Благотворительный вечер Met Gala проводится уже более 70 лет. «Вечеринка года», которую Элеанор Ламберт впервые организовала в 1948, собирает средства на поддержку Института костюма и празднует открытие его главной ежегодной выставки, где хранится коллекция многовековых костюмов со всего мира. Met Gala и сегодня остается основным источником финансирования отдела Метрополитен-музея.
В 1995 году пост председателя заняла Анна Винтур. С тех пор она курирует мероприятием (за исключением 1996 и 1998 годов). Винтур превратила Met Gala в один из самых заметных и успешных благотворительных вечеров. В настоящее время событие стало нечто большим, чем просто собрание нью-йоркских светских гостей и выставка мод. Представители мира моды, кино, спорта, музыки и искусства появляются в своих лучших дизайнерских интерпретациях темы каждого года, проходя по знаменитой красной дорожке и направляясь внутрь, чтобы поужинать и послушать живое исполнение мировых звезд, таких как Леди Гага, Рианна и Канье Уэст.
В этом году одно из главных событий в мире моды должно было состояться 4 мая. Но поскольку мероприятие было отменено из-за пандемии коронавируса, мы подумали, что это неплохой повод окунуться в историю и вспомнить все темы Met Gala, начиная с прихода Анны Винтур.
1995: «Haute Couture» («Высокая мода»)
Можно сказать, что именно 1995 год стал отправной точкой, с которой началось преобразование мероприятия в главный светский вечер года — самые известные и красивые гости, самые дорогие наряды и юная Анна Винтур.




Тематическим названием бала стало «Haute Couture», и для своего первого вечера Кейт Мосс решила выбрать минималистичное прямое платье Calvin Klein с открытой спиной. Супермодель пришла в сопровождении дизайнера Кельвина Кляйна. В то же время ее близкая подруга, Наоми Кэмпбелл, выступила на контрасте и надела инкрустированное кристаллами платье Versace — блестящее во всех смыслах этого слова творение Джанни Версаче, который также был замечен на балу.
1996: «Christian Dior» («Кристиан Диор»)
Dior стал вторым после Saint Laurent (1983) брендом, который был удостоен персонального бала. Мероприятие почтило наследие Модного дома. Главным событием стал первый и единственный визит принцессы Дианы, которая пришла вместе с Джоном Гальяно, занимавшим тогда пост художественного руководителя бренда. Дизайнер сшил для нее платье в бельевом стиле. Образ принцесса дополнила ожерельем из жемчуга, бриллиантов и крупного сапфира, а также сумкой Lady Dior того же темно-синего оттенка, что и само платье.



1997: «Gianni Versace» («Джанни Версаче»)
После трагической гибели Джанни Версаче в 1997 году Met Gala решил почтить память дизайнера, обозначив темой события «Gianni Versace». Многие из ближайших друзей, а также музы Джанни собрались вместе, облачившись в наряды от Versace, чтобы отдать дань уважения модельеру. Сестра покойного дизайнера Донателла Версаче, несмотря на траур, надела золотое платье-бюстье. Мадонна была замечена в синем шелковом наряде с принтом, имитирующим звездное небо. Модель Кэролин Мерфи была в одном из культовых платьев Версаче, сшитом из тончайшей ткани ортон.







Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.
1998: «Cubism and Fashion» («Кубизм и мода»)
Выставка «Кубизм и мода» демонстрировала, как фундаментальные черты кубизма отражены в моде. Одновременно с этим она праздновала 50-летие Института костюма. Однако в тот год тема Met Gala, казалось, не слишком сильно повлияла на выбор одежды посетителей — никто из гостей не пришел в геометрических нарядах и не разрисовал лицо в стиле Пикассо. Вместо этого на балу было изобилие обтягивающих платьев и блестящих костюмов.



Одним из гостей вечера был Дональд Трамп, появившийся на балу примерно за 18 лет до того, как он переехал в Белый дом (и за 18 лет до того, как Анна Винтур запретила ему участвовать в будущих вечерах).
1999: «Rock Style» («Рок-стиль»)
Тема была посвящена классическим рок-исполнителям, оказавшим влияние на моду в период с 50-е по 90-е годы, из которых одними из самых ярких являются Мадонна, The Beatles, Дэвид Боуи, Мик Джаггер и Элвис Пресли.




Звездами же самого вечера стали Стелла Маккартни вместе с Лив Тайлер, решившие оставить роскошные платья дома и прийти в одинаковых белых топах на одно плечо с надписью «Rock Royalty». Также нельзя не упомянуть и о Донателле Версаче. Прежде чем Дженнифер Лопес взорвала сети, появившись на премии Грэмми в культовом платье с тропическим узором, Версаче сама носила его на красной дорожке Met.
2000: Мероприятие не состоялось
До 2000 года Met Gala обычно проводился в конце ноября или же начале декабря. В тот год Институт отменил свою зимнюю выставку, запланированную с Chanel. Согласно The New York Times, выставка не состоялась из-за разногласий «по поводу уровня полномочий, которыми должен быть наделен Дом моды Chanel и, в частности, Карл Лагерфельд». Дизайнер хотел включить в экспозицию работы таких художников, как Клас Олденбург и Дженни Хольцер.
По итогу было принято решение заменить тему выставки и посвятить ее стилю Белого дома во времена Жаклин Кеннеди. Из-за дополнительного времени, необходимого для организации новой выставки, ее открытие было перенесено на 1 мая 2001 года, а Met Gala на 23 апреля.
2001: «Jacqueline Kennedy: The White House Years» («Белый дом в годы пребывания Жаклин Кеннеди»)
В 2001 году Институт костюма праздновал сороковую годовщину появления Жаклин Кеннеди в качестве первой леди Америки, исследуя ее глобальное влияние на стиль и моду. Почетной гостьей бала стала ее дочь Каролина Кеннеди, одетая в белое атласное платье Carolina Herrera.

2002: Мероприятие не состоялось
Met Gala был отменен в связи с событиями 11 сентября 2001 года.
2003: «Goddess: The Classical Mode» («Богиня: классический образ»)
Начиная с одежды Древней Греции и заканчивая более современными образами, такими как символические творения Дома моды Grès и наряды Versace, классическое платье на протяжении тысячелетий вдохновляет и оказывает влияние на искусство и моду. Именно ему и был посвящен вечер.



На балу модель Кармен Касс ослепила толпу своим красным платьем с длинными рукавами, струящимся шлейфом и вырезами на спине. В то же время Николь Кидман появилась в расшитом стразами платье, тоже от Gucci, с полупрозрачным верхом, а актриса Кирстен Данст выбрала черное платье-миди в сочетании с голубым беретом.
2004: «Dangerous Liaisons: Fashion and Furniture in the 18th Century» («Опасные связи: мода и интерьер в 18-ом веке»)
Во времена правления Людовиков XV и XVI мода и интерьер воплотили в себе идеалы красоты посредством форм и декоративных украшений. С характерными хрупкими поверхностями и изысканными пропорциями столы, стулья и другие предметы мебели умножали любовь элиты к неторопливому образу жизни и способствовали соблюдению сложных стандартов этикета.



Ближе всего тему Met Gala восприняли Амбер Валетта, появившаяся на вечере в высоком парике в стиле рококо, юбке John Galliano и корсете, и Линда Евангелиста, надевшая стилизованное под кимоно кутюрное платье Jean Paul Gaultier.
2005: «The House of Chanel» («Модный дом Chanel»)
В 2005 году, когда и появилась традиция проводить Met Gala в первый понедельник мая, Институт костюма воссоздал дух Модного дома Chanel — от Коко Шанель до Карла Лагерфельда. Практически все гости, а также сама Анна Винтур, что неудивительно, были в образах от Chanel. Одним из исключений стала модель Каролина Куркова, облачившаяся в пышное белое платье Viktor & Rolf с крупной красной надписью «I love you» — послание, которое она посвятила бренду, ставшему темой вечера.




2006: «AngloMania: Tradition and Transgression in British Fashion» («Англомания: традиция и трансгрессия британской моды»)
Выставка изучила идеалы, стереотипы и представления об англичанах, сопоставив исторический костюм с модой конца 20-го и начала 21-го веков. Англомания — повальное увлечение всем английским — распространилась по Европе во второй половине 18-го века. По мнению таких англофилов, как Монтескье и Вольтер, Англия была страной разума, свободы и терпимости, страной, где Просвещение нашло свое наибольшее выражение. Но то, что начиналось как интеллектуальное явление, стало и продолжает быть делом стиля.


Следуя теме года, Сара Джессика Паркер (в разгар своей популярности после выхода сериала «Секс в большом городе») привела Александра Маккуина в качестве своего кавалера. Оба дополнили свои образы шотландкой Alexander McQueen.
2007: «Poiret: King of Fashion» (Король моды Поль Пуаре»)
Поль Пуаре — французский модельер, освободивший женщин от корсета и разработавший такую технику пошива, как драпировка. На балу, посвященном дизайнеру, среди приглашенных гостей были Дэвид Боуи, Кэмерон Диаз, Линдси Лохан и Кейт Бланшетт в платье из золотой бахромы, которое создал работавший тогда в Balenciaga Николя Гескьер, он же и сопровождал актрису в тот вечер.



2008: «Superheroes: Fashion and Fantasy» («Супергерои: мода и фантазия»)
Тема, посвященная супергероям, была метафорой моды и ее способности трансформировать и наделять сверхсилой человеческое тело. Гостьей тематического вечера стала звезда «Мстителей» Скарлетт Йоханссон, одетая в тюлевое коктейльное платье, предоставленное Dolce&Gabbana. Модное заявление сделала и пара Дэвида и Виктории Бекхэм. На своем первом балу Института костюма Дэвид появился в черном смокинге от Armani с бархатными лацканами, а Виктория ходила в винтажном, расшитом бисером платье той же марки.



2009: «The Model as Muse: Embodying Fashion» («Модели как музы: воплощение моды»
В 2009 году Институт костюма исследовал взаимосвязь между высокой модой и постоянно меняющимися идеалами красоты, уделяя особое внимание культовым моделям второй половины 20-го века и их роли в проецировании, а иногда и вдохновении моды соответствующих эпох.



На ковровой дорожке, украшенной принтом зебры, пальму первенства среди всех звезд подиума получила Кейт Мосс. Она появилась в серебристом платье-мини от Marc Jacobs с тюрбаном из той же металлизированной ткани. Образ стал одним из самых запоминающихся за всю историю бала. В тот вечер супермодель пришла с дизайнером и своим другом Марком Джейкобсом.
2010: «American Woman: Fashioning a National Identity» («Американка: формирование национальной идентичности»)
Выставка была посвящена образу американских женщин в период с 1890-е по 1940-е годы и тому, как это повлияло на восприятие современных жительниц США. Фокусируясь на прототипах американской женственности через платья, Институт костюма показал, как эволюционировал стиль американок, отражавший их социальную и политическую эмансипацию.

Вдохновившись темой выставки того года, креативный директор Gap и сопредседатель мероприятия Патрик Робинсон пригласил прошлых победителей CFDA/Vogue Fashion Fund создать платья для вечера. Джессика Альба пришла в специально разработанном образе дизайнера Софи Теалле, Кирстен Данст — в белом платье Rodarte, инкрустированном жемчугами Swarovski, а Зои Кравиц — в творении Александра Вэнга. Тем временем Кэти Перри мерцала в розовом платье Cute Circuit со светящимися вставками.
2011: «Alexander McQueen: Savage Beauty» («Александр Маккуин: дикая красота»)
Один из самых влиятельных и провокационных модельеров своего поколения, Александр Маккуин, бросал вызов модным условностям и в то же время расширял их границы, выражая идеи о расе, классе, сексуальности, религии и окружающей среде. Жизнь дизайнера оборвалась неожиданно — трагическое событие произошло в феврале 2010 года, когда Маккуин покончил с собой в собственной же квартире. Знаковая выставка, продолжая традицию музея прославлять личностей, которые изменили ход истории и культуры, приняла решение посвятить тему выставки того года именно ему.




Среди знаменитых лиц, которые пришли в нарядах Маккуина, чтобы почтить память покойного дизайнера, были Сара Джессика Паркер, Дафна Гиннесс и Наоми Кэмпбелл. Как и подобает бренду Alexander McQueen, на ковровой дорожке Met Gala роскошь была в порядке вещей вместе с перьями, вышивкой, блестками и металлическими цветами.
2012: «Schiaparelli and Prada: Impossible Conversations» («Невозможные диалоги Скиапарелли и Прады»)
Институт костюма посвятил выставку сходству и различиям между двумя итальянскими дизайнерами разных эпох. Эльза Скиапарелли, работавшая в Париже с 1920-х годов до закрытия своего дома в 1954 году, была связана с движением сюрреализма и создала такие культовые произведения, как платье «Tear» с имитацией порванной ткани, шляпу «Shoe» в виде туфли и ожерелье «Bug», состоящее из различных жуков. В то же время Миучча Прада возглавила миланский бизнес своей семьи в 1978 году и сосредоточилась на моде, отражавшей эклектичную природу постмодернизма.





В честь двух модельеров, которые никогда не следовали правилам моды, Марк Джейкобс надел полупрозрачное, кружевное платье-рубашку COMME des GARÇONS поверх белых боксерских шорт.
2013: «Punk: Chaos to Couture» («Панк: от хаоса до кутюра»)
Выставка, организованная Институтом костюма, рассмотрела влияние панка на высокую моду с самого момента рождения движения в 1970-х годах.






Каждый гость мероприятия отобразил тему вечера по-своему. Beyoncé появилась в черно-оранжевом платье Givenchy с огненными мотивами, которое она носила с перчатками выше локтя и сапогами в тон. Анна Винтур наконец-то пустила Ким Кардашьян на желанную красную дорожку Met Gala. Беременная Кардашьян надела цветочное платье с высоким воротом, в то время как Канье Уэст был в классическом черном смокинге.
2014: «Charles James: Beyond Fashion» («Чарльз Джеймс: за пределами моды»)
Выставку посвятили карьере американского модельера Чарльза Джеймса. Музей прославил крупную фигуру в мире моды, но менее известную широкой публике.





Сам вечер был полон различного кроя бальных платьев. А Стелла Маккартни, позаботившись о том, чтобы иметь под рукой надежную команду, пришла на красную дорожку с некоторыми из самых востребованных женщин в мире. Риз Уизерспун, Кейт Босворт, Кара Делевинь и Рианна шли в унисон со Стеллой, демонстрируя гламурные творения Stella McCartney.
2015: «China: Through the Looking Glass» («Китай: в зазеркалье»)
В тот год выставку посвятили Китаю и его влиянию на западную моду. Неудивительно, что красная дорожка мероприятия была наполнена желтым и красным цветами, орнаментальными вышивками, стразами и шелком. Однако одной гостье удалось привлечь к себе внимание всех присутствующих. Певица Рианна пришла на бал в желтой атласной накидке с вышивкой, меховой отделкой и массивным шлейфом. На создание наряда весом в 25 кг китайской марке Guo Pei потребовалось более двух лет.




Тема бала вдохновила не только звездных гостей, но и режиссера Эндрю Росси, снявшего документальный фильм «Бал» обо всех тонкостях организации выставки и вечера Met Gala.
Больше документальных фильмов о важных событиях фэшн-индустрии в нашей подборке «10 фильмов о моде»
2016: «Manus x Machina: Fashion in an Age of Technology» («Manus x Machina: мода в эпоху технологий»)
Темой вечера стали взаимоотношения моды, человеческого мастерства и технологий. И хотя многие звезды, такие как Ким Кардашьян с Канье Уэстом и Джиджи Хадид с Зейном Маликом, попытались соблюсти дресс-код, нарядившись в серебристые платья и костюмы с металлизированными деталями, некоторые подошли к теме с другой стороны. Бальное платье Zac Posen, в котором пришла Клэр Дэйнс, светилось в темноте, а образ для Эммы Уотсон был создан из переработанного пластика. Beyoncé появилась в облегающем латексном платье с цветочными узорами от Givenchy.




2017: «Rei Kawakubo/ COMME des GARÇONS: Art of the In-Between» («Рей Кавакубо/COMME des GARÇONS: искусство промежуточного звена»)
Институт костюма посвятил выставку японскому дизайнеру Рей Кавакубо и ее проектам. Сезон за сезоном она бросает вызов традиционным представлениям о красоте, хорошем вкусе и моде, работая с такими понятиями, как «пустота» и «пространство».

Как дань уважения модельеру Рианна явилась на бал Met Gala в платье из коллекции CDG Fall/Winter 2016. Исполнительница повторила успех 2015 года и украсила красную дорожку цветочным нарядом, состоящим из трехмерных округлых деталей. Еще одной звездой вечера стала модель Белла Хадид, которая выбрала для вечера провокационный черный комбинезон от Alexander Wang.
2018: «Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination» («Небесные тела: мода и католическое воображение»)
Тематическая выставка представляла собой диалог моды с религиозными практиками и традициями католицизма. Приуроченный к ее открытию бал Met Gala стал парадом «божественных» нарядов, дополненных различными головными уборами — от нимбов и тиар до терновых венцов. Рианна появилась в расшитой драгоценностями мантии папы римского и тройной короне, Кэти Перри украсила платье Versace огромными крыльями ангела, а Зендая облачилась в рыцарские доспехи.





2019: «Camp: Notes on Fashion» («Кэмп: заметки о моде»)
Вдохновением для темы выставки стала работа «Заметки о кэмпе» писательницы Сьюзен Зонтаг, согласно которой одними из основных постулатов кэмпа являются андрогинность, театральность, легкомысленность и гомосексуальность.






Любовь к несерьезности и преувеличению привела к тому, что бал 2019 года стал одним из самых запоминающихся и богатых на яркие образы за всю историю проведения мероприятия. Чего только стоят Леди Гаги в огромном розовом платье, Билли Портер в золотом древнеегипетском образе с крыльями, Кэти Перри, превратившаяся в люстру, и Зендая, пришедшая на бал в наряде диснеевской Золушки, который начинал светиться при взмахе волшебной палочки стилиста Лоу Роуча.
2020: «About Time: Fashion and Duration» («О времени: мода и продолжительность»)
В честь 150-летнего юбилея Метрополитен-музея выставка, перенесенная на 29 октября из-за вспышки коронавируса, оглянется назад и вспомнит историю моды. При выборе темы куратор Института костюма Эндрю Болтон обратился к фильму «Орландо», снятому по мотивам одноименного романа Вирджинии Вулф. Главной концепцией фильма является перемещение во времени и смена нарядов соответственно эпохе.
Институт костюма компенсировал отмену бала, который должен был пройти 4 мая, и устроил превью своей новой выставки в режиме онлайн, а также вместе с Билли Портером организовал челлендж. Зрителям предлагалось повторить дома образы с прошлых вечеров и выложить результаты в инстаграм с хештегом #metgalachallenge, лучшие из которых американский Vogue опубликовал у себя на странице.

Знаменитости тем временем также устроили себе праздник. Например, Джулия Робертс поделилась своей фотографией в черно-белом платье, которая была сделана в собственной ванной актрисы.
2021: «In America: A Lexicon of Fashion» («В Америке: модный лексикон»)
Из-за пандемии коронавируса прошлый бал пришлось отменить, но организаторы решили не отказываться от вечера насовсем, а перенести его на осень. Поэтому на этот раз в отличие от традиционной даты в начале мая мероприятие проходит 13 сентября и отличается более малыми и камерными масштабами.

Тема Met Gala 2021 года посвящена первой части масштабной выставки Метрополитен-музея об американской моде (вторая часть экспозиции под названием «In America: «An Anthology of Fashion» откроется 5 мая 2022 года). Главный куратор Института костюма Эндрю Болтон решил, что пришло время переосмыслить американскую идентичность и моду, обратившись к изменениям, которые произошли в штатах благодаря политическим и социальным событиям. «Я думаю, американская мода переживает возрождение», — заявил он в интервью Vogue. — «Мне кажется, что молодые дизайнеры стоят во главе разговоров о разнообразии и инклюзивности, а также устойчивости и прозрачности, причем в гораздо большей мере, чем их европейские коллеги, ну, может быть, за исключением английских дизайнеров».










От гостей Met Gala 2021 стоит ожидать как нарядов в традиционных красно-бело-синих цветах и узорах с элементами флага США, так и более тонких отсылок к американским ценностям. На красной дорожке должно появиться большое количество образов от локальных модельеров, начиная от уже классических американских брендов вроде Tom Ford, Ralph Lauren и Michael Kors и заканчивая новыми голосами в индустрии —Telfar, Christopher John Rogers и Pyer Moss.
2022: «Gilded Glamour» («Позолоченный гламур»)
Темой Met Gala 2022 стал «Позолоченный гламур» — аллюзия на «позолоченный век». Это эпоха быстрого экономического роста США в последние десятилетия 19 века, когда стремительно богатеющие американцы носили пышные платья, корсеты и дорогие украшения. Вместе с тем это период серьезных социальных проблем, искусно замаскированных индустриализацией и роскошными нарядами.









Костюмов, соответствующих тематике, было не так много. Ким Кардашьян надела платье Мэрилин Монро, в котором актриса исполнила песню «Happy birthday» на дне рождения президента США Джона Кеннеди в 1962 году. Билли Айлиш появилась на красной дорожке в платье Gucci со специальными подушечками в юбке для придания объема. При его создании Алессандро Микеле вдохновлялся портретом Мадам Пуарсон авторства Джона Сингера Сарджента. Блейк Лайвли удивила всех позолоченным платьем-трансформером от Atelier Versace, бант которого превратился в бирюзовый шлейф, украшенный символами знаков зодиака.
Большинство знаменитостей позволили себе проигнорировать тему вечера. Например, Хейли Бибер решилась на неожиданное сочетание и примерила легкое атласное платье Saint Laurent белого цвета с черными колготками. А Кайли Дженнер выбрала свадебное платье Off-White, почтив память Вирджила Абло: «Вирджил и я должны были вместе пойти на Met Gala до его переноса в 2020 году. Надевая это платье, я отдаю дань уважение моему талантливому и прекрасному другу». Образ Кайли дополнила бейсболкой в тон.
2023: «Karl Lagerfeld: A Line of Beauty» («Карл Лагерфельд: Линия красоты»)
В 2023 году выставка Института костюма была посвящена работе и жизни великого кайзера. Карл Лагерфельд скончался в 2019 году в возрасте 85 лет. За свою долгую жизнь он успел поработать в крупнейших модных домах мира, включая Chloé, Fendi, Chanel и свой собственный одноименный бренд. Выставка воздала должное его гению, а на сопутствующем гала-вечере сотни его близких друзей и коллег отметили его творчество своими нарядами.














Николь Кидман, Наоми Кэмпбелл, Дуа Липа и Жизель Бюндхен выбрали винтажный Chanel, а Мишель Йео — платье Karl Lagerfeld. Другие дизайнеры также внесли свою лепту в эстетику Лагерфельда. Versace, Valentino, Dior, Vera Wang, Oscar de la Renta и Schiaparelli представили собственные интерпретации его работ, что позволило создать несколько выдающихся творений. Твид, жемчуг, камелия, черно-белая цветовая палитра, банты и украшения стали главными темами Met Gala 2023. Было, конечно, и несколько явных отсылок к любимой кошке Карла Лагерфельда, Шупетт.
***
За все время проведения мероприятия, Met Gala по праву заслужил звание одного из главных светских событий года, которое собирает вместе многих влиятельных людей сферы искусства и моды для празднования истории и культурного богатства индустрии.