Некоторые художники не могут работать, ограничиваясь лишь одним направлением. Они меняют форматы, пробуют разные материалы и внедряют инновации. Один из таких художников, Дэниел Аршам, построил карьеру путем уничтожения границ между скульптурой, архитектурой и перформансом.

Посредством структурных экспериментов, исторических изысканий и остроумия Аршам исследует «промежуточные» пространства повседневных предметов и заполняет их, убирая все обыденное и вдыхая в них новую жизнь. Разрушенные слепки современных артефактов и человеческих фигур, сделанные из песка, селенита, кварцевого кристалла и вулканического пепла дают нам представление о мире, в котором сосуществуют прошлое, настоящее и будущее.

Чувство бесплотного футуризма — это то, что превратило Дэниела Аршама в одного из самых важных современных художников, влияющих на дизайн и моду.

Краткая биография Дэниела Аршама

Аршам родился в Кливленде в 1980 году. Позже его семья переехала во Флориду, где в 1992 году Аршам чуть не погиб, когда ураган Эндрю добрался до их дома в Майами. Это событие ускорило увлечение Аршама архитектурой. Внутри него что-то пробудилось после того, как он увидел, что находится внутри стен разрушенных зданий, и как силы природы уничтожили то, что было построено человеком.

Художник Дэниел Аршам

Дэниел Аршам и его работы

Еще одним фактором, повлиявшим на Аршама, был его дальтонизм. Дэниел видит приблизительно 20% цветов, доступных человеческому глазу. Такое нарушенное мировосприятие стало причиной того, что большая часть его работ имеет оттенки белого или серого. В 2015 году он, наконец, получил пару специальных очков, которые исправили его дейтеранопию (вид дальтонизма, связанный с нарушением образования зеленого пигмента). Вскоре после этого в его работах стали появляться и более интенсивные цвета.

В 1999 году, выиграв престижную стипендию YoungArts, он переехал в Нью-Йорк, чтобы поступить в Cooper Union. Там он усовершенствовал свои навыки в области дизайна и архитектуры, а в 2003 году после окончания обучения получил награду фонда Гельмана. Позже он принял участие в групповой выставке под названием «Miami Nice», которая проходила в парижской галерее Perrotin, после чего в 2005 году там начали выставляться его произведения.

Одной из самых значимых работ Аршама является его проект Future Relic, который он запустил в 2013 году. «Future Relic начался как эксперимент и способ подумать о том, как я буду снимать фильмы, связанные с моей художественной практикой», — поделился Аршам с видеоканалом NOWNESS в начале 2018 года после выпуска трейлера к фильму, основанному на его проекте. — «Я уже много лет делаю работы, которые воспроизводят предметы из нашего настоящего, как если бы их нашли в ходе каких-нибудь раскопок. Эти объекты создают разрывы во времени, они расширяют сознание, выводя нас за пределы текущего момента». 

Дэниел Аршам — предметы из проекта Future Relic

Предметы из проекта Future Relic

Повседневные предметы, переосмысленные как археологические находки, включают в себя полароидную камеру, мобильный телефон 80-х годов и кассетный проигрыватель. Каждый предмет является символом того, как новые технологии могут быстро прийти в негодность.

Дэниел Аршам — коллаборации

Merce Cunningham x Daniel Arsham

Жажда художника к сотрудничеству была очевидна — он стал соучредителем двух художественных пространств в Майами, а в 2004 году легендарный хореограф Мерс Каннингем привлек Аршама к разработке декораций, освещения и костюмов для его пьесы «eyeSpace». Премьера спектакля состоялась в Майами в 2007 году. 

Декорации Дэниела Аршама для пьесы «eyeSpace»

Декорации Дэниела Аршама для пьесы «eyeSpace»

Несмотря на отсутствие формального обучения в области построения дизайна сцены, Дэниел Аршам стал самым молодым художником, когда-либо работавшим с труппой Каннингема. Он также был последним, кто сотрудничал с хореографом до его смерти в 2009 году.

Hedi Slimane x Daniel Arsham

В 2005 году модельер Эди Слиман поручил Аршаму спроектировать примерочные нового флагманского магазина Dior Homme в Лос-Анджелесе. Основным условием было наличие в комнатах крючка, сиденья и зеркала. Результатом стали фирменные гипсовые эрозии Дэниела: белые стены примерочной, казалось, расплавились, перейдя в форму скамейки, а зеркала будто бы были выкопаны из стен.

Alex Mustonen x Daniel Arsham

Пожалуй, самым известным проектом художника является нью-йоркская дизайн-студия Snarkitecture. Основанная в 2008 году Дэниелом Аршамом и Алексом Мустоненом компания является многопрофильной практикой, объединяющей скульптуру и архитектуру. Название происходит от поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка», повествующей о путешествиях команды в поисках таинственного существа.

  • Металлическая конструкция, созданная студией Snarkitecture
    Конструкция «Loop»
  • Металлическая конструкция, созданная студией Snarkitecture
    Конструкция «Loop»
  • Дэниел Аршам создал метталическую конструкцию из труб
    Конструкция «Loop»

Студия переосмысливает обычные материалы и повседневные предметы, создавая замысловатые пейзажи. В число проектов Snarkitecture входят инсталляция из сотен белых слепков Air Jordan 1, свисающих с потолка флагмана KITH в Нью-Йорке, и конструкция «Loop» из тонких металлических трубок, по которым катятся стеклянные шарики, размещенная в одном из залов сеульской галереи и в магазине бренда Cos.

Pharrell Williams x Daniel Arsham

В 2013 году Дэниел Аршам и Фаррелл Уильямс работали вместе над воссозданием первого синтезатора исполнителя — Casio MT-500. Для этого им понадобился вулканический пепел, кристаллы и сталь. 

Дэниел Аршам и Фаррелл Уильямс

Дэниел Аршам и Фаррелл Уильямс

Три года назад они также работали над проектом «Rules of the Game». Хореография Джоны Бокера, дизайн Дэниела Аршама, костюмы Криса Стэмпа из Stampd, музыка Фаррелла Уильямса — работа соединила спорт с искусством. «Смешение аудиторий является одной из моих любимых вещей», — говорил Аршам издательству Forbes.

adidas Originals × Daniel Arsham

Коллаборация Аршама с adidas Originals — это проект, который начался в 2017 году. Он состоит из трех частей с символичными названиями «PAST», «PRESENT» и «FUTURE». Каждая из них сопровождалась выпуском короткометражного фильма «Hourglass», в котором исследовалось сначала прошлое, затем настоящее, а в конце и будущее художника.

Первым совместным релизом стали белые кроссовки adidas Originals × Daniel Arsham «New York PAST», созданные из искусственной состаренной парусины. В декабре 2017 года Дэниел представил второй коллаборационный силуэт — «New York PRESENT» с черным матовым верхом из неопрена, технологией Boost и совместным логотипом партнеров. И, наконец, третьей моделью стали первые в мире кроссовки с 3D-печатью нового поколения Future Runner 4D, релиз которых состоялся в октябре прошлого года. Совместная работа получила уникальный верх, целиком состоящий из материала Primeknit. Оттенок подошвы полностью совпадал со светло-зеленой поверхностью, что создавало монохромный футуристичный образ. Одной из особенностей было то, что под ультрафиолетовым излучением по бокам появлялись фирменные три полоски бренда, а на передней панели — слово «FUTURE». 

Dior Homme x Daniel Arsham

В 2019 году художественный руководитель Dior Homme Ким Джонс пригласил Дэниела Аршама разработать декорации для весеннего показа Dior. Художник привнес в коллекцию Dior Spring/Summer 2020 Menswear свою эстетику «Future Relic», воссоздав гипсовую копию офиса Кристиана Диора со свисающей шляпой, плащом, телефоном и письменным столом. Растворенные часы и огромные розовые буквы, образующие слово «DIOR», отражали увлечение обоих дизайнеров идеей разрушения.

Что касается предметов, которые носили модели, то коллекция — как и собственная работа Аршама — была похожа на футуристическую капсулу времени.

Hajime Sorayama x Daniel Arsham

В ноябре 2019 года Дэниел Аршам и японский художник-иллюстратор Хадзимэ Сораяма показали свою совместную работу. Коллаборационное произведение искусства представляет собой разрушенную хрустальную руку, которая переплетается пальцами с поврежденной рукой робота.

В своем инстаграме Аршам поделился, что идея создания проекта пришла к нему два года назад, когда Сораяма показал ему свой рисунок с изображением рук.

Персональные выставки Дэниела Аршама

«Moving Architecture» («Архитектура в движении»), 2017 год

В 2017 году художник Дэниел Аршам впервые представил свою персональную выставку в России. «Moving Architecture», показ которой проходил в павильоне «Карелия» в Москве, включала в себя девять эксклюзивных архитектурных произведений, выполненных в монохромном белом цвете. На выставке была представлена гигантская инсталляция художника под названием «Раскопанные стены». Это был огромный бетонный тоннель с абстрактными пробоинами, переходящими в человеческий силуэт в натуральную величину.

Выставка Дэниела Аршама Moving Architecture

Выставка Дэниела Аршама «Архитектура в движении»

Элементы, используемые в инсталляции, отражали способности человека создавать, разрушать и модернизировать конструкции и природные материалы. «Даниэль Аршам — один из самых перспективных молодых художников современности, чьи работы высоко оцениваются ведущими мировыми галереями», — сказала куратор московского проекта Екатерина Мочалина в интервью для РИА Новости.

«3018», 2018 год

В прошлом году в нью-йоркской галерее Perrotin Дэниел представил свою выставку под названием «3018». Это событие в очередной раз продемонстрировало высокое мастерство художника. Одной из самых примечательных работ стала полноразмерная скульптура автомобиля Ferrari 250 GT California Spyder, прославленного культовым классическим фильмом «Выходной день Ферриса Бьюллера» 1986 года. 

View this post on Instagram

Here’s the story behind the crystal eroded 1961 Ferrari GT California: After I completed the Delorean I was looking for another Iconic Car to cast. I was watching a lot of 80’s movies at the time and this Ferrari from Ferris Bueller’s Day Off is similar to the Delorean in that it is critical to the film plot and is an iconic car in its own right. Only 55 of these were produced in 1961 so I was not able to find an original. After doing research into the film I discovered that a movie prop master made replicas for John Hughes to use in the film. I tracked down the original prop master in Kentucky and he still had the mold of the car from the movie! I hired him to create the base for this sculpture from that mold, so my work has a link directly to both the film as well as to the original 1961 Ferrari. This work is now in the collection of the Legendary New York Collector Larry Warsh.

A post shared by ARSHAM STUDIO 3020 (@danielarsham) on

Наряду с двумя транспортными средствами в «3018» также была продемонстрирована коллекция книг и журналов, которые Аршам придумал сам, так как не мог решить, какие именно произведения взять за основу слепков. 

«Static Mythologies» («Застывшие мифы»), 2019 год

Одной из последних работ Дэниела стала прошедшая в Амстердаме выставка «Static Mythologies». Работы, имевшие разрушенный, окаменелый вид, призывали ускорить развитие технологий 21 века, благодаря которым путешествие во времени может стать возможным. 

Художник черпал вдохновение из детских воспоминаний, исследований в лабораториях НАСА и американской поп-культуры. Одним из самых знаковых архитектурных решений Аршама стала инсталляция «Лунный сад». При ее создании он вспоминал дзен-сады в Киото. В пресс-релизе к шоу художник отметил: «Каждый раз, когда я там бываю, мне кажется, что время остановилось. В моих работах так же. Очень важно сохранять баланс между изменчивостью и постоянством».

Дэниел Аршам и его инсталляция «Лунный сад»

Дэниел Аршам и его инсталляция «Лунный сад»

Во времена, когда технологии могут развиваться и устаревать в одно мгновение, Дэниел Аршам демонстрирует эфемерность нашего материального мира. Он рассказывает нам историю о нас самих, о том, что мы делаем, и куда мы движемся.

Текст: Гузель Тагирова

 

Смотрите также все коллаборации художника-неоэкспрессиониста Жана-Мишеля Баския с модными брендами