История винтажных футболок с музыкальными группами | МЦ
История винтажных футболок с музыкальными группами

Винтажные футболки с группами — от музыкального мерча до модного тренда

За время своего существования футболки с группами эволюционировали из нишевого показателя музыкальных вкусов в повсеместный фэшн-айтем. Но как это произошло?

Точное происхождение футболок с принтами рок-групп сложно отследить. Первой популярности они достигли в 1940-х годах, когда «боббисоксеры» (в те годы так называли юных поклонниц традиционной поп-музыки, в особенности Фрэнка Синатры) начали демонстрировать свою любовь к исполнителям с помощью самодельных футболок с их именами. В конце 1950-х музыкальные группы и их промоутеры заметили скрытый спрос на подобную продукцию и запустили официальное производство фирменных футболок. Это оказалось верным решением: мерч быстро раскупали.

Одним из выдающихся рок-продюсеров 1960-х годов был Билл Грэм, который популяризировал американский саунд и разработал способы продвижения в музыкальной индустрии. Его компания Winterland сделала классические футболки с окантовкой с принтами неотъемлемым элементом рок-концертов.

Это же десятилетие застало расцвет сразу нескольких субкультур, включая панков, готов и модов, которые с помощью своего внешнего вида с гордостью демонстрировали свои ценности и культурную идентичность. Музыкальные группы активно высказывали свои политические и социальные убеждения, и футболка с определенным исполнителем позволяла показать приверженность человека тем же взглядам. Благодаря иллюстратору Уоррену Дейтону популярными стали футболки, на которых радикальные лозунги сочетались с психоделическими рисунками. По-настоящему уникальными были футболки американской рок-группы Grateful Dead: у них получилось создать визуальный стиль, который был мгновенно узнаваем и помогал без единого слова передать, кто ты.

Широкой популярности футболки с принтами групп достигли в 70-е. К тому моменту рок-исполнители начали выступать на больших стадионах, и официально выпущенные футболки стали пользоваться огромным спросом: такие группы, как AC/DC и The Rolling Stones, зарабатывали на их продаже даже больше, чем на билетах на концерты.

Коллекция Undercover Spring/Summer 2006 «T»
Коллекция Undercover Spring/Summer 2006 «T»

При этом по мере того, как футболки становились всё более распространенными, их привязка к социально-политической повестке ослабевала. Вернуть активизм в дизайн мерча помогли панки. Вивьен Вествуд и ее партнер Малкольм Макларен не только отвечали за мерч для группы Sex Pistols, но и продавали яркую одежду, отражающую дух представителей британской субкультуры. Панк продолжал оставаться ведущим молодежным движением и в последующие десятилетия, а потому его влияние всё больше просачивалось на модные подиумы: отсылки к панку можно заметить в коллекциях таких дизайнеров, как Раф Симонс или Жан-Поль Готье. В 80-х и 90-х на свет появились футболки, впоследствии ставшие культовыми: «Smiley Face» у Nirvana, «The Dark Side of the Moon» у Pink Floyd и «Unknown Pleasures» у Joy Division

Ярким примером соприкосновения мира моды и музыки стала коллекция Undercover Spring/Summer 2006 «T». В ее основе лежали пять музыкальных групп, которые выдумал сам Джун Такахаши: под их направления дизайнер и создал определенные образы. В последующие годы модельеры вдохновлялись панк- и рок-эстетикой еще чаще. Большую роль в этом сыграл Эди Слиман, который, придя в Saint Laurent, наполнил ассортимент бренда отсылками к музыке 70-х и 80-х. Принты, навеянные дизайном классических винтажных футболок с группами, появились в коллекциях Balenciaga, Loewe, Vetements, Fear of God, Louis Vuitton и Versace.

A$AP Rocky в собственном мерче
A$AP Rocky

Сегодня футболки с «музыкальными» принтами уже меньше привязаны к року и больше ассоциируются с хип-хопом: мерч таких звезд, как Канье Уэст, Трэвис Скотт или A$AP Rocky, ценятся не меньше, чем их музыкальные релизы. Тем не менее, любовь миллениалов и зумеров к ностальгии позволила рынку винтажных футболок с группами развиваться, и сегодня официальные айтемы с оригинальными принтами ценятся особенно высоко на рынке ресейла. Такие футболки зарекомендовали себя как выгодная инвестиция, стоимость которой со временем только растет.

МЫ В СОЦСЕТЯХ