Пако Рабан — биография основателя Paco Pabanne
Мир пластика и металла Пако Рабана

Мир пластика и металла Пако Рабана

Пако Рабан перевернул с ног на голову традиционное представление об одежде, когда в 1966 году представил в Париже свою первую коллекцию Haute Couture под названием «12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить». Пробудив интерес к новым материалам и техникам, а также оказав влияние на последующие поколения дизайнеров, Пако Рабан всего с помощью одной коллекции изменил историю моды.

Пако Рабан в начале своей карьеры
Пако Рабан в начале своей карьеры

Уроженец Страны Басков, получивший при рождении имя Франсиско Рабанеда-и-Куэрво, был обречен стать модельером. Его мать работала главной портнихой в ателье испанского Модного дома Balenciaga, располагавшегося в городе Сан-Себастьян. В 1937 году, после начала гражданской войны в Испании, Баленсиага перевез семью Рабана в Париж, открыв там свой магазин. Пако, выросший в столице Франции, в середине 1950-х годов начал изучать архитектуру в Национальной школе изящных искусств. Там он зарабатывал деньги, делая наброски для Dior и Givenchy, а также обувные эскизы для Charles Jourdan, но по итогу устроился к ведущему французского специалисту в строительстве железобетона Огюсту Перре, с которым проработал более десяти лет. Увлеченный модой Рабан искал способы соединить свое архитектурное и инженерное образование с одеждой. В начале 1960-х он проектировал дизайны для таких домов моды, как Givenchy и Nina Ricci. В тот же период он познакомился с молодыми перспективными модельерами парижских бутиков — Эммануэль Хан, Кристианой Байли и Мишель Розье. Начиная с 1962 года Рабан стал разрабатывать для них пластиковые аксессуары, которые имели невероятный спрос и привлекали внимание американских универмагов. Рабан говорил о дизайнерах: «Они пришли в моду как настоящие бомбы — полные новых идей и с безумным воображением. Эти трое превратили обычные унылые коллекции Ready-to-Wear во что-то шокирующее и возбуждающее. Они являются отражением молодого современного духа модной индустрии. Мне нравится их дерзкая натура… мода — это весело, и мы это понимаем» (Women’s Wear Daily, 1955 год). Не переставая создавать свои аксессуары и проектировать для домов моды одежду с бисерной отделкой, в сезоне Spring/Summer 1966 он запустил свою собственную линию аксессуаров, представляющих ярко окрашенные пластиковые украшения в виде геометрических фигур.

Показ Paco Rabanne, 1966
Показ Paco Rabanne, 1966

К февралю 1966 года Рабан был готов показать свою первую целостную коллекцию. Она называлась «12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить» и состояла из «вечерних платьев, купальников, аксессуаров, поясов, солнцезащитных очков, сумок, головных уборов, созданных из легких, гибких, подвижных, пластиковых дисков, которые в свою очередь имели форму кубов, спиралей и кругов и были выполнены в поразительных цветах: оранжевом, красном, золотом и серебряном» (Boston Globe, 1966 год). Пресса была очарована: «Вековые нитки и иголки остались в прошлом, их заменил рабочий стол с плоскогубцами, проволокой, перфоратором и штампами для вырезки отверстий. Многие считают, что это, возможно, самая громкая модная сенсация нынешнего поколения» (Chicago Tribune, 1966 год). Хотя первые платья и были сделаны в качестве эксперимента, показывающего, что еще можно смастерить из пластика, а именно — продемонстрировать современный взгляд на средневековые доспехи, пробив отверстия в родоидных дисках и скрепив их вместе с помощью проволочных колец — они стали продаваться в самых известных модных магазинах Соединенных Штатов за $300 и даже больше. Надетые поверх чулок платья предназначались для танцев (сидеть в них не рекомендовалось). Все они имели дополнительные диски и проволочные кольца на случай каких-либо повреждений.

Одри Хепберн в платье Paco Rabanne
Одри Хепберн в платье Paco Rabanne

Пако объяснял свой мгновенный успех инновационностью изделий: «Мои платья пользуются популярностью, потому что они шокируют. Не может быть, чтобы женщина надела их и осталась незамеченной». В дополнение он говорил следующее: «Я подумал, что женщина, которая весь день работала в элегантном костюме и туфлях на плоской подошве, должна вечером вновь стать таинственной и женственной. Я хотел наделить ее чем-то вроде второй кожи, шелестящей, переливающейся, мягкой, но угловатой, гибкой, но жесткой, прозрачной, но непроницаемой» (Chicago Tribune, 1967). Редко когда работа дизайнера сливается с потоком массовой культуры так же быстро, как это было у Рабана. Его одежду носили известные исполнительницы и знаменитости, она появлялась на телевидении и в кино — дизайнер сделал несколько пластиковых платьев для оригинального фильма «Казино “Рояль”» и актрисы Одри Хепберн в «Двое на дороге», а также культовые костюмы Джейн Фонды в «Барбарелле». С 1966 по 1970 год Пако Рабан был повсюду. Его копировали другие дизайнеры и производители масс-маркета. В журналах для подростков описывалось как своими руками создать его одежду.

Показ Paco Rabanne, 1967
Показ Paco Rabanne, 1967

«Есть материалы, которые никто и никогда не осмеливался использовать в модной индустрии, а Пако Рабан решился на это. Есть конструкции, которые никто даже и представить себе не мог, а он воплотил их в жизнь», — писал однажды Vogue. Тем не менее, несмотря на всю его прогрессивную современность, в значительной части его работ присутствовал определенный историзм, особенно когда он начал работать с металлом и кожей. В 1967 году Рабан основал собственный бренд Paco Rabanne и представил следующую коллекцию, в которую вошли платья и пальто из кожи, украшенные кольцами. Он также вернул свои первые изделия с использованием алюминиевых дисков и треугольников — все то, что он называл «доспешными нарядами». Светлые тона его революционных пластиковых образов в сочетании с серебристой и коричневой кожей приобрели более темный оттенок. Women’s Wear Daily писали об июльской коллекции 1967 года, что «пока большая часть Парижа думает о прекрасном, Пако Рабан все еще демонстрирует грубые наряды. Его модели ходят по подиуму как Валькирии… даже девочки выглядят как маленькие жительницы Спарты». Средневековые кольчуги, Валькирии, Спартанские воины — мало что осталось от той яркой новизны, которая поразила средства массовой информации всего полтора года назад. В 1968 году бумажные образы, сделанные из склеенных или скрепленных вместе листов, как и красочная кольчуга, превращенная в обтягивающее мини-платье, стали передышкой после его воительниц.

Пако Рабан — история жизни основателя Модного дома Paco Pabanne
Показ Paco Rabanne, 1968

Для Рабана каждый сезон был возможностью для новых экспериментов, таких как плащи, отлитые из одного куска пластика, которые он показал в 1970 году. В 1971 году Пако официально присоединился к Синдикату высокой моды, представив более «целомудренную и утонченную» версию своих дизайнов — модельер заменил тяжелую фурнитуру тонкой металлической сеткой и тканями, такими как бархат и трикотаж. Рабан одевал сетчатые накидки и бюстгальтеры поверх облегающих черных вечерних платьев, а также использовал лоскутную джинсовую ткань и кожаные детали — все, что было довольно непривычно для человека, который ранее стремился истребить иглу и нить.

В 1969 году Пако выпустил свой первый парфюм Calandre, названный в честь металлической решетки на передней части автомобиля. Аромат должен был напоминать запах его бутика, заполненного металлическими конструкциями и стульями, сделанными из кожаных сидений спортивных автомобилей. Чрезвычайная популярность Calandre положила начало двадцатилетнему периоду невероятной популярности ароматов и туалетных принадлежностей Paco Rabanne и одновременному уменьшению интереса к одежде бренда. Его дизайны, так ясно напоминающие 1960-е годы, полностью вышли из моды. Известный своими часто безумными теориями, которые он высказывал в прессе, Пако получил прозвище «Wacko Paco» («чокнутый Пако»). Дизайнер опубликовал несколько книг, одна из которых прогнозировала, что советская космическая станция «Мир» в 1999 году рухнет на Париж и уничтожит его. В том же году, когда его предсказание не сбылось, Пако Рабан ушел из мира моды (он все еще жив, но очень далек от своего одноименного бизнеса).

Paco Rabanne Spring/Summer 2019 Ready-To-Wear
Paco Rabanne Spring/Summer 2019 Ready-To-Wear

Модному дому, ассоциирующемуся с эпохой конца 1960-х годов и эстетикой футуристических воин, оказалось довольно не просто провести модернизацию и вновь обрести свою значимость. Целый ряд дизайнеров пробовали свои силы в этом деле. В 2013 году пост креативного директора Paco Rabanne занял Жюльен Доссена. Модельер занялся поисками современной интерпретации Дома моды, создавая проекты «которые возвращают величие работ Пако Рабана, но в то же время усиливают мой голос». Его коллекции Spring/Summer 2019 и Fall/Winter 2019 получили особое признание за то, как Доссена использовал наследие Рабана, в частности кольчугу, представив большое количество образов, состоящих из различных стилей и элементов. Смешение настоящего, будущего и прошлого — дизайнерская философия, которой мог бы придерживаться даже сам Пако Рабан.

Источник: Heroine.com

 


Читайте также, как Жюльен Доссена преобразил Paco Rabanne


 

МЫ В СОЦСЕТЯХ