Неделя моды в Париже — краткая история модного события
Неделя моды в Париже - основные факты истории

Краткая история парижской Недели моды

Будучи родиной Haute Couture, крупных ателье и непревзойденного вкуса, Париж не зря считается эпицентром моды. Подобную репутацию французская столица получила благодаря своей элегантности и трепетному отношению к традициям.

В этой статье мы решили окунуться в историю одного из самых главных ежегодных событий модной индустрии и вспомнить основные поворотные моменты парижской Недели моды — от первых живых моделей и балов Поля Пуаре до «Битвы за Версаль» и необычных показов Карла Лагерфельда для Chanel.

Как Париж стал центром моды

В Париже показы мод начали проводиться еще в XVIII веке в формате частного диалога между клиентами и модельерами. Первоначально одежда демонстрировалась на жестких манекенах, что затрудняло покупателям возможность увидеть, как та или иная вещь будет смотреться на фигуре. Только в 1850-х годах французский дизайнер английского происхождения Чарльз Фредерик Уорт впервые задумался о том, чтобы представлять свои работы на живых моделях. Кроме этого, Уорт первым стал разделять коллекции по сезонам, вскоре после чего и появился термин «Haute Couture». В 1868 году дизайнер помог основать Синдикат высокой моды (Chambre Syndicale de la Haute Couture), который до сих пор объединяет ведущие парижские дома моды.

Костюм Поля Пуаре с вечеринки «Тысяча и вторая ночь» 1911 года
Костюм Поля Пуаре, представленный на вечеринке «Тысяча и вторая ночь» 1911 года

Модные мероприятия, проводимые в частных домах и ателье, продолжились и в XX веке. Знаменитый парижский кутюрье Поль Пуаре решил совместить торговлю с общением и начал устраивать роскошные театрализованные вечера, где гости собирались в своих лучших нарядах. Одним из самых памятных стал бал под названием «Тысяча и вторая ночь», организованный в 1911 году, на котором Пуаре представил платья с орнаментами в марокканском стиле, шаровары и тюрбаны.


Биография Коко Шанель


К 1930-м годам Париж стал оранжереей известных имен — от сдержанной непринужденности Коко Шанель до плавных драпировок Мадлен Вионне и сюрреалистических экспериментов Эльзы Скиапарелли. Показы начали меньше походить на большую вечеринку, становясь более индивидуальными. Каждый Дом моды представлял свои коллекции на моделях исключительно для клиентов. Опасаясь копирования дизайнов, мероприятия проходили в закрытом формате, без участия прессы.

Катрин Денев и Ив Сен-Лоран, 1966
Катрин Денев и Ив Сен-Лоран, 1966 год

Когда во время Второй мировой войны Франция оказалась под нацистской оккупацией, подобные показы мод стали проводиться и в США. В 1943 году в Нью-Йорке состоялась первая Неделя моды. Обеспокоенный влиянием Америки, в 1945 году французский Синдикат высокой моды постановил, что все дома моды должны сезонно представлять не менее 35 дневных и вечерних ансамблей.


История Модного дома Dior


В 1947 году Dior представил линии En 8 и Corolle, стиль которых получил название New Look. Коллекция, ставшая символом женственности и элегантности, перевернула представление о моде в послевоенные годы. На показе участвовало огромное количество прессы и было разрешено фотографировать. В 1960-х годах на модной сцене Парижа появилось еще одно громкое имя — Saint Laurent. Запустив в 1966 году линию prêt-à-porter, а также эстетизировав смокинг под женское тело, Ив Сен-Лоран совершил очередной сдвиг в индустрии, усилив фокус на молодежную культуру.

Первая Неделя моды в Париже

Первая парижская Неделя моды состоялась 28 ноября 1973 года под руководством основательницы нью-йоркской Недели моды Элеоноры Ламберт. Мероприятие проводилось в рамках сбора средств в Версальском дворце в попытке покрыть расходы на ремонт королевской резиденции, которые оценивались примерно в $60 миллионов. На шоу «Битва за Версаль» пять крупнейших французских дизайнеров, таких как Ив Сен-Лоран, Пьер Карден, Эмануэль Унгаро, Юбер де Живанши и Марк Боан, работавший в то время в Dior, столкнулись с пятью американцами — Анной Кляйн, Роем Холстоном, Биллом Блассом, Оскаром де ла Рентой и Стивеном Берроузом.

Несмотря на тщательно спланированные декорации с французской стороны, включая лимузин Bugatti, караваны с носорогами и тыквенные кареты в стиле Золушки, именно американцы с черными моделями были признаны победителями (из 36 моделей 12 были афроамериканками, что в то время было беспрецедентным событием). Американские дизайнеры поразили всех своим динамичным шоу, ощущением новизны и юности, в то время как французы выступили, ссылаясь на традиции европейской моды.еспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

Как развивалась парижская Неделя моды

Со временем шоу становились все более смелыми. В 1984 году Тьерри Мюглер стал первым модельером, предоставившим французской публике доступ к показу мод. В честь десятилетия Дома Mugler он организовал грандиозное представление, которое проходило на стадионе Le Zénith перед аудиторией в более чем 6000 человек. В тот же период состоялся дебют Жана-Поля Готье, который был прославлен Мадонной, выступавшей в его корсете с конусообразным бюстгальтером на своем мировом турне 1990 года.

Неделя моды в Париже - Mugler Fall/Winter 1984 Haute Couture
Коллекция Mugler Fall/Winter 1984 Haute Couture

Появление в 1980-х годах новой волны японских дизайнеров, включая Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо, привело к революционному мышлению в области стиля. В 1990-е годы в Париж начали перебираться британские дизайнеры — от Александра Маккуина, проработавшего с 1996 по 2001 год в Givenchy, до Джона Гальяно, ставшего в 1997 году художественным руководителем Dior. Совсем недавно, в июле 2019 года, Стелла Маккартни объединила свои усилия с французской люксовой группой LVMH, чтобы укрепить позиции в создании устойчивой высокой моды.

Неделя моды в Париже сегодня

Сегодня поклонники моды стекаются в Париж дважды в год, чтобы стать свидетелями эксклюзивного мероприятия. Подиум Недели моды является эпицентром одних из самых желанных коллекций и необычных декораций, превращающих площадки в железнодорожные вокзалы, аэропорты и карусели. Многие из этих невероятных презентаций появились благодаря пребыванию в Chanel покойного дизайнера Карла Лагерфельда, каждое новое шоу которого превосходило предыдущее. Так, например, для показа коллекции Fall/Winter 2014 модельер построил целый супермаркет, состоящий из настоящих продуктов, тележек для покупок и фруктовых лотков.

Современный Париж — это уже не тот город, где более 100 лет назад Поль Пуаре устраивал свои танцы. Однако парижская Неделя моды продолжает культивировать присущую ей грандиозную театральность, не забывая о наследии великих кутюрье прошлого, хотя 2020 год и внес некоторые коррективы.

Нынешний глобальный кризис, связанный со вспышкой коронавируса, вынудил бренды перевести показы коллекций в виртуальный режим. Но несмотря на всю креативность, которые демонстрируют дизайнеры, мы еще не готовы полностью отказаться от проведения ярких и зрелищных шоу со зрителями и демонстрацией одежды на моделях. Очевидно, формат Недели мод уже не будет прежним и продолжит меняться в будущем, а как — покажет время.

МЫ В СОЦСЕТЯХ