Taschen — история книжного издательства — МЦ
История издательства Taschen

Искусство для всех: история издательства Taschen

Taschen — это один из доминирующих мировых брендов в области издательского искусства, основанный Бенедиктом Ташеном в 1980 году в Германии. По сей день компания остается семейным предприятием, выпускающим высококачественные иллюстрированные книги и альбомы по доступной цене. Многие из публикаций посвящены выдающимся художникам и фотографам, дизайну, моде, кино и архитектуре, однако издательство не обходит стороной и некоторые запретные темы, такие как сексуальный фетишизм и эротика. 

Taschen не боится выставлять порнографию наравне с поп-артом, интерьерами парижских особняков или коллекцией редких антикварных ваз. Среди предложений компании — тома Библии Лютера, а также книги об Элмере Баттерсе, который всю свою жизнь фотографировал только женские ноги. Эта обширность, направленная на охват самых разных интересов, является уникальным преимуществом издательства. Предлагаем подробнее познакомиться с Taschen и его самыми популярными книгами.

История издательства Taschen

Компания, которую Бенедикт Ташен основал более 40 лет назад, выросла из его детской страсти к комиксам. Он начал коллекционировать их в 7 лет, «но только Дональда Дака — и только определенного художника, Карла Баркса, парня из Disney, который создал утиное семейство». В возрасте 9 лет он стал продавцом комиксов. «Это был бизнес по почтовым заказам, который приносил неплохие деньги. Я думал, что буду единственным, кого это интересует, но оказалось, многие люди хотят купить утраченные мечты своего детства», — сказал он в интервью Vanity Fair. Другой его детской страстью была живопись: «Я рисовал вампиров, которых выставлял на Кельнской художественной ярмарке — и они тоже очень хорошо продавались». К 18 годам Ташен стал финансово независимым — с благословения родителей он бросил колледж и открыл в Кельне собственный магазин Taschen Comics.

Основатель издательства Taschen Бенедикт Ташен
Бенедикт Ташен — основатель издательства Taschen

Бенедикту было трудно выжить на рынке комиксов, и в 1984 году он переключился на книжный бизнес по искусству. На деньги, которые он наскреб у своей тети и родителей, на торговой ярмарке в США он купил 40 000 экземпляров иллюстрированной книги о художнике-сюрреалисте Рене Магритте по доллару за каждый. В течение короткого времени он продал все со значительной прибылью — за 9,99 немецких марок за штуку (что сегодня эквивалентно примерно 6,60 долларам). Ташен с удивлением обнаружил, что книги продавались в основном в Германии, хотя были на английском языке. «Именно тогда я осознал, что у искусства нет языка», — признался он журналу Vanity Fair

Первое собственное издание компании с работами Пабло Пикассо, «Pablo Picasso, 1881-1973: Genius of the Century», было опубликовано в 1986 году. Затем последовали книги с картинами Сальвадора Дали и Винсента Ван Гога и книги по архитектуре и дизайну мебели, которые продавались по низкой цене в 6,99 доллара и быстро стали хитами. Уже к 1988 году Taschen издавал свою продукцию на 20 языках. 

https://www.instagram.com/p/COLLbTcqxdv/?utm_source=ig_web_copy_link

Секрет успеха компании заключался в снижении цен за счет большого первоначального тиража в 50 000-100 000 экземпляров и недорогой верстки. Тем не менее, уровень текстов, тем и качество печати оставались на высоком уровне. Еще одним важным аспектом было введение уникальной всемирной сети продаж и дистрибуции, благодаря которой книги Taschen активно размещаются в магазинах на всех континентах. 

Такая популярность заставила другие компании подражать стратегии Taschen. «Поскольку мы были самым копируемым издательством и остаемся им по сей день, в определенный момент конкуренция во всем мире стала настолько сильной, что мы решили, что больше не можем с этим мириться», — рассказал Ташен немецкой медиа-организации DW. — «Поэтому у нас возникла идея пойти в другом направлении, а именно выпускать самые эксклюзивные книги в мире». Так на свет появились книги SUMO.

Taschen SUMO

В 1999 году Taschen опубликовал монографию Хельмута Ньютона — «Helmut Newton. SUMO», легендарный альбом со знаменитыми работами фотографа, среди которых были портреты Николаса Кейджа, Катрин Денев, Микки Рурка и др. Книга была выпущена тиражом в 10 000 экземпляров по 3600 долларов каждый. Все образцы были пронумерованы и подписаны самим мэтром. Но самым удивительным было то, что каждая книга этой серии весила более 30 килограммов, имела размеры 50 на 70 сантиметров и поставлялась с собственным столом, изготовленным на заказ французским дизайнером Филиппом Старком. 

«С помощью SUMO я хотел отдать дань уважения Хельмуту, которого считаю величайшим фотографом, и осветить все аспекты его карьеры — от модной работы для французского Vogue до его больших обнаженных натур и портретов знаменитостей. Поступая таким образом, я думаю, что мы создали книгу, которая является своего рода хроникой последних десятилетий века», — сказал Ташен Vanity Fair.

Книга была встречена с некоторой насмешкой. Представители издательского мира считали это глупостью, тщеславным проектом и показным маркетинговым трюком. И все же книга была распродана. Более того, первый экземпляр SUMO Ньютона, подписанный 80 знаменитостями, фигурирующими в ней, ушел с молотка аукциона в Берлине за рекордные 430 000 долларов.

Затем последовало еще несколько книг серии SUMO, включая коллекционное издание «GOAT. SUMO», посвященное боксеру-тяжеловесу Мухаммеду Али, к которому прилагалась скульптура художника Джеффа Кунса, а также публикацию Дэвида Хокни «The Bigger book. SUMO», сопровождавшуюся эксклюзивной работой художника, сделанной на iPad.

Книги издательства Taschen

Сегодня в каталоге Taschen насчитывается огромное количество разнообразных книг, переведенных более чем на 30 языков. Издательство имеет более 150 представительств по всему миру, в том числе и в России. Примечательно, что в течение долгого времени, c 1998 по 2014 год, единственным поставщиком компании в нашей стране было издательство «Арт-Родник». Однако после изменения политики присутствия на российском рынке Taschen заявил о завершении сотрудничества с «Арт-Родник» и начале работы сразу с несколькими дистрибьюторами: «Магмой», «Логосферой» и «Юпитером». 

Для большего удобства весь ассортимент издательства разбит на определенные категории, такие как искусство, мода, архитектура, поп-культура, эротическая литература и др. Ниже говорим о каждой теме отдельно и приводим примеры наиболее популярных и уникальных экземпляров.

Art (Искусство)

Книги по искусству по праву можно считать одними из самых значимых в истории Taschen, поскольку именно с них началось восхождение издательской компании на Олимп. Как и 35 лет назад, немецкое издательство продолжает восхвалять жизнь и творчество великих художников, изображая сюрреалистический мир Марка Райдена («Mark Ryden. Pinxit»); сложные инженерные проекты и портреты пухлых младенцев Леонардо да Винчи («Leonardo. The Complete Drawings»), а также великолепные оранжереи и сады давно минувшего Парижа, созданные художником Пьером-Жозефом Редуте («The Book of Flowers»).

В данной категории также можно встретить публикации с визуальными историями инноваций современного искусства («Modern Art. A History from Impressionism to Today»), карт Таро («Tarot. The Library of Esoterica») и западной астрологии («Astrology. The Library of Esoterica»). Особого внимания также заслуживает книга под названием «The Book of Miracles». Старинная рукопись, впервые появившаяся в Аугсбурге в 1550 году, состоит из 169 страниц крупноформатных иллюстраций, изображающих загадочные природные явления, катастрофы и знамения, и является настоящим шедевром раннего Возрождения.

Fashion (Мода)

Немецкое издательство Taschen питает огромную страсть к моде и нередко выпускает альбомы, посвященные всемирно известным дизайнерам, брендам и моделям. Так, с помощью книги «Fashion History from the 18th to the 20th Century», компания проводит экскурсию по трендам последних трех веков. Проследить историю моды помог Институт костюма Киото, обладающий одной из самых обширных коллекций одежды в мире. В другой своей книге — «Peter Lindbergh. On Fashion Photography» — компания рассказывает о фотографе Питере Линдберге, изменившем мир модной фотографии.

Есть также издания, касающиеся сникер-индустрии, среди них: «The adidas Archive. The Footwear Collection» с историей бренда adidas и обзорами более чем 350 моделей, включая ранее не встречавшиеся прототипы и единственные в своем роде оригиналы; «Sneaker Freaker. The Ultimate Sneaker Book» со свежими фотографиями и фрагментами из архива обувного журнала, и «Virgil Abloh. Nike. ICONS» с подробностями создания коллекции The Ten.

Pop Culture (Поп-Культура)

На сайте Taschen можно найти книги о музыке, кино и поп-культуре, многие из которых представляют собой экскурс в историю по заданной теме. «Rock Covers» — это отличная возможность погрузиться в мир рока, изучив 750 обложек альбомов, от Элвиса Пресли и The Beatles до Nirvana и Sonic Youth, а альбом «Depeche Mode by Anton Corbijn» — шанс взглянуть на творческий путь одной из наиболее успешных групп мира глазами голландского фотографа Антона Корбайна.

Для любителей острых ощущений издательство предлагает сборник леденящих душу фильмов «Horror Cinema», на страницах которого читателя ждут изображения всех самых жутких экранных творений (вампиров, оборотней, призраков, зомби, каннибалов, убийц-психопатов), а также топ-50 хорроров 1920-2000-х годов.

Architecture & Design (Архитектура и Дизайн)

Бенедикт Ташен всегда питал особый интерес к архитектуре. В прошлом году он опубликовал книгу «Contemporary Houses. 100 Homes Around the World», изображающую 100 самых необыкновенных и новаторских домов за последние два десятилетия. Также под его руководством была издана работа «Paris Style», представляющая собой подлинный портрет Парижа с присущими ему богатством и бедностью, полуразрушенными фасадами домов и историческим блеском.  

Другими заслуживающими внимания публикациями в категории Architecture & Design являются «Bauhaus» о немецкой школе Баухаус, существовавшей с 1919 по 1933 год и оказавшей большое влияние на развитие архитектуры и искусства 20 века; «Design of the 20th Century» о ключевых движениях и тенденциях в области дизайна и «The World of Ornament» о самых элегантных узорах и орнаментах в истории народов, включая египетские, греческие, римские, азиатские и европейские.

Photography (Фотография)

Издательский дом хорошо известен коллаборациями со многими фотографами, некоторые из которых были настолько успешными, что определили судьбу компании на долгие годы вперед. Конечно, речь идет о первой книге серии SUMO, созданной совместно с Хельмутом Ньютоном, которая перевернула сознание людей и заставила весь мир говорить о Taschen. 

Помимо Ньютона издательство работало с Нобуёси Араки, известным своими интимными изображениями женщин, над созданием ограниченной серии книги «Araki» с 10 000 фотографиями, а также Питером Линдбергом, вместе с которым Taschen выпустил сразу несколько книг: «Peter Lindbergh. Shadows on the Wall», «Peter Lindbergh. Dior» и «Peter Lindbergh. Azzedine Alaïa». 

Среди книг по фотографии есть и публикация, посвященная 50-летию легендарного календаря Pirelli («Pirelli. The Calendar. 50 Years and More»). Книга воспроизводит полные календари с 1964 года по сегодняшний день и включает подборку подвергнутых цензуре изображений.

Sexy Books (Эротическая литература)

«У меня никогда не было всех этих запретов в отношении эротики, секса или порнографии. Я все еще не могу понять, почему в кино и на телевидении демонстрация жестокости считается нормальной, а сексуальный акт вызывает волну возмущения. Так что это одна из причин, по которой у нас так много замечательных книг о сексе», — сказал Ташен в интервью Vanity Fair.

Среди наиболее популярных альбомов в категории эротической литературы числятся «The New Erotic Photography», вобравший в себя 350 провокационных изображений от 62 фотографов; «The Male Nude», являющийся одой мужскому телосложению и включающий в себя иллюстрации из Physique Pictorial (ведущего журнала гей-сцены середины 1950-х годов); и «Ralph Gibson. Nude», отдающий дань уважения контурам и изгибам обнаженного женского тела. 

Примечательно, что автором почти всех сексуально ориентированных публикаций компании является 69-летняя Дайан Хэнсон, занимающая должность главного редактора серии Sexy Book с 2011 года.

Limited Edition (Лимитированное издание)

В данной категории собраны книги, выпущенные в ограниченном количестве. Зачастую эксклюзивные издания подписываются героями публикаций, а также сопровождаются особыми памятными предметами. 

Ранее мы уже упоминали о «Helmut Newton. SUMO» со столом от Филиппа Старка и «GOAT. SUMO» со скульптурой Джеффа Кунса, но были и такие лимитированные выпуски, как книга о жизни и творчестве Ай Вэйвэя («Ai Weiwei»), каждый экземпляр которой был подписан художником и завернут в шелковый шарф; книга о творческом пути Иссея Мияке («Issey Miyake»), представленная в оригинальной сумке, разработанной Miyake Reality Lab; и книга с сотнями фотографий из архивов автомобильного бренда Ferrari («Ferrari»), заключенная в алюминиевый чехол, похожий на двигатель.

***

Сегодня книги и альбомы Taschen являются популярным предметом коллекционирования. Бенедикту Ташену удалось превратить свое увлечение и нежелание мириться с высоким ценообразованием в области печатного издания в бренд с мировым именем, главным постулатом которого всегда было и остается желание сделать искусство доступным для всех. 

МЫ В СОЦСЕТЯХ