Teddy Bear — история происхождения плюшевого мишки | МЦ
История Teddy Bear

Teddy Bear — история плюшевого мишки

Teddy Bear — традиционная и неподвластная времени игрушка, которая нравится всем без исключения, независимо от возраста. Плюшевые мишки напоминают о беззаботном детстве, дарят тепло и нежность, а также являются другом, которому можно доверить свои тайны и мечты.

В преддверии наступающих зимних праздников разбираемся в истории самого популярного подарка.

Легенда происхождения плюшевого медведя

Традиционно название Тедди ассоциируется с именем 26-го президента США Теодора Рузвельта. Все началось 14 ноября 1902 года, когда Рузвельт по приглашению губернатора Миссисипи Эндрю Лонгино отправился на охоту на медведя, распространенную среди высших деятелей того времени. Их проводником был егерь по имени Холт Коллиер. Охота планировалась как 10-дневная экскурсия, и на второй ее день гончие Коллиера напали на след зверя. Загнанный в угол 100-килограммовый черный медведь отбивался от собак лапами и в драке раздавил одну насмерть. Желая сохранить добычу для отставшего от охотников президента, но понимая, что собаки в опасности, Коллиер разбил медведю череп винтовкой. Затем он привязал его к дереву и стал дожидаться Рузвельта, чтобы тот застрелил зверя.

Когда президент догнал егеря, он увидел ужасную картину: окровавленный, задыхающийся медведь, раненые собаки и толпа кричащих охотников. Теодор посчитал такой поступок неспортивным и отказался убивать беззащитное животное.

История появления Teddy Bear
Карикатура Клиффорда К. Берримана

Новость о «сострадательном» жесте Рузвельта вскоре облетела всю страну, и уже 16 ноября на страницах Washington Post появился рисунок карикатуриста Клиффорда К. Берримана. В нем Рузвельт стоит спиной к испуганному медвежонку. Согласно некоторым источникам, газетная карикатура под названием «Проведя черту в Миссисипи» была отсылкой не только к отказу Рузвельта стрелять в медведя, но и к его нерешительности в урегулировании пограничного спора между штатами Миссисипи и Луизиана.

Карикатуру увидело множество людей, в том числе и Моррис Мичтом, владелец небольшого магазина сладостей. Вдохновившись рисунком, его жена Роуз сшила игрушечного медвежонка, а затем выставила его на витрину вместе с газетной статьей и надписью «Teddy’s Bear». У оригинального мишки Тедди было пухлое тело, лицо в форме треугольника, длинные руки и ноги. На медведя сразу же нашлись десятки покупателей.

Тогда Моррис посчитал необходимым спросить у президента разрешения на использование для игрушки имени Тедди. Получив согласие, он начал массово производить мишек, которые были настолько популярны, что вскоре Мичтомы основали компанию по производству игрушек Ideal Toy Company.

В том же 1902 году в Германии компания мягких игрушек Steiff, принадлежавшая Маргарет Штайф, начала шить собственного плюшевого мишку. Идея создания игрушки пришла к племяннику Маргарет, Рихарду Штайфу, который часто наблюдал за реальными медвежатами в зоопарке. Мишек, получивших название Bear 55 PB, шили вручную из плюша и набивали древесной стружкой. Рихард также научил зверюшек шевелить лапами, использовав шарнирную систему. Сама Маргарет была настроена довольно скептически, но позволила Рихарду представить творение на Лейпцигской ярмарке игрушек. Прорыв произошел, когда медвежонка заметил американский бизнесмен, заключивший со Steiff первый крупный контракт на изготовление 3000 мишек. 

Популярность Teddy Bear

Мягкие игрушки стали хитом среди взрослых и детей. Туристы, стекавшиеся на променады морских курортов Нью-Джерси, забирали плюшевых мишек домой в качестве сувениров. В женских журналах размещалась реклама аксессуаров для медведей и предлагались актуальные выкройки для пошива медвежьей одежды. Но не все были в восторге от такой популярности мишек Тедди. Священник католической церкви Святого Иосифа Майкл Дж. Эспер считал, что игрушечный зверь в руках маленьких девочек способен разрушить материнские инстинкты и в дальнейшем привести к «расовому самоубийству». В своей проповеди он утверждал: «Расовое самоубийство — это серьезная опасность, которая разжигается и поощряется модой на замену старых добрых кукол нашего детства ужасным чудовищем, известным как Teddy Bear». 

История плюшевого мишки
Газетные статьи с обвинением Teddy Bear в разрушении материнского инстинкта у маленьких девочек

Тем не менее плюшевый бум было уже не остановить. Teddy Bear перестал быть просто игрушкой и нашел свое отражение в книгах и музыке. Первая книга о приключениях плюшевого медвежонка была написана в 1907 писательницей Элис Скотт. Всего за время существования Teddy Bear по всему миру вышло около 400 книг различных авторов, в которых главным героем был дружелюбный мишка. Среди самых известных — повесть английского писателя Александра Милна «Винни-Пух», изданная в 1926 году, и сказка Майкла Бонда «Медвежонок по имени Паддингтон», впервые опубликованная в 1958 году.

В том же 1907 году американский композитор Джей Кей Браттон показал миру мелодию под названием «The Teddy Bear Two Step», которая в 1932 году, после написания к ней стихов, превратилась в песню «The Teddy Bear’s Picnic». Спеть ее сочли за честь многие исполнители, однако первым это удалось сделать Генри Холлу. В 1957 году мишка стал героем саундтрека, который исполнил легенда рок-н-ролла Элвис Пресли для фильма «Loving You». Хит получил название «(Let Me Be Your) Teddy Bear». К слову, у Элвиса действительно был любимый плюшевый медвежонок.

Со временем Teddy Bear проник и в киноиндустрию. В 1909 году в США был снят мультфильм «Маленький Джонни и медведи Тедди», а по прошествии 15 лет Уолт Дисней выпустил короткометражный фильм «Алиса и три медведя».

Любовь к медвежатам повлияла на расширение географии стран, занимающихся изготовлением плюшевых игрушек. Теперь Teddy Bear производили не только в Германии и США, но в Великобритании, Шотландии и даже Японии. Со временем менялись не только дизайн и материалы плюшевых зверюшек, но и функционал, к примеру, медведи научились прыгать и танцевать. С середины 1920-х годов началось производство медведей, олицетворяющих определенную профессиональную сферу, к примеру, мишки-врачи, пожарные, моряки, школьники и т.д. К тому же мишки Teddy Bear часто становились участниками исторических явлений. В 1912 году уже знакомая нам компания Steiff выпустила серию черных плюшевых медведей в память о погибших пассажирах «Титаника». Во время Первой и Второй мировых войн Тедди стали популярны как талисманы — солдаты брали медведей с собой на фронт, которые напоминали им об их семьях, родных и домашнем уюте.

Самый дорогой в мире плюшевый медведь
Самый дорогой в мире плюшевый медведь, созданный компанией Steiff в сотрудничестве с Louis Vuitton

В середине 1970-х годов появились художники-теддисты. Это мастера, которые изготавливают мишек Тедди вручную, в единственном экземпляре. Их работы считаются уникальными и пользуются популярностью у коллекционеров плюшевых медведей, называющих себя арктофилами. На волне популярности редких игрушек аукционные дома начали регулярно проводить специальные торги. На сегодняшний день, самым дорогим медведем в мире считается Teddy Bear, выпущенный компанией Steiff в сотрудничестве с Louis Vuitton. Этот стильный медвежонок в плаще с фирменной монограммой и маленьким чемоданчиком был продан на аукционе Christie’s в 2000 году за 2,1 миллиона долларов.

В 1998 году мишка Тедди попал в Национальный зал славы игрушек США, закрепив за собой титул одной из самых знаковых игрушек в мире.

Teddy Bear в моде

Модная индустрия всегда была зеркалом общественных настроений, поэтому выход плюшевого друга на подиум был лишь вопросом времени. После успешной коллаборации с производителем игрушек Steiff французский модный дом Louis Vuitton выпустил собственную версию медведя под именем Doudou, который впервые появился в коллекции Louis Vuitton Spring/Summer 2005 Menswear Марка Джейкобса. Образ молодого человека в пижаме и пальто, держащего коричневого медвежонка с монограммой LV, был вдохновлен романом «Возвращение в Брайдсхед» писателя Ивлина Во, а в частности одним из героев книги — представителем старинной фамилии британских аристократов Себастьяном Флайтом, который очень часто носил с собой плюшевого медведя, не желая расставаться с детством. Спустя годы Вирджил Абло вновь показал игрушку на шоу Louis Vuitton Spring/Summer 2021 Menswear. На этот раз дизайнер использовал медведя как атрибут для воссоздания «чудесной страны инклюзивности и единства, представляющей мир через незапятнанное видение ребенка, еще не испорченного общественным программированием».

Однако Louis Vuitton не был первым, кто использовал медведя в своей работе. В 1988 году французский дизайнер Жан-Шарль де Кастельбажак представил пальто, полностью сшитое из плюшевых мишек, — оно стало его визитной карточкой и положило начало совершенно новому тренду (вспомните куртку со щенками Снупи и культовый жакет из лягушек). В 2008 году Кастельбажак вновь обратился к теме медведей и выпустил маленькую игрушку с принтом в виде облаков.

Для Ralph Lauren мишка стал не просто дополнением к коллекции, а настоящим символом. В конце 1980-х годов Ральф Лорен и его брат Джерри получили от своей команды плюшевых мишек в нарядах Polo Ralph Lauren. Ральфу настолько понравился подарок, что он организовал коллаборацию с компанией Steiff, которая продлилась с 1990 по 2001 год. В рамках сотрудничества партнеры выпускали игрушки, а также одежду с изображением медведя. В 2013 году Polo Bear вернулся и с тех пор уже не исчезал из ассортимента компании. Часто он становится героем модных коллабораций, например со скейтерским брендом Palace.

Сотрудничество Steiff с Polo Ralph Lauren и Louis Vuitton дало старт целому ряду коллабораций производителя игрушек с модными брендами и дизайнерами. В 2008 году со Steiff объединился дизайнер Карл Лагерфельд, чтобы создать плюшевого мишку от-кутюр, напоминающего его самого, вплоть до фирменного черно-белого костюма, пряжки на ремне и очков. Также к помощи немецкой компании по производству плюшевых игрушек прибегали стритвир-бренды — в 2018 году Supreme представил медведя Elmar в худи с бокс лого, а в fragment design превратил фирменного мишку Steiff в пушистый ковер, дополненный биркой с молниями.

Мягкие игрушки нередко появлялись в портфолио Джереми Скотта. В 2010 году он украсил головами плюшевых медвежат кроссовки adidas Originals, а в 2015 превратил Teddy Bear в неофициальный логотип Moschino. В том же году ныне несуществующий лондонский бренд Sibling выпустил на подиум моделей с однотонными вязаными плюшевыми медведями в руках. Еще одна интерпретация игрушки ждала нас на показе Fenty x Puma Fall/Winter 2017 RTW. Тогда в совместную со спортивным брендом коллекцию Рианна включила рюкзак морковного оттенка в форме плюшевого мишки. Также изображение медведя на своих изделиях в разное время использовали Gucci, Amiri и Bobby Abley среди прочих.

Весной 2022 года медведи снова стали центром внимания и все благодаря показу коллекции Thom Browne Fall/Winter 2022 RTW. Шоу было посвящено Нью-Йорку, как «острову неудачных игрушек», куда приезжают люди в поиске себя, а среди его гостей значились не только знаменитости и влиятельные фигуры фэшн-индустрии, но и 500 плюшевых мишек, сидящих на миниатюрных стульях в фирменных серых пиджаках американского бренда. Презентация, организованная в формате Teddy Talk (отсылка к конференциям TED Talk), на мгновение превратила зрителей обратно в детей, окутав их атмосферой счастья и веселья, и стала важным напоминанием о необходимости беречь детские моменты и быть верным себе, даже несмотря на политически и экономически нестабильные времена.

Плюшевые медведи на показе коллекции Thom Browne Fall/Winter 2022 RTW
Плюшевые медведи на показе коллекции Thom Browne Fall/Winter 2022 RTW

Вот уже более века психологи пытаются разгадать загадку этой универсальной игрушки. Почему именно мишка, а не какая-нибудь собачка или зайчик настолько трогает душу? Одни считают, что его пропорции схожи с пропорциями новорожденного ребенка и поэтому интуитивно его хочется обнять. Другие ссылаются на то, что Тедди в свое время стал первой игрушкой унисекс, с которой, в отличие от кукол, можно было играть и девочкам, и мальчикам. С тех пор для многих детей плюшевый мишка — это близкий друг и верный талисман. Поэтому, повзрослев, мы воспринимаем игрушку как символ комфорта, защиты и любви.

Некоторые ученые считают, что секрет кроется в тяге человека ко всему мягкому. Но, вероятно, полностью объяснить феномен плюшевого медвежонка не сможет никто. Так или иначе, вот уже 120 лет Teddy Bear продолжает триумфально шагать по планете, покоряя взрослых и детей.

МЫ В СОЦСЕТЯХ