В долгой истории культовых и известных кроссовок у Nike несколько раз встречались и эксцентричные экземпляры, которые становились популярными в рамках определенных групп или субкультур. Одними из таких кроссовок всегда считались Nike Shox. Противоречивая модель Shox была прогрессивной как в плане технологичности, так и своего инопланетного вида. После того, как Nike решил вернуть технологию в продажу, подарив силуэту новое будущее, издание Nss Magazine решило вспомнить историю необычного дизайна, а мы перевели ее для вас.
Дизайн Shox отсылает к космосу
История Nike Shox начинается еще в 1984 году. Тогда Брюсу Килгору — человеку, который также разработал культовые Air Force 1 — пришла новаторская и в то же время странная идея: вместо того, чтобы поместить в кроссовки воздушные подушки (которые уже стали считаться главной технологией амортизации Nike), оснастить их механической амортизацией. Дизайн кроссовок был вдохновлен космической тематикой — ради этого команда дизайнеров изучила космические скафандры и другую экипировку астронавтов. Сами пружины напоминали круглые ракетные ускорители. Первые прототипы были совсем не похожи на то, во что позже превратятся Shox, они больше напоминали амортизационную вилку для горного велосипеда. Nike не переставал возиться с эскизами, и даже когда полтора десятилетия спустя в продажу поступила первая модель Shox, разработанная Эриком Аваром, в странном виде колонн Shox чувствовались проблемы с дизайном. Это вылилось в противоречивые отзывы общественности, и вместо того, чтобы стать популярным силуэтом, кроссовки стали моделью для самых смелых.
Изначально Shox презентовались как спортивная обувь. Минута славы в поп-культуре пришла к кроссовкам в 2000-х, когда баскетболист НБА Винс Картер, который уже успел стать главным лицом модели, в Олимпийском матче против Франции в прыжке забросил мяч в корзину, перепрыгнув 2,18-метрового французского защитника Фредерика Вайса. Этот слэм-данк позже прозвали как «Le Dunk de la Mort» (фр. «данк смерти»). По слухам, отчасти именно он стал причиной того, что в следующем сезоне Вайс лишился контракта с НБА. Баскетбольная модель под названием BB4 прекрасно вписалась в футуристичный тренд, который принес с собой рубеж веков, и, как заявил Винс Картер: «Возможность первым представить новую технологию была для меня чем-то очевидным, она прекрасно сочеталась с тем, как я играю».
Популярность силуэта Nike Shox R4 среди субкультур
Помимо баскетбольных BB4 существовали также Shox R4 — самая легендарная беговая версия Shox, которая благодаря своему внешнему виду привлекла внимание определенных субкультур. Например, в Италии их реклама изначально была нацелена на бодибилдеров, занимающихся в спортзале — механическая амортизация кроссовок должна была помочь с подъемом большого веса. Благодаря своему дизайну они также стали альтернативой Air Max 97, которые в те времена господствовали на рынке и получили репутацию популярных кроссовок для широких масс. Выглядящие более грубо и жестко Shox пришлись по вкусу «аутсайдерам», и кроссовки стали символом маргинальности. Почти во всех европейских странах Shox стали популярными преимущественно среди неформальных групп, став «кроссовками для аутсайдеров». В Северной Европе чаще всего это были футбольные фанаты — возможно, из-за того, что силуэт напоминал уличные футбольные бутсы. А в Великобритании Shox носили представители андеграундного грайма, и всё это дошло до того, что как-то раз Drake даже надел их специально в честь своего давнего увлечения английской культурой грайма.
На протяжении всех 2000-х Nike экспериментировал с технологиями Shox, запустив ряд моделей, которые, честно говоря, оставляли желать лучшего. В ту эпоху уже начали говорить о чрезмерном использовании пластика, и Shox не выписывались в модные тренды. Shox XT, Griffin и Stunner — это лишь несколько примеров спорного дизайна, из-за которого Shox никогда не достиг широкой аудитории. Или взять версию 2004 года Shox Glamour с голенищем до икры для разминок, созданную для Серены Уильямс — такое трудно забыть. Однако в том же году были выпущены Shox TL, и дополнительные колонны, расположенные по всей площади подошвы, стали доказательством того, что Shox опережали свое время. Взгляните на то, как совместная версия 2018 года с Comme des Garçons идеально вписывается в нынешние модные тренды.
Технология возврата энергии
Что касается технической стороны дизайна, Shox интересны тем, что это была первая модель кроссовок, оснащенная технологией возврата энергии. Если большинство технологий амортизации поглощают или перемещают силу удара, то такая система, как колонны Shox, при касании стопой земли сжимаются в сторону центра, а не краев пятки, что помогает эффективно поглотить удар. Пружинистая отдача приводит к движению вперед и замедлению усиления ударной нагрузки, что помогает уменьшить риск получения травмы. Выступающие колонны сделаны из энергосберегающей пены, которая в сочетании с пластиной Pebax обеспечивают стабильность и отзывчивость. В колоннах Shox используется прочная и эластичная пена, и, подобно пружине, которая при расправлении возвращает полученную энергию, элементы Shox при наступлении на них отдают часть энергии обратно. Поэтому в рекламных кампаниях силуэта главным словом стало «boing» (звук, издаваемый при распрямлении пружины).
В прошлом году Nike перезапустил эту технологию, а значит, Shox может ожидать интересное будущее. Эта модель всегда выглядела футуристично — для своего времени, пожалуй, даже слишком. В рамках современной моды с ее трендами на массивные кроссовки и большее внимание к технологичности она смотрится гораздо органичнее. А прогрессивный дизайн вроде тех, что были представлен в Shox Comme des Garçons и коллаборации со Skepta, могут ознаменовать начало новой золотой эпохи Nike Shox.
Источник: nssmag.com
Читайте также: история культовых Nike Dunk SB Low Staple «NYC Pigeon»