Первая за шестнадцать лет картина американского кинорежиссера Тодда Филда («В спальне», «Как малые дети») «Тар» с Кейт Бланшетт в главной роли так и не дошла до российского проката, но уже появилась в сети. За эту роль актриса получила Кубок Вольпи, призы Британской киноакадемии и «Золотого глобуса», а также номинацию на «Оскар». Рассказываем, почему стоит посмотреть этот фильм и обратить внимание на гардероб главной героини.
Краткий сюжет фильма «Тар»
Лидия Тар — первая женщина-дирижер в Берлинском филармоническом оркестре и обладательница ЭГОТ (аббревиатура для премий «Эмми», «Грэмми», «Оскар» и «Тони»). Она уважаема и успешна, у нее примерная жизнь с партнершей и маленькой дочерью в идеальной дизайнерской квартире, ее карьера складывается лучше некуда: Тар готовится к выступлению с Пятой симфонией Малера. Но после смерти одной из студенток и обвинений в харассменте жизнь главной героини начинает рушиться.

Тар — идеальное воплощение фразы «fake it till you make it» («притворяйся, пока это не станет правдой»). Обычная девочка из американской глубинки по имени Линда сумела добиться не только небывалого успеха в своем музыкальном мире, но и стать персонажем-мемом в нашем. Героиня, сыгранная Бланшетт, настолько сложна и неординарна, что многие зрители поверили, что Тар это реальная женщина и отправились гуглить ее имя. Теперь ей посвящают психологические разборы, ее биографию заполняют на Википедии, а за ее профилем в твиттере следят тысячи человек. Однако, несмотря на популярность и любовь публики, Тар — негативный персонаж. Она с пренебрежением относится к новой этике и культуре отмены, заводит романы со студентами, не отличается пониманием к коллегам-женщинам. И иронично, что именно такой персонаж стал новой иконой для поколения Z, а в инстаграме* и тиктоке многие пытаются скопировать ее стиль. Но что же в нем такого?
Стиль Лидии Тар
Костюмер фильма Бина Дайгелер («Все о моей матери», «Выживут только любовники», «Мулан») и Кейт Бланшетт, ранее уже работавшие вместе над «Манифестом» и «Миссис Америка», долго пытались понять, как Тар должна выглядеть и как лучше передать это зрителю. Они искали вдохновение в дирижерах-женщинах, но все же, самое большое влияние оказал австрийский дирижер Герберт фон Караян.

Фундаментом стиля главной героини стали сшитые на заказ костюмы, которые помогают ей вести диалог как с мужчинами-предшественниками, так и с историей квир-моды. За костюмами Дайгелер обратилась к немецкому портному Эгону Брандштеттеру, чей магазин засветился в первой сцене фильма. Кроме того, она добавила в гардероб Тар несколько более современных силуэтов от Lemaire и Dries Van Noten. Так как действие фильма происходит в осеннем Берлине, костюмы героини также дополнились множеством пуловеров, жилетов и кардиганов. Это помогло решить несколько стилистических проблем: разбавить спокойную цветовую палитру красками и смягчить строгий покрой. И хотя небольшой по голливудским меркам бюджет фильма, по шуткам создателей, ушел на пальто The Row, рубашки Jil Sander и сумку Hermès Birkin, часы Rolex, которые Тар, как и положено любому дирижеру, носит циферблатом повернутым вниз, принадлежат самой Кейт Бланшетт. «Она не тратит много времени на сборы и выбор одежды по утрам, так как у нее много хорошей одежды, она знает, что всегда будет выглядеть отлично», — сказала Бина Дайгелер изданию W Magazine.

Основные темы, которая хотела развить костюмер фильма, — это власть и сила. Тар нападает на этот мир, выставляет себя в доминантной позиции, и это прослеживается в ее гардеробе. Хотя ничего претенциозного в ее образах нет, она всегда выглядит идеально. Минимализм, пастельные тона, брюки на завышенной талии, костюмы на заказ, непринужденная многослойность. И даже в сценах, где Тар в одиночестве практикуется в игре на пианино в своей рабочей квартире в свободных джинсах и кашемировом свитере, она не кажется зрителю безопасной и расслабленной. Но когда героиню настигает расплата за ее ошибки, в ее внешнем виде происходят ощутимые перемены. Она становится небрежной и помятой — от прежнего лоска не остается и следа. Привычные лоферы сменяются кроссовками, а вместо пальто появляется кожаная куртка. Тар, изгнанная из профессионального сообщества, перестает доминировать в принципе, в том числе и при помощи своего гардероба. Стиль, присущий размеренной берлинской обстановке, уступает место хаосу, так же как ледяная тишина ее электромобиля уступает место шуму такси, на которых она пересекает Нью-Йорк.

И все же, несмотря на всю свою токсичность и проблематичность, Тар не самая плохая ролевая модель. Ее одержимость своим мастерством, профессией и нежелание прогибаться и сдаваться восхищают. А люди, следуя тренду на Power Dressing, просто находят себе новых стильных икон. И если раньше это были вполне реальные Марлен Дитрих и Кэтрин Хепберн (которую когда-то уже играла Кейт Бланшетт), то сейчас, в потоке чередующихся тенденций, очень тяжело найти знаменитость, которая бы не меняла свой стиль каждый сезон. Поэтому поколение Z остается вдохновляться такой неприятной и неосознанной, но всегда верной себе и отлично одетой Лидией Тар.
*Инстаграм принадлежат компании Meta, которая была признана экстремистской и запрещена на территории России
Текст: Лиза Леонтьева