Всё началось с умирающей звезды. Обложка Joy Division «Unknown Pleasures» началась с графика импульсов пульсара, в который буквально влюбился основатель группы Бернард Самнер. Гитарист нашел в Кембриджской энциклопедии астрономии черно-белый график 1970 года, созданный Гарольдом Крафтом, который напоминает цифровые контуры горных вершин. Пульсар — слово, происходящее от английского «pulsar», которое в свою очередь является сокращением термина «pulsating star» («пульсирующая звезда») — это, так же как и черная дыра, одна из возможных конечных стадий жизни звезды.
Вместе со своей группой, возглавляемой бледнолицым, меланхоличным гением Йеном Кертисом, Самнерс показал этот рисунок графическому дизайнеру Питеру Сэвиллу, который в те времена как раз начал заниматься дизайном постеров и конвертов грампластинок для лейбла группы, Factory Records. Сэвилл использовал этот график для создания обложки дебютного альбома группы, инвертировав цвета и добавив неразборчивый текст. «Они очень проницательно подметили, что это изображение может стать необычайно загадочным символом для обложки пластинки», — объяснил Сэвилл в коротком документальном фильме «Data Visualization, Reinterpreted». И так родился дизайн альбома «Unknown Pleasures».

5 июня 1979 года таинственная черно-белая обложка начала украшать стеллажи музыкальных магазинов, своим видом привлекая засмотревшихся покупателей. В музыкальном отношении альбом «Unknown Pleasures» был колоссальным достижением и одним из самых важных и влиятельных рок-альбомов в истории, альбомом, который поставил Joy Division в первые ряды пост-панк-движения.
Продюсер Мартин Хэннет вывел музыку группы за пределы обычной лязгающей ярости поколения панка 1977 года, обратив внимание на новые технологии вроде электронных ударных и экспериментируя с такими звуковыми эффектами, как поедание чипсов, смыв унитаза, звук разбитого стекла и распыления аэрозоля, используя их вместо обычного хай-хэта. В наши дни этот альбом получил всеобщее признание за минимализм звучания и свою атмосферность, считаясь важным звеном в цепи, ведущей к техно и электронной музыке, которые расцвели в последующие десятилетия.
Обложка Joy Division «Unknown Pleasures»: масштаб влияния
Но если долгосрочное музыкальное влияние альбома прозорливые критики и фанаты еще предвидели, то вряд ли кто-то мог предположить, каких масштабов влияния минималистичная иллюстрация, созданная для альбома, достигнет в модной индустрии XXI века.
Культовую обложку можно увидеть на улицах и модных показах, в гардеробах и магазинах, и даже на телах людей. «“Unknown Pleasures” несомненно возведен в культ мировых масштабов, и во многом этот культ вращается вокруг этого изображения», — добавил Сэвилл в документальном фильме. Этот рисунок стал одним из самых популярных дизайнов для футболок музыкальных групп в истории, успел превратиться в мем, и его повсеместность распространилась на высокую моду и стритвир.

Самым известным случаем отсылки к дизайну на модных показах стала одежда полубога молодежной культуры Рафа Симонса, в сезоне Fall/Winter 2003 представившего коллекцию «Closer», которая была одой группе и работе Сэвилла. Обложка «Unknown Pleasures» появилась на холщовой парке, кожаной байкерской куртке и двух вязаных свитерах. В сезоне Spring/Summer 2018 бельгийский дизайнер вновь обратился к группе и графическому оформлению ее музыки. Но работы Симонса были только началом.
Обложка «Unknown Pleasures» появилась в творчестве Йоджи Ямамото, Вирджила Абло и основателя UNDERCOVER Джуна Такахаши, который создал одежду и коллекции в честь Joy Division в 2009, 2017 и 2019 годах. Дизайн «Unknown Pleasures» лег в основу коллабораций и капсульных коллекций таких брендов, как Supreme, Carhartt, adidas, Nike, New Balance, Dr. Martens, небольших марок вроде FACT., Children of the Discordance и многих других. В создании одежды, посвященной обложке, свои силы попробовал даже Disney.
Почему обложка Joy Division «Unknown Pleasures» не перестает вдохновлять величайших дизайнеров?
В честь сорокалетия с момента выпуска пластинки, бренд Goodhood в сотрудничестве с оставшимися членами группы разработал капсульную коллекцию одежды и товаров для дома, которые будут выпущены вместе с юбилейным переизданием альбома на красном виниле с инвертированным изображением на белом конверте.

При размышлениях о популярности обложки возникает вопрос: почему? Ответы в стиле «классный дизайн» не принимаются. Почему именно это изображение не перестает вдохновлять величайших дизайнеров современности и почему люди по-прежнему хотят носить одежду с ним?
Начнем с очевидного: футболки музыкальных групп — это неотъемлемая составляющая гардероба, которая является своеобразным посланием и отражает принадлежность человека не только к определенному фандому. С каждой группой у нас связаны подсознательные культурные ассоциации. Взять к примеру футболку AC/DC — у многих она ассоциируется со «старыми белыми отцами». Ramones — с «молодыми, буйными сорванцами», Black Flag — с «хардкорными, злыми агрессорами». «Unknown Pleasures» Joy Division говорит совершенно о другом.

В диаграммах пульсара фанаты и дизайнеры видят готичный романтизм суровых, западающих в память текстов Кертиса и интеллектуальность пост-панка в целом. В эти волны заложено наследие короткого, но мощного периода деятельности группы, который подошел к концу, когда Кертис, сам по себе считающийся иконой стиля, 18 мая 1980 года покончил с собой — это случилось за два месяца до выхода второго альбома группы под названием «Closer».
В песне «Insight» Кертис поет: «Видимо, твои мечты всегда умирают / Они не возвышают, а лишь опускают / Но мне уже всё равно / У меня пропало желание хотеть большего / Я не боюсь, ни капельки / Я наблюдаю за их падением / Но я помню нашу молодость». Тогда ему было 22 года, и через год он умер. Благодаря своей крайней уязвимости это зловеще не отфильтрованное послание нашло отклик у слушателей.

В 2013 году Сэвилл сказал в интервью Highsnobiety: «В некотором смысле смерть Йена окончательно закрепила аутентичность, которую молодежь жаждала получить от своей культуры. Такое встречается всё реже… Это олицетворение душевного состояния, которому может быть подвержена молодежь». Логика Сэвилла применима и к современным детям. Взгляните на обожествление погибших рэперов вроде XXXTentacion и Lil Peep.

Альбом «Unknown Pleasures» продолжает покорять сердца разных поколений молодежи, возвышая беспросветный мрак и страдания, которые могут скрываться внутри человека, чувства, которые в массах часто оказываются заклеймены позором и которые наше общество только сейчас начинает признавать нормальными.
Отчасти звучание и лирическая составляющая альбома были сформированы под влиянием мрачных реалий жизни в Манчестере в 70-х, когда город находился в состоянии постиндустриального упадка. Вероятно, не случайно великолепие ужасов «Unknown Pleasures», размышления о чувстве отчуждения и диссоциации в рамках городской жизни, вошли в моду именно в нулевых, на рубеже цифровой революции, которая заставила многих почувствовать себя еще более одинокими, чем прежде.

«Unknown Pleasures» и дизайн его обложки стали воплощением скрытой мрачности и проблем современной жизни, отражением человеческой способности сублимировать боль в предметы художественной красоты.
И его влияние на мир дизайна не ослабевает. В последние годы Питер Сэвилл успел превратиться в важную фигуру модной индустрии: он обновил логотипы Burberry, Calvin Klein и Lacoste. Сэвилл даже прошелся по подиуму на последнем показе коллекции Salvatore Ferragamo Spring/Summer 2020 на выставке Pitti Uomo.

Несмотря на то, что созданный им дизайн для обложки «Unknown Pleasures» бесконечно воспроизводился и переосмысливался, каким-то образом он до сих пор сохраняет свою остроту и актуальность, по-прежнему вдохновляя творческие умы. Способность альбома превращать страдания в поэзию доказала свою вечную актуальность. И пока мир моды превозносит темную и катартическую красоту, которую олицетворяет собой Joy Division, обложка альбома «Unknown Pleasures» будет считаться краеугольным камнем культуры.
Источник: Highsnobiety.com