Под сари принято понимать цельный кусок ткани, накинутой на тело. Но для индийских женщин и мужчин, которые тысячелетиями кутаются в шелк, хлопок или лен, эти полоски ткани — нечто большее, чем просто одежда. Это символы национальной гордости, послы традиционного (и инновационного) дизайна и мастерства.
Первое упоминание о сари содержится в Риг Веде, индуистском сборнике религиозных гимнов, датированном 3 000 годом до н. э. Драпированные изделия также встречаются на индийских скульптурах с I по VI век. Сари идеально подходят для палящего жаркого климата Индии и обычаев индуистских и мусульманских общин, а также остаются традиционными одеяниями для женщин в других странах Южной Азии, включая Бангладеш, Шри-Ланку, Пакистан и Непал. Их часто передают из поколения в поколение как часть свадебного приданого или дарят в качестве подарка в знаменательные моменты.

Сари состоит из полотна шириной до 1,2 метров и длиной до 9 метров, один конец которого обычно оборачивают вокруг талии, а другой — перекидывают через плечо. Но правда в том, что существуют сотни способов драпировки сари, зависящих от региона. Индийское одеяние изготавливается из различных тканей, включая шелк, хлопок, шифон, жоржет и полиэстер, и зачастую дополняется изысканными узорами и вышивкой. Носят сари с укороченной блузкой или лифом, называемым чоли, и нижней юбкой.
Многие современные дизайнеры Индии по-прежнему экспериментируют с сари. Наряд выходит за рамки социально-экономических различий и рассматривается как эгалитарная одежда. Вместе с тем его влияние все больше распространяется по миру, что не может не поднять вопрос культурной апроприации. Однако, согласно опросу, проведенному Border&Fall, большинство индийцев открыты ко всем, кто носит сари, но с оговоркой, что делают они это с уважением к истории страны.
В марте этого года Dior представил свою коллекцию Pre-Fall 2023 в Мумбаи, что стало настоящим признанием моды Индии. Парижский дом выпустил на подиум моделей в одежде, напоминающей сари и шервани, а также анонсировал запуск ретроспективной выставки, посвященной многолетнему сотрудничеству с индийским ателье Chanakya. Модный момент в Мумбаи также включал открытие культурного центра NMACC, собравшего множество звезд мировой величины. Сари, которое уже успело стать популярным в 2022 году, когда на красные дорожки Канн и Met Gala его надевали актриса Дипика Падуконе и светская львица Наташа Пунавалла, теперь носили знаменитости, не принадлежащие к индийской диаспоре, такие как Зендая и Джиджи Хадид.
Следом почтение индийской этнической одежде выразил Музей дизайна в Лондоне, открывший масштабную выставку сари. Коллекция объединила более 60 вариантов современных сари, предоставленных дизайнерами и студиями Индии, в том числе модели из потертой джинсовой ткани и те, что носят сельские женщины-демонстранты в качестве инструмента протеста. Есть даже экспонаты, показывающие, как молодые девушки стилизуют сари во время игры в крикет и катания на скейтборде.



Выставка поставила один из самых узнаваемых предметов одежды в центр внимания, подчеркнув мастерство, лежащее в основе современной индийской одежды, а также «модную революцию», которую сари переживает в настоящее время. «Сари переживает самое стремительное перерождение за всю свою 5000-летнюю историю», — сказала глава отдела кураторства Музея дизайна Прия Ханчандани. — «Женщины, ранее ассоциировавшие сари с нарядной одеждой, превращают его в элемент повседневного гардероба, который помогает им заявить о себе, а дизайнеры экспериментируют с его материальностью, опираясь на безграничный творческий потенциал».