Swarovski — одно из самых популярных имен в мире ювелирных изделий. Основанная в 1895 году компания создает изысканные украшения, скульптуры и аксессуары cо своими фирменными кристаллами, которые не уступают по красоте настоящим бриллиантам. Также Swarovski производит высокоточные оптические приборы, такие как телескопы и бинокли, абразивные инструменты и системы дорожного освещения. Продукция бренда отличается высоким качеством, насыщенной палитрой цветов и непревзойденным блеском.
Сегодня Swarovski является синонимом роскоши и стильного исполнения. В этой статье мы решили выяснить, как основатель компании Даниэль Сваровски смог превратить небольшой семейный бизнес по огранке хрусталя во всемирно известного производителя рассыпных кристаллов, покоривших мир моды, искусства и кино.
Зарождение Swarovski
Даниэль Сваровски родился в 1862 году в Богемии. Его отец владел местной стекольной фабрикой, где юный Даниэль обучался огранке хрусталя. Мальчик любил это ремесло и даже проходил стажировку у других мастеров. Увлеченный Даниэль практиковал свои навыки с большим рвением: он занимался производством металлического жемчуга и экспериментировал с гранеными стеклянными бусинами.
В конце 19 века наблюдался рост обеспеченного среднего класса, который стремился к более дешевой альтернативе драгоценным камням, и тогда Сваровски загорелся идеей создать «бриллиант для всех». В возрасте 21 года Сваровски посетил Международную электрическую выставку в Вене, которая определила весь дальнейший успех его будущей компании. Даниэль осознал, что новая форма энергии может полностью изменить промышленное производство кристаллов, и твердо решил стать одним из первых, кто использует ее ранее неизвестный потенциал. Он проводил дни и ночи, работая над воплощением своего замысла, и, наконец, в 1892 году ему удалось запатентовать электрический станок для резки стекла, точность и скорость которого не могли превзойти даже самые опытные мастера.

Семейный бизнес процветал, и Сваровски было необходимо искать помещение под новое оборудование. В 1895 году Даниэль, его шурин Франц Вайс и деловой партнер Арманд Косманн приняли решение перебраться в Ваттенс и основать там новую компанию Swarovski. У партнеров было три причины остановить свой выбор на небольшом австрийском городе: во-первых, возможность арендовать фабрику у реки Ваттенбах, где стояла водяная турбина, имевшая решающее значение, поскольку в Ваттенсе еще не было электричества, во-вторых, близость к Богемии, центру шлифовки хрусталя и стекла, и в-третьих, наличие железнодорожной линии, ведущей в Париж. Беря с собой чемоданы с кристаллами, Даниэль отправлялся в дорогу, посещая специализированные ремесленные ателье, а также таких дизайнеров, как Жанна Ланвен и Чарльз Фредерик Уорт.
В 1913 году Swarovski начал производство собственного хрусталя, а в 1919 году запустил первую дочернюю компанию Tyrolit, специализирующуюся на выпуске инструментов для шлифовки, полировки и резки. По сей день этот бренд является одним из ведущих поставщиков абразивного оборудования в мире.

В 1930 годы произошло сразу несколько значительных событий в истории компании. Первым из них стала разработка Plastic Trimmings — гибкой стразовой ленты, которую с легкостью можно было пришить к платью, обуви или сумке. Также в 1930 годах сын Даниэля, Вильгельм Сваровски, начал работу над прототипом полевого бинокля. Младший Сваровски, унаследовавший изобретательность своего отца, присоединился к семейной компании в возрасте 17 лет и долгое время проводил эксперименты в области технологии выплавки стекла. Вильгельм закончил свой прототип в 1935 году, разработав новые методы шлифовки оптических компонентов. Бинокли и винтовочные прицелы, также созданные брендом, позволили Swarovski удержать свои позиции в трудный военный период.
Золотое время Swarovski
После окончания Второй мировой войны компания открыла подразделение Swarovski Optik, производящее оптические приборы премиального качества: телескопы, бинокли, прицелы и зрительные трубы, которые быстро получили признание любителей охоты. В 1950 году был создан еще один бренд, Swareflex, предлагающий умные системы безопасности дорожного движения и световые решения для промышленных объектов, трасс, гостиниц и магазинов.

Середина 20 века также ознаменовала собой начало новой эры тесного сотрудничества Swarovski с мировой индустрией моды. В 1955 году кристаллы компании начали появляться в коллекциях Кристиана Диора, а уже год спустя дизайнер вместе с внуком основателя, Манфредом Сваровски, разработал особый способ вакуумного напыления, наносимого на очищенные кристаллы для создания радужного блеска. Этот метод стал известен как Aurora Borealis, что в переводе с латинского означает «северное сияние». Великий кутюрье добивался эффекта, который напоминал бы ему зеркала, освещенные свечами, и люстры Версальского дворца. Помимо Диора, поклонниками кристаллов Swarovski также были Коко Шанель, Кристобаль Баленсиага и Эльза Скиапарелли.
Изделия бренда все чаще стали появляться в кино и на сцене. В 1961 году Одри Хепберн ослепила публику тиарой из кристаллов Swarovski в фильме «Завтрак у Тиффани». Год спустя Мэрилин Монро исполнила песню «Happy Birthday Mr. President» для американского президента Джона Ф. Кеннеди в Мэдисон Сквер Гарден, будучи в платье телесного цвета от Жана Луи, украшенном 2500 кристаллами, которые в свете софитов переливались тысячами цветов.

Внимание знаменитостей способствовало повышению международной репутации компании. Бренд начал расширять свой ассортимент и выпускать бытовые изделия из хрусталя. Позже возникла идея массового производства хрустальных фигурок, первой из которых стала фигурка мыши. В 1976 году небольшие статуэтки были подарены участникам зимних Олимпийских игр в Инсбруке, благодаря чему они приобрели такую популярность, что Swarovski запустил производство целой коллекций фигурок, которые до сих пор находят широкую аудиторию среди коллекционеров со всего мира.
Возрождение бренда Swarovski
Если до 1989 года ювелирную компанию узнавали по эдельвейсу с кристаллом в центре, то в конце десятилетия сложный цветок заменили новым логотипом в виде лебедя, являющегося символом чистоты, элегантности и силы. Однако это было не единственным важным изменением, коснувшимся компании на пороге нового тысячелетия.
В 1995 году управлением Swarovski занялась правнучка основателя, Надя Сваровски. В качестве своей главной цели она видела репозиционирование бренда, возвращение его в мир высокой моды, с которым Swarovski когда-то был связан. Первым шагом Нади было тесное сотрудничество с Александром Маккуином, которое стало возможным благодаря изобретенной в 1993 году ткани Crystal Mesh — гибкой металлической сетки с интегрированными кристаллами. Впервые великий кутюрье использовал инновационный материал в своей коллекции Alexander McQueen Spring/Summer 1999 — кристаллы Swarovski сверкали на платьях, накидках и проволочных украшениях. Шоу увенчалось грандиозным успехом и положило начало многолетней дружбе между двумя домами.

Ткань Crystal Mesh позже была использована и в творениях других дизайнерских домов, таких как Mary Katrantzou, Hussein Chalayan, Jean Paul Gaultier и Christopher Kane, что окончательно вернуло компанию на карту моды. Современные дома моды, такие как Prada, Dolce & Gabbana, Valentino и многие другие, по-прежнему неизменно используют элементы Swarovski для украшения своих сезонных коллекций.
Совместные проекты Swarovski
Творческий потенциал Swarovski был также подкреплен рядом проектов в области архитектуры, дизайна, кино и музыки. Особенно ярыми поклонниками бренда всегда были представители мировой поп-сцены. Майкл Джексон регулярно появлялся на выступлениях в своей знаменитой белой перчатке, украшенной кристаллами Swarovski; Леди Гага получала награды «Грэмми-2010» в боди Armani Privé, разработанном совместно с австрийской компанией; Мадонна во время своего тура «Rebelion Heart» сменила около 350 нарядов, которые состояли из более чем 2,5 миллионов элементов Swarovski; Spice Girls использовали знаменитые стразы для украшения костюмов для своего камбэка в 2019 году.




Однако порой компания ставит перед собой, казалось бы, совсем невыполнимые задачи. На протяжении многих лет Swarovski остается одним из тех, кто делает церемонию вручения «Оскара» незабываемой. В 2018 году бренд в сотрудничестве с дизайнером Дереком Маклейном декорировал сцену кинопремии 45 миллионами кристаллами. В результате мероприятие отложилось в истории не только номинантами и победителями, но и фантастическим образом из сказки. Годом позже Swarovski реализовал еще один невероятный проект, на это раз связанный с главным атрибутом Нового года. Ювелирный дом создал гигантскую звезду массой около 450 килограммов, которая состояла из 3 миллионов кристаллов и украшала елку Рокфеллер-центра.

Swarovski в кино
Способность производить универсальные украшения относительно дешево и в почти неограниченном количестве сделала Swarovski одним из самых желанных гостей киноиндустрии. Впервые кристаллы компании появились на большом экране в 1932 году, украшая костюмы Марлен Дитрих в фильме «Белокурая Венера». С тех пор Swarovski успел поработать с более чем 115 дизайнерами костюмов и по сей день продолжает освещать мир кино своими кристаллами и потрясающим мастерством.
Работы Swarovski были показаны в следующих фильмах:
- 1932 — «Белокурая Венера» (Костюмы и украшения Марлен Дитрих)
- 1939 — «Унесенные ветром» (Платье Вивьен Ли)
- 1939 — «Волшебник страны Оз» (Туфли Джуди Гарленд)
- 1953 — «Джентльмены предпочитают блондинок» (Украшения Мэрилин Монро)
- 1961 — «Завтрак у Тиффани» (Тиара Одри Хепберн)
- 2001 — «Мулен Руж!» (Костюмы героев)
- 2002 — «Умри, но не сейчас» (Платье Розамунд Пайк)
- 2004 — «Призрак Оперы» (Люстра)
- 2006 — «Девушки мечты» (Платья героинь и декорация сцены)
- 2010 — «Черный лебедь» (Балетные костюмы Натали Портман и люстры)
- 2012 — «Координаты “Скайфолл”» (Платье Беренис Марло)
- 2014 — «Лондонские каникулы» (Украшения героинь)
- 2015 — «Золушка» (Туфли Лили Джеймс)
- 2015 — «Восхождение Юпитер» (Платье и головной убор Милы Кунис)
- 2017 — «Величайший шоумен» (Костюмы и украшения героев)
- 2017 — «Красавица и чудовище» (Платье Эммы Уотсон)
- 2018 — «Богемская рапсодия» (Корона Рами Малека и костюмы героев)
- 2019 — «Рокетмен» (Костюмы Тэрона Эджертона)





Swarovski сегодня
В 2020 году, впервые за свою 125-летнюю историю, Swarovski объявил о назначении глобального креативного директора бренда. Эту позицию заняла известный итальянский модный редактор Джованна Батталья-Энгельберт.
Вступив в новую должность, Джованна тут же принялась за ребрендинг Swarovski. В первую очередь она обновила логотип в виде лебедя. Птица обрела более обтекаемый вид и удлиненную шею, а также немного поменяла позу, слегка повернувшись к покупателю. По словам бренда, обновленный символ олицетворяет движение Swarovski вперед, но при этом отдает дань уважения хрустальному наследию бренда.

Следующим шагом стало открытие по всему миру 28 магазинов Instant Wonder , спроектированных в рамках концепции Wonderlab. В бутиках Instant Wonder, являющихся неким сенсорным пространством с множеством ярких текстур, инновационных интерактивных материалов и металлических скульптур, представлены ювелирные изделия, часы, статуэтки, аксессуары и рассыпные элементы Swarovski.
«Wonderlab — это идея, воображаемое место, которое воплощает в себе все, за что выступает Swarovski, и то, как оно будет продолжать вдохновлять нас долгие годы. Это место, где встречаются наука и волшебство, это ощущение чуда, которое должен испытать каждый, кого мы приглашаем в наш новый мир», — поделилась Джованна.



Еще одной заслугой креативного директора стало расширение клиентской базы компании. С недавних пор Swarovski начал концентрироваться на молодежи и поколении Z. Ювелирный бренд уже выпустил несколько рекламных кампаний, лицом которых стали Адвоа Абоа, Шалом Харлоу, Малик Бодиан и другие. Модели продемонстрировали серию ярких, смелых, ультрамодных аксессуаров, не привязанных к возрасту, полу и цвету кожи.
Джованне удалось превратить знаменитые кристаллы в многоцветные композиции и геометрические этюды. Ее смелые ожерелья, кольца, граненые браслеты и серьги-каффы из крупных прозрачных камней, а также усыпанные стразами аксессуары для волос и очки стали для молодежи настоящим инструментом самовыражения, основой для экспериментов.
Таким образом, даже спустя многие годы наследие Дэниэля Сваровски продолжает жить, развиваться и покорять новые ниши. Основатель Swarovski и его изобретение не только произвели революцию в производстве кристаллов, но и превратились в значимый бренд в мировой моде. Доказательством тому служит тот факт, что сегодня насчитывается более 3 000 магазинов Swarovski в более чем 170 странах, в компании работает почти 30 000 сотрудников, а ее доход составляет около 3,5 миллиарда евро.