Всем известна теория о том, что мода циклична и примерно каждые 20 лет тренды возрождаются. Тем не менее, мало кто верил в то, что торчащие стринги, джинсы на низкой талии и скайсы после окончания нулевых когда-нибудь действительно вновь захватят общественное сознание. Но это произошло. Более того, теперь в наши гардеробы возвращаются и менее мейнстримные тенденции, следующие за стилем Y2K. В моду снова входит стиль инди — культурный феномен конца нулевых и начала 2010-х, проистекающий из музыкального жанра с тем же названием. Эстетика, теперь известная под названием «Indie Sleaze», является новой интерпретацией субкультуры через призму поколения Z, которое было слишком молодо для того, чтобы примкнуть к ней в прошлый раз.
Сегодня вместо мрачных размышлений о будущем молодежь решает жить моментом, выбираясь на вечеринки и веселясь как в последний раз — и Indie Sleaze идеально вписывается в эту атмосферу.
История тренда
Так что же такое Indie Sleaze? Как и в случае с большинством современных трендов, инди-слиз для разных людей означает разное. В целом же это эстетика, которая обрела популярность в нулевых и просуществовала примерно до конца того десятилетия. Некоторые привязывают тенденцию к эпохе президентства Джорджа Буша-младшего (2001-2009 годы), другие считают, что мода на инди пришлась на период с 2006 по 2012 годы.
По словам тренд-аналитика из тиктока Мэнди Ли (@oldloserinbrooklyn), которая дала эстетике ее современное название, Indie Sleaze обозначает стиль, который у большинства ассоциируется с тамблером. Это хипстеры, провокационный маркетинг, красная помада и растекшаяся подводка, взлохмаченные волосы, густая челка и вечеринки в стиле электро-рок, после которых в группах на MySpace можно было найти фотографии посетителей, сделанные со вспышкой и отмеченные водяными знаками клуба.









Это были последние годы в истории человечества, прежде чем у каждого появился смартфон, заменивший профессиональную камеру и добавивший в каждое мероприятие навязчивое желание запечатлеть происходящее и похвастаться своей захватывающей жизнью перед другими. Никто не одевался специально ради того, чтобы их сфотографировали — исключением были те, кто хотел попасть в объектив культового фотографа нулевых, The Cobrasnake, чей блог пестрел снимками с самых главных вечеринок тех времен. И даже в такие моменты, считает сам фотограф, они были настоящими. «Люди были свободными, они могли самовыражаться так, как им хочется, всё не было таким прилизанным», — говорит он в интервью The Face. Непередаваемая атмосфера, запечатленная в клубных фотографиях, является результатом искренности той эпохи.
В 2000-е стилю Indie Sleaze отдавали предпочтение «бунтующие» миллениалы. Несмотря на то, что они отвергали массовые тренды, они всё же пытались следовать другой, своей моде. Повседневный образ хипстеров состоял из акцентных головных уборов вроде шляп или повязок на голову, веселых кардиганов, укороченных жилеток и байкерских курток, футболок со слоганами, леггинсов в стиле металлик или черных скинни, шорт или мини-юбок поверх черных колготок, платьев в бельевом стиле, тонких шарфов и множества пластиковых или позолоченных украшений. Главной характеристикой внешнего вида было желание показать, что ты не стараешься выглядеть модно (хотя добиться такого образа поклонники эстетики пытались изо всех сил).
Идеальным олицетворением тренда была героиня сериала «Skins», Эффи Стонем (роль которой исполнила Кая Скоделарио). Она была богиней, которой поклонялся весь тамблер (главная соцсеть представителей Indie Sleaze): всегда тусовавшаяся до рассвета, неуловимая и загадочная героиня с безупречно размазанной тушью и очаровательно разорванными колготками.
В Америке лицами Indie Sleaze были Мэри-Кейт Олсен, Канье Уэст, Кэти Перри, Скай Феррейра и Стив Аоки. В Великобритании иконами стиля считались Алекса Чанг, Агнесс Дин, Алекс Тернер, а также встречавшиеся на тот момент Кейт Мосс и Пит Доэрти. Говоря о музыке, ассоциирующейся с эстетикой, непременно упоминали о таких исполнителях, как Yeah Yeah Yeahs, Лили Аллен, M.I.A. и Bloc Party — под их треки можно было танцевать до рассвета.
Несмотря на то, что в знаменитой статье Марка Грейфа для New York Magazine «Какими были хипстеры» провозглашалось, что в 2010 году архетипу пришел конец, представители этой субкультуры окончательно пропали с улиц лишь в 2012. Тогда рэпер Macklemore выпустил свой хит «Thrift Shop», с иронией высказавшись на тему некогда популярного стиля.
Если вы по-прежнему не уверены в том, что такое Indie Sleaze, зайдите в инстаграм*-аккаунт @indiesleaze, в котором задокументирован весь декаданс звездных вечеринок того времени. Одним из самых часто встречающихся в профиле дизайнеров является Джереми Скотт, в настоящее время занимающий пост креативного директора Moschino. В интервью изданию Thrillist основательница аккаунта, Оливия, отмечает: «С этим временем у меня ассоциируются многие дизайны Джереми Скотта и многие паттерны, которые он включал в свои показы. А еще мы переписывались с ним в инстаграме. Он прислал мне хорошие кадры».
Скотта можно даже назвать главным модельером эпохи инди-слиза: его работы, наполненные поп-артом, броскими узорами и яркими расцветками, всегда находились (и продолжают такими быть и сегодня) на грани между хорошим вкусом и пошлостью. Но даже если вы не могли позволить себе айтемы из коллекций Jeremy Scott, похожего вида можно было добиться, зайдя в Urban Outfitters или местный секонд-хенд и собрав там наряд, который восхитит одних и заставит недовольно хмуриться других.




Пожалуй, самым знаковым символом эстетики Indie Sleaze 2010-х был бренд American Apparel, специализировавшийся на базовых айтемах (в январе 2017 года компания объявила о банкротстве). Фирменной характеристикой марки была провокационная реклама, в которой снимались девушки без макияжа, порнозвезды и эпатажные представители квир-комьюнити. Несмотря на то, что в тиктоке под хэштегом #americanapparel найдутся тысячи видео, оплакивающие закрытие бренда, American Apparel представляет собой один из множества проблематичных элементов той эпохи. Сегодня компания в первую очередь ассоциируется со скандалом вокруг ее основателя Дова Чарни, в 2014 году обвиненного в сексуальных домогательствах. Несмотря на снятие с должности, Чарни не ушел из индустрии, а основал новый бренд под названием Los Angeles Apparel, который по сути имитирует его предыдущий проект, начиная от ассортимента и заканчивая стилем рекламных кампаний.
Но вернемся к Indie Sleaze. Объединяющим фактором представителей эстетики были элемент творчества и готовность показаться человеком без вкуса: главным принципом было не желание угодить быстро сменяющейся моде, а выразить себя. И именно это отличает инди-слиз от большинства других трендов. Конечно, как и эра Y2K, Indie Sleaze полон и неудачных образов, на которые сегодня сложно смотреть, не испытывая испанского стыда. Тем не менее, у поклонников инди-слиза есть чему поучиться: урок, который стоит усвоить — это научиться не относиться к себе слишком серьезно и получать удовольствие.
Возрождение Indie Sleaze в 2023 году
Как оказалось, хипстерский стиль вовсе не мертв, а лишь на время затаился в ожидании. И в последнее время модные критики и аналитики только и говорят о том, что Indie Sleaze возвращается.
Несмотря на то, что массового внимания эстетика заслужила лишь недавно, благотворящий ей настрой появился гораздо раньше, еще в начале пандемии коронавируса. Вскоре после переодевания в удобные спортивные костюмы многие начали мечтать о вечеринках, которые они посетят, как только появится возможность. А отсутствие давящего дресс-кода помогло людям понять, что им нравится на самом деле. Всё это вылилось в более беззаботные и непринужденные образы, которые становятся популярны сегодня.







В завирусившемся тикток-ролике вышеупомянутая блогерка Мэнди Ли говорит о «существовании невероятно большого количества доказательств» возрождения Indie Sleaze. Так, в наши дни на смену одним устаревшим технологиям вроде печатных машинок и полароидов, популярных среди хипстеров прошлого, пришли проводные наушники, пленочные фотоаппараты и телефоны-раскладушки. Место провокационных рекламных кампаний заняли промо-посты сексуальных инфлюенсеров. Молодежь начала возвращаться из кофеен и баров в клубы.
В модной индустрии воскрешение тренда тоже назревало уже на протяжении нескольких сезонов. В каждой коллекции Эди Слимана, будь то для Saint Laurent или Celine, найдутся образы, которые идеально вписываются в гардеробы последователей Indie Sleaze: кожаные брюки и джинсы скинни, узкие шарфы, преувеличенные кардиганы, акцентные шубы и удлиненные рубашки, надетые как платье.
Противоположный заветам Коко Шанель принцип (вместо того, чтобы перед выходом снять с себя одну вещь, добавить парочку дополнительных аксессуаров), отражающий мышление поклонников эстетики, пришелся по нраву таким брендам, как Versace и Dolce & Gabbana. А в коллекциях Gucci от Алессандро Микеле проявились присущие инди-слизу хаотичность и любовь к необычным сочетаниям: повязки на голову, громоздкие украшения, лоферы и контрастные принты.










Сегодня, как и в конце нулевых, Indie Sleze может адаптироваться под необходимый бюджет: образы в данной эстетике можно собрать как в премиальном сегменте, так и в масс-маркете. При этом среди представителей поколения Z популярно стремление к экологичности и отказу от быстрой моды, а потому часто их инди-слиз-аутфиты состоят из находок в секонд-хендах и винтажных магазинах.
Что касается знаменитостей, они поддерживали тренд на плаву всё это время, но в 2022 году настоящей королевой Indie Sleaze в издании InStyle назвали Беллу Хадид: «Что бы она ни надела, все будут это носить». Новомодная эстетика также заинтересовала таких звезд, как Оливия Родриго, Хлоя Черри, Джулия Фокс, Билли Айлиш и Деми Ловато. А новым Питом Доэрти уже можно считать Machine Gun Kelly или Пита Дэвидсона.
Причины возвращения эстетики
Некоторые предпосылки к новообретенной популярности Indie Sleaze очевидны. Возрождение моды на Y2K достигло своего апогея, а значит логично, что следующим на очереди цикла трендов является эстетика 2010-х. К тому же нарочито непринужденный стиль инди-слиз выступает контрастом безупречной эстетике миллениалов, правившей индустрией в предыдущем десятилетии и закутавшей целое поколение в однообразные образы без какой-либо частички самовыражения.
Но современное влечение к Indie Sleaze пролегает и на гораздо более глубоком уровне. Этот тренд служит ностальгией по времени, когда мир еще не был так обеспокоен возросшей инфляцией, уровнем арендной платы и общими затратами на жизнь. По-видимому, инди-слиз представляет собой оптимистичную реакцию на рецессию. Сначала стиль появился после экономического кризиса 2008 года, а теперь возродился как следствие двух лет пандемии и новых политических конфликтов, когда человечество снова пришло в упадок. Менталитет начала 2010-х тоже вернулся: люди предпочитают хорошо проводить время, стараясь не задумываться о завтрашнем дне.
Еще одна причина расцвета Indie Sleaze — это рост метавселенной, которая, по словам основателя Meta Марка Цукерберга, станет следующей стадией человеческого развития, когда большая часть коммуникаций будет происходить в виртуальной реальности. Indie Sleaze же предлагает оставить смартфон дома или заменить его на кнопочный телефон, отдавая преимущество живому общению, и воспринимать мир таким, каким он был до того, как нашу рутину заполонили соцсети, постоянная усталость и FOMO (страх пропустить что-то интересное).
Наблюдая за возрождением эстетики, мы лишь надеемся на то, что на этот раз получится избежать ее проблематичных элементов, будь то романтизация употребления алкоголя и наркотиков, истощенная худоба (хотя, к сожалению, кажется, соцсети вновь захватывает контент про анорексию) или культурная апроприация вроде северо-индейского венца из перьев, который носили все, начиная от Ланы Дель Рей и заканчивая Джаредом Лето.
Нет смысла позиционировать эту эстетику как что-то невинное, но ее восход нельзя не воспринимать как форму сопротивления тому, в каком направлении движется современный мир. И несмотря на то, что в первую очередь об инди-слизе заговорили именно в онлайн-пространствах, этот стиль отражает человеческое желание к живому общению и искренним опытам.
*Инстаграм принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена
Dark Academia — эстетика, романтизирующая интеллектуальность