UPD: Альбом Earl Sweatshirt — Some Rap Songs можете послушать здесь, или в нашей группе.

Существует фраза, которую мы все слышали бесчисленное количество раз, даже не задумываясь о широком диапазоне ее применимости: разлука укрепляет чувства. И это далеко не сентиментальщина – представление о том, что людям необходимо ограничить свое присутствие в обществе для того, чтобы их заслуги оценили по достоинству, остается актуальным для всех сфер жизни. В случае с положением современной музыки – в индустрии которой крупнейшие исполнители склонны ошибочно выбирать осмотрительную вездесущность – долгое отсутствие чаще вызывает в нас недоумение или основание для беспокойства, чем мысль о том, что это попытка взять столь необходимую передышку. Независимо от того, в чем крылась причина ухода D’Angelo, Dr Dre, Кейт Буш и многих других – будь то необходимость в восполнении творческих ресурсов, личные проблемы, недовольство индустрией или другие оправдательные факторы – их опыт доказывает, что бывает полезно дать себе время на то, чтобы расслабиться вдали от всеобщего внимания и через некоторое время снова вернуться в строй. 

Что же касается Thebe Kgositsile более известного как виртуозный мастер слова Earl Sweatshirt, его перерыв и последующее возрождение, может, и начиналось как добровольный период одиночества, однако вскоре на него негативно повлияли силы, ему неподвластные.

Недавно произошло событие, породившее хаос в рэперской части твиттера и жадных до впечатлений сабреддитах. Неожиданное объявление о новом проекте Винса Стейплса «FM, несомненно, захватило бы общественное сознание и без включения в альбом трека под названием «New earlsweatshirt – Interlude», но дополнительное ощущение значимости ему не помешало. Каким бы мимолетным не оказался этот 20-секундный сегмент между треками, в атмосфере чувствовался осязаемый вздох облегчения фанатов Эрла, вызванный прослушиванием этих тангенциальных, точно выверенных стихов, вновь представленных в его особой тягучей манере.

За два полных календарных года с тех пор, как Earl Sweatshirt в последний раз предъявил толпе свои остроумные строки (в звездном треке Danny Brown «Really Doe»), ожидание его новой пластинки из неминуемого события начала года превратилось в явление, окутанное пеленой сомнительности и неопределенности. Этот лукавый намек на скорый выход нового материала со множеством коллабораций, который когда-то благодаря жизнерадостному твиту, выложенному в канун Нового года («Новые хиты в 2018 году, не думайте, что я не работал»), считался однозначным фактом, заставил людей вновь зажечься настороженным чувством радостного волнения.

И действительно, не прошло и недели после релиза Винса, как появилась информация о том, что первый за два года трек Эрла выйдет всего через несколько часов. Выход «Nowhere2go» со знакомым взрывом пленяющей игры слов вместе с гипнотическим и эфемерным звуковым сопровождением моментально расчистил путь для проделанной рэпером работы, созданной во времена, проведенные на периферии собственной известности и в стремительных потоках настойчивых эмоций. Получив повсеместное признание разносторонних в музыкальном плане фанатов Эрла, это краткое изложение того, чего стоит ожидать от него в будущем, стало (в какой-то степени, предсказуемо) небольшим фрагментом, который запустил множество гиперболизированных заявлений о предположительных достоинствах альбома, который еще лишь предстоит услышать. Если же не брать во внимание фанатизм, то, рассматривая это возвращение на сцену в более широком контексте, становится понятно, что сейчас созданы все условия не только для того, чтобы Earl Sweatshirt представил успешный и содержательный альбом, но и для того, чтобы этот проект стал самым значимым этапом его карьеры.

Во-первых, всех, кто следит за удивительно талантливым рифмоплетом и бывшим активным участником Odd Future с самого начала его карьеры, долгим периодом засухи в плане новой музыки не удивишь. Быстро став выдающимся MC дерзкого лос-анджелесского коллектива, который оживил молодежную культуру обывателей, одевающихся в тай-дай и футболки с логотипами брендов, в 2010 году Thebe выпустил дебютную пластинку «EARL», которая навсегда оставила след в сознании каждого человека, который оказался в его нарушающей границы западне. Она ускоренно продвигалась к успеху благодаря своему мрачному заглавному треку и тому небезызвестному видеоряду, который умышленно нарушал правила и рекомендации YouTube – беспощадный подход пятнадцатилетнего парня к содержанию песен и пронизывающий его музыку нигилизм сделали его звездой коллектива после того, как Tyler, the Creator совершил их первое наступление на мейнстрим.

Или, по крайней мере, так было до тех пор, пока его насильственно не увели из рядов команды и не лишили прелестей своего новообретенного признания. Его мать, Шерил Харрис (которая очень скоро стала причиной создания движения под знаменем «Освободите Эрла»), постоянно волновалась о том, куда катится жизнь сына, что вылилось в решение вырвать растущего рэпера из коллектива в Ладера Хайтс и отправить его в Coral Reef Academy в Самоа. Это заведение разрабатывалось как коррекционная школа для трудных подростков. Возможно, безжалостные фанаты OF встретили решение матери Earl Sweatshirt с насмешкой, но сам адресат этой «коррекции» не раз указывал на то, что это стало крайне важным аспектом его развития. Помимо того, что благодаря работе бок о бок с жертвами сексуального насилия Earl Sweatshirt отказался от самых вульгарных и безответственных мотивов своей лирики, он также часто упоминает о столь необходимом восстановительном эффекте, который школа оказала на психику молодого парня, на плечи которого бесцеремонно взвалили бремя всего мира. В интервью изданию GQ после своего возвращения на сцену Эрл утверждал, что в дополнение к появившемуся терпению, чувствовался заметный контраст между юным выскочкой, который впервые требовал к себе внимания индустрии, и уравновешенным человеком, который появился из воздуха:

«Теперь я взрослый, черт возьми. В 2009 году я был маленьким ребенком. Теперь я разобрался во всём этом дерьме. Ну, нет, не во всём разобрался. Это звучит смешно. Разобрался не в каком-то претенциозном смысле, а просто так вышло с течением времени».

Эта прогрессия, будучи далеко не банальным сочувствием по отношению к матери, была ярко продемонстрирована миру в форме возвращения к микрофону всего через несколько месяцев после его адаптации к привычной среде обитания. Повторное появление на переднем плане шумной команды Odd Future после долгого закрытия в академии было представлено через красноречивый куплет в «Oldie», заключительном треке на пластинке «OF Tape Vol 2», вышедшей в 2012 году. Это возвращение, нагруженное острыми как бритва словами и поэтическим акробатическим искусством, получило широкое признание, но в наследии Эрла оно занимает еще более важное место, будучи отражением настоящих изменений, которые в нем произошли с тех пор, как он исчез из поля зрения.

Так же, как в случае со зловещим и мрачным «I Don’t Like Shit, I Don’t Go Outside», вышедшим через два года после его амбициозно легкомысленного дебюта «Doris» 2013 года, эта вера в обновление вдали от общественности и погружение в глубину собственного сознания зарекомендовала себя как эффективное средство для освоения новых музыкальных территорий, как в содержательном, так и звуковом плане. Исходя из того, что было представлено в «Nowhere2go», сразу стало понятно, что музыкальное направление Эрла претерпело кардинальные изменения по сравнению с его последним проектом. Даже обложка – на которой стоящий Эрл выглядит довольным, будто он забыл о намеках на агорафобию из названия своей предыдущей пластинки – видимо, означает, что новая музыка действительно будет отличаться от того, что мы ожидали от него в последние годы. Тем не менее, становится очевидным, что благодаря затяжному влиянию одной из жестоких предопределенностей жизни, некоторые строки альбома станут одними из самых глубоких и душераздирающих за всю карьеру рэпера.

После того, как первый отрывок нового материала появился в социальных сетях, быстро выяснилось, что каждая капля этого проекта была изъята из самой души Thebe Kgositsile: «ЙEEAAAAOEOOEOEOE Я МЯГКО ГОВОРЯ ОЧЕНЬ РАД ПОДЕЛИТЬСЯ С ВАМИ СВОЕЙ НОВОЙ МУЗЫКОЙ», – признался он в твиттере. – «ЭТО БЫЛ САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ ГОД В МОЕЙ ЖИЗНИ, НО Я ВЫСТОЯЛ !!!»

В январе Эрл казался веселым и заряженным энергией, так как он начинал 2018 год с радостного анонса о том, что в этом году он выпустит новый материал. Но чего ни музыкант, ни его фанаты предположить не могли, так это того, как быстро весь этот энтузиазм сойдет на нет. Через четыре дня после своего ликующего объявления Эрл вновь зашел в твиттер, на этот раз для того, чтобы написать гораздо более серьезное сообщение и поблагодарить своих поклонников за любовь и поддержку после внезапной смерти его отца, Keorapetse Kgositsile. Keorapetse, более известный под псевдонимом Bra Willie и получивший звание национального южноафриканского поэта, и Earl Sweatshirt отнюдь не славились тесными отношениями, и постоянные опасения рэпера по поводу их отдаления друг от друга постоянно проскальзывали в текстах его песен. Порой беспомощная, порой вызывающая в своей неспособности точно описать его чувства, динамика между Эрлом и его регулярным источником вдохновения совсем скоро безвозвратно изменится, и совершенно ясно, что уход Keorapetse из жизни заметно сказался на мировоззрении сына.

earl sweatshirt новый альбом

После внезапной кончины своего отца Earl Sweatshirt провел много времени в доме у покойного мастера слова в Йоханнесбурге, а затем отменил целый список концертов в июне из-за непрекращающейся тревожности и депрессии, возникших в связи с тяжелой утратой. Тем не менее, помимо всех этих потрясений в 2018 году мир Эрла пошатнулся еще раз из-за преждевременной кончины его близкого друга Мака Миллера. Это трагическое событие повлекло за собой столь редкое появление рэпера на публике ради душевного трибьют-концерта. Случайная передозировка его частого партнера по музыке, несомненно, дополнила его размышления о смертности и, вероятно, мрачным образом отразилась на его творчестве. Как и предполагалось, уже с самого начала в «Nowhere2go» присутствуют навязчивые размышления о мимолетном времени, которое отведено нам на Земле. Вслед за посвящением трека на пластинке Винса отцу и «брату Райли» Эрл отмечает постоянное присутствие подобных мыслей у себя в голове в новой песне, говоря:

«Yeah, I think I spent most of my life depressed, only thing on my mind was death. Didn’t know if my time was next. Tryna refine this shit, I redefined myself». («Да, мне кажется, большую часть своей жизни я находился в депрессии, единственное, о чем я думал – это смерть. Не знал, не буду ли я следующим. Пытаясь усовершенствовать это дерьмо, я переосмыслил себя».)

В каждой строчке этой песни, которую Earl Sweatshirt описал Зейну Лоу как «отражение того, где я в те времена находился», делается акцент на прошедшее время, что выступает в контрасте с тем, если бы эти жуткие мысли отравляли его существование в настоящем. И этот факт, конечно, интересен и сам по себе, но еще более увлекательно его рассматривать вместе с твитом Эрла, написанным после смерти Мака. Через три дня после этой трагичной новости рвение, с которым Эрл обсуждал свое мастерство в начале года, наконец-то вернулось, когда он написал: «Дух Мака позволяет мне сейчас работать над моей музыкой, и я ему за это БЛАГОДАРЕН».

Earl Sweatshirt новый альбом 2018-2019

Что же касается музыкальности, то главное, что бросается слушателю в глаза при первом знакомстве с «Nowhere2Go» – это явная дерзость его производства. Звучание Эрла под руководством Ade Hakim (Sixpress) и Booliemane из нью-йоркского коллектива sLUms выводит его далеко за пределы опасных вод, в сети которых попадаются многие рэперы, попытавшиеся захватить неизведанные территории. Это развитие, больше всего напоминающее изобретательное творчество таких музыкантов, как They Hate Change, JPEGMafia и Clipping, помогло Эрлу отказаться от своего лоу-фай-звучания прошлых эпох в пользу экспериментальной музыки, и это шаг, который идет в ногу с его новым окружением. Несмотря на то, что у него самого с 2015 года не выходило ни одного культурно-революционного проекта, это не означает, что в индустрии нет скудных кусочков материала и гостевых фитов, которые могли бы служить подтверждением существования нового выдающегося движения в музыке. Помимо вышеупомянутого баловства в треке Дэнни Брауна, эпизодическое появление Эрла в треках Knwlxdge и новатора в плане бит-музыки Лос-Анджелеса Samiyam теперь можно интерпретировать как творческую неугомонность, которая клонит его в сторону более далекого и нетрадиционного звучания и текстур.

Наряду с его визитами в студию звукозаписи с этими рэперами, недавно также выяснилось, что Earl Sweatshirt вновь работает со своим давним музыкальным партнером The Alchemist. Уже на протяжении многих лет периодически объединяясь с Эрлом для совместного творчества, успешный нью-йоркский продюсер (который предположительно записал его фит для своего нового EP «Bread») вызвал бурную реакцию фанатов своим заявлением о том, что предстоящий альбом рэпера – это «настоящий шедевр». Можно с уверенностью предположить, что он окажется одним из прогрессивных умов, которые приняли участие в предстоящем проекте. На этот раз вместо подхода, направленного на раскрытие собственного потенциала, который Эрл использовал при создании «I Don’t Like Shit», выбор был сделан в пользу партнерства с огромным количеством единомышленников в сочетании с желанием объединить в рамках нового альбома разноликую и многогранную смесь музыкантов.

Одновременно будучи его самым главным преимуществом и величайшей скрытой угрозой, сопровождающей его буквально с подросткового возраста, груз ожиданий, который неизменно следует за его непомерным величием, означает, что эти длительные исчезновения обусловлены не желанием, а необходимостью. Да, конечно, легко запустить конвейер треков, когда от каждого из них не ждут жизнеутверждения или радикального влияния на всю траекторию развития хип-хопа, но от человека, которого часто называют «гением», ждут именно этого. Снабдив его плащом и статусом героя, о которых Earl Sweatshirt упоминает в «Nowhere2Go», тем самым его страстные фанаты уменьшили вероятность того, что Эрл станет относиться к своему творчеству с излишней самоуверенностью и расслабленностью, и в то же время лишь больше благоприятствовали тем условиям, в которых длительные эмбарго между проектами никуда не денутся. Вооружившись новым мировоззрением, следующий альбом Эрла явно не будет заурядным. Более того, скорее всего, он окажется противоречивым, вызывающим и временами неудобным. Практически через десять лет после своего первого знакомства с мейнстримом хип-хопа, сейчас Earl Sweatshirt обладает более объективным самоощущением, чем когда-либо прежде. Все признаки личности с огромной творческой свободой налицо – самое время этому чрезвычайно талантливому музыканту представить публике тот жизненно важный и революционный альбом, который жил в нем всегда.

Источник: Highsnobiety