Культ личности Christiane F. уже давно прошел: с начала 80-х годов прошлого столетия, когда на экранах появился фильм «Мы дети станции Зоо» и сотни немецких девочек захотели быть похожими на главную героиню, прошло уже почти 40 лет. Но несмотря на минувшие годы, проблемы, иллюстрируемые в фильме, до сих пор являются предметом интереса многих людей, а для некоторых даже источником вдохновения. Ко вторым относится Раф Симонс. Давайте разберемся, что же такого в истории Кристианы Ф., и каким образом она вдохновила бельгийского дизайнера на создание своей новой коллекции Осень/Зима 2018.
Christiane F.
Вера Кристиана Фельшеринов или просто Кристиана Ф., как ее многие называют, не сделала для Германии ничего выдающегося, но ее образ прочно укоренился в немецкой уличной культуре последней четверти двадцатого века. Кристиана прославилась благодаря своей наркозависимости, а рассказанная ею история о своем образе жизни заставила не одно поколение обратить внимание на собственный.
Рождение будущей «звезды» пришлось на 1962 год и произошло в городе на севере Германии – Гамбурге. Еще в маленьком возрасте Кристиане с семьей пришлось перебраться в Западный Берлин. Там они обзавелись небольшой квартирой в одном из высотных домов района Гропиусштадт. Район находится в округе Нойкёльн и считается социально-неблагополучным и по сегодняшний день. Именно с момента переезда Кристианы в Гропиусштадт и началась точка отсчета ее трудной жизни. В ее семейных отношениях преобладало домашнее насилие со стороны отца, и вскоре родители вынуждены были развестись и жить отдельно.
В возрасте двенадцати лет Кристина, как ее часто называют в англоязычных и русскоязычных странах, впервые попробовала наркотики. Она часто курила гашиш в местном клубе, куда ходила берлинская молодежь, и в частности – ее компания. Ребята там были на два года старше нее: Андиас Атзе, Андиес Витес и еще два молодых парня, имена которых полиция так и не смогла установить. Со временем они перешли к психоактивным таблеткам. Среди них преобладали ЛСД и экстази, аббревиатуры которых Симонс поместил на вещах своей коллекции (но об этом – позже).
Всего за месяц до своего четырнадцатилетия она начала употреблять героин, а к пятнадцати годам уже стала заявленной наркоманкой и из-за нехватки денег начала заниматься проституцией на популярной среди социально-несостоявшихся людей железнодорожной станции «Зоологический сад».
В 1978 году, когда молодой наркоманке было уже шестнадцать лет, Кай Герман и Хорст Рик, журналисты из новостного журнала «Штерн», провели с Кристиной интервью, которое продолжалось два часа. Впоследствии оно вылилось в полное описание Кристиной своей жизни, которое происходило на протяжении уже двух месяцев. Главной целью журналистского исследования было изучение наркозависимости среди подростков. Данная проблема, являясь достаточно важной, так и не нашла отклик у современников.
После выхода серии статей о жизни Кристины, издательский дом «Stern» решил выпустить целую книгу на основе интервью, так как материала было более чем достаточно. Написанием книги полностью занимались журналисты, но не без помощи матери Кристины и других близких ей людей.
Книгу назвали «Мы, дети станции Зоо», и, хотя повествование идет от имени Кристины о ее собственной судьбе, произведение стало характерным изображением образа жизни целого поколения, жившего в панельных районах Западного Берлина.
Фильм «Мы, дети станции Зоо»
Вскоре после публикации книги трагическая история берлинских, пристрастившихся к наркотикам подростков привлекла внимание режиссера Ули Эдель. И в 1981 году в мире кинематографа появилась экранизация биографии Кристианы Ф. Сценарий к фильму написал Герман Вайгель, а продюсерами стали Бернд Айхингер и Хан Вет. В создании картины участвовала и сама Кристина: давала съемочной группе различные советы, но в фильме так и не появилась.
Местами действия в фильме стали реальные закоулки района Гропиусштадт и станция «Зоологический сад» – именно там и проводили часть своей жизни берлинские наркоманы.

И вот еще что интересно: в съемках фильма принял участие любимый певец Кристианы Ф. – Дэвид Боуи. В мире «детей станции Зоо» он дал концерт, а в реальной жизни выпустил целый альбом-саундтрек под названием «Christiane F.»
Кинолента, кстати, имеет два названия: «Мы, дети станции Зоо» (перевод оригинального немецкого названия «Wir Kinder vom Bahnhof Zoo») и «Я Кристина» (перевод «Christiane F.», более распространённого в англоязычных странах).

Влияние на Raf Simons
Знакомство дизайнера бренда с героиновым миром Кристианы началось еще в совсем юном возрасте. О том, что многие европейцы поколения Симонса были подвержены миру молодой наркоманки, так как книга и фильм входили даже в программу старшей школы, нам сообщается в пресс-релизе показа.
В своём интервью с FashionNetwork.com Раф Симонс рассказал журналистам о том, что фильм «Christiane F.» уберёг его от приёма наркотиков. На момент первого просмотра кинокартины бельгийцу было 14 лет – как Кристиане, когда она стала страдать зависимостью от героина.

Неудивительно, что даже спустя столько лет, история Кристианы снова повлияла на Симонса: только теперь в мировосприятии дизайнера она имела уже не поучительный характер, а вдохновительный.
Думаете, бельгийского дизайнера не могли вдохновить красные волосы главной героини, её темно-синие тени и цвет джинс её друзей? Если ваш ответ на этот вопрос «нет», вам стоит пересмотреть (или увидеть впервые) этот культовый фильм и изо всех сил постараться проникнуться его, на первый взгляд, неприятной, но исключительной атмосферой Западной Германии семидесятых.

Особый интерес представляет показ коллекции. Действие стало настоящей современной вакханалией – подиум был декорирован в виде накрытого праздничного стола: здесь и композиции цветов, и огромные вазы с яблоками, грушами и лимонами, и этажерки с виноградом, и горы сыра, и бельгийские вафли с шоколадом, и различное вино: от игристого до красного сухого – как же на пиршестве без него. Всё это могло напомнить зрителю натюрморты голландских художников 17 века, а в частности – полотна мастеров своего дела Виллема ван Алста, Корнелиса де Хема и Рашель Рюйш.

На значительную часть вещей из коллекции помещены тканевые патчи, похожие на разноцветные заплатки, а на них – надписи «LSD» и «XTC», о которых уже упоминалось выше. Это тоже своеобразная отсылка к истории Кристины: чаще всего она с друзьями употребляла именно эти два психотропных наркотика.

И хотя сквозной темой этой коллекции стала наркозависимость, фильм «Мы, дети со станции Зоо» стал отнюдь не единственным референсом к новому произведению искусства Рафа Симонса. За основу для некоторых своих вещей он взял обложку пьесы «Drugs» американского писателя Гленна О’ Брайана и актрисы Куки Мюллер, которая была опубликована в двух вариантах обложки: желтом и оранжевом, что символизирует цвета ярких наркотических таблеток. Произведение считается трагикомедией и рассказывает читателю о взаимоотношениях пары, страдающей от наркотической зависимости в период с 1960-х по 1980-е года – что опять же напоминает нам историю самой Кристины. Пьеса была написана ещё в 1983 году, но почему-то удостоилась внимания издателей только в 2016 году, когда и была впервые опубликована.

Но всё же важнейшее влияние на коллекцию осень/зима 2018 оказал именно фильм «Christiane F.». Неспроста же Симонс выпустил целую капсульную коллекцию с изображением кадров из фильма на своих футболках, толстовках и сумках. То, что бельгийский дизайнер неравнодушен к фотопринтам, мы поняли ещё в прошлом году: именно тогда Раф Симонс получил разрешение от Фонда Энди Уорхола на использование работ художника для вещей Calvin Klein. Но в этот раз бельгиец поместил портреты Кристианы и её парня Детлефа не только на привычные для принтов места: кадры появились и на коленях брюк.

Некоторые вещи из коллекции (например, худи) помимо фотопринтов награждены также оригинальными названиями фильма – даже самые непросвещенные смогут прочитать «Christiane F. Wir Kinder vom Bahnhof Zoo», забить непонятные слова в Google и выйти на этот завораживающий, отчасти исторический, фильм.

«Мы, дети со станции Зоо» – это не просто биография одной девочки, принимающей героин, это история целой эпохи унылых наркозависимых подростков, безысходность которых заставляет их идти на такие крайности, как проституция. И хотя современная картина мира мало похожа на представленный в кинофильме образ жизни детей Западного Берлина семидесятых, мы всё-таки не может отрицать, что проблема употребления наркотиков остаётся одной из актуальнейших в мире и с каждым днем только всё больше и больше гламуризируется в нашем обществе. Возможно, именно такой посыл Раф Симонс хотел донести до своих зрителей и покупателей с помощью новой коллекции. Удалось ли ему привлечь достаточное внимание к этой пагубной привычке и поднять данную злободневную проблему в первые ряды рейтинга, решать вам. Но вещи из новой коллекции вы можете приобрести на официальном сайте бренда уже сейчас и таким образом помочь реабилитации наркозависимых людей, так как часть выручки от продажи вещей из коллекции пойдёт в организации социальной помощи.
Текст: Анастасия Лябина