Селвидж деним – всё, что нужно знать о селвидж джинсах | МЦ
Селвидж деним – всё, что нужно знать о селвидж джинсах

История и эволюция селвидж денима

Если первоначально джинсы были разработаны как рабочая одежда для шахтеров, золотоискателей и скотоводов, то сегодня они стали неотъемлемой частью нашего повседневного гардероба. Вне зависимости от постоянно меняющихся трендов джинсы остаются вечной классикой для всех поколений. Однако не весь деним производится одинаково, поэтому одна пара джинсов может разительно отличаться от другой. От используемой ткани зависит плотность, посадка, долговечность и техника выцветания джинсов. Поэтому при поиске новой пары вид используемого в ней денима является одним из главных критериев выбора. Существует множество способов производства этой ткани, но если мы говорим о настоящих джинсах в их традиционном виде, то наиболее популярными являются пары из ткани под названием селвидж деним.

Что такое селвидж деним?

Селвидж деним — это вид джинсовой ткани, который производится с помощью ткацких станков старого образца челночного типа, тогда как для большей части материала джинсов сегодня используют современные широкие станки. Несмотря на то, что они работают медленнее, у челночных станков есть и преимущество — они производят ткань с подогнутым краем, которую не нужно дополнительно обметывать. Отсюда и происходит название селвидж («selvedge» от «self-finished edge»).

Для того, чтобы понять, сшиты ли ваши джинсы из селвидж денима, достаточно завернуть край штанины и посмотреть на внешний шов. Плотно скроенную кромку селвиджа невозможно ни с чем перепутать. Мгновенно узнаваемая контрастная нить, вплетенная в кромку ткани, как правило, выглядит более аккуратно, чем обработка оверлоком.

Селвидж деним видно на подворотах
Определить, что перед вами джинсы из селвидж денима, можно, подвернув край штанины

По качеству селвидж не всегда превосходит другие типы денима. Однако из-за высокой стоимости, времени и усилий, необходимых для производства этой ткани, джинсы из селвидж денима считаются самыми востребованными в своем сегменте и ценятся больше других видов текстиля.

История селвидж денима

Для того, чтобы разобраться в истории селвиджа, для начала нужно обратиться к истории денима в целом.

Считается, что первая джинсовая ткань появилась во французском городе Ним в XVIII веке. Первоначально местные ткачи пытались воспроизвести копию итальянского вельветового материала, однако в ходе этого процесса создали новый вид износостойкой ткани под названием серж. Материал стали называть «serge de Nîmes» («серж из Нима»), а позже название сократили до «денима».

Около ста лет спустя, в 1850-е годы, из Баварии в США переехал Ливай Страусс, решивший присоединиться к своим старшим братьям, которые вели в Америке бизнес по продаже тканей. В 1853 году он открыл в Сан-Франциско новый филиал семейного дела, назвав его Levi Strauss & Co.

В 1873 году портной по имени Джейкоб Дэвис заказал у Ливая деним для изготовления высокопрочных рабочих брюк по заказу клиента. Штаны, укрепленные медными заклепками, оказались гораздо легче и прочнее шерстяных и хлопковых брюк, которые в те времена носило большинство рабочих. Для американцев, занимавшихся тяжелым физическим трудом, эти «комбинезоны без бретель», как их называли в то время, стали настоящим спасением. Их популярность стремительно росла, и вскоре у Дэвиса уже не хватало ресурсов для выполнения всех заказов. Поэтому он объединился со Страуссом: Ливай отвечал за поставку материалов и продажу брюк, а Джейкоб, владевший патентом на дизайн, взялся за производство, став сотрудником Levi Strauss & Co.

Levi Strauss & Co - первая компания по производству джинсов
Levi Strauss & Co  первая компания по производству джинсов

Первоначально все джинсы, производимые для рабочих Дикого Запада, шились из селвидж денима. В 1905 году знаменитая северно-каролинская фабрика по производству денима Cone Mills White Oak начала поставлять ткань американским производителям джинсов. Десять лет спустя Levi’s заключил с предприятием сделку на эксклюзивную поставку денима, который использовался в модели Levi’s 501.

Остановимся на создании селвидж денима поподробнее — для этого нужно немного разобраться в производстве текстиля в целом. Почти всё тканое полотно состоит из двух систем нитей: основы (они идут верх и вниз) и утка (расположены поперек ткани). Для того, чтобы сплести ткань, станок удерживает нити основы на месте, пропуская между ними уточные нити. Отличие между селвиджем и другими видами денима в том, как нити утка вплетены в нити основы. Из-за того, что основные нити окрашиваются (как правило, красителем индиго), а уточные нет, изнаночная сторона джинсов остается белой

Вплоть до 1950-х годов почти вся джинсовая ткань производилась на челночных станках. Челночный ткацкий станок — это аппарат, который прокладывает поперечные нити с помощью челнока, проходящего взад и вперед между обеими сторонами станка. На такой машине ткань на кромке не срезается и не обметывается, а подгибается, что не позволяет нитям распускаться.

Cone Mills - самая известная фабрика по производству селвидж денима
Cone Mills  самая известная фабрика по производству селвидж денима

Ширина рулонов тканей идеально подходила для того, чтобы размещать краевой шов на внешней кромке выкройки пары джинсов. Такое расположение объясняется не только эстетическими, но и практическими соображениями, потому что благодаря этой строчке джинсы будут меньше изнашиваться сбоку. В результате получается прочная, плотная и долговечная ткань, которая со временем приобретает специфичную потертость, делающую каждую пару уникальной.

При производстве селвидж денима формируется край с вплетенной цветной нитью. Различные заводы и бренды воспользовались этой деталью для создания собственной версии селвиджа с отличающимся цветом строчки. У селвиджа Cone Mills, известного по джинсам Levi’s, эта нить была красной — сегодня это наиболее известный цвет, используемый для обработки кромки джинсовой ткани. На фабриках Wrangler использовали желтую нить, а у Lee — зеленую и синюю.

Несмотря на ценность таких джинсов, из-за повышения спроса на деним после Второй мировой войны производители начали искать новые способы поддержать объемы предложения. Это заставило фабрики перейти на новые станки для массового производства, имеющие свои преимущества. Челночный ткацкий станок прокладывает около 150 уточных нитей в минуту на ткани шириной в 36 дюймов (около 0,9 м). Тем временем у широкостаночного производства эти показатели составляют более 1000 поперечных нитей на ткани в два раза шире той, что используется на челночных станках — таким образом за тот же промежуток времени изготовляется в 15 раз больше ткани. Скорость широкого станка достигается за счет вплетения отдельных (и не связанных между собой) уточных нитей в основные. Такой вид изготовления ткани гораздо более эффективен, однако при этом исчезает подогнутый край, из-за чего кромку приходится обрабатывать оверлоком.

Как отличить селвидж деним
Слева: обработка оверлоком. Справа: подогнутый край селвидж денима

Сегодня деним производится в целом разнообразии цветов, стилей и отделок, по-прежнему оставаясь одним из самых популярных материалов в мире. Вслед за бумом недорогих пар брюк из эластичной ткани, лишь напоминающей аутентичный деним, мода на высококачественные джинсы, изготовленные традиционным способом, вернулась. Благодаря тренду на винтажную одежду, исторические бренды и классические айтемы джинсы из селвидж денима ценятся как никогда высоко.

Японский селвидж деним

После окончания Второй мировой войны японская молодежь начала увлекаться американской культурой, перенимая стиль представителей рок-н-ролла и голливудских икон вроде Джеймса Дина и Марлона Брандо. Именно через американских солдат Япония познакомилась с денимом — возвращаясь на родину, многие оставили в стране свои вещи, в том числе и джинсы. Большая часть одежды оказалась на уличных рынках, и джинсы привлекли внимание многих японцев.

Как и среди американских подростков, так и в японской молодежной культуре, деним стал символом бунтарских настроений, однако в Азии заполучить вещь из новомодной ткани было гораздо сложнее. В те времена в Японии не было компаний, производящих или импортирующих джинсы. В первые годы спрос на товар частично удовлетворялся американскими военнослужащими, оставшимися в стране. Они продавали свои джинсы местным модникам, и тот факт, что их можно было приобрести только подпольно, лишь повысил их «мятежную» репутацию.

Джеймс Дин стал иконой в мире денима
Джеймс Дин стал иконой в мире денима

Однако совсем скоро спрос начал значительно превышать предложение, и японские компании заметили свободную нишу для бизнеса. Изначально джинсы импортировали из Америки, но они были слишком дорогими для молодежи, которая являлась их целевой аудиторией. Поэтому следующим этапом стало появление местных заводов по производству джинсов. Такие бренды, как Big John, начали шить брюки в Японии, заказывая из США тот же деним от Cone Mills, который закупал Levi’s. Тогда японские производители еще не умели производить синий деним с помощью процесса окраски, применяемого в Америке. Поэтому у их первых джинсов не было белой изнаночной стороны, а значит они не могли со временем выцвести, как американские.

До появления Toyota Motor Corporation большинство тканей создавалось на медленных, неэффективных станках. Прежде чем заняться производством автомобилей, компания начала выпускать ткацкие станки, работая под названием Toyoda Automatic Loom Works. Основатель предприятия, Сакити Тоёда, изобрел автоматический станок модели G, отличающийся инновационными характеристиками, которые помогали добиться 20-кратного увеличения производительности по сравнению с другими ткацкими станками тех времен. Через несколько десятилетий на этих машинах стали ткать деним.

Район Кодзима города Куросаки всегда был центром текстильного производства, поэтому неудивительно, что первая пара японских джинсов была создана именно там. В апреле 1965 года Kurabo Mills, один из самых старых действующих заводов мира (он не прекращает работать уже более 110 лет), сшил на упомянутом ранее станке Toyoda джинсы с использованием денима из США. Первые пары производились мастерской Maruo Clothing, выпускавшей их под брендом Canton (поскольку деним поставлялся американской фабрикой Canton Mills). Два года спустя японская компания запустила новую марку денима под названием Big John, джинсы для которого шились из ткани от уже ставшего культовым завода Cone Mills.

Автоматический станок Toyoda G Model
Автоматический станок Toyoda G Model

Несмотря на то, что джинсы пользовались успехом, японцам хотелось самим производить селвидж деним. В 1972 году после 8 попыток Kurabo Mills наконец удалось изобрести первый японский селвидж деним под названием KD-8 (сокращенно от Kurabo Denim 8). Так у Японии появилось то, что впоследствии станет мировым феноменом.

Год спустя Big John выпустил джинсы из селвиджа KD-8, ставшие первым продуктом, полностью произведенным в Японии. Это стало началом революции в мире японского денима, возглавляемого брендами, которые продвигали ретро-эстетику. На рынке появилось много новых игроков, экспериментирующих с различными видами обработки и стирки и производящих джинсы в нарочито поношенном стиле.

Японские марки пытались воссоздать аутентичную американу, тщательно копируя оригинальные винтажные джинсы от американских брендов. В то время, как индустрия денима в США вступала в эпоху массового производства, японские компании продолжали делать акцент на традиционные методы изготовления и внимание к деталям. Поэтому пока в других странах качество производимого денима снижалось, в Японии марки приобретали всё больше опыта и знаний о мастерстве создания настоящих джинсов. Вскоре это начало отражаться и на их продукции.

Такие бренды, как EVISU, которые изначально пытались подражать американским Levi’s, смогли превзойти этот уровень качества, производя джинсы, которые отсылали к прошлому и в то же время олицетворяли японскую культуру. К началу 2000-х на японский селвидж деним обратило внимание мировое фэшн-сообщество. Отчасти это стало причиной возрождения тренда на аутентичный деним. Покупатели стали уделять больше внимания тому, как производится их одежда и ценить ее качество, что способствовало росту спроса на джинсы из Японии.

Фабрика Canton Mills, 1961 год
Фабрика Canton Mills, 1961 год

После того, как в 2018 году в США закрылась Cone Mills, являвшаяся последней фабрикой по созданию селвидж денима, звание главного производителя джинсов окончательно закрепилось за страной восходящего солнца. Сегодня японский селвидж деним считается лучшим во всем мире. И даже те бренды, которые не являются японскими по происхождению, гордятся тем, что они шьют джинсы из ткани, импортированной из Японии.

Японские деним бренды

Благодаря стремительному развитию японского рынка денима джинсы быстро закрепились в повседневном стиле жителей страны. В 1970-х японцы пережили экономический бум, поэтому им больше не нужно было копить на покупку одной пары джинсов. К тому же, из-за повсеместного погони за массовым производством в индустрии появилась свободная ниша, которую смогли заполнить японские бренды денима, не пренебрегающие качеством в угоду количеству.

С помощью процессов ручной окраски, традиционного оборудования и трудоемких методов ткачества несколько дизайнеров способствовали развитию рынка японского денима. Так появились компании, часть из которых позже стала известна под коллективным названием «Osaka Five». Именно они помогли Японии получить звание страны с лучшим селвидж денимом.

Edwin

Селвидж деним джинсы Edwin

Бренд Edwin был основан в 1947 году Тсунеми Йонехачи. Он хотел, чтобы у японцев появилась возможность одеваться в качественные джинсы, которые уже пользовались популярностью в Америке, но еще не получили распространение на его родине. Если сначала Edwin выпускал селвидж джинсы из ткани, импортируемой из США, то в 1961 году Йонехачи перешел на собственное производство.

Бренд одним из первых начал применять технику старой стирки, создавая искусственно состаренные пары, которые были и остаются невероятно востребованными. Edwin также известен тем, что в 1960-х производил джинсы из тяжелого денима, благодаря которому они могли стоять даже без поддержки человека. Сегодня марка Йонехачи сочетает в себе японское наследие и преданность качеству с современным европейским стилем.

EVISU

Селвидж деним джинсы EVISU

Наиболее известный представитель «Osaka Five», EVISU является одним из самых влиятельных брендов денима на сегодняшний день. Марка, названная в честь Эбису — японского бога удачи, труда и рыбалки, была запущена в 1991 году. Первоначально компания могла производить лишь 14 пар джинсов в сутки. Задние карманы каждой из них основатель EVISU Хидэхико Яманэ вручную украшал рисунком чайки, который позже стал логотипом бренда.

В отличие от своих современников, Яманэ решил не останавливаться лишь на воспроизведении стиля американа. С помощью коллабораций и поддержки знаменитостей EVISU заработал хорошую репутацию среди представителей различных субкультур. Бренд оказывает значительное влияние на сегмент стритвира и пользуется популярностью среди таких хип-хоп-исполнителей, как JAY-Z и Lil Wayne. 

EVISU придерживается традиционных техник производства и использует натуральные красители индиго. А благодаря тому, что джинсы индивидуально состариваются мастером, каждая пара выглядит уникально.

Iron Heart

Селвидж деним джинсы Iron Heart

Шиничи Хараки основал компанию The Works Inc. и бренд Iron Heart в 2003 году. После 20 лет работы в швейной промышленности в Японии, за которые он успел побывать как лекальщиком Edwin, так и дизайнером и руководителем компании, Хараки решил создать собственный бренд одежды, сочетающий в себе его богатый опыт с любовью к мотоциклам. В результате у него получилась активно развивающаяся аутентичная марка с растущим количеством поклонников по всему миру.

Iron Heart фокусируется на тяжелом дениме и прочных тканях, которые предназначены для японского сообщества мотолюбителей. Классическая и функциональная одежда (некоторые айтемы бренда имеют плотность в 25 унций) вдохновлена байкерской культурой и спецодеждой американских рабочих. В настоящее время компания базируется в Великобритании, но это не мешает ей оставаться поистине японским брендом.

Samurai Jeans

Селвидж деним джинсы Samurai Jeans

Созданная в 1997 году марка Samurai Jeans выросла из обычного производителя денима в одного из самых узнаваемых японских брендов. Вдохновляясь американскими джинсами от Levi’s и Lee, основатель компании Тору Ногами наполняет их японскими деталями и создает свои самобытные айтемы. Компания из Осаки не только шьет джинсы, но и самостоятельно создает ткани для них и даже выращивает хлопок. По словам Ногами, бренд старается производить надежные и прочные вещи — как меч самурая. Samurai Jeans также отличается многочисленными коллаборациями и ограниченными релизами.

Momotaro

Селвидж деним джинсы Momotaro

Компания Momotaro Jeans, получившая свое название из японского фольклора, начала свою деятельность в 2005 году. Бренд выпускает высококачественные джинсы из сырого денима, используя красители, получаемые из растения индигофера красильная. Такой метод окрашивания позволяет джинсам не выцветать и со временем даже становиться темнее.

Джинсы Momotaro создаются из 100%-го зимбабвийского хлопка, который отличается своим качеством, долговечностью и способностью лучше удерживать в себе красители. Каждая пара сшивается вручную, что добавляет продукции премиальность и эксклюзивность.
<h3id=»t10″>Pure Blue Japan

Селвидж деним джинсы Pure Blue Japan

Бренд Pure Blue Japan, запущенный в 1997 году, стал известен благодаря использованию челночных станков с низким натяжением. Благодаря этому ткань получается более текстурной и уникальной. PBJ выпускает одежду небольшими партиями, не гонясь за большими тиражами.

За окрашивание премиального денима Pure Blue Japan отвечают ремесленники, долгие годы оттачивающие свое мастерство. Натуральные красители получают из индиго, собранного в японской префектуре Токусима — его исторического места добычи.

Studio D’Artisan

Селвидж деним джинсы Studio D’Artisan

Еще один член «Osaka Five», Studio D’Artisan был первым брендом, начавшим производить селвидж деним на челночных ткацких станках в Японии. Основав свою марку в 1979 году, Шигехару Такаги хотел создавать копии джинсов, похожих на те, что были популярны в 60-е. Поэтому на первых порах ее воспринимали исключительно как компанию, производящую реплики, а не как настоящий бренд денима. Но именно решение сосредоточиться исключительно на оригинальных дизайнах десять лет спустя выделило Studio D’Artisan среди его конкурентов.

Когда в конце 90-х в моду вновь вернулся сырой селвидж деним, марка стала еще более популярной. Несмотря на то, что компания Такаги находилась на вершине успеха, в 1995 году он решил ее покинуть. Сегодня бренд продолжает выпускать свои классические модели, по-прежнему оставаясь эталоном среди японских джинсовых марок.

Big John

Big John M1002 - первая модель джинсов бренда

В 1965 году Big John выпустил первые джинсы, созданные в Японии, а семь лет спустя открыл первую фабрику японского денима. В 80-х компания также оказалась пионером в производстве японского селвидж денима. Более 70 лет назад Big John заложил фундамент для будущих джинсовых брендов, и сегодня он продолжает идти в ногу с современными трендами.

Uniqlo

Селвидж деним джинсы Uniqlo

Компания по производству одежды Uniqlo начала свою деятельность в 1949 году в качестве производителя текстиля. Несмотря на то, что джинсы не являются ее главным приоритетом, японская марка тоже предлагает различные модели из селвидж денима. Джинсы из Uniqlo отличаются не только хорошим качеством и долговечностью, но и демократичным ценником (менее $50).

 


Подробнее о том, как японские джинсы покорили мир, читайте в истории бренда EVISU


 

МЫ В СОЦСЕТЯХ