок принципиально отличался от того, что мы имеем сегодня. Но на рубеже веков скейтбординг наконец-то начал становиться признаваемым видом спорта, и впервые в истории скейтбордисты стали целевой аудиторией сникер-брендов. В те времена стратегия Nike, направленная на скейт-культуру, оказалась безуспешной: приобретение скейт-брендов, а также реклама на центральных каналах и в крупных спортивных магазинах совершенно не привлекали любителей покататься на доске.

Но в марте 2002 года, после череды неудач, в попытке попасть на растущий рынок скейтбординга Nike наконец-то принял правильное решение — запустить отдельную линейку Nike SB. Любой сникерхед из нулевых подтвердит, что в те времена бренд испытал небывалый подъем популярности, выпустив Nike SB Dunk Low и High. Благодаря процветанию форумов и интернет-чатов, на которых пользователи обсуждали необычные расцветки кроссовок, Nike переживал золотую эпоху нового подразделения бренда. Сейчас линейка Nike Skateboarding уже считается одним из самых популярных брендов Nike с многочисленными релизами, собственной скейтерской командой и огромным количеством поклонников как среди скейтбордистов, так и сникерхедов. Для скейтеров, музыкантов и художников модели Nike SB Dunk стали возможностью выразить себя через уникальные проекты, часто напичканные скрытыми отсылками и актуальными референсами.

Nike Dunk — как баскетбольные кроссовки полюбились скейтбордистам

Nike SB Dunk история культовых кроссовок для скейтбординга 14 mcmag

Впервые Nike Dunk были представлены в 1985 году. Их дизайнером стал Питер Мур, один из самых влиятельных дизайнеров в истории бренда. Своим дизайном новые кроссовки напоминали Jordan I и Nike Terminator, которые вышли в том же году. Благодаря своим многочисленным расцветкам Dunk выгодно выделялись из серии других релизов. Изначально позиционируя кроссовки как баскетбольные, Nike выпустил различные цветовые решения, имитировавшие фирменные цвета крупнейших баскетбольных партнеров бренда. Однако в фан-клуб модели быстро записалась совсем другая категория покупателей — скейтбордисты. Устойчивая конструкция, надежная фиксация стопы и амортизация, предназначенные для удобства на баскетбольной площадке, отлично помогали и при катании на доске. В конце 90-х «данки» получили несколько обновлений (в том числе нейлоновый язычок), сделавшие кроссовки еще более привлекательными для скейтеров. Главной проблемой Nike стало то, что единственные кроссовки их бренда, которые скейтбордисты носили, не имели к их скейтерским кроссовкам никакого отношения.

Появление Nike SB Dunk

Nike SB Dunk история культовых кроссовок для скейтбординга 08 mcmag

В 2001 году Nike наконец решил запустить линейку, ориентированную специально на скейтбордистов — Nike SB. Ее руководителем назначили Сэнди Бодекера (в 2018 году культовый дизайнер кроссовок скончался). Именно Бодекер помог бренду направить свои разработки в правильное русло: для этого ему пришлось действовать прямо противоположно прошлым решениям Nike. На место крупных спортивных магазинов, общих релизов и массового производства пришли ограниченные коллекции. Не размениваясь на создание новых силуэтов, Бодекер предложил адаптировать уже существующие кроссовки марки, понравившиеся скейтерам. Так Dunk были доработаны до Nike SB Dunk: модель обзавелась дополнительной амортизацией на язычке и технологией Zoom для повышенной защиты во время катания на доске.

Для того, чтобы заслужить одобрение скейт-сообщества, Nike предложил сотрудничество четырем известным скейтбордистам — Дэнни Супа, Джино Ианнуччи, Ризу Форбсу и Ричарду Малдеру. Скейтерам предоставили возможность самостоятельно придумать расцветки кроссовок, из которых сложилась коллекция «Colors By». Релизы SB выделялись из общего потока скейт-сникеров не только техническими характеристиками, но и внешним видом. В отличие от своих массивных конкурентов SB подходили как для катания, так и для повседневной носки. А еще они отлично смотрелись на доске.

Nike SB Dunk история культовых кроссовок для скейтбординга 07 mcmag

В 2002 году сегмент стритвира находился на подъеме, культура кроссовок процветала, а скейтбординг пользовался небывалой популярностью — всё было готово к релизу первых Nike SB Dunk. Силуэт превратился в любимую модель скейтбордистов, а ограниченные релизы привлекли внимание сникерхедов. Каждый дроп — в ожидании которого уже заядлые поклонники Dunk смешивались с фанатами других марок вроде Supreme — сопровождался невероятным ажиотажем, что привело к постепенному расширению Nike SB.

Влияние на реселлинг

Из-за того, что изначально SB Dunk продавались исключительно в независимых скейтшопах, к их привычной аудитории прибавились дополнительные покупатели, пытающиеся отхватить новейшие релизы. В плюсе оставались все: Nike повышал свою репутацию среди скейт-сообщества, скейтшопы получали прибыль, а покупатели оставались с ощущением чего-то особенного и исключительного.

Влияние Nike SB Dunk на реселлинг

Помимо скейтбордистов в магазины начали заходить представители совершенно другой культуры — сникерхеды. Коллекционеры кроссовок и реселлеры существовали и до появления SB Dunk, но с этой линейкой сникер-культура вышла на новый уровень. К концу 2004 года в SB уже понимали, что Dunk — это не просто кроссовки для скейтбордистов, и делали всё возможное, чтобы на них заработать.

В «эпоху серебряных коробок» (в 2003-2004 годах кроссовки Nike SB выпускались именно в них) одними из самых известных релизов стали Nike SB Dunk Low «Jedi» и «Heineken», а также High U.N.K.L.E. Ажиотаж вокруг SB привел к появлению бесчисленного количества очередей и кемпингов у скейтшопов, сникер-магазинов, журналов о кроссовках, специальных конвенций, украшений и средств для ухода за кроссовками. А культовый релиз модели Джеффа Стейпла SB Dunk «Pigeon» 2005 года и вовсе сопровождался настоящими бунтами и беспорядками. Спрос намного превышал предложение, благодаря чему «данки» оказались на вторичном рынке, стремительно развивая культуру реселлинга.

Nike SB Dunk сейчас

Постепенно релизы SB Dunk становились всё обширнее, и их дистрибуция расширилась до известных ритейлеров. Это привело к тому, что многочисленные пары заполонили рынок, что, в свою очередь, сказалось на снижении популярности силуэта из-за исчезнувшего ощущения «особенности». Вместо массивных «данков» скейтбордисты стали отдавать предпочтение более аккуратным кроссовкам с вулканизированной подошвой вроде Vans и именным моделям члена команды Nike SB, Стефана Яноски. По мере изменения трендов широкая публика, реселлеры и сникерхеды перешли на более технические и функциональные кроссовки бренда — Air Max, Huarache и Flyknit.

Nike SB Dunk — влияние на скейтбординг

Но в последнее время Nike пытается вернуть SB Dunk во главу стола. Например, в прошлом году давний дизайнер бренда, Джеймс Аризуми, был объявлен новым креативным директором отделения. В эпоху любви к культовым моделям прошлого компания действует соответствующе, выпуская новые расцветки серии «Lobster», «Diamond Dunk» и «Pigeon». Тем не менее, Аризуми понимает, что нельзя постоянно лишь оглядываться назад: «Эти релизы действительно помогли новому поколению сникерхедов получить то, о чем они раньше слышали, и теперь они пишут свою историю. Но в дальнейшем у нас в планах не возвращение — мы хотим найти новых креативных партнеров и придумать сумасшедшие истории, о которых будут говорить люди».

«Мы живем в интересное время», — говорит Аризуми. — «Если вспомнить начало 2000-х, продукции Nike вообще не было на рынке скейтбординга. А теперь молодежь себе и представить не может жизни без них — Nike был неотъемлемой частью их детства. Поэтому мне кажется, что ради них и следующего поколения мы просто обязаны отточить наши релизы, найти свое особое мировоззрение и поддержать скейт-сообщество, в то же время рассказывая новые истории и возрождая бренд».

Культовые модели

Nike SB Dunk культовые модели

Несмотря на то, что под маркой Nike SB вышло целое море моделей, и у каждого поколения были свои Dunk, определенные расцветки выделились из общего потока окружающими их событиями, коллаборациями с культовыми брендами или своей редкостью.

Nike SB Dunk x Supreme

  • Nike SB Dunk x Supreme White Cement 2002 01 mcmag
  • Nike SB Dunk x Supreme Black Cement 2002 02 mcmag

Дата релиза: сентябрь 2002 года

Совместный силуэт с Supreme стал первой официальной коллаборацией Nike SB после запуска отдельной скейтерской линейки. Еще одним дебютом стало то, что в этой модели впервые использовалась расцветка со слоновьим узором «Black Cement», ранее появлявшаяся только на культовых Air Jordan 3. Результатом коллаборации стали 500 пар, выпущенные в двух ярких цветах — синем и красном — которые тут же стали коллекционным предметом.

Nike SB Dunk Pigeon

Nike SB Dunk staple nyc pigeon 01 mcmag

Дата релиза: февраль 2005 года

В 2005 году Джефф Стейпл из студии Staple Pigeon разработал расцветку Dunk, ассоциирующуюся с Нью-Йорком — дизайнер решил, что ничто не характеризует город лучше, чем голуби, и так появились Nike SB Dunk Pigeon. Всего было выпущено 150 пар, часть из которых появилась в магазине Джеффа на Манхэттене — именно они стали причиной беспорядков, из-за которых полиции пришлось сопровождать покупателей до их средств передвижения. Этот релиз превратил SB Dunk из нишевой модели в кроссовки, популярные среди широких масс.

Подробная история культовых Nike Dunk SB Low Staple «NYC Pigeon»

Nike SB Dunk High FLOM

Nike SB Dunk high FLOM 01 mcmag

Дата релиза: март 2005 года

SB Dunk High «For Love or Money Dunk» были разработаны совместно с известным художником стрит-арта, Futura, в честь открытия его магазина Futura Laboratories в японском городе Фукуока. Всего было произведено 24 пары, из которых 21 досталась друзьям и близким Futura. С помощью принта с различными мировыми валютами артист провозглашал культуру единственной настоящей денежной единицей.

Nike SB Dunk x Diamond Supply Co.

Nike SB Dunk x Diamond Supply Co Tiffany 01 mcmag

Дата релиза: август 2005 года

Если и есть в истории Nike SB модель помимо «Pigeon», которая стала причиной взлета линейки, так это «Tiffany», разработанная вместе с Diamond Supply Co. Их релиз в рамках коллекции «Team Manager» привел к длинным очередям и появлению палаток у скейтшопов по всей стране. Своим названием расцветка обязана фирменному цвету упаковки ювелирных изделий Tiffany & Co.: нежно-мятный верх дополнили вставки из черной кожи аллигатора и серебристый свуш.

Nike SB Dunk Freddy Krueger

Nike SB Dunk freddy krueger фредди крюгер 01 mcmag

Дата релиза: не состоялся

В этой расцветке Nike хотел сделать отсылку на культового злодея из «Кошмара на улице Вязов». Однако представители франшизы посчитали, что она напоминает образ Фредди Крюгера слишком сильно, тем самым нарушая авторские права. Полосатый верх символизировал знаменитый свитер, кожаные накладки — обожженную кожу, а серебристый свуш — лезвия на пальцах. Из-за постановления о торговых знаках релиз так и не состоялся официально, но редкие сэмплы всё же появились на рынке ресейла.