Вы когда-нибудь перепродавали кроссовки? Это вопрос, который Мэтт Уэлти задает каждому новому гостю Full Size Run (шоу на YouTube, где ведущий вместе с гостями обсуждает, какие кроссовки стоит купить на этой неделе), и на который почти каждый коллекционер кроссовок отвечает: «Да». И даже если вы никогда не перепродавали кроссовки, вы, вероятнее всего, покупали их на ресейл-площадках.   

Хорошо это или плохо, но последние 10 лет ресейл активно развивался, выступая в качестве лакмусовой бумажки, определяющей, что из себя представляет сникер-культура в конкретный промежуток времени. В то время как некоторые пуристы смотрят на такой бизнес, как покупка обуви ради ее выгодной перепродажи, свысока, нельзя отрицать, что ресейл открыл мир кроссовок широким массам и создал новое поколение предпринимателей.

Ресейл — как все начиналось

Но чтобы понять, откуда взялось то, что мы имеем сейчас, необходимо изучить, как выглядел ресейл еще до того, как Sotheby’s продал редкий силуэт Nike за полмиллиона долларов или как член баскетбольной команды «Лос-Анджелес Лейкерс» Кайл Кузма подписал сделку с платформой GOAT. 

Nike Moon Shoe были проданы почти за полмиллиона долларов

Редкие Nike «Moon Shoe» 1972 года. Проданы на аукционе Sotheby’s за $437 500.

В конце 90-х годов вторичный рынок стал больше фокусироваться на кроссовках с появлением eBay — платформы для сникерхедов, продающих обувь или находящихся в поиске какого-нибудь редкого артефакта. В то время были и такие площадки, как ISS, которая в конечном итоге превратилась в Sole Collector, и NikeTalk, которая выступала в качестве маркетплейса для совершения сделок, связанных с кроссовками. 

«Мне приходилось очень много копаться. Было столько всего неизвестного, не то, что сейчас», — говорил основатель Sneaker News и Sneaker Con Ю-Мин Ву о поиске кроссовок в начале нулевых. — «Я даже не знаю, как люди возвращали деньги, когда у них еще не было PayPal. Только после этого рынок ресейла по-настоящему стал расширяться».

Появление ресейл-площадок

Взгляните на Flight Club, который был основан в 2005 году. Он был первой физической и онлайн-площадкой для реселлеров и коллекционеров, которые хотели покупать и продавать оригинальные кроссовки. По мере роста Flight Club, развивались и блоги, освещавшие кроссовки, что способствовало повсеместному увеличению интереса к обуви. 

«Flight Club был пионером в сфере консигнации кроссовок и остается одним из немногих мест в мире, где можно своими глазами увидеть некоторые из самых редких кроссовок», — говорил Мэтт Коэн, вице-президент по развитию бизнеса и стратегии компании GOAT Group, которая в прошлом году объединилась с Flight Club. — «Это своего рода культурное учреждение для сникер-сообществ».

  • Кроссовки в магазине Flight Club в Нью-Йорке
    Магазин Flight Club в Нью-Йорке
  • Ресейл-площадка Flight Club - магазин в Нью-Йорке
    Магазин Flight Club в Нью-Йорке
  • Ресейл-площадка Flight Club - магазин в Нью-Йорке
    Магазин Flight Club в Нью-Йорке

Может быть, объединение реселлеров и покупателей через консигнацию и не представляется чем-то оригинальным, но за последнее десятилетие Flight Club и Stadium Goods значительно выросли за счет перепродажи обуви и сопутствующих товаров. В феврале этого года Foot Locker инвестировал в GOAT $100 миллионов.

«Ходило много споров вокруг торговли в традиционных магазинах и на онлайн-платформах», — говорил Коэн. — «Благодаря таким площадкам, как GOAT, выступающим глобальными проводниками, у реселлеров теперь есть более широкая аудитория, которой они могут продать свой продукт, а потребители, в свою очередь, могут легко получить доступ ко всей базе данных кроссовок».

С открытия в 2016 году и по настоящий момент Stadium Goods всегда может похвастаться целым рядом инвесторов и партнеров, среди которых Ebay, Alibaba и Farfetch. Также он расширил свое физическое присутствие, соединившись с Nordstrom. С позиции любителей такие стратегические шаги могут показаться действиями стервятников, пытающихся нажиться на расширяющемся рынке, но Ву, который управляет также и цифровым маркетингом Stadium Goods, утверждал, что ни одно из решений не было бы успешным, если бы люди, принимающие их, не уважали культуру.

«Мы — это люди, которые очень любят кроссовки», — говорил Ву. — «Очевидно, что это бизнес. Но мы не смогли бы поддерживать его, если бы не продвигали культуру кроссовок».

Именно эта любовь к кроссовкам и возможность их перепродажи в 2009 году побудила Ву начать проект Sneaker Con. Подобные платформы, такие как DunkXChange и H-Town Sneaker Summit, существовали и раньше, но Sneaker Con выделился тем, что был полностью сосредоточен на покупке и продаже кроссовок. С момента проведения своего первого мероприятия в Нью-Йорке передвижное шоу стало проходить и в других крупных городах страны, а также за ее пределами — в Европе, Китае и Японии.

«Раньше у нас были только блоги и интернет-форумы», — говорил Ву. — «У нас не было социальных сетей и других средств коммуникации. Сегодня для сникерхедов создано гораздо больше условий, чем когда я только начинал этот проект».

Социальные сети, главным образом запущенный в 2010 году инстаграм, являются еще одной точкой соприкосновения, которая стимулировала развитие ресейла в последнее десятилетие. Инстаграм не только помог создать уникальную платформу для освещения кроссовок, но и дал коллекционерам еще один способ продавать обувь. Он был отличным решением для таких реселлеров, как @corgishoe, которому сначала приходилось продавать обувь через свой блог на NikeTalk, а потом он стал одним из первых, кто начал делать это с помощью инстаграма.

«Я вышел из тюрьмы, и у меня не было ничего, кроме кучки гребаных кроссовок. Мне пришлось продать их, потому что у меня уже не оставалось места для них», — говорил Corgi. — «Я не знал, будет это трудно или легко, ресейл тогда еще не был популярным, но мне повезло».

«Flight Club был пионером в сфере консигнации кроссовок», — вице-президент по развитию бизнеса и стратегии компании GOAT Group Мэтт Коэн  

То, что начиналось как способ избавиться от лишних пар кроссовок, которые Corgi приобретал на гаражных распродажах, и которые накапливались в течение многих лет, превратилось в уникальную бизнес-идею. Просто разместив кроссовки на своей странице с указанием цены, размера и другой сопутствующей информации, и удалив пост после завершения сделки, он показал, как можно организовать ресейл в инстаграме еще до того, как платформа позволила компаниям вести продажи через директ.

Хотя Corgi и имел успех в перепродаже кроссовок, он признает, что с тех пор, как он начинал, многое изменилось. Самым большим сдвигом стало не только увеличение количества людей, перепродающих обувь, но и модели кроссовок, которыми интересуются покупатели.

«Прибыль определенно стала выше», — говорил он, добавляя, что сейчас все сводится к двум вещам: первое — это то, что может предложить реселлер, и второе — что пользуется спросом. Сам Corgi специализируется на кроссовках конца 90-х и начала 00-х годов. — «Все стало гораздо сложнее, так как все зависит от того, на какой стороне баррикад ты находишься. Если у тебя есть Off-White или какие-нибудь другие кроссовки, которые в данный момент все хотят, то денег будет больше».

Взять, к примеру, Nike SB. Стоимость перепродажи Dunk SB Paris с 2005 года варьировалась в среднем от $9 000 до $11 000. А в июне этого года цена на эти уже ставшие редкими кроссовки взлетела до более чем $20 000.

Nike Dunk SB Low Paris стоят $25 000

Nike Dunk SB Low Paris. Цена на StockX на декабрь 2019 года составляет $25 000.

«Все началось с того, что к нам в руки попала пара Трэвиса Скотта, потому что он, как один из известнейшим представителей музыкальной индустрии, интересен многим», — говорил основатель маркетплейса Project Blitz Андре Люстина. —«Все, что он носит, любит или покупает, мгновенно становится чем-то очень дорогим».

В начале 10-х годов был период, когда Nike Dunk SB были менее ценными, чем в начале тысячелетия. По его словам, цены на вторичном рынке скачут точно так же, как и на фондовой бирже. — «Это обычный товар — он может подорожать или, наоборот, обесцениться».

Никто не знает похожую на Уолл-Стрит природу вторичного рынка кроссовок лучше, чем Джош Любер. StockX, который он основал в 2016 году, изменил не только способ перепродажи кроссовок, но и характер бизнеса в целом. Он не стал ограничиваться продажей одних только кроссовок, как это было у других. Любер расширил свой ассортимент до одежды, часов, виниловых предметов и, совсем недавно, коллекционных карточек. 

«Главная черта StockX — это доступность», — говорил Любер. — «Как сделать так, чтобы люди могли легко купить то, что они хотят?»

По его оценкам, на StockX ежедневно совершается около 20 000 транзакций, причем основная часть из них — это кроссовки. Крупные продавцы, использующие платформу, зарабатывают сотни тысяч в год, а некоторые даже достигают отметки в миллион долларов. На сегодняшний день большинство кроссовок @corgishoe продается на StockX. Ранее в этом году, после последних вложений на общую сумму в $110 миллионов, StockX был оценен в более чем миллиард долларов.

Еще одна заслуга StockX — это создание способа, позволяющего отслеживать, какие кроссовки на рынке перепродажи сейчас актуальны, а какие нет. По сути, он стал Kelley Blue Book (компания по оценке автомобилей) в мире кроссовок.

«Мы намеренно публикуем все эти данные, и вам не нужно за это платить. Это информация для всех, в том числе и брендов», — говорит Любер. — «Бренды могут изучить эти данные, а затем выпустить тот продукт, который нужен людям. И тогда все мы будем счастливы».

«Раньше у нас были только блоги и интернет-форумы», — основатель Sneaker Con Ю-Мин Ву

До этого десятилетия коллекционирование кроссовок было просто увлечением, и лишь небольшое количество людей продавали обувь друг другу. Поэтому в эпоху, когда еще не существовало специальной площадки для продажи кроссовок, реселлерам было гораздо сложнее найти клиентскую базу.

«Было много обуви, которую невозможно было продать. Приходилось звонить людям и спрашивать, не нужно ли им что-то, что есть у вас», — рассказывал Пол Гивелекян, он же известный реселлер PG Knows. — «Ты не мог просто разместить товар в приложении и сразу же его продать».

Мало того, что технический прогресс увеличил область влияния кроссовок и упростил массам доступ к ним, он также способствовал появлению нового поколения предпринимателей. На любом Sneaker Con вы легко найдете 11-летнего ребенка с несколькими тысячами долларов в кармане, которые он получил с продажи кроссовок. Вы также можете встретить 60-летнего пенсионера, который ничего не знает о культурной значимости Air Jordan, но готов отдать за них большую сумму.

В то же время границы между розничной торговлей и перепродажей постепенно стираются. Фактически, ритейлеры начинают тесно сотрудничать с ресейл-площадками.

«Бренды и розничные торговцы обращаются к вторичным рынкам, таким как GOAT и Flight Club, чтобы продать свой продукт», — говорит Коэн. — «Доказательством тому служат недавние инвестиции Foot Locker в GOAT Group в размере $100 миллионов и дистрибьюторская политика Versace и Chloé».

StockX также тестировал продажу кроссовок в формате IPO — прошлой осенью он вместе с adidas запустил коллекцию эксклюзивных кроссовок, а участники торгов устанавливали стоимость обуви.

Чего ожидать от реселлинга в следующем десятилетии?

«Рынок перепродажи кроссовок будет продолжать расти, особенно по мере того, как обувь набирает мировую популярность. Вторичный рынок, если смотреть глобально, находится только еще на стадии зарождения», — говорил Коэн, добавив, что к 2025 году индустрия перепродажи кроссовок, по прогнозам, достигнет мирового оборота в $6 миллиардов. — «К примеру, такие рынки, как Китай, имеют огромную покупательную способность и считаются новичками в культуре кроссовок, а также баскетбола и хип-хопа. Новые рынки Китая будут продолжать стимулировать развитие индустрии кроссовок».

Однако независимо от того, что сейчас происходит, ясно одно: назад пути нет.

«Люди говорят, что любой пузырь когда-нибудь да лопнет», — размышлял Гивелекян. — «Не знаю. Мне кажется, что он просто станет еще больше. Это не остановить. Я не думаю, что ресейл когда-нибудь исчезнет».

Источник: Complex.com

 

Также вы можете ознакомиться с 10 самыми дорогими кроссовками, проданными на различных ресейл-площадках